Весна на Заречной улице

«Весна на Заречной улице» — советский художественный фильм, снятый в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым, одна из самых популярных картин эпохи оттепели. В кинопрокате СССР 1956 г. собрал 30,12 млн зрителей.

vesna-na-zarechnoj-ulice

Сюжет

В рабочий посёлок приезжает выпускница педагогического института Татьяна Сергеевна Левченко (Нина Иванова), чтобы преподавать русский язык и литературу в вечерней школе рабочей молодежи. В её классе оказывается лихой и весёлый парень Саша Савченко (Николай Рыбников), с которым она познакомилась чуть раньше, по дороге с вокзала. Саша — известный человек на заводе, он — сталевар, ударник труда. С начала фильма возникает несколько любовных треугольников, центральной темой которых становится любовь Саши к его учительнице, не сразу отвечающей на его чувство. В фильме показан быт, традиции, поведение послевоенной, выросшей без отцов молодёжи.

Песни

Лейтмотивом фильма является песня «На Заречной улице» (стихи Алексея Фатьянова, музыка Бориса Мокроусова), которую исполняет Николай Рыбников. После выхода фильма песня приобрела большую известность.

Песню «Школьный вальс» (композитор Исаак Дунаевский, автор слов Михаил Матусовский) исполняет Владимир Бунчиков.

Кроме того в фильме звучит фокстрот Артура Полонского «Цветущий май».

Создатели фильма

В ролях

  • Нина Иванова — Татьяна Сергеевна Левченко, учитель
  • Николай Рыбников — Саша Савченко, сталевар-передовик
  • Владимир Гуляев — Юра Журченко
  • Валентина Пугачёва — Зина
  • Геннадий Юхтин — инженер Николай Николаевич Крушенков
  • Римма Шорохова — Аля Алёшина
  • Николай Ключнев — Федя Донченко
  • Марина Гаврилко — Марья Гавриловна, мать Зины
  • Юрий Белов — Евгений Ищенко
  • Валентин Брылеев — Иван Мигулько

в эпизодах

  • Виктор Маркин — учащийся
  • Евгений Коваленко — парень-верзила, из компании Журченко
  • Жан Мельников — сосед Ищенко по парте
  • Люся Максимова — сестра Саши Савченко
  • Саша Мороз — брат Саши Савченко
  • Владимир Карасёв — эпизод
  • Т. Галух
  • Н. Фалеев

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Феликс Миронер
  • Режиссёры-постановщики — Феликс Миронер, Марлен Хуциев
  • Главные операторы — Пётр Тодоровский, Радомир Василевский
  • Композитор — Борис Мокроусов
  • Текст песен — Алексей Фатьянов
  • Второй режиссёр — Константин Жук
  • Редактор — Евгения Рудых
  • Художник — Василий Зачиняев
  • Звукооператор — Владимир Курганский
  • Ассистенты режиссёра — В. Швед. Г. Строкан
  • Оператор — Г. Никитин
  • Ассистент по монтажу — Этна Майская
  • Мастер-гримёр — Зоя Губина
  • Директор картины — Даниил Нежинский

История создания

Закончив в 1952 году институт кинематографии, Марлен Хуциев становится режиссёром на Одесской киностудии. Работая помощником режиссёра в различных киногруппах, он пишет сценарий для своей первой большой художественной картины. Начальный вариант сценария не был принят к постановке и М. Хуциеву пришлось дорабатывать его вместе с Ф. Миронером, соавтором по дипломному фильму. Снимать фильм начали с 1953 года, а премьера фильма состоялась 26 ноября 1956 г. Фильмом «Весна на Заречной улице» М. Хуциев открыл дорогу новому поколению актёров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Ю. Белов, Н. Рыбников, Г. Юхтин. Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова.

Бо́льшая часть киносъёмок прошла в Запорожье. Некоторые сцены снимались в Одессе. В Запорожье съёмки проводились на заводах Запорожсталь, Днепроспецсталь. Кроме заводских сцен съёмочная группа работала также в 47-й и в 4-й средних школах рабочей молодежи на Павло-Кичкасе, в парке «Дубовая роща», райвоенкомате, Дворце культуры алюминиевого комбината (в советское время — Дворец культуры им. С. М. Кирова).

Николаю Рыбникову помогал вживаться в образ 23-летний Григорий Пометун, впоследствии заслуженный сталевар Украины.

Критика отметила высокий уровень режиссуры фильма. Внимание привлекли и съёмки оператора Петра Тодоровского, умело чередовавшего общие и индивидуальные планы. Зрителями была особенно отмечена песня из кинофильма.

Картина означала иной поворот в традиционной для советского кинематографа рабочей теме. В конце 1956 г. фильм стал лидером проката и собрал более 30 миллионов зрителей, уступив лишь итальянской мелодраме «Утраченные грёзы». Фильм был отмечен бронзовой медалью Международного кинофестиваля в Москве 1957 года (в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов).