Вечный студент Марлен Хуциев

Живой киноклассик встретился с участниками Летней киноакадемии и рассказал о роли поэзии в кинематографе и о фильме, который снимается уже 10 лет.

Марлену Хуциеву — 87, но неиссякаемая внутренняя энергия и юношеский блеск в глазах выдают в нем человека, ежедневно готового к новым открытиям. «Должен сказать честно, что я всю свою жизнь продолжаю чувствовать себя студентом», — признается Марлен Мартынович, и добавляет, что многим нынешним корифеям кинематографа не помешало бы сохранить в себе это ощущение, чтобы не занестись и не забывать об истоках.

С истоков и начали — «яд кинематографа» заразил будущего режиссера в 1944 году, когда тот срезался на экзаменах в художественную академию, и пришлось устроиться ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии. Уже через год Хуциев поехал поступать во ВГИК и попал на курс Игоря Андреевича Савченко — впоследствии режиссер дал фамилию своего мастера главному герою фильма «Весна на Заречной улице».

«Это не комедия, хотя когда мы с моим другом Феликсом Миронером, автором сценария, пошли в кинотеатр, там все время зритель смеялся, и мы с недоумением вышли — мы что, комедию сняли?», — вспоминает Марлен Мартынович об одном из своих самых известных фильмов.

Образность — обязательная составляющая любого фильма, считает Марлен Хуциев, снявший невероятные по своей образной выразительности картины «Мне 20 лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь». А образы, по мнению режиссера, нужно черпать в литературе, и особенно в поэзии. «Поэзия — это некий концентрат нашей профессии, в ней вы можете находить очень много для себя, и образность, и решения какие-то», — отмечает Марлен Мартынович, и в качестве примера читает отрывок из поэмы Твардовского «Василий Теркин».

Марлен Хуциев за свою долгую творческую жизнь снял не так много фильмов — всего восемь художественных, если считать еще неоконченную картину «Невечерняя», работать над которой режиссер начал больше десяти лет назад. Это история о встречах гениев русской литературы — Толстого и Чехова. Часть съемок проходила в Крыму, на даче графини Паниной, где действительно встречались писатели. Материал практически готов, но необходимо доснять несколько сцен и приступать к монтажу и озвучиванию. К сожалению, проект поставлен на паузу из-за отсутствия средств. «Это болезненный вопрос для меня», — говорит Хуциев — «Когда в экспертном совете прочитали сценарий, то сказали «А, говорящие головы», и выделили минимальное финансирование. Это Толстой и Чехов-то — говорящие головы?»

05.08.2013
Татьяна Баталова