Содержание
Что представляет собой рулевая колонка велосипеда.
Колонка состоит из руля, который представляет собой обычную перекладину. Выглядит она как прямая труба с прикрепленными к ней велоаксессуарами. Далее – вынос как недлинная труба и два крепежных болта, прикрепленных к рулю и трубе.
Вынос (или непосредственно сам руль) и корона вилки велосипеда соединяются при помощи трубы руля. Присоединяется на рулевую колонку и стакан.
Две чашки, подшипник сверху и подшипник снизу – это составляющие рулевой колонки. Чтобы труба руля с достаточной легкостью двигалась по рулевому стакану, используются специальные кольца. Чтобы сделать распорку выносного крепления используют якорь.
Подшипники колонки вставлены в фаски, которые вырезаны в середине укороченной трубы. Там же находятся и чашки. Эта область рамы – рулевой стакан.
Какие виды колонок существуют:
Здесь на верхнюю чашку нарезается резьба, контргайка прикрепляет к ней рулевую трубу.
Отрицательной стороной можно считать недостаточную надежность, трудно настраивать данный тип колонок.
2.Колонка без резьбы. Нагрузка фиксирующей вилки не ложится на такую колонку. В состав входит чашка сверху и чашка снизу, впрессованные в стакан руля. В обеих чашках есть подшипник, сверху его закрывает кольцо качения. В этом случае в первую очередь устанавливаются простановочные кольца и вынос, и лишь после производится закрепление рулевой трубы.
Еще колонки подразделяются на полуинтегрированные и интегрированные.
Чашки в полуинтегрированной колонке в полном объеме расположены в середине стакана, внешне наблюдаются лишь пыльники.
Такая конструкция признана самой лучшей, потому что есть возможность регулировки высоты в руле. Этот тип устроен довольно сложно, и имеет немного большую цену, чем остальные виды колонок.
А в интегрированной колонке без резьбы абсолютно отсутствуют чашки. То есть в раме непосредственно впрессованы подшипники. Естественно, канавки качения отсутствуют. Здесь также применяются исключительно промышленные подшипники.
Несмотря на кажущуюся простоту и легкость, эти устройства сложнее ремонтировать и обслуживать.
Разбираем переднюю вилку
Откручиваем нижние фиксирующие болты и снимаем штаны вилки.
Удаляем старую смазку на всех поверхностях (операцию удаления смазки можно выполнить и позже). Далее снимаем нижний ограничитель хода и упор ограничителя.
Затем откручиваем регулировочные колпачки (регулировки) и достаем внутренности ног амортизационной вилки.
Далее тщательно удаляем старую смазку и наносим новую. В качестве смазки я использую Литол-24. Встречал негативные отклики про данный тип смазки (приводит к ускоренному выходу из строя сальников, а так же к окислению алюминия), но прочитав литературу и посидев на форумах, использую ее уже не первый год (замечаний обнаружено не было). Смазку наносим с избытком, лишнюю в процессе езды выдавит через сальниковые уплотнения. Часто встречал советы, что в штаны вилки следует заливать жидкое машинное масло (или отработку). Особой разницы в работе не заметил, поэтому этого больше не делаю (да и не встречал в таких вилках заводской жидкой смазки). На этом процесс разборки закончен.
Как заменить подшипник вилки велосипеда самостоятельно?
Управление движением велосипеда осуществляется за счет рулевой колонки. Давайте подробно разберемся, из чего состоит это устройство, чтобы уверенно сделать качественное обслуживание, и, возможно, замену каких-либо изношенных элементов.
Чтобы установить и заменить любую деталь в рулевой колонке, не требуется особых профессиональных навыков и знаний. Вам нужно только разобраться, как устроен данный механизм. Иногда для того, чтобы сделать ремонт, вам нужно всего лишь затянуть несколько болтов.
Бывают случаи, когда необходимо разобрать устройство и заменить несколько деталей. Возможно, это будет сломанный подшипник. Часто его называют подшипником вилки.
Наиболее частые проблемы и пути их устранения
Если контргайки втулки недостаточно сильно затянуты, то во время вращения колеса возникают биения задней оси о подшипники. В результате на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются. Если люфт не устранить вовремя, то на конусах и внутренней поверхности втулки образуются сколы. В особо запущенных случаях шарики могут даже выскочить с дорожек и начать вращаться внутри втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда придётся заменить весь узел и переспицевать колесо.
Чтобы избежать люфта, необходимо правильно настроить конусы. Для этого нужно постепенно затягивать конусную гайку, стараясь найти такое состояние, в котором колесо свободно вращается без возникновения биений. Когда правильная позиция найдена, следует зафиксировать конус контргайкой. При законтривании конуса ось часто начинает вращаться, и верное положение теряется, поэтому можно зажать правый конец оси в тиски.
Перетяжка конуса
Эта ситуация обратна предыдущей: конусные гайки затянуты слишком сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. В таком случае также требуется регулировка конусов, и все действия аналогичны вышеописанным.
Поломка или искривление оси
Ещё одной часто возникающей проблемой является искривление оси или нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, применяемыми при их изготовлении, либо конструктивными особенностями самой втулки. Такие поломки свойственны в основном втулкам с трещоткой, так как у них опорные подшипники находятся слишком далеко от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы. В результате возникает слишком большой рычаг, и при увеличении нагрузки ось приходит в негодность.
К сожалению, если ось сломалась или погнулась, то придётся поставить новую, так как они не поддаются восстановлению. Хорошая новость заключается в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить. Следует учесть, что производители используют различную резьбу, а конусы могут отличаться по размеру и полноте. Поэтому во время похода в магазин лучше захватить их с собой, чтобы не ошибиться при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит именно к вашей втулке.
Хруст или шум внутри втулки
Шумы, скрип и хруст сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти техобслуживание. И сделать это следует как можно скорее, иначе всё может закончиться очень плачевно. Для начала следует разобрать втулку, поменять смазку и проверить детали на наличие дефектов. Испорченные компоненты нужно заменить. Если после всего этого проблема осталась, то стоит проконсультироваться у специалиста. Возможно, что она возникла из-за низкого качества самой втулки, и придётся ставить новую.
Задняя втулка велосипеда является очень важным и часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам. Песок, грязь, микроскопические обломки и пыль обладают абразивными свойствами, разрушающими металл. Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта или даже замены всего узла, поэтому своевременное и правильное техническое обслуживание втулки существенно продлит жизнь вашего байка и поможет избежать ненужных трат.
Основные детали
Условно переднюю вилку можно разделить на четыре составляющих блока:
- амортизатор – часть, принимающая на себя основную нагрузку по амортизации неровностей и хода велосипеда, в части моделей это пружина, в другой – герметичная камера;
- демпфер – амортизация мелких неровностей, которые должны быть отработаны быстро;
- корпус – то, что несёт основную нагрузку: рулевая труба, внутренние трубы (шатуны), корона,соединяющая рулевую и внутренние трубы, ноги (нижний амортизационный блок, в который входят шатуны), горилла (перемычка, соединяющая ноги);
- фурнитура – переключатели и настройки на короне, ногах, набор креплений для оси колеса и тормозов, пыльники и манжеты для защиты механизмов.
Названия частей передней вилки велосипеда
Данная структура немного изменяется в нестандартных компоновках вилки. Например, перевёрнутые передние вилки имеют шатуны, направленные вниз, и такая структура позволяет амортизировать больше мелких неровностей, но увеличивает вес и время на обслуживание — такой механизм быстрее загрязняется.
Обслуживание задней и передней втулки заключается в переборке, очистке деталей
Ремонт колеса часто бывает связан с регулировкой спиц, исправлением «восьмерки» и других дефектов. Восьмерка — это одна из самых распространенных проблем, связанных с повреждением колеса. Она может возникнуть после сильного удара или падения велосипеда. Колесо искривляется и теряет свои динамические свойства. Ездить на таком велосипеде становится практически невозможно, поэтому нужно принимать срочные меры. Существует два способа исправления «восьмерки». Первый способ — силовой. Для начала нужно разбортировать колесо, снять с него покрышку и камеру, затем колесо с помощью приложения динамических усилий исправляются. Этот способ мало действенный и неточный. Чаще применяется второй способ исправления «восьмерки» с помощью подтяжки и ослабления спиц колеса. Выполняются следующие действия:
- Снимается колесо;
- Производится разбортировка колеса. С помощью специальных пластиковых монтажных лопаток покрышка отодвигается от обода, затем снимается;
- Определяется центральная спица восьмёрки;
- С помощью специального спицевого ключа производится регулировка спиц. Спицы подтягиваются через одну, начиная с центральной;
- После окончания исправления дефектов колеса, на него надевается покрышка с велосипедной камерой;
- сборка колеса, установка на место и фиксация с помощью эксцентриков или гаек.
Велосипедные колеса нуждаются в постоянной профилактике, техническом обслуживании включающим периодическое и вынужденное обслуживание.
Периодическое обслуживание совершается с целью профилактики возникновения повреждений и сбоев в работе. Она заключается в периодической переборке втулок, подтягивании спиц, диагностическом обслуживании кассетного блока, звездочек и трансмиссионного блока. Нужно следить за тем, чтобы подшипники были в рабочем состоянии. Все необходимые детали необходимо смазывать, предварительно очистив от предыдущих слоев смазки. Если пренебречь периодическим техническим обслуживанием, это может закончиться серьезными повреждениями и дорогостоящим ремонтными работами велосипеда.
Вынужденное техническое обслуживание — это экстренный ремонт, связанный с поломками, авариями и серьезными повреждениями велосипеда. Такой ремонт может потребовать замены деталей и блоков велосипеда
Также необходимость вынужденном ремонте может возникнуть в том случае, если не уделялось достаточное внимание профилактике. Велосипед является таким техническим средством, в котором большинство деталей и узлов постоянно контактирует с внешней средой, в том числе с повышенной влажностью, загрязнениями и пылью. Если за велосипедом не ухаживать, все эти внешние факторы могут привести к серьёзным поломкам
Если за велосипедом не ухаживать, все эти внешние факторы могут привести к серьёзным поломкам.
Настоящий заботливый хозяин будет уделять обслуживание своего велосипеда много времени, чтобы в дороге не случилось неприятностей. Особого внимания требует техническое обслуживание колес, систематическая проверка втулок, состояние других деталей. Тогда ваш велосипед прослужит вам и долго и не создаст угрозу для вашего здоровья.
Переднее колесо, задний щиток и колесо
После того, как вы убрали щиток, самое время снять первое, переднее колесо. Очень часто новички сталкиваются со страхом — вдруг я не смогу правильно разобрать эту важную деталь? Но бояться на самом деле нечего. Пожалуй, переднее колесо дается в разборе велосипеда легче всего.
Для начала стоит определиться, чем оно крепится: гайкой или эксцентриком. Если вы склоняетесь к первому варианту, необходимо взять оба болта ключами и, удерживая в неподвижном положении один, прокручивать против часовой стрелки вторую гайку. Если вы счастливый обладатель эксцентрика, то здесь весь процесс займет не более двух минут. Просто потяните его на себя и немного покрутите против часовой стрелки. Все! Теперь тянем колесо вверх и снимаем без особых усилий.
Было бы неплохо при снятии колес установить свой байк на спецподставку, так будет легче.
Чтобы разобрать задний щиток, отвинтите гайки крепления щитка к наконечникам цепной вилки и открепите винты; затем проделайте то же самое с гайками и винтами на нижнем и верхнем мостиках рамы велосипеда и снимите щиток с подпорками.
Заднее колесо как две капли воды похоже на своего собрата. Поэтому процесс разбора идентичен. Следите только за тем, чтобы цепь не находилась на оси.
Пошаговая инструкция по ремонту
К основным моментам обслуживания задней втулки велосипеда относят:
- регулярная подтяжка корпуса;
- замена подшипниковых шариков;
- смазывание деталей внутри корпуса;
- регулировка тормозных колодок.
Это нужно делать по мере необходимости, чтобы продлить ресурс устройства и избежать поломок. Новичкам необходимо предварительно ознакомиться с детальной инструкцией. Ее легко найти на тематических сайтах.
Выбор инструментов и запасных деталей
Для разборки задней втулки велосипеда и обслуживания понадобятся инструменты:
- хлыст;
- вороток с переходником;
- плоская отвертка;
- оправка для откручивания стопорной гайки;
- конусный ключ;
- накидной ключ на 17 мм;
- медицинский пинцет;
- заглушка для калипера.
Также понадобится смазка, ветошь, очищающие средства. Что касается деталей на замену, они должны быть полностью идентичны оригинальным
При большом разнообразии втулок и их компонентов важно не ошибиться. Поэтому заранее необходимо уточнить модель, размеры и прочие параметры
Например, детали втулки скоростного велосипеда не подойдут для «односкоростника» и наоборот.
ХлыстВороток с переходникомПлоская отверткаОправка для откручивания стопорной гайкиНакидной ключ на 17 ммКонусный ключЗаглушка для калипера
Разборка
Демонтаж производят на снятом колесе. Разобрать втулку заднего колеса велосипеда можно в такой последовательности:
- Снять колесо. Демонтировать эксцентрик, а если есть, то и ротор дисковых тормозов.
- Снять кассету со звездочками.
- Открутить отверткой пыльник, который находится с левой стороны задней втулки. С правой стороны пыльника нет.
- Зафиксировать контргайку с правой стороны, такую же гайку слева – открутить.
- Открутив левую контргайку, убрать шайбу, проставочное кольцо, выкрутить конусную гайку.
- Аккуратно вытащить ось втулки и отложить ее в сторону для дальнейшей очистки.
- С левой стороны вытащить пыльник-уплотнитель.
- С помощью пинцета по одному вынуть шарики подшипника слева, а затем и с правой стороны.
- После демонтажа можно приступать к очищению и смазке деталей.
Очищение и смазка
При разборке втулки заднего колеса велосипеда каждый шарик подшипника нужно протереть тряпочкой, смоченной в керосине или бензине. Осмотреть внимательно каждый. Поврежденные – заменить.
Затем вынуть и осмотреть ось велосипеда. Протереть ее сухой ветошью. В случае сильных загрязнений постараться убрать их с помощью тряпочки, смоченной в бензине, высушить.
Смазывать втулку только специальным средством – цепная смазка не подойдет. Для подшипников использовать буксол. Наносить на сухие чистые детали. Слой не следует делать толстым. Если переборщить, то при движении смазочный материал выступит поверх обработанной поверхности, на него станет налипать грязь, пыль, что приведет к износу.
Ремонт
Распространенная причина, по которой требуется обслуживание задних втулок, это люфт при движении или перетяжка конуса. В этом случае нужно:
- ослабить ключом контргайку;
- проверить конусную гайку, ослабить или, наоборот, затянуть ее так, как нужно;
- затянуть контргайку к прежнему состоянию.
Если причина в поломке той или иной детали, то потребуется замена:
- снять стопорное кольцо;
- вынуть втулку;
- снять детали, которые находятся на стороне, противоположной звездочкам;
- внимательно осмотреть, проверить исправность;
- если какая-то поломана, заменить ее;
- поставить снятые части на место в обратном порядке;
- затянуть контргайку и конусные гайки.
Когда задняя втулка шатается, ее корпус прокручивается, необходимо подтянуть крепежные гайки. При затруднении движения заднего колеса – ослабить. Если же ухудшился накат, появились посторонние звуки во время езды, то, скорее всего, проблема в изношенных подшипниках либо отсутствии смазки.
Еще одна распространенная проблема – загрязненная каретка. В этом случае нужно вынуть кареточный узел, промыть все детали системы керосином или бензином, установить в обратном порядке.
Сборка
После проведения обслуживания, ремонта, важно правильно собрать заднюю втулку велосипеда. Делается это в обратной процессу разборки последовательности
Схема монтажа: правые подшипники – ось колеса – конус – левые подшипники – стопор – шайбы и заклепки – контргайка.
Отрегулировать, привести в порядок заднюю втулку на велосипеде своими силами не представляет особой сложности. Главное, действовать в строгой последовательности, а также аккуратно обращаться с деталями, чтобы их не потерять во время демонтажа. Соблюдение простых рекомендаций поможет справиться с этой задачей даже новичкам.
Как устроена задняя втулка скоростного велосипеда?
Ее конструкция состоит из несколько звездочек, благодаря которым крутящий момент передается колесу. Если втулка функционирует с трещоткой, барабан интегрирован в звездочки, т.е. расположен вне втулки. Если она рассчитана на работу с кассетой, то последний установлен у нее внутри.
Крепление также может различаться. Популярностью похвастаться может крепление с помощью болтов, используемое основными производителями втулок. Также стандартом предусмотрено шлицевое соединение.
Широкое распространение с давних времен получили «Торпедо» втулки.
Чертеж детали приводится ниже:
При свободном ходе ведущие ролики сдвигаются ведущим конусом вверх. Он цепляется выступами при повороте педалей, клинит корпус втулки, заставляя вращаться колесо.
При остановке, конус корпуса сдавливает ролики ведущие, которые попадают в пазы, находящиеся между выступами. Из-за этого нарушается связь конуса с корпусом, позволяя колесу вращаться.
При торможении, т.е. прокручивании педали назад, вращение ведущего конуса происходит в обратном направлении. Благодаря трению, косые выступы вращают тормозной конус, направляя в канавки барабана тормозные ролики, т.е. происходит его «вдвижение» в барабан, от чего последний, раздвигаясь с обеих сторон, прижимается плотно к втулке. Этими втулками, выпускаемыми с начала века, комплектуют дорожные велосипеды.
Происходит торможение колеса. Обеспечивает втулка торпедо наиболее эффективное торможение, в сравнении с другими типами.
Многие, в целях экономии места при хранении, выбирают складные велосипеды с планетарными втулками, позволяющими, не вращая педали, переключать скорости.
Это преимущество поездку делает простой в двух случаях:
- при необходимости резко затормозить: например, на светофоре или при неожиданном появления на дороге другого транспортного средства. При езде на обычных велосипедах, необходимо такую ситуацию предусмотреть, чтобы было время для переключения на более низкую передачу. В случае с планетарной втулкой, сделать это можно даже во время остановки. Начинать движение она позволяет с любой скорости;
- при преодолении крутого подъема. На байке обычном нужно заботиться постоянно, чтобы, переключая передачи, не снизить скорость. В случае с планетарной втулкой все намного проще: необходимо лишь перестать крутить педали на несколько секунд. Включив нужную скорость, можно продолжать движение, т.е. скорость на подъемах теряться не будет.
Еще одним преимуществом этой втулки является защищенность механизма переключения скоростей от попадания влаги и грязи, а также отсутствие необходимости в обслуживании.
Наконец, детали, участвующие в движении. Они меньше изнашиваются с планетарной втулкой.
Нельзя обойти вниманием втулку xenium, снабженную облегченной осью и корпусом, выполненными из алюминия. Вес ее порядка 300 грамм
Многолетним опытом по выпуску втулок похвастаться может известна компания Novatec. Ее продукция отличается высочайшим качеством, предоставляемом по адекватной цене. Среди втулок новатек имеются нетипичные модели: детали для фиксовых велобайков (свободный ход отсутствует) и динамо-втулка.
Для байков с фиксированной передачей выпускают quando втулку заднюю на шариках, имеющие 36 отверстий под спицы.
Электрогенератором называют динамо – втулку для велосипеда, разработанную английской компанией Sturmey-Archer. Затем мир в 2010 году познакомился с ее новым вариантом – комбинацией с барабанным тормозом.
Сегодня их производство является основным видом деятельности фирм Shimano и Schmidt. Мощность втулок по гост классического исполнения равна 1,8 Вт, напряжение – 6 В. Но, в продаже есть и новые втулки, параметры которых увеличены, а размеры уменьшены в разы.
Особенностью использования втулок резьбовых с внутренней резьбой метрического типа и самонарезающей внешней является цилиндрическая полая основа. С ее помощью крепление очень надежно.
Видео: Ремонт задней втулки велосипеда
Ставим каретку на место
На этом работу нельзя считать завершённой, поскольку всё это нужно правильно собрать. В этом процессе главная сложность заключается в правильной установке чашек. Вы же помните, что они имеют разную резьбу (на правой чашке левая и наоборот)? Здесь также потребуется густая смазка для обработки кареточного стакана, подшипников и резьбы на чашках.
К сбору кареток нужно приступать с правой стороны и следовать следующему порядку работы:
- Кареточная ось вставляется в правую чашку.
- Закручивается при помощи съёмника для каретки.
- Такие же действия проделываем с левой стороны.
- Каретка проверяется на отсутствие люфта, о чём свидетельствует её лёгкое и бесшумное движение.
- Устанавливаются шатуны и винты на свои места.
Применить эту теорию на практике не составляет особого труда для любого велосипедиста, у которого руки растут из нужного места. Даже не имея опыта в разборке велосипеда, можно снять каретку с первого раза. Мы верим в вас.
Как снять цепь с замком? Снятие сплошной цепи. Установка сплошной и замочной цепи на синглспид и многоскоростной байк.
Если вы слышите подозрительные скрипы, потрескивания и стук, исходящие от педалей вашего велосипеда, то настало время разобрать их и подвергнуть тщательной диагностике. Советы профессионалов по переборке педалей.
Как правильно переключать передачи на велосипеде. Как определить число передач на велосипеде, в чём заключается принцип работы трансмиссии, основные правила и рекомендации по переключению передач.
Как разобрать педали на велосипеде
Для начала рассмотрим самые простые проблемы с педалями (треск, хруст), которые могут возникать:
Ремонт педалей. Подтягиваем контргайку
Необходимо проверить нет ли каких либо повреждений педали (трещин, сколов и прочего);
Проверить место крепления оси педали к шатунам, со временем может ослабнуть или в соединение может попасть влага, песок. Для профилактики можно открутить протереть тщательно резьбу оси и сам шатун, смазать густой смазкой и снова закрутить;
Проверяем педаль на предмет люфта. Для этого удерживаем ось педали и руками пробуем двигать в разные стороны платформу. Если люфт присутствует, то это исправляется подтягиванием контргайки, которая находится под заглушкой (см. рисунок)
Если педаль туго крутится или люфт желательно полностью перебрать педаль велосипеда. Много времени это у Вас не отнимет. Приступим:
Для снятия педалей с шатуна велосипеда необходим всего лишь разводной ключ
Важно!!! Следует помнить, что резьба на педалях велосипеда разная. И если вы не помните в какую сторону откручиваются педали напоминаем: ось правой педали имеет правую резьбу и откручивается против часовой стрелки, а левой – соответственно левую и откручивается, как Вы уже поняли, по часовой.
Ось педали имеет обычно несколько граней, что позволяет без особых усилий открутить ее.
Снимаем отверткой заглушку педали, которая находится в торце;
Раскручиваем контргайку, при этом удерживаем ось ключом;
Снимает стопорную шайбу;
Откручиваем конус;
Вынимаем подшипники (Будьте аккуратны, так как шарики могут покатиться в разные стороны)
Снимает платформу педали с оси.
Все, педаль полностью разобрана.
Процесс снятия и ремонта педали пройдет быстрее если вы воспользуетесь .
Как снять заднюю трещотку?
Перед тем как снять заднюю трещетку, надо вынуть заднее колесо из рамы. Для этого поднимите его, переключите задний переключатель на последнюю скорость (при этом помните, что по завершении процедуры замены вам нужно будет проверить и правильно настроить передний переключатель), а затем раскрутите эксцентрик или гайки (в зависимости от конструкции втулки). Далее аккуратно вытяните колесо из рамы, которая также должна быть подобрана по росту.
Следующим этапом является снятие оси из втулки колеса. Возьмите два разводных ключа – одним удерживайте гайку в неподвижном положении, вторым – раскручивайте другую гайку.
Перед раскручиванием трещетки рекомендуем поставить колесо в вертикальном положении и упереть его в стену. Покрышку снимать не надо. Возьмите в руки съемник, сделанный своими руками или купленный в магазине, воткните его в грани упорной гайки. Не забывайте, что в упорной гайке правая резьба, поэтому крутить ключ надо против часовой стрелки.
Практика показывает, что в большинстве случаев владелец велосипеда сталкивается с проблемой, когда упорная гайка прикипела к корпусу трещетки. Чтобы устранить эту проблему, необходимо использовать спрей WD-40. Распылите жидкость на гайку и оставьте колесо на пять минут. Жидкость разъест ржавчину и грязь внутри, после чего можно будет спокойно снять деталь с втулки.
Как вы видите, снять данную деталь достаточно просто. Но перед тем как разобрать трещетку велосипеда, рекомендуем обзавестись специальным инструментом. Без него, учитывая конструкцию крепежных элементов, демонтировать трещетку практически нереально. После успешного снятия вы можете приступить к дальнейшей разборке компонента, приступить к плановому техническому обслуживанию или замене.
veloprofy.com
Автор текста и фото: Pozis (г. Йошкар-Ола)
Обсудить эту статью можно здесь…
Примененные в статье термины:
Трещетка – узел, включающий в себя барабан, на который надевается кассета со звездами, основание трещетки, которое вкручивается в корпус, собачки с пружиной и шариковые насыпные подшипники, благодаря которым барабан имеет возможность вращаться на основании трещетки при её свободном ходе. Иногда трещетку на некоторых форумах ошибочно, как мне кажется, называют «орех», т.к. на орех больше похожа съемная кассета со звездами, одеваемая на барабан.
Гайка – деталь основания трещетки, служащая опорой главного правого подшпника втулки, т.е. подшипника, несущего вес байка.
Корпус втулки – все, что не трещотка и не главные подшипники
Откручиваем каретку с помощью специнструмента
Сначала мы рассмотрим способ снятия каретки с помощью специальных съемников, так как это самы й простой и безопасный способ.
Для этого нам потребуется съемник для кареток:
Этот съемник подходит под гаечный ключ на 24 и имеет сквозное отверстие
Я рекомендую купить съемник, который крутится гаечным ключом и имеет сквозное отверстие. Это отверстие нужно, чтобы прижать съемник к каретке. Если этого не сделать, то при откручивании каретки съемник может сорваться и загнуть шлицы на чашке после чего открутить уже будет ОЧЕНЬ проблематично.
Я прижимаю съемник к каретке с помощью болта M8, такие же болты используются для крепления шатунов к валу каретки, только нам потребуется болт немного длиннее. А также проставочную трубку, которую я взял от старой втулки, чтобы не так долго закручивать болт в каретку (можно просто подобрать болт чуть короче, чтобы обойтись без проставок). Вот как это выглядит:
Болт и проставка для прижимания съемника к каретке
1. Устанавливаем съемник на каретку
Многие часто путаются в какую сторону откручивать каретку, если у вас не какой-нибудь редкий итальянский шоссейный велосипед, то каретка откручивается в сторону кручения педалей, т.е. левая чашка откручивается — против часовой стрелки, а правая чашка — по часовой стрелке. Правда легко запомнить?
Установил съемник каретки на левую чашку каретки и поджал болтом для того, чтобы съемник не слетел.
2. Левая чашка. Далее я переместился в мастерскую, чтобы закрепить раму на стойке. Левую чашку крутим против часовой стрелки (в тут сторону, в которую крутим педали).
Откручиваем левую чашку каретки. Под мой съемник подходит ключ на 24.
2. Правая чашка. Правую чашку откручиваю по часовой стрелке. Тут скорее всего нужно будет приложить больше усилия чем для левой. У меня в мастерской есть труба с помощью, которой я увеличиваю рычаг. Обычно с трубой откручиваются все — даже самые закисшие каретки.
Правую чашку откручиваю по часовой стрелке и вынимаю сам картридж
Подготовка к установке новой каретки
Все мы сделали, что хотели и сняли каретку. Теперь нам нужно почистить резьбу в кареточном стакане от грязи и песка, смазать маслом и закрутить новую каретку. Смазку использовать необходимо, чтобы каретка не прикипела к раме (особенно актуально для алюминиевых рам) и можно было без проблем снять ее с велосипеда.
Установка каретки в раму
После того как резьбы смазаны можно устанавливать новую каретку. Главное убедиться, что чашки вы вкручиваете с нужной стороны. Для этого можно посмотреть на саму каретку, на ней обычно написано, где левая и правая сторона.
На каретке видно, что она под стакан рамы 68 мм и имеет правую и левую сторону
Также следует аккуратно вкручивать чашки в раму, так как если вдруг чашка встанет криво и вы ее вкрутите, то сорвете резьбу особенно опасно для алюминиевых рам. Поэтому если вы чувствуете, что туго закручивается, не крутите дальше, а вернитесь назад и попробуйте снова, скорее всего вы не попали в резьбу.
Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена
Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.
Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.
Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.