Изготовление акустических систем своими руками

Содержание

Каменные корпуса АС

На первом месте материалом для колонок, по применению камня, стоит сланец. Причина в простоте обработки и свойстве сланца поглощать вибрацию. Однако для обработки необходим специальный инструментарий и соответствующий опыт специалиста. Иногда для упрощения из сланца изготавливается только передняя панель АС.

Естественным минусом каменных колонок является их вес. Для сравнения, колонка из ОСП весит 6 кг, а сланцевый корпус «потянет» на все 54 кг. Качество звука отличное, но вес конструкции достаточно серьезный.

Еще используют мрамор и гранит. Например проект MARBLE SOUND SYSTEM.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акустика из мрамора MARBLE SOUND SYSTEM

Есть любители, которые делают колонки из бетона.

Корпуса АС из бетона

Стержни для протяжки кабеля

Гибкие стержни для протяжки, по сути, представляют собой аналог протяжной проволоки. Эти стержни также обладают повышенной прочностью и гибкостью. В продаже имеются разные наборы стержней, соединяемых в одну большую цепь. Часто в комплекте со стержнями идут резьбовые наконечники в виде крючков, колец и зажимов. Стержень отличается от протяжной проволоки тем, что он не ложится на поверхность, а всегда проходит над ней: гибкий стержень с легкостью пройдет над потолком, не задевая проводку, освещение и другие объекты, встроенные в гипсокартон. Для полностью закрытого потолка лучше подойдет именно гибкий стержень.

Набор для протяжки кабеля

Как и в случае с протяжной проволокой, гибкий стержень можно проталкивать или, наоборот, вытягивать назад. Какой из методов вам лучше подходит нужно решать в зависимости от ситуации. Небольшой совет. Если вы проталкиваете закрепленный на стержне кабель и упираетесь во что-то, то придется тянуть обратно. Кабель может соскочить со стержня и закрепить его уже, конечно, не получится. Чтобы избежать этого, нужно тянуть стержень и одновременно вращать его вокруг своей оси. Это поможет намотать кабель на стержень для надежности.

Протяжная проволока

Протяжная проволока представляет собой подобие строительной рулетки с катушкой пружинной стали. Этот инструмент идеально подходит для протяжки кабеля в трубопроводах, стенах и любых других закрытых местах, где практически нет препятствий. Пружинная сталь достаточно жестка для того, чтобы проталкивать ее силой, но в то же время она обладает хорошей гибкостью. Протяжная проволока подойдет для прокладки проводов на большие расстояние, но на пути должно быть чисто.

Протяжная проволока с автоматической системой намотки

Вот хороший пример использования этого инструмента. Если вы протягиваете кабель за стеной, то протяжную проволоку нужно протолкнуть от плинтуса до верхнего стыка. Когда проволока вылезет сверху, нужно надежно примотать к ней кабель изолентой. Сначала намотайте изоленту на саму проволоку, потом вокруг кабеля. Получится закрытый «чехол» для кабеля, который не позволит проводу зацепиться за гипсокартон или еще что-то. Лента должна быть намотана максимально плотно.

Как закончите с намоткой, плавно опустите проволоку вниз, чтобы ее кончик вместе с проводом спрятался обратно в стену. Теперь можно приступать к протяжке. Не торопитесь и следите за тем, чтобы кабель и проволока двигались вниз легко и без зацепов. Будет лучше, если вы попросите кого-то помочь вам. Как только вы почувствуете, что проволока застряла, прекратите тянуть и попробуйте протолкнуть проволоку обратно вверх, одновременно прокручивая ее. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз, но в итоге проволока продолжит свой путь также, как она делала это, когда шла снизу вверх в начале.

Мини колонка своими руками за минимальные вложения.Часть 2

Всем привет! Вторую часть статьи было решено полностью посвятить электронике нашей мини колонки.

Предыстория. Прошлый раз я не упоминал о экспериментах, проведенных до приезда платы от Power Bank. Так как ехала она ну очень долго…

Примерно так выглядел первый полностью смонтированный и работоспособный вариант. Зарядка и индикация выполнялась с помощью уже довольно известной в кругу самодельщиков платы на TP4056. Как видно, наша плата заряжала только одну Li-ion батарею. Уже после первого теста стало ясно, что ее емкости катастрофически будет не хватать.

Через несколько дней экспериментов все было демонтировано с корпуса и переделано. Все 4 аккумулятора были сбалансированы и запараллелены медной шиной. Подключения на платы производились с помощью заводских разъемов, то есть ни каких изменений в конструктив внесено не было.

 И кстати, все использованные в данном проекте провода-медные.

Монтаж внутри колонки производился с помощью герметика. Соединения так же были укреплены для исключения возможности отсоединения от вибраций.

УНЧ. При желании есть возможность использования более мощного усилителя низкой частоты. Если применить в место PAM8403, например PAM8610, можно получить более высокую выходную мощность, однако теряя при этом часть автономности.

 К сожалению схему на Bluetooth модуль найти не удалось

Примерная электронная схема нашей колонки. Оказалось что схемы на свои устройства продавцы не желают распространять, а даташит найти та еще проблема.
Источник

Усилитель для самодельных колонок

В качестве усилителя для этих самодельных колонок была выбрана микросхема LM3886, как самый простой способ получить Hi-Fi качество звучания буквально «на коленке», не переплачивая!

Если верить анализатору RMAA — LM3886 на порядок лучше, чем того требует стандарт звука Hi-Fi, то есть искажения звука в усилителе на этой микросхеме будут в 100 раз меньше, чем может услышать человеческое ухо.

Стоит отметить, что некоторые рукастые фанаты умудряются на основе этой микросхемы создать DIY-усилители, допускающие лишь 0,0002% искажений. Хотя даже 1% искажений очень трудно услышать обычному человеку.

Для охлаждения получившегося усилителя был использован обычный алюминиевый процессорный радиатор (без вентилятора). Такой самодельный усилитель будет работать на мощности не более 5 Вт и такого охлаждения ему для этого вполне достаточно. Но даже если бы пошел перегрев, то встроенная в схему защиты от перегрева не дала бы ему сгореть, просто выключив бы его.

Чтобы иметь возможность улучшать усилитель его изначально можно собирать на монтажной плате по схеме:

Построив всё на монтажной плате можно заменять те или иные детали, модернизируя схему усилителя, разводку и тд, при этом измеряя необходимые параметры программой RMAA.

После того как удалось оптимизировать схему усилителя, была изготовлена обычная печатная плата (ЛУТ — лазерно-утюжная технология), но качество усилителя при этом принципиально не изменилось, если верить анализу в RMAA, сделан вывод, что монтажные платы для домашней DIY-электроники вполне годятся!

Самодельные беспроводные аудио колонки

Заказал из Китая беспроводной модуль для аудио аппаратуры, хотел установить в сгоревшую портативную колонку JBL, но к сожалению заказал не то. Модуль не имеет встроенного усилителя, питается минимум от 6В.

Ждал модуль около месяца и тут такая неудача, но не пропадать же добру. Решил поставить модуль в свои колонки BBK 7800.

эти колонки были 5,1 для домашнего кинотеатра, но после кучи переделок стали 2,1 и последняя переделка это будет установка нового Bluetoos модуля.

Из китая пришла посылка с такой комплектацией: модуль, пульт, три шлейфа для питания и стерео вход стерео выход, заглушки под винты

Модуль блютус для колонок Пульт модуля блютус для колонокМодуль блютус для колонок

Модуль работает в нескольких режимах: блютус 4.0, линейный вход, радио FM, карта SD USB флешка. Есть эквалайзер 5 режимов на любой вкус. Не плохой в общем модуль, заказал здесь  всего за 226 рублей.

Теперь же надо как то приспособить этот модуль к колонкам. Снимаю крышку с сабвуфера и ищу к чему ее подключить. Ну допустим куда сигнал подавать это понятно, непосредственно на усилители, канал сабвуфера подключил через делитель с каждого канала. С общим сопротивлением 56кОм. Кстати усилители там на TDA2030A, канал сабвуфера не помню на чем собран.

Теперь от чего же запитать сам модуль, напряжение должно быть минимум 6В. В схеме питания есть двухполярное питание +- 12В, для запитки фильтра низких частот, вот к плюсовому плечу и подключусь. Провел пробное включение и все работает.

Ну раз все работает, нужно резать корпус, выводить на переднюю панель. Провода удлинил соответственно

На этом все, теперь можно избавиться от лишних проводов
С ув. Эдуард

Загрузка…

Портативная 3-полосная Hi-Fi колонка своими руками

Нам понадобится :Инструмент:— Паяльник ;- Циркулярная пила;- Вольтметр;- Электрический лобзик;- Шлифовальная машинка;- Строительный степлер;- Шуруповерт;- Струбцины . — Угловая линейка;- Отвертки.

Материалы:

— Фанера толщиной 1.2 см;- Белый кожзаменитель;-Металлические уголки;;- Резиновые опоры;-Столярный клей;- Шурупы;- Защита для уголков;- Усилитель (2×20 Вт);- Большой динамик на 80 Вт/ч.;- Средний динамик на 70 Вт/ч.;- ВЧ-динамик на 10 Вт/ч.;- Кроссовер;- Аккумулятор и зарядное устройство для него;- Кабели;- Звуковой вход;- Кнопка включения;- Резисторы;

— Светодиодная лента (50 см).

Приступим к изготовлению корпуса.Для этого берем лист фанеры толщиной 1,2 см, и вырезаем внешние стенки будущего корпуса, согласно этим размерам — 52,5 см х 42,5 см х 22,5 см. В качестве режущего инструмента используем циркулярную пилу, или электролобзик .

Далее берем готовые корпусные детали и начинаем склеивать их между собой, жестко фиксируем струбцинами чтобы не было случайного смещения, затем дополнительно используем саморезы, чтобы основательно укрепить корпус. В правом верхнем углу делаем небольшое окошко для усилителя. Более подробно весь процесс показан на фото .

Затем нужно вырезать несколько отверстий для динамиков, для этого берем циркуль, карандаш и линейку, определяем место где они будут располагаться, начинаем вычерчивать круги согласно размерам, далее вырезаем электролобзиком. Так же делаем прорези для остальной аппаратуры. Когда все готово нужно отшлифовать корпус, используем ленточную шлифовальную машинку, или любой другой имеющийся шлифовальный инструмент.

Далее перейдем к декорированию корпуса, для этого используем белый кожзаменитель, фиксируем его при помощи клея. Затем проходимся строительным степлером по окружности отверстий и по границам корпуса. Небольшой кусочек кожзаменителя крепим во внутреннюю часть, где будет в дальнейшем установлен усилитель – это для того, чтобы было удобней устанавливать устройство.

Начинаем монтировать электронную начинку. Ставим усилитель на свое место, крепим динамики, устанавливаем вольтметр, а так же кнопку включения. Для того, чтобы было удобней переносить корпус в верхней части корпуса крепим ручку, затем чтобы дно не царапалось в нижней части устанавливаем ножки.

Далее провода от динамиков припаиваем к кроссоверу и подключаем его к усилителю. Затем к проводам ВЧ динамика нужно припаять резистор на 10 Вт. В качестве питания будем использовать аккумулятор на 12 В, к нему подключаем к усилитель, и остальную электронику.

Для того чтобы придать еще большей оригинальности корпусу, на днище устанавливаем небольшой отрезок светодиодной ленты. Затем к аккумулятору и кнопке включения припаиваем провода от вольтметра. Фиксируем провода и аккумулятор при помощи специальных стяжек.

Перед тем как мы закроем крышку корпуса нужно проверить всю аппаратуру на работоспособность.

Для того, чтобы улучшить звучание портативной колонки внутрь корпуса закладываем стекловату. Когда все готово закрываем корпус.

Теперь займемся обрамлением кромки корпуса, для этого берем металлические уголки, концы которых режем под углом 45 градусов, должно получиться как на фото, фиксируем их при помощи клея. Чтобы закрыть стыки — используем специальные небольшие уголки.

Работу можно считать оконченной, портативная колонка готова.Теперь любимая музыка всегда будет под рукой!

Источник

Наталья созерцатель

  • Активность: 111k
  • Пол: Женщина

Наталья созерцатель

Дело — труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.

Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.

В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.

Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.

В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.

Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.

Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.

Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Что для этого нужно

Когда я столкнулся с подобной проблемой, то вначале начал разрабатывать различные чертежи подставок и ломать голову над материалами. Мне тогда показалось, что это задачка со звездочкой, но потом понял, что все правильные вещи (нет, не гениальные) делаются просто, если для этого приложить немного усилий и чуть-чуть смекалки. Поэтому я пошел в магазин и приобрёл там необходимые для таких конструкций предметы.

Материалы и инструменты

В магазине мне пришлось приобрести следующие вещи:

  • трубы хромированные – 6 шт.;
  • держатели для труб – 12 шт.;
  • саморезы для держателей белые;
  • кромочная лента;
  • панели из ламинированного ДСтП – 4 шт.

Панели покупать не обязательно, если дома есть ламинированный ДСтП или ОСП (OSB) – их можно нарезать самостоятельно. Когда я выбирал в магазине этот нехитрый комплект, то мне предложили готовые панели размером 400×200 мм, то есть, их можно было разрезать пополам и получить квадратики 200×200 мм. Поначалу я тоже хотел их взять, но потом вспомнил, что видел у друга в гараже пол листа ламинированного ОСП толщиной 20 мм и решил обратиться к нему. 

Все дело в том, что у меня система Радиотехника S30, которые я брал ещё в конце 90-х, но они так «бомбят» квартиру, что никаких других мне не нужно. Так вот, площадь этих колонок 214×195 мм, что не совсем вписывается в подставку 200×200 мм – будут свисать края. Собственно, это не критично, но все же, я решил отказаться, так как было к кому обратиться.

Еще про инструменты, которые вам понадобятся:

  • ручная дисковая пила или электролобзик;
  • электрическая или аккумуляторная дрель;
  • шестигранник:
  • слесарный угольник;
  • утюг;
  • рулетка, маркер.

Приступаем к сборке

Я не знаю, что вы предпочтете – готовые плитки из ламинированного ДСтП или решите нарезать их самостоятельно, поэтому (на всякий случай) проведу небольшой инструктаж. Наиболее четкий и ровный рез получается или торцовочной или ручной дисковой пилой, так как тем же электролобзиком линия может слегка «вильнуть» — это человеческий фактор. Тем не менее, при разметке используйте слесарный угольник (если у вас его нет, то приобретите – вещь копеечная, но очень полезная). Замеряйте свои колонки по верхней части, так как снизу там всегда есть четыре резиновых пупырышка в виде ножек для антискольжения, и они могут помешать снять точный размер.

После того, как раскроите ДСтП по размерам вашей акустики, разделите каждый квадрат на треугольники, чтобы наиболее точно прикрутить держатели. Отнеситесь к этому со всей ответственностью, так как на нижней и верхней плитке (опора-подставка) отверстия под трубы должны совпадать, как можно точнее. Конечно, если там будут миллиметровые отклонения, то вы этого даже не заметите, но большие огрехи могут привести к неустойчивости.

После того, как прикрутите все держатели, можно переходить к наклеиванию кромочной ленты или мебельной кромки (как вам нравится – так и называйте). Сразу сделайте нарезку на каждую сторону подставок (16 штук), но при этом давайте по сантиметру запаса – после фиксации сразу же обрежете. Нагрейте утюг (лучше всего на 2 положении) и наденьте перчатку или даже две на левую руку, чтобы не обжечься (если вы правша). Аккуратно расправьте ленту, повернув ее липкой стороной к обрабатываемой поверхности, и проведите по ней утюгом с плотным прижимом. Теперь, сразу же, не отрывая утюга от кромки, проведите ним в обратную сторону, но при этом прижимайте ленту рукой в перчатке. Все, теперь можно аккуратно обрезать лишние края.

Когда все будет готово, можете подклеить какие-то резиновые квадратики (можно вырезать со старой велосипедной камеры) на нижние плитки-опоры для эффекта антискольжения. Вставляйте трубы в отверстия держателей и фиксируйте их специальными зажимами, которые предусмотрены там заводом-изготовителем. На каждом держателе сбоку есть по одному отверстию под шестигранник – это и есть нужный вам зажим.

Когда вставите в опору три трубы, то сразу переходите к креплению верхней подставки – так гораздо удобнее.

Теперь можете устанавливать свои колонки и наслаждаться музыкой.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

Шаг 1.1: устраняем препятствие на трассе

Если в ходе проверки трассы для прокладки проводов вы нашли препятствие, то нужно его просто просверлить. Для этого необходимо точно определить место в стене, где есть распорка/балка или любой другой объект, не дававший стержню пройти. Если вы все делали правильно, то это непроходимый участок должен располагаться над только что сделанным отверстием. Предварительно сделав замер стержня до преграды, можно приступать к вскрытию стены и сверлению распорки.

Ножовкой по гипсу нужно вырезать окно чуть выше самой распорки в стене. Получив доступ, просверлите распорку (по возможности делайте отверстие в центре, не смещая сверло к одной из внутренних сторон стены). Отверстие должно свободно пропускать акустический кабель. После того, как провод будет проложен, можно сделать декоративную заглушку на стене или отремонтировать панель и покрасить ее.