Энциклопедия мам

Физическое развитие ребенка в 18 месяцев

Развитие мальчиков и девочек в 18 месяцев в норме должно затрагивать каждую сферу его жизни, об этом мы и поговорим ниже.

Слух.

Ребенок должен воспринимать свой голос, понимать, что это его собственный. Он может говорить или кричать громче, когда понимает, что его не слышат. Малыш понимает, откуда доносится тот или иной звук, поворачивается в сторону источника или идет к нему.

Зрение.

В полтора года малыш начинает видеть все вокруг гораздо четче, нежели до года. Ребенок может оценивать и определять расстояние между предметами. Сменяющие друг друга картинки еще неподвластны крохе, поэтому просмотр телевизора может оказать негативное влияние на зрение ребенка.

Речь.

В возрасте 18 месяцев ребенок говорит в пределах 15-20 слов, но некоторые дети знают уже до 40 слов. Малыши начинают произносить несложные фразы, которые состоят из двух или трех слов.

Зубы.

Как правило, в полтора года у ребенка уже прорезались следующие зубы: нижние и верхние центральные резцы, верхние и нижние боковые резцы, верхние и нижние малые моляры и верхние клыки, нижние клыки появляются практически сразу после полутора лет.

Моторика.

Если раньше ребенок просто хватал любые предметы, то сейчас он берет именно то, что ему интересно или нужно. Ребенок понимает, какой предмет как лучше взять, чтобы он не выскользнул из рук. Малыш начинает кушать ложкой, старается держать ее самостоятельно, без посторонней помощи.

Познавательная деятельность

  • отличить круг от квадрата, легко найти и подать предмет заданной формы;
  • сортировать и подбирать нужные формы, чтобы собрать логический куб;
  • собрать пирамидку из 5-6 деталей, без привязки к размеру. По просьбе взрослого подобрать 2-3 детали, ориентируясь по их диаметру;
  • различать основные цвета спектра, находить по просьбе взрослого предмет названого цвета;
  • рисовать карандашом простые линии, круги, овалы;
  • листать книгу, показывать пальчиком на знакомые картинки, озвучивать животных;
  • катать коляску с куклой;
  • тянуть за собой игрушку на веревочке, стараться не опрокинуть машинку с грузом;
  • использовать знакомые способы игры с разными предметами (укачивать куклу, зверя, машинку);
  • использовать предметы по назначению. Малыш уже ориентируется в предназначении большинства бытовых предметов, предпочитает играть, используя их, по прямому назначению (складывает в кастрюльку овощи, куклу укладывает в кровать и т. д.).
  • копировать поведение других детей, взрослых.

Как развивать малыша

  • Творчество. Пора познакомить ребенка с кисточкой, фломастерами и карандашами. Вначале покажите, как пользоваться этими предметами, сами нарисуйте несколько простых рисунков, предложите крохе попробовать этот вид творчества. По-прежнему хорошо лепить из пластилина, теста;
  • Речевые игры. Как можно чаще разговаривайте с карапузом, предлагайте ему имитировать звуки живой природы, транспорта и техники. Хорошо в этот период познакомить с первыми упражнениями артикуляционной гимнастики. Предложите карапузу покривляться перед зеркалом, произносить различные звуки, повторять за вами слова;
  • Подвижные игры. Прятки, догонялки, салки, игры с мячом, ползание по спортивным снарядам. Внедрение в жизнь карапуза таких элементов способствует развитию двигательных навыков, координации;
  • Мелкая моторика. Шнуровки, игры с бусинами, бизиборды, логические домики и т. д. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи;
  • Логика, мышление. Задания на сортировку, поиск, подбор подобного, предложите крохе простое упражнение, он с радостью ступит на путь изучения сложных математических понятий;
  • Сюжетные игры. Помогите малышу покормить куклу, устройте чаепитие для зверей, сварите кашу из песка. Чтобы малыш научился играть, нужно показать ему различные варианты;
  • Чтение. Наиболее развивающий способ познания. Развивает память, речь, фантазию, знания и т. д.;
  • Музыкальные занятия. Классическая музыка и детские песенки хорошо влияют на настроение ребенка, стимулируют работу головного мозга, снижают нервное напряжение от переизбытка информации;
  • Бытовые навыки. Дайте крохе взрослеть и учиться многое делать самому. Ваша задача быть рядом и контролировать, помогать, а не выполнять все за малыша. Пусть через неудачи, ошибки, провалы, но кроха учится становиться самостоятельным.

Гимнастика

  • включить бодрую маршевую музыку;
  • подготовить необходимый спортивный инвентарь. По желанию хорошо использовать фитбол, обруч, мяч, коврик, доску или палку;
  • одеть кроху в удобную одежду;
  • проветрить помещение (зимой), открыть форточку (летом);
  • начать зарядку с истории или сказки.
  • совершенствование навыка ходьбы. Предложите карапузу пошагать на месте. После этого положите перед ним веревочку или узкую ленту, попросите пройти по ней;
  • высокие шаги. Положите небольшие предметы на расстоянии в 30 см друг от друга, предложите малышу перешагнуть их;
  • тренируем координацию. Усадите ребенка на фитбол, раскачивайте его в этом положении в разные стороны, придерживая за руки;
  • совершенствуем ползание. Поставьте перед крохой обруч или палку на высоте около 40 см. Предложите пролезть в обруч или под палкой;
  • имитация животных. Предложите попрыгать как зайчик, ползти, изображая собачку и т.д.;
  • махаем крылышками. Ребенок стоит ровно, руки вдоль тела. Вместе с мамой он начинает поднимать руки вверх, вперед, назад и снова вниз.
  • разминаем суставы рук. Малыш машет руками вперед-назад несколько секунд. Поднимает руки перед грудью, сгибает их в локтях, сводя кончики пальцев на уровне груди, разводит их, не разгибая локти;
  • приседаем. Придерживайте карапуза за руки и предложите глубоко приседать из положения стоя.
  • велосипед. Лежа на спине, малыш совершает круговые движения подобные на кручение педалей.

Физические параметры в полтора года

Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек

Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:

  • вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
  • вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
  • рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
  • рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
  • окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
  • окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
  • окружность грудной клетки мальчика — 47,4 – 53,9 сантиметров;
  • девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.

Развитие пальчиков и моторика

В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.

Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.

В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.

В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.

Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.

Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!

Различия между мальчиками и девочками

С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.

  • У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
  • Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
  • Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).

Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.

Чему научился ребенок в полтора года

Физическое развитие ребенка в 18 месяцев позволяет ему делать многие вещи без помощи и поддержки взрослого. Несмотря на то что малыш развивается уже не так активно, как в первый год жизни, с наступлением каждого месяца можно отметить что-то новое, в том числе и в полтора года.

Что должен уметь ребенок в 18 месяцев?

  • Большинство малышей начинают ходить без поддержки и опоры, некоторые делают это достаточно ловко и быстро;
  • препятствий для ребенка становится все меньше, так как он с легкостью может переступить мешающий ему порог или предмет, забраться на диван и другую «высоту»;
  • большая часть детей к этому возрасту уже произносит немало несложных слов, кто-то делает это лучше, кто-то достигает успехов несколько позже;
  • есть самостоятельно приборами уже не представляет никакой сложности, ребенок справляется с этой задачей;
  • налаживается контакт со взрослыми не только зрительный, но и речевой, так как ребенок уже может понимать речь родителей, реагировать на их вопросы;
  • в полтора года ребенок спокойно наклоняется и поднимает любой предмет;
  • если малышу приглянулась книга, игрушка или любой другой предмет, он укажет вам на это;
  • малыш переворачивает страницы книг, показывает на знакомые картинки;
  • еще не слишком умело, но уже уверенно ребенок может спускаться или подниматься по лестнице;
  • мяч начинает вызывать интерес, малыш может его кидать, пинать ногами или даже старается поймать ручками;
  • наряду с бутылочкой в жизни появляется и кружка, теперь маленький человек умеет из нее пить практически самостоятельно;
  • если спросить у ребенка, где у него уши, нос или любая другая часть тела, он на нее укажет;
  • ребенок старается принимать участие в снятии и надевании одежды, а также в ее выборе;
  • в руках у крохи появляются карандаши, мелки или ручки, появляются первые «художественные шедевры»;
  • особо «ранние» дети начинают осваивать горшок.

Развитие речи

  • По просьбе взрослого, ребенок может показать части своего тела, игрушку, предмет быта;
  • Может указать на предмет по цвету (основные цвета спектра);
  • Выполняет бытовые действия по просьбе взрослого;
  • Понимает практически все, что говорят ему родители, при этом его реакция соответствует сказанному.

как можно чаще разговаривать с ребенком. Рассказывайте о своих и его действиях, задавайте вопросы, описывайте предметы;
использовать интонацию и мимику для точной передачи смысла сказанного;
не сюсюкать, не искажать слов;
читать крохе книги с большими иллюстрациями, отображающими смысл текста. Покажите, как можно рассказать знакомую сказку, опираясь на изображение в книжке;
предлагать знакомиться со стихотворной формой. Небольшие стихи, потешки, песенки легко запоминаются карапузу, стимулируя его повторять за вами, вставлять знакомое слово в нужном месте;
быть внимательным к просьбам ребенка повторить стихотворение или сказку. Малыш может просить рассказать или прочитать ему одну и ту же сказку по несколько раз. Не игнорируйте это желание. Такое поведение ребенка свидетельствует о полном понимании истории, восприятии сюжета;
положительно реагировать на любую попытку ребенка говорить. Если вы поняли смысл сказанного, обязательно отреагируйте на него, повторив вопрос или слово, сказанное ребенком правильно. Если вы не понимаете сказанное, то попросите повторить или согласитесь с малышом

Интерес к его речи должен быть постоянным, малыш должен чувствовать, что для вас важно его умение.
Чаще задавать вопросы, связанные с обыденными действиями. Поинтересуйтесь, во что кроха хочет поиграть, какую одежду одеть, что хочет кушать

Чем больше вопросов услышит карапуз, тем выше будет необходимость в речи.

Режим дня

Сон.

В возрасте 18 месяцев ребенок спит меньше, чем это было ранее – примерно, 14 часов в сутки. Основная часть отведенного времени (10-11 часов) приходится на ночной сон, а остальные часы ребенок спит днем. Как правило, дневной сон остается только один, но некоторые крохи все еще ложатся на отдых днем дважды.

Прогулки.

На прогулки рекомендуется выходить несколько раз в день, хотя бы не менее одного. Если погода позволяет, можно гулять столько, сколько захочется ребенку и родителям, в особо ветреную или дождливую погоду лучше остаться дома.

Питание.

Питание выходит на пятиразовый режим. Ребенку не рекомендуется голодать более четырех часов, приемы пищи должны быть примерно в одно и то же время. Если ребенок еще не отлучен от груди, сейчас самое время заняться этим процессов. В рационе ребенка появляются новые продукты, питание становится более разнообразным, но от вредных продуктов все еще стоит воздержаться.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, или вы отучаете его от груди, отдельное внимание нужно уделить смеси, она должна отвечать потребностям ребенка. Отличным вариантом является питание на козьем молоке Кабрита 4

Смесь имеет сбалансированный состав и предназначена для детей от 18 месяцев. Кроме того, в линейке «Кабрита» есть пюре, которое также станет отличным вариантом для разнообразия питания малыша.

Режим дня и сна

  • Утро для ребенка 1,5 лет должно начинаться в 7.00 – 8.00.
  • Первый завтрак – в 8.00 – 8.30, а в промежутке между пробуждением и утренним принятием пищи малыш должен быть умыт и одет.
  • С 8.30 до 12.00 – время бодрствования ребенка, которое проходить должно в играх, занятиях, прогулках на свежем воздухе.
  • Обед – не позже 12.00. С 12.30 и до 16.00 – дневной сон, который должен быть обязательным.
  • После пробуждения – полдник, а вот с 16.30 и до 20.00 – вечернее бодрствование, заключающееся в игре, нахождении на свежем воздухе, купании.
  • Ужин – с 20.00 и до 20.30.
  • В 20.30 – 21.00 – отхождение ко сну. В это время желательно почитать малышу сказку, спеть колыбельную.

Умения и навыки

  • ходить самостоятельно, при необходимости обходить предметы, вращаться по кругу;
  • во время ходьбы переступить через небольшой предмет;
  • подниматься и спускаться по лестнице при помощи взрослого;
  • подняться по наклонной плоскости;
  • самостоятельно садиться на небольшую скамеечку, сидеть без поддержки;
  • подбросить мяч вверх, вперед при помощи двух рук, ударять ногой по мячу из положения стоя;
  • понимать смысл обращенной к карапузу речи, начать использовать правильные названия слов;
  • отвечать на простые вопросы;
  • ориентироваться в пространстве, наклоняться из любого положения, приседать из положения стоя;
  • выполнять поручения взрослых, делать это радостно;
  • ориентироваться в бытовых предметах и собственных игрушках;
  • использовать знакомые игровые навыки на разных предметах, пытаться накормить из ложки не только куклу, на и машинку, зверя;
  • просить кушать, пить;
  • самостоятельно кушать за общим столом.

Питание

Молочных продуктов: кефир, творог, сливочное масло, сметана, сливки. Малыш должен получать молочные продукты каждый день в разном виде. Хорошо давать пить кефир на ужин, добавлять сливочное масло в кашу, сметану – в суп;
Фруктов и овощей. Разнообразие овощей в рационе ребенка – шаг на пути к здоровью. Малыш должен есть овощи в разных пропорциях и сочетаниях каждый день. Ребенку можно предлагать пробовать свеклу, томаты, горох, репу. Познакомьте карапуза с бобовыми (фасоль), предварительно хорошо проварив ее до мягкого состояния

Все овощи для малыша должны подвергаться тепловой обработке (вариться или тушиться); Между 15 и 18 месяцами жизни можно осторожно знакомить кроху с вишней, киви, клубникой, персиками, малиной, клюквой, мандаринами и апельсинами. После введения нового продукта, обязателен контроль за реакцией ребенка в течение 24 часов;
Мяса

Говядина, телятина, кролик, свинина, курица и субпродукты должны быть на столе у ребенка каждый день в объеме до 100 г. Хорошо предлагать их в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле;
Рыбы. Морская рыба предлагается ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса в виде котлет, тефтель или тушеного филе;
Яиц. Предлагаются в сваренном виде, омлете до 3-х раз в неделю. Дополнительно яйца используются как ингредиент для других блюд;
Злаковых каш. Овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшенная каши хорошо использовать на завтрак, ежедневно выбирая новый сорт;
Макаронов. Можно предложить крохе 1 раз в 7 дней;
Хлеба. Суточная норма – 100 г. белого хлеба или батона без добавок;
Растительного масла. Добавляется в готовое блюдо;
Напитков. Чистая вода, кефир, соки, компоты, слабый чай даются ребенку по требованию. Предпочтение желательно отдавать простой воде;
Зелени. В 15 месяцев можно начать добавлять в готовый суп укроп, петрушку;
Соли. С 15-ти месяцев допустимо использование соли. В день можно использовать не более 1 г.

Рацион питания в шесть месяцев: что приготовить малышу?

Режим питания включает 4 — 5 приемов пищи (3 основных и 1 — 2 перекуса). Он должен быть организован строго по времени.

Включать в себе блюда из качественных продуктов, способных обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми витаминами, минералами, полезными веществами.

Это вырабатывает пищевой рефлекс, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, положительно влияет на развитие малыша.

В приоритете — легкие диетические продукты: каши (овсянка, гречка, рис, кукурузная, пшенная, ячневая), нежирные супы, мясные (курица, индейка, телятина) и рыбные котлетки, овощи (как в свежем виде, так и в виде пюре, запеканок, салатов), фрукты, блюда из кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, творог).

Примерное меню

Завтрак:

Жидкая каша на молоке (гречка) – 150 мл, паровой омлет – 50 граммов, сок фруктовый – 100 мл.

Обед:

Свекольный салат – 30 граммов, суп овощной – 50 – 100 мл, макароны с маслом – 50 г, пюре из говядины – 50 г, компот из сухофруктов – 70 мл.

Полдник:

Кефир — 150 мл, галетное печенье – 15 граммов, фрукты (яблоко, банан) – 100 г.

Ужин:

Винегрет – 100 граммов, биточки из рыбы – 50 граммов, пюре из картофеля – 60 граммов, чай с молоком – 100 мл.

Общая калорийность – 1300 килокалорий. Если малыш попросить кушать в ночное время, то ему можно предложить нежирный кефир, йогурт, молоко.

Рецепты блюд

Диетические творожные сырники, запеченные в духовке

Блюдо является диетическим, потому что термическая обработка производится без добавления большого количества масла, к тому же в состав блюда добавляются полезные для ребенка морковь и яблоко.

  1. Вам понадобится для приготовления 300 граммов творога 5%-жирности, 2 столовые ложки сахара, по 1 штуке яблока и моркови средней величины, 3 столовые ложки муки.
  2. Морковь и яблоко следует натереть, отжать сок.
  3. В емкости смешать все ингредиенты.
  4. При помощи ложки, смоченной в холодной воде, полученную смесь в виде лепешек необходимо выложить на противень, устланный пергаментом.
  5. Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке в течение 30 минут.

Занятия с малышом

Игры

Одна из любимых игр детей раннего возраста – прятки. Малыш еще до конца не понимает, как и где ему спрятаться, но отказывать ему в удовольствии от того, что его никак не могут найти, не стоит.

Дети в этом возрасте обожают танцевать, вместе с ними можно покружиться, поводить хоровод. Ну и указанные выше лепка, рисование, игра с бизибордом, конструктором, мозаикой, посудкой, чтение и рассказывание сказок – вот важные составляющие полноценного развития малыша этого периода.

Игрушки

Игрушки для детей этого возраста должны быть без мелких деталей, которые ребенок может легко проглотить или засунуть в нос, ухо.

Лучше всего дети играются с кубиками, которые могут быть однотонными или с нарисованными зверятами, цифрами, буквами.

Интерес вызывают мячи (их размер должен быть таким, чтобы ребенок мог легко отбить мяч ножкой), матрешки (складывание их одна в одну), пазлы (минимум мелких деталей и крупный размер рисунка), вкладыши, куклы и машинки (они помогут освоить половую принадлежность).

Речевые навыки

Развитие речи в этот период идет очень активно.

В идеале, если словарный запас малыша состоит из 40 облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай и т.п.).

Но многое зависит от индивидуальности ребенка: некоторые полуторагодовалые дети только учатся произносить «мама» и «папа», некоторые – молчать совсем, а другие начинают строить простые предложения.

Речь деток в этом возрасте богата звукоподражательными или лепетными словами: ав-ав, му-му, кис-кис, би-би и т.п. Родителям необходимо стараться развивать эти навыки, постоянно расширяя тем самым кругозор их малыша.

В 1,5 года идет накопление пассивного словаря: малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Взрослые должны четко и понятно, не коверкая звуков, произносить названия тех или иных предметов с указанием на них.

Тест на развитие

  • Предложите малышу построить башню. Кроха должен поставить несколько кубиков один на другой. Если он не понял вашей просьбы, постройте башню сами, попросите повторить действие. Кроха должен построить башню из 2-3 кубиков;
  • Предложите карапузу сортер или вкладыш с геометрическими фигурами. Попросите его подобрать детали и вложить их на место. В норме малыш должен самостоятельно положить хотя бы круг, другие детали рассортировать по местам без обязательного попадания в отверстие;
  • Предложите собрать пирамидку. В норме к 18-ти месяцам кроха должен собирать пирамидку из 3-5 колец без учета размера;
  • Попросите ребенка самостоятельно снять с себя носки. В норме малыш должен понимать, о чем вы говорите, попытаться снять носочки, потянув их за край;
  • Дайте малышу карандаш и листок бумаги. Покажите, как нарисовать линию, попросите повторить. В норме ребенок должен совершить несколько неуверенных штрихов;
  • Попросите карапуза «встать, обойти вокруг игрушки, взять мяч и подать его вам». Малыш должен выполнить заданные действия в правильной последовательности. В норме к 1,5 годам малыш должен выполнять 3-4 последовательные задачи;
  • Покажите семейное фото. Спросите, кто изображен. Малыш должен назвать знакомых его людей, используя их имена или родственное наименование (мама, папа, баба, дядя).

Нормы роста и веса

Ребенку 18 месяцев, каким же должен быть его «идеальный» вес и рост? Каждый малыш развивается и растет по своему «индивидуальному плану», поэтому нельзя назвать точных цифр, есть лишь диапазон значений, на который можно опираться. Ниже приведена таблица с показателями примерного веса мальчиков и девочек, а также их роста в 18 месяцев.

Показатель

Развитие у мальчиков в 18 месяцев

Развитие у девочек в 18 месяцев

Вес

8,8  кг – 13,7 кг

8,1 кг – 13,2 кг

Рост

76,9 см – 87,7 см

74,9 см – 86,5  см

Оценить развитие малыша в полной мере сможет ваш педиатр, так как по одним только показателям роста и веса нельзя делать заключение о норме развития.

Особенности психоэмоциональной сферы в 18 месяцев

В 1,5 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, стимулом к которым являются похвалы взрослых, их успешная или неуспешная предметная деятельность. Дети отлично умеют выражать чувства удовольствия и неудовольствия, способны испытывать радость, печаль, расстройство. Но чувство эмпатии им пока незнакомо.

В этом возрасте начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстникам, в том числе и избирательное отношение, зависящее от испытуемой симпатии или антипатии.

Но эмоции полуторагодовалого ребенка по-прежнему неустойчивы и изменчивы. Их импульсивность объясняется его мотивами поведения.

Особое эмоциональное значение начинает приобретать слово, которое является средством оценивания тех или иных качеств или поступков.

Тест на развитие

Проверить соответствие уровня развития ребенка своему возрасту помогут несколько заданий, с которыми ребенок должен справиться.

В этом случае родителям не стоит тревожиться по поводу их малыша, а если некоторые задания не под силу ребенку – взрослым стоит обратить внимание на определенные сферы жизни их чада

Понимание слов: малышу следует задать несколько вопросов, сидя вместе с ним в одной комнате: «Где часы?», «Где лежит мишка?» ребенок должен показывать пальцем на названные предметы.

Словарный запас: ребенок должен выполнять обычные просьбы: «Принеси мячик», «Дай руку». Также он должен произносить примитивные фразы: «Мама ам» (хочу кушать).

Мелкая моторика: на тарелку следует высыпать фасоль, орешки и т.п. Малыша следует попросить, что-либо дать

Необходимо обратить внимание на то, как малыш будет брать мелкие предметы: если двумя пальцами, то беспокоиться не стоит.

Тест с игрушками: ребенок должен уметь строить башню из 3 кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, можно бессистемно.

Эмоции: ребенок не должен стремиться к уединению, не должен раскачивать из стороны в сторону, долго ходить руками по площадке. Он должен легко узнавать взрослого, уметь концентрироваться на недлительный промежуток времени, его истерики должны иметь логическое обоснование.

Как помочь ребенку в дальнейшем развитии

  • В этом возрасте ребенка пора знакомить с цветами и формами предметов, можно называть цвет и просить малыша указать на него, можно вместе с ребенком раскладывать игрушки по цветам;
  • кубики и пирамидки обязательно должны быть в арсенале ребенка, так как они способствуют развитию мелкой моторики;
  • осваивайте с малышом уроки рисования;
  • можно давать ребенку мягкий пластилин для лепки;
  • чаще всего, ребенок сам уже показывает игрушки, которые ему интересны, не стоит игнорировать его желание, играйте с ним в те игры, которые ему действительно интересны;
  • читайте малышу книги;
  • будьте с ним рядом всегда, это самый главный вклад в развитие.

Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев

  • Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
  • Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
  • Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
  • Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
  • Самостоятельно может пить из кружки.
  • Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
  • Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
  • Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
  • Перекладывает предметы, складывает их в коробку, достает оттуда.
  • Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
  • Различает 2 – 3 цвета.