Содержание
Изучаем пошагово гильоширование для начинающих с мастер-классом
Прежде, чем приступать к практическим и техническим моментам техники гильоширования, стоит узнать немного истории возникновения и развития этой отрасли творчества.
Техника гильоширования обозначила себя как вид творческой деятельности только в середине двадцатого века. Эта отрасль довольна молодая по сравнению со многими другими творческими направлениями. Гильоширование – является авторской методикой, разработанной Зинаидой Котенковой в 1980е годы, обозначающей способ выжигания по ткани.
Данный способ заключается в применении специального паяльного инструмента или инструмента для выжигания, применимые для вырезания узоров по ткани или же для приклеивания частей материи, образуя аппликацию. Используя данную авторскую методику декорирования тканей можно получить неповторимые панно, скатерти, салфетки, обложки для блокнотов и книг.
Инструменты, с помощью которых выполняется гильоширование.
Методика гильоширования по ткани предполагает использование в работе горячих предметов – нагревателей либо резаков. Начинающим рукодельницам будет вполне достаточно иметь паяльник с заостренным кончиком. Однако если вы хотите создавать сложные завитые узоры, обзаведитесь профессиональным специальным набором для выжигания по древесине. Приобретите разнообразные насадки с закругленными, тонкими и широкими рабочими концами. Такое разнообразие инструментов позволит изменять и усложнять ваши аппликации.
Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими по структуре тканями. При сниженном напряжении вы сможете оплавлять материю для склейки элементов аппликации друг с другом.
Не забывайте тщательно ухаживать за вашим резаком: подтачивайте перед каждым использование иглы при помощи наждачной бумаги.
Помимо таких своеобразных инструментов как выжигатель и резак, вам понадобятся вполне стандартные инструменты. Это и острые ножницы, и пинцет, которым будет очень удобно передвигать мелкие детали, трафареты и схемы, клей по рабочей поверхности.
Секрет данного типа прикладного творчества заключается в том, что выполняется оно только на синтетических тканях. Они не горят, в отличие от натуральных материалов, а начинают плавиться.
Чаще всего мастера гильоширования используют следующие материалы:
- Нейлон — превосходно подходит как под основу, так и для изготовления отделочных деталей.
- Капроновые ленты — с их помощью рисунок разбавляют яркими акцентами.
Перед началом работы проверьте свойства ткани. Возьмите маленький лоскуток и подожгите его, чтобы понять, плавится материал или горит, оставляет ли рабочая игла на нем гарь и копоть.
Для изготовления салфетки в технике гильоширования понадобится:
- Отрез ткани из синтетического волокна размером 20 на 20 сантиметров;
- серебристый кусочек ткани для создания орнамента;
- прибор для гильоширования;
- лист бумаги с нарисованным узором орнамента;
- монетка для оформления краев салфетки;
- стеклышко;
- лампа.
Для начала подготовьте рабочую зону. Для этого поставьте стекло, а под ним поместите лампу.
На стекло поместите лист бумаги с нарисованным узором орнамента будущей салфетки, а сверху узора положите серебристую ткань к бумаге лицевой стороной. При помощи выжигателя или паяльника обведите все контуры орнамента.
Узор вместе с тканью должен остаться на бумаге, а лишнюю ткань, которая обрезалась по контуру, осторожно уберите. Используя нож, уберите все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре. Используя нож, уберите все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре
Используя нож, уберите все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре.
Узор будет скреплен с бумажным листом. Сверху на скрепленный с бумагой узор приложите основную ткань 20х20 сантиметров лицевой стороной к листу бумаги. С помощью выжигателя или паяльника нужно точечно прихватить узор в нескольких местах. После того, как прихвате участок ткани, придавите пальцами нанесенную паяльником точку, чтобы узор и ткань крепко сцепились между собой.
Используя нож, аккуратно поддевая всю салфетку вместе с узором, отделите ее от листа бумаги.
Следующим этапом необходимо паяльником пройтись по всему нанесенному узору, не забывая прижимать пальцами рисунок к ткани. На желаемых участках будущей салфетки в качестве декора на узоре можно сделать несколько сквозных отверстий. Так вы получите ажурную отделку.
По внешнему контуру отделки обрежьте всю лишнюю ткань основного полотна. Весь контур салфетки оформите с помощью монетки. Вот такая салфетка как на фото ниже у вас получиться.
Вы можете украсить даже шторы, используя данную технику.
Рабочие инструменты
Гильоширование основывается на использовании горячих предметов – резаков или нагревателей. Начинающим рукодельникам достаточно иметь под рукой паяльник с заостренным рабочим концом.
Но если вы хотите научиться вырезать сложные витиеватые узоры, приобретите специальный прибор для выжигания по дереву. Запаситесь различными насадками — с тонкими, закругленными и широкими кончиками, которые помогут выполнить рисунки любой сложности.
Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими тканями. Кроме того, при сниженном напряжении вы сможете не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для склейки элементов мозаики друг с другом.
За резаком удобно ухаживать, подтачивая его иглу каждый раз, когда она затупится, с помощью обычной наждачной бумаги.
Кроме того, гильоширование потребует у вас наличия стандартных инструментов, применяемых в творчестве: ножницы, пинцет — для более удобного перемещения мелких деталей, клей, трафареты и схемы.
И не забудьте про технику безопасности: гильоширование основано на работе с высокими температурами. Следите за тем, чтобы раскаленные поверхности инструмента не соприкасались с голой кожей, волосами, ногтями.
Комбинирование техник работы
Кроме выжигательного прибора в работе можно применить и иглу. Если на готовой салфетке сделать вышивку, тогда результат порадует ещё больше. Ещё вырезанная вышивка наклеивается сверху ткани, пройденной выжигательным прибором.
Кружевная салфетка при помощи выжигания делается следующим образом:
- Выбирается узор и наносится на бумажную основу;
- Подбирается наполовину прозрачная ткань из синтетики;
- Ткань помещается вверху рисунка и начинается прожигание узора;
- Если рисунок не сложный, можно вдобавок вырезать узор из ткани иного цвета или тиснения и приклеить сверху.
- Таким образом салфетка будет выглядеть уникально и привлекательно.
Привычные салфетки с созданными узорами без добавочных украшений, также смотрятся очень красиво и элегантно. Кроме всего данной техникой получится украсить скатерку. За счёт этого вид кухни поменяется к лучшему и в ней прибавится домашнего уюта и тепла.
Техника выжигания по ткани — гильоширование
Эта техника пришла в Россию из Германии совсем недавно и пока не получила широкого применения. Выжиганием по ткани можно сделать украшения на одежду: воротнички, броши, подвески. Красиво смотрятся изделия для дома: салфетки, кашпо, шторы, скатерти, панно. Очень хорошо, если вы можете сочетать технику выжигания с техникой изготовления цветов из ткани, тогда такие цветы станут воздушными, ажурными и необычайно красивыми.
Для выжигания по ткани нужно:
• обычный прибор для выжигания. На петлю выжигателя прикрепляется игла. Это может быть, например, игла для швейной машинки,
• толстое стекло (около 5 мм),
• лампа для подсветки.
Какие материалы нужны для работы
В этой технике можно использовать практически любые синтетические ткани: капрон, искусственный шелк, плащевая ткань и прочие. При выборе ткани предварительно проверьте, что при работе горячей иглой эта ткань плавится.
Технология выжигания по ткани
Выжигать по ткани можно разными способами.
Способ 1
Положите стекло так, чтобы его можно было снизу подсветить лампой. Под стекло прикрепите рисунок, выполненный на кальке. На стекло положите ткань для выжигания. Закрепите ее так, чтобы она не скользила по стеклу. Ткань должна быть ровной, хорошо выглаженной. Проверьте, что рисунок виден через ткань, в противном случае этим способом пользоваться не получится. По контуру рисунка водите нагретой до нужной температуры иглой по ткани так, чтобы она прожигалась. Предварительно проверьте на образце необходимую температуру для выжигания. Некоторые мастерицы кладут рисунок на стекло, а не под стекло.
Способ 2
Для выжигания сделайте трафареты рисунка или его элементов. Желательно, чтобы трафарет был сделан из плотного материала, например, картона. Положите ткань на стекло, к ткани приложите трафарет, а затем начинайте выжигать ткань по контуру трафарета. Можно предварительно перевести с трафарета рисунок на ткань.
Какой из способов выбрать
Если у вас сложный рисунок (как на изображении воротничка), то лучше использовать первый способ. Просто трудно хорошо на трафарете вырезать все отверстия. Кроме того, с подготовкой трафарета будет достаточно много хлопот.
Второй способ хорош, если вы совмещаете технику выжигания с техникой изготовления цветов из ткани, и вам нужны отдельные детали цветка, которые неудобно вырезать ножницами (как на фото цветка). Но в этом случае нужно учесть, что не всякую ткань можно прожечь.
Следовательно, способ выбирается в зависимости от рисунка и ткани. Вещи, выполненные техникой выжигания стирать можно, но очень аккуратно и ни в коем случае не выкручивать.
Если же вы хотите сделать своим бизнесом создание цветов из ткани, освойте и технику выжигания по ткани. Тогда вы сможете делать красивейшие и нежнейшие цветы для салонов новобрачных, ателье и просто для себя. В интернете достаточно много подробных инструкций и курсов по обучению этим видам творчества.
Вот, например, правила гильоширования от Ольги Канунниковой:
И один из ее видео-мастер-классов:
Объёмные цветы
Теперь разберём гильоширование цветов. Вам понадобится заготовка для лепестка или целого цветка. Шаблон вы можете нарисовать сами или распечатать уже готовый. Чтобы создать несложный цветочек, потребуется тканевый круг небольшого размера (5 – 6 см в диаметре) и 20 штук лепестков в форме усечённого овала.
Лепесточки нужно склеить в основании, затем по кругу приклеить их к основе. Элементы в подобной поделке могут иметь и другую конфигурацию – всё зависит от воображения рукодельницы.
Объёмные цветы используют для украшения одежды или внутреннего интерьера квартиры. Они органично выглядят и в детских работах.
Рабочие инструменты
В основе техники гильоширования лежит работа горячими приборами — нагревателями или резаками. Для тех, кто только начинает работать в этом направлении, хватит паяльника с тонким наконечником.
Ажурное гильоширование (выжигание по ткани) требует использования прибора, с помощью которого делают узоры по дереву. Обязательно наличие набора насадок с широкими, тонкими и закругленными кончиками, позволяющими выполнять узоры разной сложности.
Желательно выбирать резаки с функцией регулировки напряжения. Это позволит работать с тканями разной толщины. Пониженное напряжение также дает возможность не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для создания аппликаций и мозаики.
Иглу резака можно подточить при помощи обычной наждачной бумаги. Помимо специального прибора, необходимы для гильоширования (выжигания по ткани) схемы, пинцет, ножницы, клей, мелкие аксессуары и трафареты.
Не стоит забывать про технику безопасности, поскольку техника выжигания связана с высокими температурами. Раскаленные части инструмента не должны соприкасаться с обнаженной кожей, ногтями и волосами.
Необходимое оборудование
Во-первых, выжигатель бытовой, по замыслу конструктора предназначается для выжигания по дереву, однако уже очень давно мастерицы приспособили его к работе с тканями. И производители откликнулись, приложив к обычной игле для выжигания по дереву иглу для гильоширования (выжигания по ткани).
Не волнуйтесь, если у Вас старый советский выжигатель с обычной толстой иглой. Для изготовления цветов такая игла тоже подходит, т.к. мы не создаем узор, а вырезаем детали из куска ткани.
Во-вторых, рабочая поверхность. «Рабочим столом» для изготовления искусственных цветов является полированное стекло толщиной 3- 5 мм. Размеры стекла определяются размером изготавливаемого изделия, местом на столе и ассортиментом кладовки J. Во избежание порезов рук края стекла должны иметь фаски. Если фасок нет, торцы стекла необходимо покрыть изоляционной лентой. Я использую старую раму от картины. По тому же принципу можно использовать ненужную фоторамку. Конечно, эту рабочую поверхность мы организуем на обычном столе. Если у Вас в доме есть стол со стеклянной столешницей, на которой вы решили выжигать, то лучше откажитесь от этой мысли. Поверхность стекла портится при выжигании. Не сразу, но неизбежно.
В-третьих,
— металическая линейка для обжигания края ткани; — оконный штапик для снятия нагара с иглы (см. пункт о нагаре в технике безопасности); — плотная фольга для создания шаблонов. Я использую алюминиевые банки. При разрезании банки лучше использовать широкий канцелярский нож (можно и любой другой некерамический нож, если не жалко). Сначала протыкаем банку около верхнего перегиба, затем режем цилиндр, отсекая верхушку. Потом режем цилиндр по шву в направлении дна банки до нижнего перегиба, затем уже ножницами (теми, которые не жалко, ибо после фольги они уже не будут нормально стричь ткань, а со временем и бумагу) отрезаем дно банки. Получили скрученный в трубу прямоугольник;
— шариковая ручка для разметки на фольге или алюминиевой банке (рисовать свою выкройку на фольге вы будете именно шариковой ручкой – даже если она не пишет, то оставляет четкий желобок, по которому можно вырезать ножницами);
— утюг (не забываем утюжить свой материал).
Техника безопасности
* Повторюсь, что необходимо очень аккуратно разрезать алюминиевую банку, дабы не поранить руки (см. абзац про шаблоны).
* И еще повторюсь, что выжигание происходит на стекле. Не роняйте на свой «рабочий стол» никаких твердых предметов. Избегайте порезов рук о не защищенные края стекла (см. обзац про рабочий стол).
* При занятиях гильошированием необходимо делать перерывы, поскольку обжигаемые синтетические волокна дают неприятный запах и гарь, и периодически проветривать помещение.
* Рабочее место должно быть хорошо освещено
Свет падает с левой стороны (у левшей – с правой).
* Прибор необходимо выключать минут на 5 через каждые 30 минут работы (это важно, иначе игла перегреется и возникнет эффект «игла остыла – выжигать невозможно»).
* По мере образования нагара на кончике иглы, его необходимо убирать во избежание некрасивых и неисправимых опалин на Вашей работе, кроме того этот нагар постоянно плавится и дает очень неприятный запах. Поэтому прямо в процессе работы я использую какую-нибудь деревяшку, чаще это оконный штапик: просто прожигаю его глубоко, и игла очищается. Также можно счищать нагар с остывшей иглы лезвием (например, канцелярским ножом) или мелкой наждачкой
Также можно счищать нагар с остывшей иглы лезвием (например, канцелярским ножом) или мелкой наждачкой.
* Заранее придумайте, куда пристроить рукоятку с горячей иглой на тот период, когда Вы ею не пользуетесь. Хоть она и быстро остывает, все же лучше не рисковать. Иногда требуется отложить иглу всего на пару секунд, не выключая прибор, а значит, какая-то подставка или безопасное место на столе очень пригодится. Часто производитель прилагает к прибору такую подставку.
* Все операции при гильошировании выполняются горячей иглой, так что пальцы (ногти) не подставлять. Тут уж ничего не поделаешь, производственные травмы случаются у всех.
* Не рекомендуется заниматься детям младше 10 лет. Этот пункт я вычитала в интернете. Наверное, это из-за синтетических материалов, которые при сгорании что-то там выделяют.
Мастер-классы для начинающих рукодельниц
Новичку вначале надо освоить принципы работы с выжигательным устройством. Это требует времени и усилий. Начинающая рукодельница должна проявить упорство и готовность к продолжительным по времени занятиям. Тогда поделками можно декорировать всё, что захочется.
Кружевная салфетка с серебряными вставками
Материалы:
- распечатанный шаблон;
- искусственное полотно для основы;
- полотно с серебряной нитью для орнаментного рисунка;
- специальный световой стол.
Если нет возможности купить световой стол, допускается перенесение картинки на лист кальки. Отпечатывание на материи происходит путём придавливания с изнанки. Рисунок кладут лицом на материал и обводят каждую деталь карандашом или маркером.
Мастер-классы для начинающих
Техника гильоширования является интересной и привлекает многих мастеров. Овладеть ей не так трудно. Главное, действовать четко по плану, не пренебрегать ни одним из этапов работ. Рассмотрим несколько любопытных мастер-классов для начинающих рукодельниц.
Панно
Используя технику гильоширования, мастера могут изготавливать очень красивые и выразительные панно, на которые трудно не обратить внимание. Часто подобные изделия становятся необычными и яркими украшениями интерьера. Их вполне возможно сделать своими руками
Рассмотрим один из мастер-классов по изготовлению такого декора. Часто в технике гильоширования задействуется шелковая ткань. Из нее можно изготовить эффектную поделку. Чтобы сделать панно, мастеру понадобятся следующие инструменты и материалы:
Их вполне возможно сделать своими руками. Рассмотрим один из мастер-классов по изготовлению такого декора. Часто в технике гильоширования задействуется шелковая ткань. Из нее можно изготовить эффектную поделку. Чтобы сделать панно, мастеру понадобятся следующие инструменты и материалы:
- качественный выжигательный аппарат;
- ткань (идеальным решением станет шелк подкладочного типа, желательно разноцветный);
- схема будущего панно (подробный схематический рисунок, нанесенный на кальку);
- стекло (его примерные размерные параметры – 30х90);
- настольная лампа (будет нужна для полноценной подсветки рабочего процесса);
- ножницы с острыми лезвиями.
Они состоят из нескольких этапов. Рассмотрим каждый из них.
Сперва надо провести подготовительные действия. Наложите голубой кусочек ткани на белоснежный, разгладьте материалы утюгом. Вырежьте прямоугольную деталь размером 62х42 см – это будет основанием будущего панно. Именно на него и будут накладываться все составляющие композиции: блюдца, чашечки, матрешки и прочие. Для этого нужно будет задействовать черный, бежевый, красный и голубой оттенки.
Картины
Техника гильоширования позволяет изготавливать привлекательные картины с различными сюжетами. Разберемся, как своими руками сделать минималистичную картинку с силуэтной аппликацией.
Подберите понравившуюся картинку в интернете. Увеличьте ее до необходимых размеров. Для силуэтных композиций подойдут изображения, элементы которых не имеют слишком крупных размеров.
Поделки
В рассматриваемой технике можно делать самые разные поделки. Из них возможно получить классную скатерть, салфетки, оригинальную отделку платьев, узорчатые банты и даже ламбрекены или шторы. Можно исполнить красивые декорации для интерьера, например, это может быть милая бабочка, цветы и многие другие подобные элементы. Рассмотрим, как своими руками реализовать гильоширование ламбрекенов.
Первым делом надо будет тщательно измерить параметр длины будущего ламбрекена. Сделайте, основываясь на полученных данных, правильную выкройку.
Порядок работы
Порядок ваших действий после того, как подготовите рабочее место, зависит от того, что вы планируете делать – выжигать узоры по шаблону или аппликацию.
Выжигание узоров:
- На стекло кладется рисунок, сверху накрывается тканью. В процессе ее нужно крепко придерживать, чтобы она плотно прилегала к стеклу.
- Горячей иглой ведете по контурам рисунка, которые просвечивают сквозь ткань.
Выжигание аппликаций:
- Шаблон кладут на ткань и обводят иглой его внутренние или наружные контуры – в зависимости от того, какой рисунок используется.
- При необходимости, если в некоторых местах игла не прожгла ткань, операция повторяется.
Общие правила:
Выжигатель нужно держать строго вертикально, чтобы между иглой и поверхностью образовывался прямой угол.
Игла ведется непрерывно, при этом важно следить, чтобы ткань за ней не поднималась и не топорщилась. В результате должен получиться ровный отжиг с аккуратными оплавленными краями.
Чистить иглу нужно горячей, соблюдая правила безопасности.. В процессе работы не забывайте делать перерывы
Это нужно не только для того чтобы дать возможность прибору остыть, но и чтобы проветрить рабочее помещение: в процессе плавки синтетических волокон появляется неприятный запах
В процессе работы не забывайте делать перерывы. Это нужно не только для того чтобы дать возможность прибору остыть, но и чтобы проветрить рабочее помещение: в процессе плавки синтетических волокон появляется неприятный запах.
Советы для новичков
Начинающим искусство гильоширования может показаться очень сложным и даже невозможным. В действительности всё не так. Внимательно изучив специфику этой техники, трудностей у вас не возникнет.
Самое важное – правильно выбрать ткань. Идеальным вариантом считается искусственный шёлк, но подойдёт, в принципе, любая синтетика. Для точного отображения выбранного орнамента нужно, чтобы материал не горел, а плавился
Кроме того, ткань должна обладать хорошей светопропускной способностью
Для точного отображения выбранного орнамента нужно, чтобы материал не горел, а плавился. Кроме того, ткань должна обладать хорошей светопропускной способностью.
В работе непременно применяются трафареты. Они позволяют наиболее точно передать изображение.
Популярные статьи Объемные картины на стене: разновидности и идеи для дома
На кончике прибора в ходе работы накапливается расплавленные волокна материи, вследствие чего ширина каждого последующего фрагмента орнамента будет больше. Поэтому необходимо постоянно наблюдать за иглой аппарата, чтобы успевать во время очищать её лезвием.
Гильоширование может освоить даже школьник. В Интернете можно найти массу разнообразных обучающих курсов, которые помогут определиться с направлением в этом интересном искусстве. Такое непростое хобби даже может перерасти в личный бизнес, конечно, если подойти к нему профессионально.
История появления техники
Само слово «гильоширование» происходит от французского «guilloshis», которое переводится как «узор». Гильоширование применялось уже в XVI-XVII веках в Германии. В то время были в почете кружева и создавались они в огромном количестве. Не забывайте, что одежда шилась и декорировалась вручную, поэтому мастерицы, желая сэкономить время, изобрели интересную технику для создания кружев. Они нагревали иглы на открытом огне и выжигали ими ажурные рисунки на ткани. Эффект получался тот же, зато времени уходило гораздо меньше.
Использовалось гильоширование и для аппликаций: из бархата вырезали узоры и припаивали их к шелку теми же горячими иглами.
У нас техника официально появилась в 1990 году. Ее запатентовала Зинаида Петровна Котенкова, модельер, сотрудничавшая одно время с Вячеславом Зайцевым. До получения авторского права на методику Зинаида Петровна 10 лет осваивала и дорабатывала ее. Именно Котенкова придумала использовать для выжигания по ткани усовершенствованный паяльник или выжигатель по дереву.
Гильоширование. Обучение выжиганию по ткани.
Гильоширование можно использовать для создания многих изделий:
— в интерьере — при пошиве одежды — для создания аксессуаровПоказать полностью… — для имитации других видов творчества)
Гильоширование — это безграничные возможности для вашего творчества!
— Ищите такой вид рукоделия, который можно освоить за несколько дней и при этом создавать уникальные вещи.
— Хотите преподавать, обучать других, но в других нишах много конкурентов.
— Уже владеете каким-либо видом рукоделия, но хотите отличаться от конкурентов и совмещать различные техники.
— Хотите сделать сыну красивую заплатку на джинсы, а дочку порадовать оригинальной заколкой.
— Хотите удивлять близких и знакомых людей необычными и уникальными работами, аналогов которых не существует.
Если хотя бы один из пунктов, которые вы прочитали выше про вас — подписывайтесь на новости группы и получайте практические рекомендации по гильошированию, а так же огромное количество идеи для вашего вида творчества.
Гильоширование представляет собой технику выжигания узора по ткани. Делается она с помощью специального аппарата. Рукодельницы выжигают только по синтетическим тканям, все дело в том, что работать с натуральными тканями не получится, ткань должна плавиться, но не гореть. Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.
Сама история возникновения это искусства полностью не известна. В Германии в 70-е гг. XIX в. Была похожая ручная техника выжигания по ткани, которая называлась пиротехникой.
Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.
В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей – гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. В 1990 году З.П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение.
Гильоширование – применительно к обработке ткани, используется как название способа обработки синтетических тканей, основанного на сварном соединении деталей. В его основе лежит свойство синтетических тканей плавиться при определенной температуре, что позволяет вырезать сквозные узоры и соединять отдельные детали раскаленной иглой.
Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно быстро изготовлять разнообразные красивые изящные изделия; имитировать многие виды традиционного декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, аппликация и т.д.); использовать в творчестве мотивы народных промыслов, не связанных с обработкой тканей, таких как ростовская финифть, хохломская роспись, гжель; изменять фактуру тканей.
Освоив гильоширование можно изготовить различные дополнения к одежде: воротники, жабо, жилеты, платья и блузки могут быть украшены «вышивкой». Аксессуары — декоративные платочки, броши, серьги, искусственные цветы. Гильошированием можно воспользоваться при создании подарков и сувениров: косметичек, обложек и закладок, картин, панно. Дом можно украсить шторами, абажурами, салфетками.
Что нужно знать для освоения техники гильоширования
1. Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.
2. В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу.
3. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.
Для работы необходимо:
1. Ткань. Подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими. 2. Эскиз. Готовый или сделать рисунок самому, на плотной бумаге, желательно на ватмане, темным фломастером или маркером. Можно взять рисунки для ришелье, рисунки из детских раскрасок. 3. Выжигательный аппарат.
4. Копировальный столик.
5. Инструменты. Ножницы, картон, фольга, пинцет с острыми кончиками (для снятия мелких вырезанных деталей), маленькие кусочки ткани (используют для снятия нагара с горячей иглы) и мелкую наждачную бумагу или натфель (для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари).