Топ-5 простых электронных схем для начинающих

Содержание

Порядок чтения электросхемы

После отрабатывания релейной части, включается катушка контактора 2-КМ. За счет этого изображение становится проще, позволяя лучше понять принцип действия всего оборудования.
Порядковые номера должны быть присвоены в соответствии с последовательностью расположения элементов или устройств на схеме сверху вниз в направлении слева направо. Гораздо сложнее работать с полупроводниковыми электронными компонентами, представленными транзисторами, симисторами, микросхемами и т.
Бывает также принципиальная электросхема, на которой изображена выкопировка плана с обозначением отдельного узла, его состав и работа. Заключение по теме Итак, вопрос, как научится читать схемы электрические, не самый простой.
На принципиальных схемах не указываются второстепенные элементы, которые не выполняют основных функций.
В пределах схемы все линии связи должны быть изображены одинаковой толщины.
Простейшими из них являются диоды с р-п-переходом и односторонней проводимостью.
Вверху мы видим 4 резистора, средние два — времязадающие, а крайние — задают ток резистора, также влияют на характер выходных импульсов. Полупроводниковые приборы.
КАК ПЕРЕНЕСТИ ЭЛЕКТРОННУЮ СХЕМУ С БУМАГИ НА ПЛАТУ

Что такое электрическая схема

Это графическое изображение, где указаны все электронные элементы, связанные между собой проводниками. Поэтому знание электрических цепочек – это залог правильно собранного электронного прибора. А, значит, основная задача сборщика – это знать, как на схеме обозначаются электронные компоненты, какими графическими значками и дополнительными буквенными или цифровыми значениями.

Все принципиальные электрические схемы состоят из электронных элементов, которые имеют условное графическое обозначение, короче УЗО. Для примера дадим несколько самых простых элементов, которые в графическом исполнении очень похожи на оригинал. Вот так обозначается резистор:


Резистор

Как видите, очень похоже на оригинал. А вот так обозначается динамик:

Динамик

То же большое сходство. То есть, существуют некоторые позиции, которые сразу же можно опознать. И это очень удобно. Но есть и совершенно непохожие позиции, которые или надо запомнить, или надо знать их конструкции, чтобы легко определять на принципиальной схеме. К примеру, конденсатор на рисунке снизу.

Конденсатор

Тот, кто давно разбирается в электротехнике, то знает, что конденсатор – это две пластинки, между которыми размещен диэлектрик. Поэтому в графическом изображении был и выбран этот значок, он в точности повторяет конструкцию самого элемента.

Самые сложные значки у полупроводниковых элементов. Давайте рассмотрим транзистор. Необходимо отметить, что у этого прибора три выхода: эмиттер, база и коллектор. Но и это еще не все. У биполярных транзисторов встречаются две структуры: «n – p – n» и «p – n – p». Поэтому и на схеме они обозначаются по-разному:

Транзистор

Как видите, транзистор по своему изображению на него-то и не похож. Хотя, если знать структуру самого элемента, то можно сообразить, что это именно он и есть.

Простые схемы для начинающих, зная несколько значков, можно читать без проблем. Но практика показывает, что простыми электросхемами в современных электронных приборах практически не обходятся. Так что придется учить все, что касается принципиальных схем. А, значит, необходимо разобраться не только со значками, но и с буквенными и цифровыми обозначениями.

Что обозначают буквы и цифры

Все цифры и буквы на схемах являются дополнительной информацией, это опять-таки к вопросу, как правильно читать электросхемы? Начнем с букв. Рядом с каждым УЗО всегда проставляется латинская буква. По сути, это буквенное обозначение элемента.

Это сделано специально, чтобы при описании схемы или устройства электронного прибора, можно было бы обозначать его детали. То есть, не писать, что это резистор или конденсатор, а ставить условное обозначение. Это и проще, и удобнее.

Теперь цифровое обозначение. Понятно, что в любой электронной схеме всегда найдутся элементы одного значения, то есть, однотипных. Поэтому каждую такую деталь пронумеровывают. И вся эта цифровая нумерация идет от верхнего левого угла схемы, затем вниз, далее вверх и опять вниз.

И последнее. Все электронные элементы имеют определенные свои параметры. Их обычно также прописывают рядом со значком или выносят в отдельную таблицу. К примеру, рядом с конденсатором может быть указана его номинальная емкость в микро- или пикофарадах, а также номинальное его напряжение (если такая необходимость возникает).

Вообще, все, что связано с полупроводниковыми деталями должно обязательно дополняться информацией. Это не только упрощает чтение схемы, но и позволяет не ошибиться при выборе самого элемента в процессе сборки.

Иногда цифровые обозначения на электросхемах отсутствуют. Что это значит? К примеру, взять резистор. Это говорит о том, что в данной электрической схеме показатель его мощности не имеет значения. То есть, можно установить даже самый маломощный вариант, который выдержит нагрузки схемы, потому что в ней течет ток малой силы.

И еще несколько обозначений. Проводники графически обозначаются прямой непрерывной линией, места пайки точкой. Но учтите, что точка ставиться только в том месте, где соединяются три или более проводников.

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). Поэтому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Что такое электрическая схема?

Так же существуют электрические схемы автомобиля отдельных узлов, которые более подробно раскрывают суть работы электроники автомобиля.

Обычно на современных схемах это обозначают так: Чтоб уж совсем наглядно показать этот момент

Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей

Также читать электросхему необходимо тем водителям, у которых есть прицеп, поскольку зачастую возникают сложности в его подключении своими руками к системе

В этом случае также важно понять, как научиться читать схемы электрические, потому что в преимущественном большинстве случаев их обязательно прилагают практически к каждому устройству. Поначалу это может сбить с толку, но в этом нет ничего сложного, разобраться своими силами вполне возможно

Сюда приходит только управляющее положительное напряжение. К этому пункту относится все электрооборудование, которое потребляет энергию, преобразовывая ток в другой тип энергии. В этом месте может быть пересечение дорожек или спайка из проводков.

Статья по теме: Розетка для проводов в стене

Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?

Как устроено электрооборудование любого автомобиля? Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Временно можно подпилить отверстия крепления до овальных форм и сместить датчик относительно своей оси. В самом худшем варианте показания спидометра будут врать, либо спидометр не будет показывать скорость автомобиля.

Например вот: Почти над каждым проводом есть числа. Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Соответственно, сама проводка на ней может быть изображения разрывами и отрезками. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. Электросхемы — это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно.

Что представляют собой автомобильные электросхемы?

В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами. И вот, разбираясь с принципиальной электросхемой своего автомобиля, и показывая своему знакомому, я увидел не понимание в его глазах, и желание чтобы от него отстали. В случае отклонения показателей от указанных значений в таблице, датчик будет врать.

Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. На самом деле чтение электросхем автомобиля не такое уж и сложное занятие. При этом стоит отметить тот факт, что любой такой чертеж не демонстрирует реальное местонахождение тех или иных элементов, а используется только для того, чтобы указать их связь друг с другом. Таких датчиков существует 2 типа: контактные и бесконтактные. Зачем они нужны?
Учимся читать электросхему автомобиля. Часть 3. Автоэлектрика.

https://youtube.com/watch?v=yOkxqqqN8jw

Обозначение линий связи на электрических схемах

Индикатором определяем и находим фазу, соединяем ее с выключателем, не прерывая ноль.

Это были огромные листы бумаги формата А2 или даже А1, на которых указывались абсолютно все составляющие телевизора. Об одном из таких я рассказывал в статье про переменные резисторы.

Соединяем ее параллельно к любой лампе.

Давайте рассмотрим популярную среди новичков схему — симметричный мультивибратор. То, что блок питания состоит из трансформатора, выпрямителя и сглаживающего фильтра на конденсаторе. За счет этого изображение становится проще, позволяя лучше понять принцип действия всего оборудования.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Перечисленные задачи довольно сложны, и рассмотрение многих из них выходит за рамки данной статьи. Зарубежные детали можно представить широким ассортиментом.

В правильно составленных схемах очередность подачи питающих напряжений, а также восстановление их после нарушений не должны приводить к каким-либо оперативным переключениям; к оценить последствия нарушения изоляции поочередно в каждой точке схемы. Чтобы не указывать эти повторяющиеся резисторы на схеме их просто заменили жирными точками.

Такой вот маркетинговый ход! Всего 8 штук. То, что блок питания состоит из трансформатора, выпрямителя и сглаживающего фильтра на конденсаторе.

Поэтому и на схеме они обозначаются по-разному: Транзистор Как видите, транзистор по своему изображению на него-то и не похож. Имеются практически на всех электрических схемах.
КАК ТЕЧЁТ ТОК В СХЕМЕ — Читаем Электрические Схемы 1 часть

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора

Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае – бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Как научиться читать электрические схемы

Любая радиоэлектронная аппаратура состоит из отдельных радиодеталей, спаянных (соединенных) между собой определенным образом. Все радиодетали, их соединения и дополнительные обозначения отображаются на специальном чертеже. Такой чертеж называется электрической схемой. Каждая радиодеталь имеет свое обозначение, которое правильно называется условное графическое обозначение, сокращенно – УГО. К УГО мы вернемся дальше в этой статье.


Принципиально можно выделить два этапа совершенствования чтения электрических схем. Первый этап характерен для монтажников радиоэлектронной аппаратуры. Они просто собирают (паяют) устройства не углубляясь в назначение и принцип работы основных его узлов. По сути дела – это скучная работа, хотя, хорошо паять, нужно еще поучиться. Лично мне гораздо интересней паять то, что я полностью понимаю, как оно работает. Появляются множества вариантов для маневров. Понимаешь какой номинал, например резистора или конденсатора критичный в данной случае, а каким можно пренебречь и заменить другим. Какой транзистор можно заменить аналогом, а где следует использовать транзистор только указанной серии. Поэтому лично мне ближе второй этап.

Второй этап присущ разработчикам радиоэлектронной аппаратуры. Такой этап является самый интересный и творческий, поскольку совершенствоваться в разработке электронных схем можно бесконечно.

По этому направлению написаны целые тома книг, наиболее известной из которых является «Искусство схемотехники». Именно к этому этапу мы будем стремиться подойти. Однако здесь уже потребуются и глубокие теоретические знания, но все оно того стоит.

Учиться читать электрические схемы мы будем из самых простых примеров и постепенно продвигаться дальше.

Как читать электрические схемы – графические, буквенные и цифровые обозначения

Силовая схема от источника читается так: При включении автомата 2-QF, сетевое напряжение подключается к разомкнутым контактам контактора 2-КМ. Вообще, все, что связано с полупроводниковыми деталями должно обязательно дополняться информацией. Кроме основных обозначений, в них отображаются линии электропередачи, соединяющие все эти элементы.
Источники света.
Для чтения принципиальных схем необходимо знать алгоритм функционирования схемы, понимать принцип действия приборов, аппаратов, на базе которых построена принципиальная схема.
Для чтения принципиальных схем необходимо знать алгоритм функционирования схемы, понимать принцип действия приборов, аппаратов, на базе которых построена принципиальная схема. Типичными недостатками являются слишком короткие импульсы управляемый механизм не успевает завершить начатый цикл , слишком длинные импульсы управляемый механизм, за вершив цикл, начинает его повторять , нарушение необходимой очередности переключения например, вентили и насос включаются не в той очередности, как надо, или между операциями не соблюдаются достаточные интервалы ; д выявить аппараты, которым могут быть заданы неправильные уставки; типичный пример — неправильная уставка токового реле в схеме управления задвижкой; е выявить аппараты, коммутационная способность которых недостаточна для коммутируемых цепей, или номинальное напряжение ниже необходимого, или рабочие токи цепей больше номинальных токов аппарата и т.
Мы постараемся дать основы, а далее вам всё равно придётся пользоваться справочной информацией, имеющейся в открытом доступе во всемирной сети.
По ошибке новички часто рассматривают эти выключатели в качестве некого запасного варианта, пытаются пренебречь устройствами. Сюда могут относиться различные микрофоны, пьезоэлементы, динамики и тд.
С — конденсаторы D — схемы интегральные и различные модули E — разные элементы, которые не попадают ни в одну группу F — разрядники, предохранители, защитные устройства G — генераторы, источники питания, кварцевые генераторы H — устройства индикации и сигнальные устройства, например, приборы звуковой и световой индикации K — реле и пускатели L — катушки индуктивности и дроссели M — двигатели Р — приборы и измерительное оборудование Q — выключатели и разъединители в силовых цепях. Если же точки нет, как на этом примере: Это означает, что нет и соединения.
Как читать электрические схемы

Датчик дождя

Что может быть неприятнее, чем прийти и увидеть кузов любимого автомобиля в разводах?

Да и владельцам частных домов или постоянно живущим на дачах эта штука может пригодиться.

Увы, устройство по этой схеме нельзя ставить в автомобиль, но это и не нужно – подобные не стоят только на совсем древних автомобилях типа «копейки». Для сборки такого приспособления понадобится:

  • замыкаемый датчик при контакте с водой, который ставится на открытое место;
  • резисторы на 10кОм и 330кОм;
  • транзисторы VT1, VT2, в этой схеме это BC548 и BC 558;
  • блок батареек или иной источник питания на 3 вольта;
  • конденсатор емкостью 100 мкФ;
  • по предпочтению владельца – датчик в виде лампочки или зуммера.

Пошаговое руководство по монтажу электропроводки

Общие сведения по монтажу наружной и скрытой разводки

При монтаже электропроводки в доме обязательно должно быть выполнено следующее условие: в общий элетрощиток должен быть подведен кабель питания. В самом электрощитке должны находиться группы автоматических выключателей и устройство защитного отключения (этот вид работ лучше доверить электрику.

Так как работа при высоком напряжении крайне опасна, а также есть шанс нарваться на штраф). От электрощитка проводка проходит в жилые и нежилые помещения.

Справка. Изначально к автоматам подводятся три фазы, 0 и заземление. Далее к розеткам и выключателем подводятся фаза, ноль и заземление. Три фазы нужны для того, чтобы распределить нагрузку.

Замечание. Для санузла и кухни следует протянуть линию отдельно.

Каждая линия делится на две группы проводов, одна тянется к розеткам, другая – к источникам.

Схема электропроводки в доме

Монтаж скрытой электропроводки

Нужно выбрать правильный размер сечения кабеля.

Замечание. Для выбора нужного сечения следует:

  • Выяснить максимальную мощность в электросети;
  • Рассчитать потребляемую мощность всех электроприборов, которые находятся или будут находиться в доме.

Пример: Если проводка в помещении сделана проводом 3х1,5, то максимальная мощность всех приборов, которые используются в данном месте не должна превышать 4кВт.

Замечание. Следует помнить, что в местах соединения кабеля между собой потребуется дополнительно 11-16 см длины!

По схеме проделываем штробы (щели) под провода с помощью молотка и болгарки с алмазным диском:

  1. Начинаем вести провод от автоматов к розеткам и выключателям. Глубина штроб приблизительно 2-3 см, ширина-2-2,5 см.
  2. С помощью перфоратора и круговой пилы вырезаем отверстия под розетки и выключатели:
    • Нарезаем провода на нужные длины и делаем сечение;
    • Укладываем провода в штробы;

Подготавливаем строительную смесь. Сухую смесь развести с водой до получения однородной массы и нанести на стену шпателем, после высыхания следует убрать все неровности с помощью терки из пенопласта.

Пример разметки электропроводки в квартире

Монтаж наружной проводки

Монтаж наружной электропроводки производится только при невозможности сделать скрытую проводку.

Процесс выполнения данного вида работы практически ничем не отличается от предыдущего, за исключением того, что провода укладываются не в штробы, а в пластиковый кабельный канал.

Несколько обязательных правил при монтаже открытой проводки:

  • Кабель прокладывается только под прямым углом;
  • Провода не должны пересекаться;
  • Расположение кабеля от дверных косяков и оконных рам- не менее 10 см;

Установка розеток и выключателей

Расположение элементов:

  • Выключатели располагаем слева от дверного проема на высоте 80-90 см от пола;
  • Розетки следует расположить на высоте 30 см от пола;
  • Подводить проводку к розеткам следует снизу, к выключателям – сверху.

Основные действия:

  • Соединяем провода там, где находятся места ввода, вывода коробок, выключателей, розеток. Это можно сделать с помощью опрессовывания или сварки.
  • Если производится открытый монтаж, тогда следует использовать подрозетники из материалов, не проводящих ток. Крепить их нужно с помощью шурупов, клея и саморезов.Замечание. Для выключателей существует правило: их устанавливают в разрыв фазного провода.
  • Монтируем установочные коробки в углубления стены, в них устанавливаем розетки и выключатели.Замечание. Для того, чтобы сделать углубления применяют специальные насадки для разных материалов стены, которые устанавливаются на перфоратор. Они бывают разные по размеру. Следует подбирать подходящие именно для ваших С. Установочные коробки (распределительные) нужны для того чтобы разветвить провод (один конец пойдет к розетке или выключателю, другой дальше).
  • Фиксируем надёжно распределительную коробку.
  • Устанавливаем сами розетки. Вставляем провода в клеммы и тщательно их фиксируем.
  • Вставляем розетку в установочную коробку и зажимаем винтами при помощи монтажной пластины. Поверх стены устанавливается накладная розетка.
  • Далее по принципу установки розеток, делаем выключатели.

Обзор схем электропроводки для жилых помещений

Существует несколько стандартных чертежей, применяемых для разводки электрической сети квартиры или дома. Места установки комплектующих выбирают произвольно, однако есть рекомендации, касающиеся высоты монтажа.

Однокомнатное жилье или студия

Количество потребителей в однокомнатной квартире минимально, однако это не значит, что укладывать проводку проще. Простая схема включает отдельные линии для комнаты, кухни и санузла. На каждое помещение приходится по 1 светильнику. При необходимости разделения пространства предусматривают несколько осветительных приборов. Перед укладкой проводов нужно:

  • выбрать устройство защитного отключения (УЗО), рассчитать параметры сети;
  • определить нагрузку и сечение проводов;
  • составить схему подсоединения приборов.

Схема электропроводки для однокомнатного жилья.

Трехкомнатная квартира

Разделение электрической цепи в трехкомнатной квартире выполняется по функциональному принципу. При этом учитывают такие рекомендации:

  1. Сеть розеток делят на группы с учетом числа комнат. Тот же принцип используют при разветвлении осветительной линии.
  2. Кухонную сеть снабжают отдельным автоматом. Она делится на линии для освещения и бытовых приборов.
  3. Электрическую цепь санузла разветвляют с учетом числа помещений.
  4. Отдельную ветку обустраивают для охранных и противопожарных систем. Она должна функционировать отдельно от остальных групп.

Схема электропроводки для трехкомнатной квартиры.

План электрики на даче

Для электроснабжения летнего дома подойдет простая однолинейная цепь. Однако при укладке проводки учитывают такие особенности:

  1. Линии электропередач, находящиеся вблизи дачных поселков, не рассчитаны на высокую нагрузку. Подключение мощных потребителей приводит к перепадам напряжения. Поэтому схему дополняют стабилизаторами и автоматическими выключателями.
  2. Дачи не используются в зимнее время. В этом период контакты и провода окисляются, выходят из строя. Поэтому кабели укладывают открытым способом, дающим доступ для быстрого ремонта.

Схема электропроводки на даче.

Электроснабжение в частном доме

В этом случае схема составляется так же, как для квартиры. Однако при выборе способа укладки учитывают материал изготовления стен и потолка. Для отопительного оборудования укладывают отдельную силовую линию. При расчете нагрузки учитывают мощность устройств, работающих на придомовой территории.

Схема электропроводки в частном доме.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1” Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107 Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.