Как убрать царапину на капоте автомобиля

Содержание

Зубная паста для борьбы с повреждениями

Использование стоматологического средства гигиены можно считать самым дешевым, так как вам потребуется всего несколько грамм мятного состава.


Удивительно, но зубная паста годится не только для чистки зубов

Зубная паста помогает справиться с мелкими и неглубокими повреждениями. Она воздействует исключительно как мягкий абразив и позволяет устранить мелкие потертости самого верхнего слоя покрытия, то есть лака.

Для того чтобы убрать видимые потертости с машины своими руками этим методом, вам потребуются:

  • тюбик зубной пасты;
  • чистая зубная щетка;
  • вода;
  • спирт.

Перед началом работы выполните следующие действия:

  1. Помойте и обезжирьте нужный участок кузова с помощью спирта.
  2. Нанесите зубную пасту и щеткой, плавно и без усилий, втирайте абразив. Не жалейте средство гигиены: если вы видите, что нанесенное количество не справляется с задачей, то добавьте еще.

Спустя 10-15 минут результат будет заметен. По окончанию работы уберите остатки вещества.


Можно, конечно, и обыграть царапины, но лучше все-таки их убрать

Данный метод абсолютно неэффективен, если царапина оказалась более глубокой и задела слой краски. Устранить ее таким дешевым способом не удастся.

Глобальная обработка исцарапанной поверхности

Теперь поговорим о том, как убрать с лакокрасочного слоя большое количество мелких повреждений. В таких случаях используется абразивная полировка, которая выравнивает поверхность, вследствие чего дефекты попросту исчезают. Следует понимать, что такой способ истончает лакокрасочное покрытие, поэтому полироль для кузова автомобиля от царапин можно применять лишь ограниченное количество раз.

Далее действуйте по следующему алгоритму:

  1. Перед началом работы машину следует старательно вымыть, удалив с поверхности частички грязи и пыли.
  2. После того, как она высохнет, обработайте её обезжиривающим средством, например, уайт-спиритом – в противном случае качество полировки не будет удовлетворительным.
  3. Для полировки используйте специальные мелкозернистые абразивные пасты и шлифовальную машину с полировочными кругами. Обработку выполняйте, начиная с более крупного зерна, и постепенно уменьшайте его размер. Следите за равномерностью обработки – не останавливайтесь подолгу на одном месте, чтобы не возникло углублений.
  4. Убедившись, что на поверхности лакокрасочного слоя не осталось дефектов, обработайте её финишной защитной полиролью – она даст глянцевый блеск, сделает цвет более насыщенным и обеспечит защиту от воздействия негативных внешних факторов.

Ещё один способ удаления царапин – профессиональная полировка

Замазывание простейших царапин

Чтобы убрать царапины с капота автомобиля, можно использовать описанные ниже методы:

  • Нагревание покрытия (например, феном);
  • Полирование;
  • Применение специального карандаша, предназначенного для замазывания такого рода проблем;
  • Грунтовка и окрашивание.

Если автолюбители принимают решение устранить дефект самостоятельно, они должны рассматривать и возможность того, что царапина на деле может оказаться всего лишь грязным разводом.

Если несколько помывок машины не возымели эффекта, можно сделать вывод о наличии царапины и прибегнуть к помощи фена. Включённый прибор необходимо плавно передвигать над повреждённой поверхностью, чтобы устранить потёртости.

Мелкие царапины также можно замазать специальным карандашом. Для успешного завершения операции поверхность капота перед началом её проведения должна быть очищена и обезжирена растворителем.

Принцип действия карандаша основан на заполнении углубления акриловой краской. Простым языком — замазывании. По этой причине цвет инструмента рекомендуется тщательно подбирать под оттенок машины. После затирки нельзя обойтись без полирования поверхности при помощи особой машинки. Желательно также последующее удаление лишнего воска салфеткой из микрофибры.

Не более четырёх раз можно воспользоваться другим методом — абразивной полировкой. Такие ограничения обусловлены тем, что способ полностью устранит эмаль за четыре обработки. Прибегать к приёму полирования оптимально только в борьбе с лёгкими поверхностными повреждениями.

Удаление и покраска царапин на автомобиле

Доверять ремонт царапин можно только настоящим профессионалам своего дела кем мы и являемся. Поэтому большинство автовладельцев стараются найти надежный автосервис, в котором будут постоянно обслуживать свой автомобиль. При выборе мастерской стоит учитывать, сколько она функционирует, насколько удобно вам будет отвозить, и забирать машину, какие услуги и по какой цене там предоставляют. Не последнюю роль играют также опыт сотрудников, наличие инструментов и современного оборудования, скорость обслуживания.

Если необходимо выполнить ремонт и удаление царапин, то стоит выбирать именно Дефектов Нет, наш специализируется именно на уаление и ремонте царапин без покраски. Самостоятельно покрасить царапину на автомобиле, отрихтовать или удалить царапины без покрасаи достаточно сложно. Не опытной рукой можно повредить лакокрасочное покрытие, после чего возможно придется перекрасшивать деталь.

Обычно ремонт и удаление царапин с кузова машины проводят для того, чтобы улучшить внешние свойства, выгоднее продать машину, остановить коррозийные процессы, оголенная царапина или скол могут привести к ржавению метелла. Царапины и сколы на машине появляются не только от негативного воздействия вандалов, но и от мелких камней, града, частиц дорожного покрытия. Стоимость удаление и покраски царапин зависит от их глубины и размера. Процесс этот начинается с мойки автомобиля, затем необходимо ограничить пораженную область с помощью малярного скотча. Далее наш мастер начинает ретушировать, а затем полировать покрытие, выравнивая его удаляя царапины и сколы. Если повреждение достаточно глубокое, то применяется технология местной-частичной покраски царапин. В завершении лакокрасочное покрытие обрабатывается специальным защитным составом.

Рихтовка вмятин на автомобиле – это процесс выпрямления вмятин без покраки. Цель подобных работ — восстановление деформированных деталей машины не пребигая к окрашиванию элимента. Именно благодаря ремонту без покраски можно сделать так, что никто не узнает о том, что ваш автомобиль был поврежден, заводское лкп сохраняется. Проводить работы по удалению царапин, сколов и вмятин могут только опытные профессионалы своего дела, специалисты нашего центра используют профессиональное необходимое для этого оборудование. Покраска деталей более трудоемкий процесс. Если вы хотите лишь исправить некоторые недостатки, но не планируете полностью красить деталь, вам подойдет частичная покраска царапин на кузове автомобиля.

Удаление царапин без покраски одна из основных наших специализаций, мы разработали собственную уникальную технологию по ремонту такого рода повреждений.

Царапины: какими они могут быть

Потёртости и сколы бывают разными…по глубине. Это наглядно демонстрирует рисунок, отсылая нас к трем типам повреждения ЛКП:

Паутинка. Круговые неглубокие царапки (максимум на треть толщины лака) принято удалять только полировкой. Она может быть как абразивной, так и косметической, временно возвращающей деталям кузова заводской блеск.
До грунта. Глубокая царапина устраняется двумя методами: подкрашиванием с последующей полировкой или заполняется восковым карандашом, опять же с полировкой кузова.
До металла

Для долговременного эффекта здесь важно правильно очистить кузов от выступившей ржавчины. В остальном же – это классика: подкрасить, покрыть лаком и заполировать.

Это интересно: Через какое время можно садиться за руль, если вчера пил шампанское, вино или другой напиток

Как удалить мелкие и глубокие дефекты своими руками

Мелкие и неглубокие царапины устраняют при помощи обычного полироля. Круговые линии и разводы, заметные на поверхности металла, говорят о низкокачественной и неправильно проведённой полировке. Устранить такие дефекты проще простого — абразивный полироль не вредит лакокрасочному покрытию и позволяет получить идеально гладкую и ровную поверхность.

С более серьёзными дефектами справляется малоабразивный полироль. С его помощью можно устранить визуально незаметные царапины, которые легко ощущаются тактильно.

Кузов авто после обработки абразивным полиролем выглядит более презентабельно, но новичку легко переборщить с нажимом либо выбором плотности состава

В случае с серьезными порезами и повреждениями используют лак, краску и воск. Они позволяют выровнять поверхность, скрыв царапины. Нанесённый поверх краски лак закрепляет её.

Лаки и краски, используемые для обработки отдельных элементов кузова, представлены в виде маленьких флаконов с кисточкой. Средство тонким слоем наносится на зону повреждений и прекрасно заделывает дефекты. Однако стоит знать, что лаки и воски — временные средства, которые позволяют скрыть царапины, а не устранить их.

Как убрать царапины с помощью полировки вручную или машинкой

Мелкие царапинки, видные только на свежевымытом и сухом автомобиле, устраняются обычной полировкой поверхности. Более глубокие дефекты, не задевшие слой грунтовки, исправляются при помощи абразивной полировки. Такие пасты снимают верхний слой покрытия, что делает дефекты незаметными на общем фоне. Наносят эти средства либо вручную интенсивными круговыми движениями, либо при помощи полировальных машинок.

В случае отсутствия инструмента все работы делают своими руками

Восстановительные полироли бесцветны и не оставляют следов на поверхности. Главное требование во время обработки кузова — паста не должна высыхать, иначе она будет царапать лакокрасочное покрытие.

Полировальная машинка, которой будут устраняться дефекты кузова, может быть любой — самое главное, чтобы у нее можно было изменять обороты. Вместо такого инструмента можно использовать шуруповёрт или дрель со специальной насадкой. В комплекте с полировальной машинкой должны использоваться поролоновые круги:

  • белый используется вместе с крупноабразивными пастами для грубой полировки;
  • оранжевый обладает средней жёсткостью и применяется с мелкоабразивными пастами;
  • чёрный — самый мягкий, используют в основном с защитными абразивными пастами.

Круги могут быть и других цветов, обычно на их корпусе пишут приблизительную жёсткость

Помимо полировальной машинки и специальных кругов необходимо запастись наждачной бумагой и пастами.

Перед полировкой кузова автомобиля поролоновые круги смачиваются — они должны быть влажными. Паста наносится на кузов автомобиля, а не на полировальный круг. После этого машинкой нужно отполировать кузов автомобиля. Двигать инструмент лучше в горизонтальном направлении с небольшим заходом на уже обработанные участки. Царапины с кузова удаляются только после нагрева лака.

Другие варианты самостоятельной заделки

Полировка кузова автомобиля помогает справиться только с незначительными дефектами. Если же повреждение задело грунтовочный слой, то его убирают посредством специальных карандашей. Они формируют плёнку на повреждении и бывают двух типов: восковые и гелевые.

  • Восковые карандаши во многом напоминают мелки для рисования. Ими просто закрашивают дефект кузова, а излишки воска стирают мягкой тканью. Данный метод устранения царапин самый дешёвый и самый недолговечный.
  • Гелевые карандаши больше напоминают ручки или фломастеры. При их использовании состав «подкачивается» к пишущему кончику и наносится на скол или царапину. Избытки средства могут начать стекать по поверхности. Процедура устранения дефекта осуществляется несколько раз до тех пор, пока царапина полностью не исчезнет.

    Для глубоких царапин карандаши не подходят

  • Глубокие и широкие трещины убираются при помощи специальных наборов-корректоров. В них входит флакон со специальным средством, автолак, несколько салфеток и обезжиривающий состав. Изготавливают такие наборы автокомпании, причем их составляющие можно приобрести по отдельности.

Различие полиролей для кузовов автомобилей

Полироли для кузова авто различаются по своему составу и агрегатному состоянию, а следовательно, и методу использования.

По составу выделяют:

  • абразивные – в их состав входит глина или мраморная пудра, мел, каолин и другие вспомогательные элементы. Такое средство актуально, если нужно удалить не просто мелкую царапинку, а более масштабные механические повреждения. Работать с ним нужно аккуратно, поскольку снимается верхний слой лака. После завершения такой шлифовки обязательно нужно нанести защитные средства на кузов;
  • восковые – самые популярные, но не длительного срока действия. После нескольких моек нужно повторять процедуру по заделке царапины. Есть и плюсы: восстанавливает оттенок, не повреждает лакокрасочного покрытия, обеспечивает блеск;
  • синтетический – самый дорогой, но и преимуществ имеет больше, чем два вышеуказанных типа. Средства этой категории включают в себя силиконовые, полимерные, минеральные добавки. Они не только устраняют царапину, но и другие потертости, окислившуюся краску.

Восковая полироль для авто

Синтетические средства отличаются еще и такими преимуществами:

  • сохраняют свойства даже после нескольких моек авто;
  • обеспечивают защиту от агрессивных химических вещества, ультрафиолетовых лучей.

По консистенции полироли могут быть:

  • жидкие – неэкономичный вариант, сложно нанести тонкий слой, но полировать поверхность проще;
  • твердые – сложнее наносить, но стоят дешевле и расходуются экономнее;
  • кремовые – не растекаются, удобно наносить, чаще всего имеют добавку из воска или силикона;
  • аэрозольные – бюджетный вариант. Чаще всего используется как средство «скорой помощи» – дают непродолжительный эффект, но можно быстро замаскировать повреждение локально.

Какой полироль выбрать – решать вам.

Подготовка

Предварительно помойте машину или хотя бы частично очистите пространство, с которым предстоит работа, обязательно обезжирьте его.

Если вам нужна подкраска, то лучше её осуществлять в прохладном месте, без ветра и пыли, иначе краситель загустеет ещё до того, как на ней ровно расположатся плоские цветные дефекты.

Основные способы обработки царапин:

Использовать готовый набор от царапин.

В комплект входит:

Состав для удаления царапин;

Состав для придания блеска;

Специальные губки.

Если поврежденный участок большой, либо царапины очень глубокие, вам необходимо применять другие инструменты, приведенные ниже, для наиболее тщательной отделки.

Полировка.

Самый эффективный способ убрать царапины с автомобиля — это полировка с использованием пасты, разработанной специально для этой цели.

Абразивные полироли требуют точности и осмотрительности, а излишнее старание может удалить очень много лака.

Обработка восковым карандашом.

Если дефекты незначительны, можно использовать специальный карандаш. Нанося на царапину специальный состав, мы заполняем канавки так, чтобы убрать их поверхности.

Лучший результат при данном методе достигается, если после карандаша обработать плоскость машины цветной полиролью.

Подкрашивание.

Для этого используйте специальную краску, которую необходимо выбрать сообразно цветовому коду. Некоторые производители машин также выпускают официальные комплекты (бутылки с краской и лаком). В данном случае проще выбрать верный цвет.

Чтобы повысить точность отделки машины, вы можете склеить все царапины по бокам, с помощью малярной ленты или скотча. Традиционно в крышку флакончика уже встроена кисть, однако если у вас ее нет, вы можете использовать собственную. Для наиболее деликатных мест позволительно применять зубочистку.

Наносится 1-ый слой. Приблизительно через 15 мин. наносится 2-ой. Не пугайтесь, если торкретированная оболочка немного приподнимется над поверхностью, через некоторое время краска высохнет и уровняется.

Если после высыхания сохранились бугорки, их можно слегка заточить наждачной бумагой до тех пор, пока плоскость не станет гладкой

Однако совершать этот процесс нужно как можно осторожнее!

После того, как краска полностью подсохнет, разрешено нанести дополнительную оболочку лака.

В конце всего процесса вы можете осторожно пройтись по зоне отделки, с помощью супертонкой полироли.

Разные способы удаления бороздок

Небольшие паутинки на ЛКП машины можно удалить, не подкрашивая место дефекта, а используя метод полирования. Для этого применяют абразивные или восковые полироли. Первый вид составов снимает очень тонкий слой лака, пока не исчезнет царапинка, поэтому его нельзя применять часто, чтобы не удалить весь защитный слой с неповрежденного участка. Восковые полироли заполняют паутинку, но после двух-трех моек процедуру придется повторять снова и снова.

Если повреждена защита в виде лакового слоя или эмаль, то замазать бороздки можно восковым или гелевым карандашом, в этом случае подкраска не требуется. Специальные средства в тюбиках или в виде карандашей используют и в случаях, когда надо замаскировать потертости лакокрасочного покрытия.

В продаже имеется средство от царапин в виде специальных кисточек для удаления дефектов покрытия, которыми можно замазать достаточно глубокие бороздки. Состав содержит стекловолокно, поэтому его применение не требует предварительного грунтования.

Если же глубина бороздки доходит до грунта или металла, то для того чтобы ее удалить, необходим более сложный ремонт поврежденного участка – закраска царапин на машине. Для этого приготовьте следующие инструменты и материалы:

  • наждачную бумагу Р1500, Р2000;
  • полировальную пасту;
  • шлифовальную машинку или дрель с набором дисков;
  • шпатлевку;
  • резиновые или пластиковые шпатели;
  • грунтовку;
  • автоэмаль цвета вашего авто;
  • защитный лак;
  • состав для обезжиривания поверхности;
  • кисть, краскопульт или валик.

Разберемся, как закрасить царапину на авто своими руками, используя эти инструменты. Следуя пошаговой инструкции, вы сможете самостоятельно удалить дефекты лакокрасочного покрытия автомобиля, сэкономив при этом значительные денежные средства.

Наждачная бумага

Самостоятельно избавиться от легких царапин поможет наждачная бумага. Рекомендуется использовать мелкозернистую шлифовальную шкурку с маркировкой Р2000.

  1. Наждачку замочите на 10 минут в воде. В это время вымойте нуждающийся в обновлении участок кузова, обсушите и обезжирьте.
  2. Размоченной наждачкой оберните небольшой деревянный брусок или обычный ластик, чтобы было удобнее работать.
  3. Зашкурьте зону повреждения, не нажимая на наждачную бумагу, чтобы только снять лак с машины.
  4. Протрите сухой ветошью.
  5. Отполируйте поверхность шлифмашинкой с полировочным кругом с нанесением полироля. Сначала абразивного, а затем – специального полироля для блеска.
  6. Отполируйте соседние участки, чтобы обновленное место не выделялось.

Замаскировать глубокие и удалить бесследно мелкие царапины легко. Главное — действовать осторожно, чтобы не увеличить поврежденный участок. Главная →

Практические советы →

Главная →

Практические советы →

Как отремонтировать неглубокую царапину на лаке?

Неглу­бо­кие цара­пи­ны на лаке обыч­но тон­кие, бело­го цве­та. Так как базо­вый слой крас­ки не задет, то их доста­точ­но лег­ко отремонтировать.

Если для Вас непо­нят­но, что зна­чит неглу­бо­кая цара­пи­на на лаке, то може­те сде­лать сле­ду­ю­щую про­це­ду­ру. Лист бума­ги для прин­те­ра помо­жет оце­нить, реаль­но ли отре­мон­ти­ро­вать повре­жде­ние или нет. Поло­жи­те бума­гу на кузов авто­мо­би­ля, рядом с цара­пи­ной. Потом про­ве­ди­те ног­тём по бума­ге к окра­шен­ной поверх­но­сти и обрат­но. Почув­ствуй­те тол­щи­ну бумаж­но­го листа. Теперь про­ве­ди­те ног­тём попе­рёк цара­пи­ны. Если её глу­би­на боль­ше тол­щи­ны листа, то без под­крас­ки её, ско­рее все­го, будет невоз­мож­но отре­мон­ти­ро­вать. Если же цара­пи­на по ощу­ще­ни­ям такая же или менее глу­бо­кая, чем тол­щи­на листа бума­ги, то её воз­мож­но устра­нить шли­фо­ва­ни­ем и после­ду­ю­щей абра­зив­ной  поли­ров­кой (см. ста­тью “руч­ная поли­ров­ка”).

Смысл в том, что­бы отшли­фо­вать цара­пи­ну мел­ко­зер­ни­стой шли­фо­валь­ной бума­гой (P1500-P2000), что­бы она визу­аль­но ста­ла не вид­на. Её глу­би­на умень­ша­ет­ся, и она ста­но­вит­ся мало­за­мет­ной или совсем исчезает.

При шли­фов­ке лака нуж­но быть осто­рож­ным, что­бы не уда­лить его слиш­ком мно­го. Если ремонт цара­пи­ны про­из­во­дит­ся на новой машине или извест­на её исто­рия и коли­че­ство преды­ду­щих поли­ро­вок, то шли­фо­ва­ние лака мел­ко­абра­зив­ной бума­гой доста­точ­но без­опас­но. Если же ЛКП уже мно­го раз поли­ро­ва­ли, то есть веро­ят­ность, что при шли­фо­ва­нии мож­но про­те­реть лак до базо­во­го слоя крас­ки. А это уже повле­чёт за собой доро­го­сто­я­щее пере­кра­ши­ва­ние пане­ли кузо­ва. Для опре­де­ле­ния тол­щи­ны лако­кра­соч­но­го слоя исполь­зу­ет­ся тол­щи­но­мер. Одна­ко, это не пана­цея, так как маши­на мог­ла перекрашиваться.

Если цара­пи­на глу­бо­кая, но не повре­ждён базо­вый слой крас­ки, то её мож­но запол­нить лаком при помо­щи кисточ­ки или спе­ци­аль­но­го каран­да­ша. Мож­но или даже нуж­но, что­бы лак воз­вы­шал­ся над общей поверх­но­стью ЛКП. Излиш­ки, после пол­но­го высы­ха­ния шли­фу­ют­ся и полируются.

Какие бывают царапины и как их убрать

Прежде чем приступить к исправлению царапин любого типа, важно убедиться, что царапина присутствует на поверхности авто. Для этого следует тщательно очистить поверхность водой с мылом и тканью, которая не царапает поверхность

Таким образом, вы можете точно оценить ущерб и избежать неправильных оценок, которые приводят к выполнению неправильных действий.

Когда поверхность чистая и сухая, необходимо оценить тип, масштаб и степень повреждения, чтобы определить, какой процесс устранения или исправления необходимо применить. Типы царапин, бывают, следующие:

  • Неглубокая царапина. Это царапина, которая не портит внешний вид автомобиля, поскольку это просто обычный след, от элемента с которым произошел контакт. Например, трение, вызванное бампером другого транспортного средства. Этот тип трения легко устраняется обезжириванием или полировкой.
  • Мелкая царапина. Это царапина, которая слегка видна. Этот тип царапин царапает только лакокрасочный слой краски (в однослойной отделке до окрашенной краски) и ни в коем случае не достигает нижних слоев, поэтому нет риска окисления. Метод коррекции, который необходимо использовать, зависит от глубины царапины: когда она мелкая, полировки достаточно, а когда глубина больше, необходимо выполнить процесс шлифования, а затем полировку.
  • Глубокая царапина. В этом случае царапина видна невооруженным глазом, и ее глубина достигает слоев краски, которые находятся ниже лака (эмаль, шпатлевка и т. д.), при таких царапинах часто возникает окисление. Чтобы исправить этот тип царапин и добиться идеальной отделки, необходимо перекрасить поврежденную деталь. Но все же есть небольшой шанс, линию замаскировать красками или специальными карандашами.
  • Царапина очень глубокая. Если линия достигла металла и повредила все слои краски и защиты от коррозии, металл начнет ржаветь под воздействием влаги. В некоторых случаях лист также может быть помят, что требует проведения процесса восстановления формы. Метод исправления или маскировки повреждения состоит в перекраске или ретуши поврежденных красок.

Как убрать глубокую царапину на машине

Чтобы избавиться от глубоких царапин на кузове, понадобятся такие материалы и инструменты:

  • бумага наждачная (P1500 и P2000);
  • грунтовочная масса (грунтовка);
  • полироль;
  • краска нужного тона (для получения точного цвета рекомендуется произвести компьютерную диагностику).

Перед проведением реставрационных работ нужно проверить, все ли материалы подготовлены. При наличии двухкомпонентной краски в случае металлика или особого перламутрового цвета авто смешайте краску с активатором в заданных на упаковке пропорциях.

Разберемся поэтапно как убрать глубокую царапину на машине своими руками:

  1. Удалите грязь с ремонтируемой поверхности, используя тряпки, воду, моющие средства и наждачную бумагу.
  2. Если появление царапины до металла сопровождалось образованием ржавчины, следует использовать наждачку для ее удаления. При наличии вмятин и прогибов металла это место предварительно следует ликвидировать с помощью специальной полиэфирной шпатлевки для автомобилей, слой которой не должен быть больше трех миллиметров. После высыхания вещества обработанное место повреждения следует тщательно затереть сначала крупнозернистой, а после — мелкозернистой наждачкой, делая незаметными перепады поверхности.
  3. На третьем этапе нужно обработать царапину грунтовкой. Замажьте повреждение кисточкой или распылителем.
  4. Дайте нанесенному грунтовочному слою высохнуть, отшлифуйте его.
  5. Поверхность обезжиривается.
  6. Нанесите приготовленную автоэмаль. Правильнее покрасить повреждение с помощью специального краскопульта.
  7. Ремонт царапин на автомобиле предполагает наложение двух-трех слоев краски с временным интервалом в полчаса.
  8. Дождитесь полного высыхания наложенного слоя автоэмали. Это занимает около 24 часов.