Как сделать и отремонтировать компрессор зила-130 своими руками

Содержание

Доработка компрессора

Даже если планируется сделать обычный гаражный компрессор из компрессора ЗИЛ, то сам агрегат необходимо будет немного доработать.

  • Прежде всего, стоит создать охлаждение. Дело в том, что такие агрегаты в процессе своей работы сильно перегреваются и в результате этого падает не только производительность, но и срок эксплуатации. Поэтому следует просверлить шатуны, а в нижней крышке устанавливается косая трубка.
  • Чтобы контролировать уровень масла, необходимо установить на выход из картера прозрачный фильтр. Также имеет смысл поставить влагоотделитель, который можно изготовить самостоятельно из небольшого огнетушителя.
  • Отдельно устанавливают и бачок с маслом. При этом сразу стоит отметить, что он будет использоваться в качестве расширительной емкости и поможет нормализировать давление в системе.

На сегодняшний день существует просто огромное количество всевозможных доработок, которые направлены на то, чтобы увеличить производительность и срок эксплуатации. Все они обычно относятся к системе смазки и передачи вращающего момента. Однако окончательный выбор всегда зависит напрямую от назначения конечного изделия.

Коленчатый вал устройства

Коленчатый вал в данном случае соединен с картером. Выходной канал применяется небольшого диаметра. Цилиндры на компрессор ЗИЛ-130 устанавливаются по сторонам. Также надо отметить, что с нижней стороны модификации имеются две накладки. Вал фиксируется на зажиме. Дополнительного внимания заслуживает тот факт, что направляющие у данного компрессора устанавливаются с левой стороны. При замыкании вала специалисты рекомендуют осмотреть полностью нагнетатель.

Также проверяется картер, поскольку в нем, как правило, собирается весь мусор от переработанного масла. Для правильной работы системы тестируется давление внутри блока. Также надо сразу зачистить все каналы от картера. Сделать это можно при помощи обычного шомпола. Седло при этом предварительно смазывается. Если вал деформирован, его необходимо сразу заменить. На запчасти ЗИЛ-130 цены вполне разумные. Наконечник детали наваривается вручную.

Как осуществляется ремонт узлов

Важно обратить внимание, что производительность напрямую зависит от наличия технических поломок. Первыми признаками является наличие нехарактерного звука, стука. Также масло может постепенно поступать в салон автомобиля:

Также масло может постепенно поступать в салон автомобиля:

  • на катетере появились сколы или трещины. Чтобы устранить неисправность, зачастую нередко требуется полная замена конструкции, если неисправности или изъяны располагаются на стенках. Если повреждения располагаются на фланце и небольших размеров, то зачастую их заваривают;
  • для проверки цилиндрической герметичности рекомендуется опустить его в ванную с водой и наполнить водой, при этом должно присутствовать высокое давление. Если повреждения существуют, то постепенно всплывают пузырьки с воздухом. Починка неполадок такого характера осуществляется посредством растачивания емкостей. Также можно произвести хонингование по габаритам;
  • если подшипники перестают работать, то выполняется прессование с дальнейшей сменой на исправные комплектующие;
  • при изнашивании шатунной шейки с превышением цифрового значения в 0.05 мм следует произвести полную замену всего коленвала;
  • для ремонтирования верхней головки шатуна втулку необходимо запрессовать и выполнить соответствующие габаритам отверстия. Диаметр составляет 14.019 мм.
  1. шестерня привода;
  2. замковая шайба;
  3. гайка крепления шестерни;
  4. уплотнитель;
  5. пружина уплотнителя;
  6. сегментная шпонка;
  7. коленчатый вал;
  8. шариковый подшипник;
  9. картер;
  10. вкладыш шатуна;
  11. шатун;
  12. пробка;
  13. маслосъемное кольцо;
  14. палец поршня;
  15. компрессивное кольцо;
  16. поршень;
  17. головка блока цилиндров;
  18. прокладка головки блока цилиндров;
  19. блок цилиндров;
  20. угольник подвода охлаждающей жидкости;
  21. отражательная пластина;
  22. прокладка задней крышки картера;
  23. задняя крышка картера;
  24. прокладка нижней крышки компрессора;
  25. нижняя крышка картера.

Устройство

Компрессор — двухцилиндровое устройство поршневого типа. Его принцип работы заключается в перекачке воздуха посредством движения поршней. Устройство компрессора состоит из:

  • проводного картера с каналами;
  • сальника;
  • пружины;
  • уплотнителя.

Поршни изготовлены из алюминия и оснащены пальцами, которые закреплены стопорными кольцами. Посредством впускных клапанов воздух, находящийся в воздушном фильтре двигателя, проникает в цилиндры компрессора. Он сжимается поршнями и поступает в пневматическую систему. Затем проходит через нагнетательные клапаны, которые расположены в головке цилиндра.

Система охлаждения

Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа. Она состоит из: радиатора, термостата, насоса, температурного датчика, компрессора и патрубка. Работает по принципу принудительной циркуляции охлаждения. Если жидкость в системе перегревается, то необходимо открыть пробку радиатора. При ее открытии из горловины выбрасывается струя горячей воды

Поэтому это нужно делать осторожно

Система смазки

Система смазки — комбинированная. Смазочное вещество поступает из смазочного узла системы мотора и остывает с помощью охлаждающей жидкости.

Установка компрессора на двигатель.

Установить шайбы, затем вручную компрессор на двигатель, направив прорези крышки-кронштейна на шпильки головки цилиндров. Навернуть от руки гайки крепления компрессора. Надеть на шкив ремень привода, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайки.

При установке компрессора необходимо обеспечить зазор не менее 5 мм между отводящим шлангом радиатора и воздушным патрубком компрессора. Указанный зазор достигается путем повертывания отводящего шланга радиатора Зазор необходим для предотвращения перетирания шланга патрубком компрессора.

Замена уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора на автомобиле

Проверку состояния уплотнительных колец плунжеров разгрузочного Устройства и их замену можно производить без снятия головки компрессора. При этом надо соблюдать следующий порядок:

  1. Пустить двигатель и довести давление в пневматической системе до срабатывания регулятора давления.

2. Остановить двигатель

  1. Снять резиновый шланг, соединяющий воздушный фильтр двигателя с компрессором. При нарушении герметичности разгрузочного устройства в патрубке подвода воздуха к компрессору прослушивается характерный шум пропускаемого воздуха, а по манометру пневмо системы отмечается некоторое падение давления.
  2. Снизить давление воздуха в пневматической системе до нижнего предела регулирования, при этом плунжеры должны быть опущены.
  3. Снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло. Затем поднять гнездо штока и снять его вместе со штоком, после чего извлечь плунжер из гнезда крючком из проволоки, введя его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера или подведя сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства блока цилиндров.
  4. Заменить изношенные уплотнительные резиновые кольца на плунжерах. Перед установкой плунжеры с уплотнительными кольцами следует смазать маслом, применяемым для двигателя.

На днях первый раз менял масло в своём три года назад собранном (по сути это была первая проба пера) самодельном компрессоре.

Вкратце — на базе компрессорного блока ЗИЛ 130 (77 года выпуска, с консервации, облегченные шатуны, развешенные поршня), производительность на выходе 250-300 литров (зимние-летние шкивы), это аналог обозначений «на вход» около 500-600

На компрессоре есть система смазки (включая внешний маслонасос и маслофильтр с редукционным клапаном)

совмещённая с системой охлаждения, фильтр на входе от ВАЗ-2101, самодельный масло-влаго отделитель на выходе, полная автоматика запуска (сам включается — выключается, всё как у фабричного, от преостата) с электро-пневмо клапаном для облегчения холодного пуска (не забывайте, работает он 220В, правда через делитель фаз)

Душу его и в хвост и в гриву, орбиталка, пескоструй бывает по полдня молотит без перерыва, окраски и прочая бытовуха.

Думал за 3 года ему «опа» нарисовалась, как ранее паре «китайцев», глянул поршневую — износа вообще нет, всё как вчера собрал.

Отказов за 3 года — ноль (при начальной сборке пружинка из клапана выпала в цилиндр, это не в счёт)

В конце этого сезона компрессор перенёс на улицу, дабы не занимал место, ведь 3 года эксплуатации доказали отказоустойчивость системы на все 100.

Позже в блог добавлю больше фото и описания, а пока — обзорное видео про этого «монстра»

Обзорное видео «Самого лучшего самодельного компрессора (на базе ЗИЛ-130, работающего от 220В)»

Помнится пинали меня тут многие, что сложно, громоздко…Не забывайте — конструкция делалась что бы раз и на лет 10-20 больше не возвращаться к этой теме.

Практика: 3 года в очень жестких условиях (вплоть до работы в помещении где идёт пескоструй) и судя по всему ресурса у него осталось ещё на лет 10 как минимум, если не больше.

Залил в него Лукойл Анагард 10w40, теперь компрессор запускается вообще вмиг даже на холодную (есть идея на зиму поставить летний шкив, возможно потянет холодный запуск) и работает тише и ровнее чем раньше на минералке.

Справочно: общий объём ресиверов в пневмостстеме — 500л, производительности вполне хватает на любой полный окрас, пневматику и прочее где требуется воздух.

Разе что на пескоструй хотелось бы по мощнее… раза так в 3-4))) Но это планы на будущий дизельный компрессор, а пока и базового уровнямне хватает на работу с пескоструем завальцовок, локальными жуками и колесными дисками.

Что скажете, от 220В сделать компрессор лучше него (в плане компоновки, практичности и производительности, внешний вид я вообще в расчет не брал при изготовлении) реально или нет и есть ли смысл?)

Испытание компрессора

При испытании компрессора на стенде частота вращения вала компрессора должна быть 1800…2000 мин.  К компрессору должно быть подведено масло И20А, ГОСТ 20799-75

под давлением 0,25…0‚30 МПа (2,5…3,О кгс/см2), температура масла 35…50 °С.

Компрессор рекомендуется обкатать на холостых оборотах в течение пяти минут. В процессе обкатки следует убедиться в отсутствии течи масла, перегрева подшипников и в отсутствии стука поршней, пальцев и выпускных клапанов.

При 800…2000 мин коленчатого вала компрессора и сообщении баллона 3 с окружающей средой через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм и длиной 3 мм давление в емкости через 50 должно достигнуть величины не менее` 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Испытание компрессора на масло пропускную способность, производится при  800…2000 мин и давлении масла 0,25…0‚30 Мпа (2,5…3,0 кгс/ом2). При этом количество масла, вытекающего через сливное отверстие крышки картера компрессора (при открытом калибровочном отверстии), должно быть не более 220 г в течение минуты.

Проверка работы разгрузочной системы производится подачей сжатого воздуха под  давлением не более 0,5 МПа (5кгс/см2) в канал разгрузочной камеры, при этом плунжеры 4 (см. рис.8 -11)должны подняться и полностью открыть впускные клапаны 8.

Схема стенда испытания

При снятии давления плунжеры под действием возвратной пружины должны четко возвращаться в исходное положение. Эту операцию проделать не менее трех раз.

Проверить выпускные клапаны на герметичность, подсоединив головку компрессора к баллону 3 (рис.8-13) емкостью 1 л, как указано на схеме, при давлении 0,60…0‚65 МПа (6,0…6,5 кгс/см2). При этом падение давления в баллоне не должно быть более 0,04 Мпа (0,4 кгс/см2) в течение минуты.

Проверка на герметичность соединений производится мыльным раствором при противодавлении воздуха 0,65 МПа (6.5 кгс/см2).

Перёд установкой на компрессор регулятора давления его надо проверить, испытать и отрегулировать для работы в заданных пределах давления воздуха.

Это интересно: Идеи для тюнинга советского грузового автомобиля ЗИЛ своими руками — выкладываем по порядку

Компрессор из ЗИЛ 130 своими руками: фото, схемы, чертежи, особенности сборки устройства из зиловского агрегата

Лучшая основа для создания покрасочного компрессора своими руками – ЗИЛ 130, компрессор которого конструктивно наиболее для этого подходит.

Для проведения покраски кузова применение компрессора важно, так как это улучшает качество и прочность нанесённого слоя, повышает производительность. Кроме того, его можно использовать для накачки шин, подачи воздуха на пневмоинструменты

Ввиду немалой стоимости компрессора, приобретать прибор для «разовой» покраски своего автомобиля нецелесообразно, да и не каждому по карману. Сделать подобное устройство своими руками способны домашние умельцы.

Сделать самостоятельно или купить готовый прибор

Сегодняшний рынок устройств для повышения давления и нагнетания воздуха изобилует разнообразием. Для разных целей выпускаются винтовые, поршневые и другие виды компрессоров. Тем, кто сделал выбор в пользу готового прибора, следует выбрать вид механизма с требуемыми техническими характеристиками и по оптимальной цене.

Из всего многообразия предлагаемой продукции, конечно, лучше выбирать изделия известных брендов. Их главным недостатком является высокая стоимость. Большие денежные траты окупятся только при занятии профессиональным ремонтом автомобилей.

Если приобрести дешёвый прибор неизвестного бренда, надо быть готовым к неприятным неожиданностям. Недорогие изделия часто изготовлены из некачественного материала, двигатель выходит из строя, а гарантийный ремонт длится несколько месяцев.

Агрегат, сделанный своими руками из зиловского (ЗИЛ 130), многие мастера считают более надёжным. По многочисленным отзывам, такой аппарат имеет хорошую производительность, прочность, износостойкость.

Интересное! К тому же, ремкомплект на зиловский компрессор можно купить в каждом магазине автозапчастей.

Изготовленное самостоятельно добротное устройство, долго и исправно работающее, будет радовать своего владельца и станет предметом зависти многих автолюбителей.

После изучения инструкции по изготовлению своими руками прибора из компрессора ЗИЛ 130, можно сделать вывод: покупать кота в мешке или сделать устройство самому.

Пошаговая инструкция изготовления оборудования для подачи воздуха из зиловского агрегата

Для создания прибора, нагнетающего воздух, используют компрессоры:

  • ЗИЛ 130;
  • ЗИЛ 157;
  • МАЗ;
  • КамАЗ;
  • ГАЗ;
  • МТЗ.

Прибор КамАЗ имеет хорошую производительность, отличается прочностью и надёжностью, но требует серьёзной доработки, а ГАЗ, МТЗ – малопроизводительны. Поэтому многие для изготовления устройства, нагнетающего воздух, своими руками выбирают зиловский агрегат.

Рассмотрим пример такой сборки. Возьмём за основу компрессор ЗИЛ 130, пропановый баллон на 50 литров.

Для сети в 220 вольт нужен двигатель на 2–3 киловатта, при использовании 3-х фаз мощность может быть меньше. Общий вид Узел соединения Электросхема подключения

Рама изготавливается из стального уголка, для крепления необходимы болты, саморезы, герметик, хомуты.

  1. Первым делом изготавливаем поддон. Для этого необходим металлический лист толщиной 5 мм. Чтобы избежать протечек масла в местах соединения поддона с картером компрессора, используется паронитовая прокладка и обработка герметиком.
  2. Чтобы в процессе работы устройство не заклинило из-за плохой смазки, необходима доводка узлов. Для этого надо снять головку, достать шатуны и просверлить их вместе с вкладышами. Глубина отверстий должна быть 3 мм, диаметр – 10 мм. Этого достаточно для смазки вкладышей. Во время работы прибора образуется масляный туман, который смазывает цилиндры.
  3. Следующим шагом нам необходимо сделать два отверстия с резьбой в картере. Сюда вкручиваем щтуцер для залива и отвода масла.
  4. С зоной покраски систему надо соединить специальной трубкой. Воздух из устройства выходит сильно нагретым, поэтому для этой цели применяют изделия из меди.
  5. Если для работы краскопульта устройства не будет хватать производительности компрессора, можно подключить дополнительные ресиверы. Для контроля давления на ресивере устанавливается манометр. При недостаточном и нестабильном давлении покрасочный слой на кузов автомобиля будет ложиться неравномерно.
  6. В ресивер можно установить перегрузочный клапан, который защитит устройство в случае чрезмерного повышения давления.
  7. Многие мастера устанавливают также осушитель воздуха. Для этих целей используют специальный осушитель (спиртушку) от а/м КамАЗ, который располагают между компрессором и ресивером. Как рабочую жидкость используют спирт, тосол.

Ознакомьтесь с подробным видео роликом про самодельный компрессор на базе агрегата от ЗИЛ-130:

ПредыдущаяСледующая

Автокран на базе ЗИЛ-130 и его технические характеристики

В сочетании с рассматриваемой моделью, как пишут во многих книгах, может быть использован автокран КС-2561Е, грузоподъемность которого составляет 6,3 т. Такое устройство оснащено механическим приводом.

Шасси снабжено стабилизатором и торсионным валом.

В качестве главного стрелового оборудования применяется невыдвижной решетчатый элемент. Основная стрела имеет базовую длину 8 м, при этом вылет варьируется от 3,3 до 7 м.

Если использовать выносные опоры, то грузоподъемность составит 6,3 т, без таких дополнений – лишь 1,1 т. В движении модель может поднять до 1,6 т, при этом скорость поднимания составит от 0,97 до 13,1 м/мин.

Самодельный компрессор своими руками

Компрессор сделанный из компрессора от ЗИЛа: фото и описание самоделки.

Всем привет! Вот решил сделать себе компрессор для домашней мастерской. Уже в наличии были запчасти: компрессор ЗиЛ-130, баллон газовый автомобильный 80 литров), электродвигатель, магнитный пускатель, колесики, аварийный клапан давления от ЗИЛ, и пр.

Дополнительно купил реле давления (в итоге стоит водопроводное, но изначально покупал компрессорное с кнопкой (оно дороже), и блок редуктор для раздачи воздуха, ну и фитинги, провода, вилку.

Процесс изготовления показан на фото.

Из баллона сделал ресивер.

Давление выставил на выключение при 7 атм и включение при 4 атм.

Компрессор немного доработал, просверлил шатуны и вкладыши с трех сторон. Сам компрессор установил через прокладку на стальное основание, а та трубка с крышкой, та что отходит снизу сбоку изначально планировалась для контроля и заливки масла, но в процессе пришлось сделать еще и бачок (сапун). Моё мнение, если бы ни большая часть запчастей которые уже были у меня в наличии, то заморачиваться считаю совсем не стоит, можно купить готовый.

Как сделать компрессор своими руками

Устройство своими руками делают базе зиловского компрессора. Если оно предназначено для выполнения небольших задач, то переделка компрессора будет минимальная. Его доработка проводится в том случае, если устройство планируют использовать долго и с большими нагрузками. Из материалов понадобятся:

  • двигатель;
  • ресивер;
  • манометр;
  • предохранительный клапан.

При изготовлении самодельного аппарата важно правильно передать на агрегат вращающий момент. За давление отвечают клапан и манометр, которые монтируют на ресивер. Тонкости сборки:

Тонкости сборки:

  1. Вращающий момент. Чтобы компрессор сохранил свою мощность и количество оборотов, некоторые мастера делают прямое подключение. Но такое подключение требует наличие мощного двигателя. Поэтому двигатель с агрегатом соединяют посредством ременной передачи. Если соединение сделать через редуктор, то вращающий момент получится достаточным. В основном при изготовлении компрессора используют ременную передачу, так как качественный редуктор стоит дорого.
  2. Двигатель. Двигатель подбирают таким образом, чтобы он соответствовал всем параметрам компрессора. Чтобы в устройстве сформировалось максимальное давление, скорость вращения двигателя должна быть более 2000 об/мин. Это позволит компрессору работать в легком режиме. Если аппарат будет использоваться без нагрузок и непродолжительный период, то подойдет агрегат мощностью 1 кВТ. Для более интенсивной работы применяют изделия большой мощности.
  3. Ресивер. Самодельный компрессор должен быть компактных размеров. Для этого из газового баллона или огнетушителя изготавливают ресивер. Также подойдет любая металлическая емкость. Главное, чтобы готовое устройство имело средние размеры. Конструкция оснащается манометром и регулятором давления. Для этого ее нужно доработать. Возле входа в резервуар монтируют готовый узел с редуктором, который можно приобрести в магазине. После установки клапана обратного давления проводят его настройку.
  4. Система охлаждения и смазка. У некоторых компрессоров во время работы происходит большой перегрев. Чтобы устранить этот недостаток, их дорабатывают системой охлаждения. Для этого в шатунах проделывают отверстия, а нижнюю крышку оборудуют косой трубкой. На выходе из картера монтируют фильтр. Он должен быть прозрачным. Это позволит наблюдать за уровнем масла. Из огнетушителя создают влагоотделитель.

Компрессор устанавливается на станину. Для этого в каркасе проделывают необходимые посадочные места под устройство. Двигатель жестко закрепляют на станине. Остальные элементы, которые подключаются через шланги, монтируют отдельно.

Как сделать компрессор для пескоструя

Эффективно и быстро очистить любую деталь, поверхность конструкции для дальнейшего ремонта или применения можно с помощью пескоструя.

Но для этого устройства требуется источник сжатого воздуха, обладающий необходимыми давлением и производительностью.

Сделанный своими руками компрессор для пескоструя избавит от приобретения дорогостоящего и не всегда достаточно надежного оборудования.

Практичный вариант

Конструкция на базе компрессора от МАЗ, ЗИЛ 130 – 157 зарекомендовала себя как надежное эффективное устройство. Агрегат с этих автомобилей потребует минимальных переделок своими руками.

От МТЗ, ГАЗ малопроизводителен, а от КамАЗа нуждается в больших доработках.

Ресивер устанавливают исходя из потребностей для пескоструя – газовый баллон на 50 л или готовый от а/м КамАЗ и поменьше от ЗИЛ, в которых уже есть необходимые отверстия.

Примерная компоновка устройства, изготовляемого своими руками, и схема пневматического подключения компрессора следующие. Ресивер, в горизонтальном положении, устанавливают на опоры с колесами. На кусок швеллера шириной 200 – 250 мм через паронитовую прокладку устанавливают компрессор без нижней крышки.

Швеллер крепят к верху ресивера, подсоединяют разводку от компрессора к ресиверу сверху и с торца, устанавливают манометр контроля давления, с торца монтируют перегрузочный клапан и выходной штуцер с вентилем.

Электродвигатель подбирают в зависимости от потребностей. Для сети 220 В минимальная требуемая мощность трехфазного электродвигателя 1,5 кВт, обороты – 1420 об/мин.

Необходимое передаточное отношение между валом мотора и шкивом компрессора в этом случае 1 : 3. При больших мощностях соотношение уменьшают — производительность увеличивается. Для питания в 220 В оптимально 2,2 кВт.

Используя 380 В (3 фазы), мощность можно уменьшить.

Электромотор будет работать на предельной мощности при давлении 8 атм. Производительность 260 л/мин (максимальная) получается при 2500 об/мин вала компрессора.

Меняя соотношение, можно достичь 3200 об/мин – максимальные обороты агрегата на ЗИЛ 130.

Доработка компрессора тормозного пневматического привода ЗИЛ 130

В корпусе, в удобном месте, ниже на 10 мм центра коленвала, просверливают отверстие для заливки масла. Под пробку нарезают резьбу. Снизу швеллера делают отверстие с резьбой под пробку для слива масла.

Со стороны, противоположной шкиву, в крышку подшипника вкручивают штуцер с маслостойким шлангом или трубкой, которую соединяют с емкостью, выполняющей функции расширительного резервуара смазки и сапуна. Можно использовать бачок сцепления для тормозной жидкости от ВАЗ.

Его располагают напротив головки блока цилиндров агрегата. Для установки штуцера приемный клапан магистрали автомобиля выкручивают.

У отверстий D 3мм, зенковка 10мм, направление сверления – к центру вала. Потребуется разобрать компрессор – головку снять, шатуны отвернуть. Полученные отверстия обеспечат вкладыши смазкой за счет разбрызгивания.

Цилиндры во время работы смазываются благодаря образующемуся масляному туману.

Разгрузочное устройство агрегата (солдатик) остается заводской — позволит регулировать давление, при котором будет отключаться агрегат. Трубка разгрузки должна быть подсоединена к расходному ресиверу (если их несколько). Манометр и перегрузочный клапан также рекомендуется использовать автомобильные.

Чтобы отключать двигатель на холостом ходе компрессора своими руками, можно предусмотреть автоматическое включение-отключение. Между каналом разгрузки и регулятором давления автомобильного агрегата потребуется вставка датчика порогового давления — выключатель стоп-сигнала ВК12Б от УАЗ, ГАЗ и так далее.

Для обычной эксплуатации система охлаждения не потребуется – при работе на постоянных оборотах агрегат редко нагревается более чем до 60°С. На автомобиле его рабочая температура 90°С, но и 120°С не являются критичными.

В случае напряженной эксплуатации можно сделать систему охлаждения испарительного типа. Емкость на 4 — 5 л устанавливают над уровнем головки, шланги соединяют на компрессоре с входом-выходом для охлаждающей жидкости.

Это позволит поддерживать температуру не выше 100°С.