Настройка пианино своими руками

Содержание

Ответы на частые вопросы:

Как часто настраивать пианино?

Напрямую зависит от многих факторов, например:
а. От технического состояния конкретного музыкального инструмента (фортепиано); б. От интенсивности эксплуатации; в. От изменений влажностно-температурного режима помещения и др.

При постоянном, нормальном влажностно-температурном режиме (температура — +20 °C влажность — 45 – 60%) и интенсивности занятий 1 ч/с в сутки и менее, включая в себя случай, когда на инструменте не играют совсем! 1-2 раза в год.

Можно ли настроить старое пианино?

Здесь необходимо конкретизировать. Под старыми пианино часто подразумеваются все инструменты, сделанные 25 и более лет назад. Кроме того отвечая на этот вопрос можно говорить только о вероятности, каждый конкретный инструмент необходимо оценивать отдельно.

И все же

Пианино, выпускавшиеся примерно с 1975 по 1989 г.г.

Если инструмент сделан примерно до середины 70х годов прошлого столетия вероятность того, что его можно настроить и он будет держать строй довольно высока. Правда, если он не настраивался более 3х лет, настроить его придется несколько раз, пока он не привыкнет к правильным нагрузкам. Как отличить такие пианино от всех остальных читайте в статье «Как выбрать пианино – с чего начать?»

Пианино, выпускавшиеся с 1930х по 1975 г.г.

Если пианино было выпущено раньше, вероятность того что его можно настроить и он будет держать строй низка. То есть в некоторых случаях настроить такие пианино в правильный строй можно, но они либо расстроятся очень быстро, либо (даже если они продержатся год), в следующий визит настройщика настроить их будет уже нельзя.

Крайне редко встречаются пианино тех лет с сохранившимся ресурсом вирбельбанка. Исключением являются фортепиано после квалифицированного ремонта. Если у инструмента были заменены колки вероятность того что его можно настроить близка к инструментам из первой группы.

Старинные (дореволюционные) пианино

Если речь идет о старинных, дореволюционных инструментах, с которыми не производились реставрационные работы, вероятность настройки таких пианино близка к нулю.

Но даже в этих случаях необходимо принять во внимание следующее. Все фортепиано (и пианино в частности) инструменты очень благодарные

Если инструмент сохранился в комплекте (не утеряны важные детали конструкции), его технические характеристики и внешний вид можно привести к состоянию нового фортепиано.

После таких, восстановительных, работ пианино станет не только настраиваемым, но и будет соответствовать всем требованиям современного музыканта к инструменту.

Единственным условием является ремонт и восстановление в мастерской с хорошей репутацией и квалификацией мастеров.

Начало работы

Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.

Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.

Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.

Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.

Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.

Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.

Итак, сколько же может стоить реставрация рояля или пианино, и чего ждать от такой реставрации?


Стоить может критически по-разному, а ждать можно все что угодно, будем откровенны. Одно надо помнить человеку, заказавшему такую реставрацию, что новым инструмент не будет. Новый – только новый.

Но!

Это не значит, что реставрированный будет хуже. Вовсе нет. А зачастую и лучше, что тоже факт. Лучше не в моменте новизны, а в целом комплексе понятий: улучшилось звучание, потому что в восстановление резонансной системы вмешался выдающийся мастер, чего не случилось на фабрике-изготовителе; более дорогостоящие материалы, те же молоточки, к примеру, были установлены; во внешней отделке не пожалели дорогого полиэфирного лака, не сэкономили на грунтах — результат очевиден. И так далее.


Так что можно навсегда забыть ничем не подтвержденное мнение, что новый инструмент — это лучше. На сегодняшний день, с учетом падения качества производства в любой сфере и в любой стране, и фортепиано, к сожалению, не избежали этой участи. Для крупных фабрик, которые делают под сотню роялей в день (мы не ошиблись, именно в день, а если производство в Китае, скорее всего, еще больше), экономия нескольких килограммов лака на изготовление одного рояля в год выливается в огромные суммы.

При индивидуальной же реставрации, когда у маленькой мастерской на полное восстановление одного рояля уходит минимум месяц, столь незначительная трата практически не ощутима. Зато и результат покрытия иной, лак смотрится «глубже», богаче, он прочнее, долговечнее и надежнее.

Отодвинем мнение и о том, что у нового фортепиано заводская гарантия. Да. Только попробуйте ее в реальности получить. Мы не утверждаем, что никто из дилеров и магазинов, торгующих новыми инструментами, никогда не выполнят гарантийные обязательства, хотим верить в обратное. Но слишком хорошо известна ситуация с гарантией, возвратами, бесплатными ремонтами любых товаров в нашей стране, к сожалению. Сложновато представить, что, когда с роялем что-то случилось, и уже завтра прибежали эксперты, за ними представители компаний и озвучили счастье: «Нет проблем, выбирайте другой инструмент, все перевозки за наш счет, и еще вас ждет компенсация. А не хотите выбирать, пожалуйста, вот ваши денежки, извольте получить». Хочется верить, что когда-нибудь и в нашей стране такое будет, ведь подобный порядок вещей где-то уже давно есть и является всего лишь нормой жизни и деятельности, многие из нас с вами знают это не понаслышке.

Литература [ править | править код ]

1. Богино Г. Современная настройка фортепиано // Музыкальное искусство и наука. – (Вып.1.). – М.: Музыка, 1970. — С.191-218.

2. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. — М. , 1980.

3. Фадеев И.Г., Аллон С.М. Ремонт и настройка пианино и роялей. — М. , 1973.

4. Сергеев М. В. О профессионализме настройщиков фортепиано // Общество и цивилизация. 2015. Т. 1. С. 142—158.

У многих, кто занимается музыкой, стоят дома старые советские фортепиано 20−30-летнего возраста. Можно ли настроить их в домашних условиях? Попробуем разобраться.

Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.

Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.

Что же такое настройка фортепиано и как она проводится?

Это главный процесс согласования всех звуков из хроматического звукоряда с интервальной темперацией в семействе клавишных и струнных музыкальных инструментов. Настройщик-профессионал сможет на слух настроить темперацию, опираясь исключительно на один из хоров, который был настроен в камертон 440 Гц.

С недавнего времени существуют программное обеспечение и электронное оборудование, позволяющее вычислять точные частоты, например — фортепианный тюнер.    Но в кругах профессиональных музыкальных мастеров ведутся постоянные дискуссии о целесообразности использования тюнера при настройке пианино и роялей.

Противники считают, что настройка с помощью тюнера не желательна, так как тюнер не охватывает нужный диапазон частот и уступает профессиональному человеческому слуху. Натренированный слух мастера слышит все уровни интервальных частот, а тюнер не может дать нужный результат.

Сторонники уверены, что чистая настройка без тюнера не возможна. Многие считают, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано. Только нужно уметь правильно пользоваться тюнером и тогда инструмент даст правильное темперированное звучание любому роялю и пианино.

Резонанс является уникальным для каждого инструмента. Как утверждают настоящие профессионалы, хорошая настройка выполняется только на слух.

Интонировка и остальные важные мелочи

Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.

Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.

Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.

Можно ли быстро научиться игре на пианино

Один из самых часто задаваемых вопросов касательно пианино. Тут есть несколько мнений. Первое — да, можно.Зависит от того, что вы хотите выучить. Скорее всего, выучить какую-либо песню получится, если постоянно практиковаться и повторять за кем-то. Если вы хотите профессионально овладеть инструментом, то тогда придется тратить много времени на то, чтобы практиковаться и изучать. 

Второе мнение — быстро не получится, поскольку нужно запомнить огромный объем информации и также уделять время практике. Такая точка зрения также имеет место быть. Если вы будете часто заниматься, вы можете быстро перегореть. Поэтому нужно делать все постепенно. На такое обучение уйдет несколько месяцев или даже больше. Зато, вы сможете играть очень много произведений и удивлять всех своими невероятными результатами. 

В любом случае — все индивидуально. Пробуйте, и у вас все получится. Нет ничего невозможного.

Пошаговая инструкция

Чтобы наладить пианино самостоятельно дома, необходимо начать с поднятия верхней крышки и поиска фиксаторов. Последние находятся по углам верхней части передней вертикальной панели. Отодвинув фиксаторы, удастся самому снять панель и открыть клавиатуру.

В нижнем регистре это, как правило, одна толстая струна, в среднем регистре — две струны, а от середины до конца клавиатуры — по три струны. Эти созвучия называются «хором». Струны одного «хора» обладают одинаковой толщиной, но отличаются по длине. Регулировку своими руками правильно проводить внутри каждого созвучия, отстраивая струны относительно друг друга, а также относительно интервалов других «хоров». По отдельности корректировать положение каждой детали верным действием не является.

Рабочий процесс начинается с «ля» первой октавы. Вообще-то, это должна быть средняя струна каждого «хора». Делается это следующим образом: в созвучии выбирается струна, обладающая наибольшим рабочим состоянием и наименьшим нерабочим. Это означает, что она будет меньше искажаться и проще настраиваться.

Как правило, речь в данном случае идет о первых струнах «хора». Выбрав одну медную нить, нужно будет заглушить остальных участников созвучия демпферными клиньями, вставляемыми между ними. Несколько струн можно также отгородить плотной суконной лентой.

Далее выбранная струна отстраивается путем использования камертона и накручивания ключа. Основная цель этих действий — исключить биения, чтобы их частота составляла более 10 секунд. На следующем этапе, что зависит от состояния первой струны, «темперируются» интервалы первой октавы

Так как каждый интервал обладает собственным количеством биений, важно, чтобы настройщик внимательно его слушал. Переходя к другим струнам, нужно будет поочередно извлекать заглушки, не забывая выстраивать унисоны

Проработав центральную октаву, можно переходить к остальным звукам, следуя выше и ниже от центра.

В целом принято выделять две основные методики наладки инструмента, хотя работа в каждой начинается со звука «ля». Квартово-квинтовая настройка считается более точной, а потому и чаще применяемой. В этом случае настройка происходит путем чередования кварт (то есть 4-х полутонов) и квинт (5 полутонов), отсюда и название. Сперва выстраивается октава, а затем работа идет слева направо — четко по интервалам. Нельзя забывать, что на кварте звук должен повышаться на «биение в секунду», а на квинте — понижаться на «биение в секунду».

Согласно второй методике настройка осуществляется по кварто-октавной наладке: вверх по квинте и вниз на октаву, начиная также от «ля» первой октавы.

Если в фортепиано расстроилось только несколько струн, создающих «хор» одной клавиши, то следовать необходимо по слегка отличающейся инструкции. Как вариант, для проверки нажимается клавиша «до» первой октавы, молоточек которой одновременно ударяет по трем струнам. Не ослабляя нажатия, необходимо по очереди зажимать каждую нить и внимательно отслеживать звуки, чтобы понять, какой из них нарушает общую картину. Обнаружив «нарушительницу», следует надеть ключ на примыкающей к ней колок и начать аккуратно крутить его, время от времени вновь нажимая на клавишу и контролируя звучание

Требуемую высоту правильно определить по тюнеру, а движение ключа важно продолжать, пока струна не совпадет с ней. Вторая струна должна быть настроена с первой в унисон, а третья — быть отрегулированной под первые две

Нужно ли настраивать пианино, если на нем не играют?

Если фортепиано используется как рабочий инструмент музыканта, разумеется, настраивается он не столько по графику, сколько по необходимости. Профессионал заметит фальшь и пригласит настройщика.

Но есть ли необходимость в настройке пианино или рояля, если нагрузка на инструмент минимальна или вообще отсутствует?

Человек, играющий на пианино по настроению, редко обращает внимание на незначительные расхождения в строе и может вызывать настройщика раз в 3 – 4 года (бывает и реже). Тот, у кого фортепиано стоит без использования, вообще не думает о его настройке

Хорошо если мастер будет приглашен, хотя бы раз в десятилетие

Тот, у кого фортепиано стоит без использования, вообще не думает о его настройке. Хорошо если мастер будет приглашен, хотя бы раз в десятилетие.

Какой из этих вариантов лучше для фортепиано?

На самом деле плох и тот и другой, но последний – самый плохой.
Причин, по которым пианино должно настраиваться регулярно – несколько.

1. Пианино расстраивается. Независимо от того, играли на нем или нет, через 6 месяцев строй необходимо поправить. Только регулярная настройка через каждые полгода, может гарантировать хороший, гармоничный строй. Многие владельцы фортепиано считают это утверждение ложным. Для того, чтобы убедиться в необходимости 2 настроек в год, рекомендую почитать статью «Почему расстраивается пианино?»

2. Пианино изнашивается. Если инструмент не настраивался очень долго, со временем строй становится намного, ниже, пианино привыкает к небольшим нагрузкам. Настроить такой инструмент сразу невозможно. Деформации корпуса в процессе настройки снова расстраивают фортепиано. Постепенно увеличивая нагрузку его можно стабилизировать, но настраивать придется несколько раз. На регулярно настраивающемся инструменте слегка поправив колки можно добиться правильного звука. Колки старого, давно не настраивавшегося пианино приходится крутить очень много, что в свою очередь изнашивает старый вирбельбанк еще больше.

3. Струны привыкают к маленькой нагрузке. Со временем струны теряют эластичность и способность вытягиваться. Если это произошло в момент, когда строй пианино был значительно ниже стандартного, то при настройке инструмента струны могут рваться. Если это случиться со струнами без навивки, возможность их заменить есть. Многие настройщики имеют струнную проволоку. Но если порвутся басовые струны (с навивкой), их придется искать. Такие струны можно либо снять со старого пианино аналогичной модели, либо изготавливать заново. Басовые струны на фортепиано в промышленных масштабах в России не изготавливаются.

Отсюда два вывода:

  1. Чистый строй может быть только у регулярно настраиваемого пианино.
  2. Хранение инструмента с пониженным строем может привести к повышенному износу или поломке некоторых деталей.

Инструменты

Те, кто интересуется, как настроить пианино, не могут не осознавать, что для этого необходимы специальные инструменты. Что именно потребуется?

  • Резиновый клин или заглушка.
  • Электронный тюнер.
  • Настроечный ключ.
  • Дополнительный источник света.

Эти предметы можно купить в специализированных магазинах. Нужно отдавать себе отчёт, что стоимость этих инструментов прямо пропорциональна их качеству, а потому дешёво они стоить не могут.

Кстати, если сравнить, сколько стоит настроить пианино – самостоятельно или вызвать мастера – разница будет малозаметна

Почему? Потому что, помимо ключей, важно приобрести специальные книги по настройке пианино. Просто посмотреть видео в интернете недостаточно для качественной настройки пианино

Обеспечение сохранности пианино и рояля [ править | править код ]

В процессе настройки

Поскольку фортепиано — сложный и дорогостоящий инструмент, а его рама находится под большой нагрузкой, настройка требует от мастера не просто очень ответственного подхода, а профессионализма, под которым подразумевается профессиональное обучение у фортепианного мастера и опыт работы.

Фортепианный мастер (настройщик-техник) умеет не только настраивать фортепиано, но и выполнять его ремонт, вплоть до полной переборки, замены деталей и, зачастую, реставрации.

В российских музыкальных школах в обязанности настройщика, кроме настройки, входят ремонт и регулировка клавишно-молоточкового механизма.

ДЕЛАЕМ НОЖКИ

Чтобы облегчить изготовление зауженных ножек, необходимо сделать приспособление. При выборке пазов оно удерживает ножки горизонтально, а при зачистке изогнутых граней работает как опора.

Перенесите контуры с масштабной сетки на обрезок МДФ или ДВП, затем перенесите контуры шаблонов на дерево. С припуском выпилите контуры, а затем скобелем и шлифмашинкой сформируйте изгибы до разметки. Быстро обработать изгибы ножек поможет барабанная шлифмашинка.

Склейте две доски из вишни лицевыми сторонами двухсторонней липкой лентой и с шаблонов перенесите на пакет контуры двух ножек и одного подлокотника.

Чтобы сэкономить материалы, совместите прямое ребро каждой ножки с рёбрами досок, а подлокотник расположите между ножками. Сориентируйте шаблоны так, чтобы получить наилучший древесный рисунок. Затем ленточной пилой аккуратно выпилите детали.

Липкой лентой склейте пакет из четырёх ножек и одновременно прострогайте и зачистите их до нужной формы. Для фиксации ножек во время зачистки можно использовать приспособление. Не разбирая пакета, на настольной циркулярке отпилите ножки по длине. С помощью диска для пазов и вспомогательной линейки в месте, где зауженная часть ножки переходит к изогнутой верхней части, выпилите уступ глубиной 16 мм. Чтобы избежать сколов, между линейкой и ножкой положите обрезок деревяшки. Разберите пакет и фрезой 09 мм скруглите рёбра зауженной и фигурной частей ножек.

Липкой лентой склейте подлокотники и скобелем и шлифмашинкой придайте им нужную форму. Разделите их и прострогайте до окончательной толщины. Зачистите подлокотники шкуркой зернистостью 400. Фрезой 09 мм скруглите верхние и нижние рёбра.

Положите каждую ножку на приспособление так, чтобы она располагалась параллельно основанию, и посередине ножек выберите пазы шириной 6 мм и глубиной 21 мм. Пазы начинаются на 12 мм ниже уступов на ножках, длина пазов — 75 мм. Зачистите пазы стамеской и слегка скруглите их углы.

КОРОБКА

Выпилите части коробки нашего самодельного стула из двух досок шириной 100 мм и толщиной 25 мм. Раскраивайте их так, чтобы из каждой доски получилась одна длинная перемычка и одна короткая (боковая). На внутренних сторонах перемычек вдоль нижних граней выпилите пазы глубиной 9 мм для установки дна.

Хотя пазы расположены посередине ножек, шипы смещены к внешней стороне перемычек так, что после сборки внутренняя сторона соединения получается заподлицо. Смещение шипа от середины — половина разницы между толщиной ножки и перемычки.

На ножки и перемычки, исключая места соединений, которые должны быть сухими для впитывания клея, нанесите слой тунгового масла. Когда оно высохнет, приклейте ножки к передним и задним перемычкам. Получатся две отдельные рамки. Не забудьте нанести клей на обе щёчки шипов и боковые стороны пазов. Зажмите струбцинами каждую сборку и убедитесь, что они плоские и прямоугольные.

КАК СДЕЛАТЬ СИДЕНЬЕ

Для сиденья (крышки) выберите доски с красивым древесным рисунком и цветом. Отпилите доски с припуском около 50 мм по длине и прострогайте их до одинаковой толщины. До склейки досок лицевые стороны покройте слоем тунгового масла (так будет легче удалить лишний клей). Маленьким валиком намажьте ровный слой клея на каждую склеиваемую грань. Сожмите доски, затягивая струбцины так, чтобы из стыка выдавился клей. Убедитесь, что крышка плоская, и отложите её на просушку.

Вставки крышки выполнены из бразильского красного дерева. Пять планок равномерно вставлены посередине вдоль крышки, а одна — с краю поперёк.

Выпилите продольные пазы для планок. Установите циркулярку на запил глубиной 9 мм посередине вдоль крышки и выпилите первый паз. Отодвиньте линейку от диска на 37 мм и, разворачивая доску между проходами, выпилите второй и третий пазы. Отодвиньте линейку ещё на 37 мм и таким же способом выпилите четвёртый и пятый пазы.

С припуском по длине напилите планки вставок и с помощью рубанка подгоните их плотно к пазам. Для закрепления вставок используйте полиуретановый клей.

Выступающие концы вставок отпилите вровень с боковыми торцами крышки, затем удалите липкую ленту и прострогайте или зачистите их заподлицо с плоскостью крышки. Потом на расстоянии 100 мм от торца поперёк лицевой стороны крышки приклейте полоску липкой ленты и выпилите паз для поперечной вставки. Вклейте шестую вставку так же, как пять предыдущих. Когда клей высохнет, зачистите сначала её, а потом обе поверхности крышки.

YAMAHA YDP-S34


​Фото:https://beru.ru

Наш топ продолжает данная модель, обладатель 88 полновзвешенных клавиш с имитацией молоточковой механики. Yamaha YDP S34 оснащен двухдорожечным сенсором, позволяющим записать свое исполнение. В качестве системы обучения в инструменте имеются встроенные композиции, разучивать которые можно, отключая партию правой или левой руки. Для занятий с педагогом предусмотрена функция разделения клавиатуры. А возможность наложения тембров позволяет играть двумя звуками одновременно. Акустической системы 2х8 Ватт вполне хватает для домашних занятий. Небольшие габариты и разнообразие цветовых решений впишут новинку в любой интерьер.

YAMAHA YDP-S34

Историческая справка

В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.

Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.

Подробный ответ.

В паспорте на любое новое фортепиано или в сопроводительных документах к нему указано необходимое количество настроек для инструмента. Все они рекомендуют настраивать фортепиано не реже чем раз в 6 месяцев.

Почему именно столько? Есть ли разница по частоте настроек у старого и нового пианино? В каких случаях фортепиано приходится настраивать чаще?

Об этом и некоторых других нюансах связанных с регулярным обслуживанием фортепиано читайте дальше.

Регулярность настройки пианино и игровая нагрузка

Если быть точным, то раз в 6 месяцев пианино рекомендуется настраивать при минимальных нагрузках. Если же игровая нагрузка средняя или выше средней, интервалы между настройками значительно сокращаются.

Определить примерные интервалы между настройками и другими техническими работами можно по следующей таблице.

Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.

Вид технического обслуживания и ремонта

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки)

1 час в сутки

1-3 часа в сутки

4-6 часов в сутки

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Как часто нужно настраивать

Принято считать, что после приобретения нового пианино в течение следующих 12 месяцев его потребуется настраивать дважды. При покупке с рук провести настройку придется один раз, но практически сразу же после доставки музыкального инструмента на постоянное место. Однако в обоих случаях перед приглашением специалиста все-таки необходимо выждать около недели, чтобы механизм адаптировался к микроклимату комнаты. Постоянно используя фортепиано, регулировать механизм придется через каждые 6 месяцев.

Следует понимать, что данная работа отнимает значительное количество времени. Если пианино настраивается регулярно, то потребуется от 1,5 до 3 часов работы, но если специалист давно не касался инструмента, то количество часов окажется гораздо большим — возможно, даже в три подхода. Чтобы результат работы оставался как можно дольше, в помещении следует поддерживать температуру, равную 20 градусам тепла, а влажность — от 45 до 60%.

Фон

Самые основные инструменты настройщика пианино включают в себя рычаг настройки (или «молоток») и приглушение.

Иллюстрация избиения . Сумма (синий цвет) двух волн (красный, зеленый) показана по мере увеличения частоты одной из волн. Две волны изначально идентичны, затем частота зеленой волны постепенно увеличивается на 25%. Конструктивная и деструктивная интерференция приводит к образованию биений в результирующей волне.

Многие факторы вызывают расстроение фортепиано, особенно атмосферные изменения. Например, изменение влажности влияет на высоту звука фортепиано; высокая влажность приводит к звуковой плате набухать, растягивая струны и вызывая шаг идти резким, в то время как низкая влажность имеет противоположный эффект. Изменения температуры также могут повлиять на общую высоту звука фортепиано. В новых пианино струны постепенно растягиваются, а деревянные части сжимаются, в результате чего пианино становится плоским, в то время как в старых пианино штифты настройки (которые удерживают струны в гармонии) могут расшататься и не удерживать фортепиано в гармонии. Частая и тяжелая игра также может вызвать расстроение фортепиано. По этим причинам многие производители пианино рекомендуют настраивать новое пианино четыре раза в течение первого года и два раза в год после этого.

Расстроенное пианино часто можно определить по характерному « хонки-тонку » или звуку биения, который оно производит. Это колебание в интенсивности звука является результатом одновременного воспроизведения двух (или более) тонов одинаковых частот. Например, если фортепианная струна, настроенная на 440  Гц (колебания в секунду), играет вместе со струной фортепиано, настроенной на 442 Гц, результирующий тон бьет с частотой 2 Гц из-за конструктивного и деструктивного взаимодействия между двумя звуками. волны. Точно так же, если струна, настроенная на 220 Гц (с гармоникой на 440 Гц), играет вместе со струной, настроенной на 442 Гц, слышен тот же ритм 2 Гц. Поскольку пианино обычно имеет несколько струн для каждой клавиши пианино, эти струны должны быть настроены на одну и ту же частоту, чтобы исключить удары.

Высота ноты определяется частотой колебаний. Для вибрирующей струны частота определяется длиной, массой и натяжением струны . Струны фортепиано обернуты вокруг настроечных штифтов, которые поворачиваются для регулировки натяжения струн.

История

Настройка фортепиано стала профессией примерно в начале 1800-х годов, когда «пианофорте» стало мейнстримом. Раньше у музыкантов были клавесины , которые было намного легче настраивать, и которые музыканты обычно настраивали сами. Первые настройщики фортепиано обучались и работали на фортепианных фабриках и часто проходили стажировку в течение 5–7 лет. Ранние настройщики сталкивались с проблемами, связанными с большим разнообразием новых и изменяющихся фортепиано и нестандартных звуков.

Исторически сложилось так, что клавишные инструменты настраивались с использованием только интонации , пифагорейской настройки и означало одну темперацию, что означало, что такие инструменты могли звучать «гармонично» в одной или некоторых клавишах, но тогда были бы больше диссонанса в других тональностях. Развитие хорошего темперамента позволило инструментам с фиксированным шагом играть достаточно хорошо во всех тональностях. Знаменитый « Хорошо темперированный клавир » Иоганна Себастьяна Баха воспользовался этим прорывом, с прелюдиями и фугами, написанными для всех 24 мажорных и минорных клавиш. Однако, хотя неприятных интервалов (таких как интервал волка ) удалось избежать, размеры интервалов по-прежнему не согласовывались между ключами, и поэтому каждая клавиша по-прежнему имела свой собственный отличительный характер. В течение 1800-х годов это изменение привело к увеличению использования квазиравномерной темперации , в которой соотношение частот между каждой парой соседних нот на клавиатуре было почти одинаковым, что позволяло переносить музыку между клавишами без изменения соотношения между нотами.

Фортепиано обычно настраивается по стандарту высоты звука A440, который был принят в начале 1900-х годов в ответ на широко меняющиеся стандарты. Ранее стандарты поля постепенно повышались с A415 в конце 1700-х — начале 1800-х годов до A435 в конце 1800-х годов. Хотя стандартным является A440, некоторые оркестры, особенно в Европе, используют стандарт более высокого тона, например A442.

Оплата труда

Компании, где можно работать настройщиком музыкальных инструментов

Зарплата настройщика музыкальных инструментов зависит от места работы, региона проживания и состояния музыкальных инструментов. В Москве — от 40 тыс.руб. В крупных городах России 25-30 тыс. руб. При частной практике зарплата сдельная — в зависимости от количества выполняемых заказов. Например, средняя цена настройки фортепиано — 1500-1800 рублей в Москве и по времени занимает 4 часа. Настройка баяна значительно дороже — около 15 000 рублей и займет не меньше недели. Настройка органа занимает 8 часов времени.

Немаловажный факт: зарплата настройщика во многом зависит от его репутации. Высококлассные мастера передаются «из рук в руки», их советуют друзьям и знакомым. Поэтому их доход стабилен и высок.

Ступеньки карьеры и перспективы

Чтобы стать настоящим профессионалом, нужна длительная практика как минимум 10 лет. Наибольший опыт можно получить на фабрике по производству инструментов. Карьерой настройщика является постоянное повышение мастерства от 4 разряда до 12.

Профессиональный праздник

4 апреля — Международный день настройщика

В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения РФ приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.

Интересные факты

  1. Музыкальные инструменты — это целый мир, в котором есть своя классификация: тип духовых инструментов, класс деревянных духовых, отряд язычковых, семейство саксофонов, виды — альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они создавались для одного и того же, чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
  2. Вместо таблеток — порция музыки!
  3. Древние врачи считали, что для сохранения здоровья нет лучшего средства, чем правильно подобранная музыка. Современная медицина подтверждает это. Русские ученые В.М.Бехтерев и И.М.Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание и кровообращение. Музыка может как повышать артериальное давление, так и понижать его, убыстрять пульс или замедлять.
  4. Немецкие врачи кроме обычного лечения рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание классической музыки — Бетховена, Моцарта, Шопена, Штрауса и др.
  5. Меланхоликов излечивают звуки скрипки.
  6. Флегматикам показана музыка альта.

  7. Истеричных людей успокаивает арфа.
  8. Заболевания легких и страдания от несчастной любви излечиваются флейтой.
  9. Депрессии и психозы излечиваются элегиями, ноктюрнами и колыбельными песнями.
  10. От бессонницы помогает пение хора, музыка Чайковского, Шумана.
  11. Головную боль снимает «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.
  12. Нервную возбудимость успокаивают «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, музыка Шопена и Штрауса.
  13. Раздражительность и злобу устраняют «Лунная соната» Бетховена, «Кантата № 2» Баха.
  14. Артериальное давление снижает музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Ноктюрн ре- минор» Шопена.