Содержание
Массовое производство
В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Взор людей обращается к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.
Для изготовления посуды в больших объёмах применяют токарное оборудование, стамески, резаки, ложечные ножи, щетки со стальным ворсом и многое другое. Все это напоминает инструменты для домашнего труда, только инвентарь для работы в условиях фабрики более профессионален. Если изготовление деревянных ложек прошло без изъянов, то изделием будет очень удобно пользоваться.
Подсвечники
Оригинальный вариант поделки из металлических ложек – настенные подсвечники. Нужно использовать именно железные приборы, поскольку от огня пластик может расплавиться, что чревато возгоранием. Подсвечник изготавливается следующим образом:
- Изогнуть изделие так, чтобы черпало было расположено перпендикулярно к ручке.
- Просверлить 1-2 отверстия в рукоятке для крепления.
- Зафиксировать заготовку на основании. Можно использовать деревянную доску, отрезок фанеры или ДСП. Для крепления лучше применить шурупы.
- В черпало установить низкую свечку. Чтобы она не болталась, в ложку можно накапать немного расплавленного парафина.
Аналогичным образом подсвечники можно делать из старых половников и даже вилок.
Особенности маркетинга в нише деревянной посуды
Обычно деревянную посуду продают в магазинах сувениров, на рынках и ярмарках. Более современный способ – это создать интернет магазин. Для рекламы изделий специалисты советуют использовать не только свойства практичности и безопасности.
Заинтересовать покупателей можно интересными фактами о том, что каждая пища в посуде из разного дерева приобретает определенные вкусовые качества. Так, квашеную капусту лучше готовить в бочонке их хвойных пород, картофель и другие овощи вкуснее кушать из миски из лиственных пород, а грибы приобретут особенный вкус, хранясь в миске из можжевельника, осины или лиственницы.
Сколько можно заработать
Заработок напрямую зависит от количества выпускаемого товара и каналов сбыта. В среднем окупаемость бизнеса по изготовлению посуды из дерева достигает 200%. При правильно налаженном деле может достигать ежемесячно 8 тысяч долларов, причем это чистая прибыль.
Сколько нужно денег для старта бизнеса
Для изготовления посуды из дерева потребуется около 15 тысяч долларов. Валовое количество затрат будет связано с оплатой труда персонала. Помимо этого, в названную сумму войдет аренда помещения и приобретение необходимого сырья, закупка оборудования, приобретение иных расходных материалов, проведение рекламной компании и т.д.
Какой ОКВЭД необходимо указать для изготовления посуды из дерева
Подавая заявление для регистрации в нем отмечаем код 16.24. Он, согласно ОКВЭД соответствует изготовлению деревянной тары. Этот код является основным для данного направления деятельности.
Какие документы нужны для открытия
Перед тем как приступить к изготовлению деревянной посуды потребуется зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Это можно сделать двумя способами:
- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- оформление документов на регистрацию юридического лица, лучше всего общества с ограниченной ответственностью.
Для каждого из названных субъектов имеется определенный перечень документов, которые необходимо предоставить в регистрационный орган. Если налаживается небольшое производство, то идеально подходит ИП.
Для ИП:
- заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- ксерокопия паспорта;
- квитанция об оплате.
Также необходимо будет открыть в банке расчетный счет и стать на учеты в государственные органы.
Какую систему налогообложения выбрать для изготовления посуды из дерева
Налоги являются неотъемлемой частью любого бизнеса. Для производства деревянной посуды выбираем упрощенную систему налогообложения. Она позволит уплачивать предпринимателю 6% от полученной прибыли. Если есть время и желание, то можно предоставить документы, подтверждающие понесенные за отчетный период расходы и в этом случаи уплатить разницу доход-расход в размере 15%.
Нужно ли разрешение для открытия
Для производства деревянной посуды, помимо получения свидетельства субъекта предпринимательской деятельности не потребуется дополнительно получать разрешения или лицензии.
Оборудование для изготовления посуды
В решении этого вопроса многое зависит от планируемых объемов выпуска. Это может быть и единичное изготовление нескольких экземпляров для собственного дома, мелкосерийный выпуск для родственников и друзей или же полноценное производство деревянной посуды, рассчитанное как бизнес-проект. В первых двух случаях можно ограничиться минимальным набором для обработки древесины, который будет состоять из рубанка, стамески, резцов, различных лобзиков и пил. Но если предполагается серийное изготовление посуды, обойтись без токарного и шлифовального станков не получится. Впрочем, производство изделий домашней утвари на продажу не всегда подразумевает необходимость использования специализированного оборудования. В России немало ремесленников, которые применяют лишь несколько плотницких инструментов, и это не мешает им создавать настоящие шедевры. В таких случаях ценится именно ручная работа, но зато о крупных объемах производства говорить не приходится.
Защита от воздействия воды
Деревянная ложка сделанная своими руками будет долго служить своему владельцу, если тот своевременно позаботится о ее защите от воздействия воды.
Как известно при регулярном намокании древесина портится! Для покрытия используют разнообразные масла, льняное, тунговое и прочие. Выбор лежит на изготовителе.
Обработка ложки маслом процесс совсем несложный, особенно если вы сделали отверстие в ее ручке. В таком случае можно подвешенную за крючок ложку полностью обработать. После высыхания нанесите еще один слой масла на ее поверхность.
Надеемся вопрос, как сделать деревянную ложку своими руками, полностью исчерпан. Как видно ничего сложного в этом процессе нет, и возможно изготовление деревянной посуды станет вашим новым хобби.
Типы
Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.
- Лжица — ложечка для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании
черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
- Межеумок — простая русская широкая ложка средней величины. Этим словом обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку „межеумок“, которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
- Бутырка — бурлацкая ложка. Название, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать. Она такая же широкая, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».
- Ложка баская, или боская — долговатая и тупоносая. Ещё есть полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
- Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
- Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и другие.
Резьба
Нередко посуду из дерева украшают. Это может быть как незатейливый рисунок, так и замысловатые узоры. Все зависит от умения и желания мастера. Если у человека мало опыта в создании орнаментов, то можно обратиться к специализированным сайтам. На них в большом объёме представлены материалы различной сложности.
Если вы знаете, что работа ограничится одним или двумя изделиями, то приобретать много разного инструмента нет смысла.Используя подручные средства, также можно украсить деревянные ложки. Фотодемонстрируют различные приспособления для профессионалов. Это ножики-косячки, плоские, угловые и полукруглые стамески, клюзары, лобзик, рашпили. Однако для выполнения простого узора будет достаточно остро заточенного ножа. Лучше, если лезвие будет коротким и широким.
На необработанную рукоятку наносится рисунок карандашом (если геометрический, то с использованием линейки) или копируется орнамент с кальки. Чаще всего резьба имеет трёхгранное углубление. Для того чтобы его выполнить, нужно по сторонам от основной линии рисунка провести две вспомогательных, обозначив ширину разреза. Сначала строго вертикально прорезается основная полоса. Затем нож приставляют к боковым отметкам и делают надрезы под углом 45 градусов. Затем процедура повторяется с противоположной стороны. Вырезанная древесина сама должна выйти из получившегося паза.
Если рисунок более витиеватый, то он выполняется такими же канавками, но менее глубокими. Основной надрез ведётся по линии разметки. Для выполнения боковых срезов не обязательно прочерчивать вспомогательные контуры. Небольшие колебания формы желобка допускаются для подчёркивания рельефа изображения.
Декорирование деревянной посуды
Роспись посуды своими руками – это не только искусство. Раньше считалось, что правильно украшенная утварь отгоняет злых духов из дому. Краски делали из тех материалов, которых было достаточно в определенной местности, поэтому и были созданы целые школы и промыслы. Кроме этого, каждый регион имеет свои символы. По рисункам можно определить, где выполнена деревянная утварь. Сегодня наряду со старыми технологиями, применяют новые, например, декупаж.
Основные стадии, которые проходит изделие:
1 | Поверхность тщательно очищается. |
2 | Изделие шкурят мелкой наждачной бумагой. Это делают только вдоль волокон. |
3 | Наносится защитное покрытие, например, морилка. Она может быть на основе воды, спирта, масла. Морилки имеют разные оттенки. Это нужно учитывать в работе. |
4 | Грунтуют изделие раствором клея ПВА и воды. |
5 | Нанесение рисунка. |
6 | Закрепление рисунка нитро-лаком. Покрытие масляным лаком. Слоев может быть несколько. Каждое новое покрытие начинают только после высыхания предыдущего слоя. |
Краски можно использовать акриловые, гуашь или темперу. В гуашь добавляют ПВА для придания ей яркости. Расписывают изделия кистями из колонка. Они должны быть мягкие и упругие. Кисти различают по номерам от 1 до 10. Чем выше цифра, тем инструмент толще. Обычно сам рисунок наносят кистями под номерами от 3 до 5.
Роза
Материалы для такой поделки понадобятся следующие: 12 ложек, щипцы или плоскогубцы, клей, зажигалка и ножницы. Создание такой поделки стоит начать с деформации ложек. Берем зажигалку и постепенно нагреваем ложку, до тех пор, пока она не начнет деформироваться, но не перегревайте пластик, так как он может просто потечь.
Для создания формы нам понадобятся заранее подготовленные плоскогубцы. Нужно придать ложкам форму лепестков, при чем каждый последующий лепесток должен быть сравнительно шире предшественника. Первую ложку нужно свернуть чуть ли не в трубочку.
Помимо всех вышеперечисленных поделок из ложек можно делать нечто подобное не только для дома, но и для сада. Можно сделать павлина из ложек или же светильник в виде ананаса, все это будет смотреться довольно необыкновенно и очень креативно.
Однако не советуется делать поделки из металлических ложек, ведь при работе с металлом нужны определенные навыки, да и это будет больше похоже на порчу столовых приборов, нежели создание чего-то особенного.
Массовое производство
В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Взор людей обращается к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.
Для изготовления посуды в больших объёмах применяют токарное оборудование, стамески, резаки, ложечные ножи, щетки со стальным ворсом и многое другое. Все это напоминает инструменты для домашнего труда, только инвентарь для работы в условиях фабрики более профессионален. Если изготовление деревянных ложекпрошло без изъянов, то изделием будет очень удобно пользоваться.
Памятные брелоки
Если у вас дома завалялись серебряные ложки или вилки с выгравированными надписями, их всегда можно превратить в брелок для ключей, который можно носить с собой. Сделать это крайне просто: достаточно отрезать нижнюю часть от выбранной ложки или вилки, просверлить в ней небольшое отверстие, продеть в него соединительное колечко и прицепить к последнему более широкое и крепкое кольцо, куда впоследствии будут цепляться ключи.
Согласитесь, вся вышеописанная бижутерия выглядит действительно красиво. А некоторые ее примеры и вовсе кажутся завораживающими. Поэтому если у вас дома имеются старые и уже давно никому не нужные ложки или вилки, задумайтесь над тем, чтобы дать им второй шанс на использование. Пусть даже в виде браслета или памятного кольца. Как вам такая идея?
Из какого дерева делают посуду?
В современной жизни роль древесины потеснили в сторону другие материалы, они в значительной степени заняли ниши строительства и мебельной индустрии, посуду для кухни потеснили значительно сильнее. Хотя для ее изготовления не требуются высочайшие характеристики качества, тем не менее, мягкие сорта деревьев применять не рекомендуют.
Немаловажным фактором остается лечебное свойство древесины, у каждого сорта они своеобразны:
- Яблоня – женское дерево, считается, что оно помогает девушкам в поисках суженого;
- Олива — посуда из оливкового дерева способствует новым начинанием и избавляет от головных болей и мигрени;
- Орех – восстанавливает утраченные силы и помогает обрести верных друзей;
- Липа – помогает восстановить энергетическую оболочку, людям страдающими болезнями желудка рекомендовано есть из липовой посуды;
- Дуб – мужское дерево, характеризует силу мужского начала, посуда из дуба помогает в лечении заболеваний печени и мочеполовой системы. Состояние зубов так же улучшится, если кушать дубовой ложкой;
- Береза – эта древесина хороша при изготовлении посуды для женщин, она помогает бороться с бесплодием;
- Абрикос – посуда из этого дерева спасет от энергетических потерь и поможет избежать предательства.
Изготовление
Сделать деревянные ложкиможно самостоятельно. Для этого потребует небольшой набор основных инструментов и материал. Перед началом работы нужно подготовить следующие предметы:
- Топор.
- Ручная древесная пила.
- Напильник для дерева.
- Закруглённая стамеска.
- Рашпиль.
- Наждачная бумага разных калибров.
- Карандаш.
- Сухая древесина.
Выбирая материал, лучше остановиться на таких породах, как липа, осина, ольха, берёза. Они хорошо и легко обрабатываются и не ворсятся при использовании. Для сравнения: деревянная ложка,своими рукамивыполненная из дуба, пустит трещину, а ясеневая выпустит ворсинки. Хвойные породы не применяют для изготовления предметов, соприкасающихся с пищей, потому что из-за смол блюда будут приобретать привкус горечи.
Сюжет и орнамент
Хохлома
Хохломская ложка
В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.
Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.
Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.
Центры изготовления
Ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы
Деревянные ложки в России в XIX веке изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук в год, преимущественно в Нижегородской, Костромской и Вятской губерниях. Две трети ложкарей занимались своим промыслом от Покрова до Пасхи (150 дней).
Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.
Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёнов, который тогда был маленьким селом в Нижегородской области.
На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но популярными они стали, благодаря уникальной
Ложкари в Семеновском уезде
технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.
Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали».
Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы.
Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.
Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.
Северодвинская деревянная ложка вырезалась для себя, а не на продажу. Поэтому она грубее и проще новгородской. Такая ложка вырубается топором, и ножом доводится в самую последнюю очередь.
+ ложки как музыкальный инструмент
https://foto-history.livejournal.com/6976171.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F
Фото на превью: Образцы ложек в Семеновском музее, https://foto-history.livejournal.com/6976171.html
Декоративная композиция из ложек
Создание декоративных композиций для интерьера – волшебное занятие, ведь это можно сделать из простых предметов, например, деревянных ложек для еды.
- Подобрав большое количество ложек из дерева разных размеров, но примерно одной формы можно поставить их в металлическую или стеклянную банку, получится своеобразный «букет».
- Из разных по форме и размеру кухонных деревянных приборов создают креативное панно. Для него подойдут вышедшие из обихода ложки и лопатки. Такое панно будет и оригинальным декором, и функциональной подставкой-держателем для деревянных изделий.
- Нестандартный подход к применению ложек – смастерить из них абажур для люстры. Такой предмет интерьера точно не останется незамеченным.
Ложки хохлома.
Пошаговая инструкция
Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.
Следующий шаг — шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.
Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложкиможно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.
Декорирование деревянной посуды
Роспись посуды своими руками – это не только искусство. Раньше считалось, что правильно украшенная утварь отгоняет злых духов из дому. Краски делали из тех материалов, которых было достаточно в определенной местности, поэтому и были созданы целые школы и промыслы. Кроме этого, каждый регион имеет свои символы. По рисункам можно определить, где выполнена деревянная утварь. Сегодня наряду со старыми технологиями, применяют новые, например, декупаж.
Основные стадии, которые проходит изделие:
1 | Поверхность тщательно очищается. |
2 | Изделие шкурят мелкой наждачной бумагой. Это делают только вдоль волокон. |
3 | Наносится защитное покрытие, например, морилка. Она может быть на основе воды, спирта, масла. Морилки имеют разные оттенки. Это нужно учитывать в работе. |
4 | Грунтуют изделие раствором клея ПВА и воды. |
5 | Нанесение рисунка. |
6 | Закрепление рисунка нитро-лаком. Покрытие масляным лаком. Слоев может быть несколько. Каждое новое покрытие начинают только после высыхания предыдущего слоя. |
Краски можно использовать акриловые, гуашь или темперу. В гуашь добавляют ПВА для придания ей яркости. Расписывают изделия кистями из колонка. Они должны быть мягкие и упругие. Кисти различают по номерам от 1 до 10. Чем выше цифра, тем инструмент толще. Обычно сам рисунок наносят кистями под номерами от 3 до 5.
Узорчатые браслеты
Одними из наиболее часто встречаемых и простых в исполнении являются браслеты из вилок и ложек. Чтобы их сделать, достаточно отрезать ручку от ложки или вилки и согнуть ее дугой нужного диаметра. Затем просверлить с двух концов небольшие отверстия, после чего скрепить их между собой с помощью обыкновенного соединительного колечка.
Если длины ложки или вилки оказалось недостаточно – это не проблема. Пустое место можно запросто скрыть с помощью нескольких сантиметров цепочки или бусин, нанизанных на прочную нить или леску.
При желании основу вилки можно не отрезать вовсе. Если рука худенькая, всей длины вилки полностью хватит для того, чтобы сформировать собой полноценный браслет, смыкающимся плотным кольцом вокруг запястья:
Также при желании можно работать и с чайными ложками из серебра либо мельхиора. Если они имеют красивую тонкую ручку с цветами на основе, ее можно использовать для изготовления симпатичного браслета с перламутровыми бусинами:
Если же согнуть столовое серебро в виде дуги с крючком на одного конце, его вполне можно скомбинировать с кожаной петлей, заключенной в металлические держатели:
Примерно вот так выглядит процесс профессионального изготовления браслета в мастерской с помощью специального оборудования:
Особенности маркетинга в нише деревянной посуды
Обычно деревянную посуду продают в магазинах сувениров, на рынках и ярмарках. Более современный способ – это создать интернет магазин. Для рекламы изделий специалисты советуют использовать не только свойства практичности и безопасности.
Заинтересовать покупателей можно интересными фактами о том, что каждая пища в посуде из разного дерева приобретает определенные вкусовые качества. Так, квашеную капусту лучше готовить в бочонке их хвойных пород, картофель и другие овощи вкуснее кушать из миски из лиственных пород, а грибы приобретут особенный вкус, хранясь в миске из можжевельника, осины или лиственницы.
Подбор материала для изготовления ложек
Для приготовления приманок подойдет любая ложка, будь то столовая, чайная или ее десертный вариант. Размер предлагает только дополнительные возможности при создании товаров для ловли разных видов рыб. Например, из ложки выйдет идеальный размер для щуки и сома, а десерт отлично подойдет для ловли окуня и судака.
К материалу детали особых требований нет. Для этой работы вполне подходят изделия из нержавеющей стали, алюминиевых сплавов и версии из чистой стали с различными напылениями на их основе. Единственное отличие может заключаться в необходимости дополнительной отгрузки изделий из легких сплавов. Эта проблема легко решается возможностью пропайки полости для столовых приборов небольшой массой свинца или приклепыванием дополнительного материала.
Защитное покрытие
Недостаточная стойкость к химическим и температурным воздействиям является слабым местом дерева и фактором, из-за которого его крайне редко используют крупные производители кухонных принадлежностей. По этой причине деревянная посуда сразу после изготовления должна обрабатываться и покрываться защитными слоями. Кроме непосредственного придания прочности и создания стойкого покрытия, специальные составы обеспечивают изделию и антисептические свойства. Это могут быть лаки, масла, пропитки, жиры и специализированные препараты
Но важно учесть, что большинство фирменных средств обеспечения защиты древесины химически вредны, поэтому для посуды их использовать не рекомендуется. Одним из самых доступных и безвредных вариантов такой обработки является льняное масло
Заготовку необходимо погрузить в кипящую жидкость и спустя 1-2 минуты вынуть, оставив до полного высыхания.
Процесс
Наконец мы добрались до самого процесса изготовления простой деревянной ложки, которую очень удобно использовать для сахара, соли, кофе и прочих специй.
Не будем сразу пытаться делать большую ложку, давайте начнём с маленькой, длиной 15-17 см. Для этого нам потребуется брусочек соответствующей длины и диаметром 4-5 см. Отпиливаем его и снимаем кору с помощью ножа.
Теперь необходимо сделать одну из сторон брёвнышка плоской. Для этого состругиваем ножом лишнее дерево где-то на ⅓ по всей длине.
Придаём округлую форму одному из концов брёвнышка (там, где будет черпало). Пока довольно грубо, но максимально симметрично.
Настало время взять ложкорез и аккуратными круговыми движениями начать делать углубление. Пока не на всю глубину, но и не совсем поверхностно. Углубление я обычно делаю за несколько заходов, чередуя с обработкой других частей изделия.
Добившись результата примерно как на фото, можно перейти приданию заготовке окончательного вида путём постепенного обстругивания ножом.
Теперь это уже совсем похоже на ложку. Можно приступать к держалу (рукояти) и по желанию сделать декоративное навершие.
Сейчас это уже не что-то похожее, а самая настоящая ложка, которую можно брать и использовать. Но какая-то она вся грубая и топорная. Перекусить в походных условиях сгодится, а вот дарить такую как-то не очень. Для придания ложке привлекательного вида мы будем использовать наждачную бумагу (шкурку). Желательно иметь в арсенале шкурку разной зернистости и начинать обработку самой крупной и окончательно доводить мелкой. После 10 минут обработки ложка приобретает вполне лицеприятный вид и такую уже не стыдно подарить.
Небольшая деревянная ложка обычно не требует особых условий для сушки и нормально высыхает даже при довольно низкой влажности в городской квартире. Не стоит специально помещать свежевырезанную ложку в очень сухое место, это ускорит её высыхание и сможет вызвать трещины. При изготовлении большой ложки риск появления трещин возрастает, поэтому я рекомендую сразу после работы обернуть изделие сухой хлопчатобумажной тканью и убрать в полиэтиленовый пакет. Раз в сутки менять ткань на сухую и повторять это в течение нескольких дней. Чем массивнее изделие, тем оно требовательнее к условиям сушки. Так, например, при изготовлении деревянной кружки (куксы) большого размера, сушка таким способом может длиться от трёх недель, но полутора месяцев!
На этом можно остановиться, но если вы планируете использовать ложку для жидких продуктов, то лучше всего пропитать её льняным маслом. Пропитку делаем после полного высыхания. Можно использовать и обычное растительное масло, но оно прогоркает и запах от ложки будет не очень приятным. Если ложка небольшая, то будет достаточно несколько раз обмазать её разогретым маслом с помощью кисточки. Если изделие довольно большого размера или же есть желание сделать пропитку более основательной, то можно подержать ложку в масле на водяной бане в тчение 20-30 мин. Возможно, я расскажу об этом подробнее в другой заметке.
На этом я закончу. Желаю удачи в изготовлении вашей первой деревянной ложки!
Чем покрыть деревянную ложку для еды?
Финальным штрихом создания деревянной ложки является ее обработка отделочным составом. И здесь, как правило, возникает много вопросов. Если вы вырезаете декоративную ложку, то все просто: ее можно покрасить краской, нанести любое лаковое покрытие или обработать воском. С изделиями, которые планируется использовать по прямому назначению, все сложнее
Выбирая состав для пропитки, важно чтобы он был практичным и безопасным
В русской традиции для обработки деревянных ложек использовали и продолжают использовать . Такая пропитка экологична, обладает антибактериальными свойствами, подчеркивает текстуру дерева, проста в нанесении. Но ее придется периодически обновлять. При этом, используя в качестве отделки сырое льняное масло, со временем оно может начать передавать пище неприятный прогорклый запах.
Более практичным решением является использования специальных минеральных масел для отделки деревянной посуды. Такая пропитка наделяет поверхность водоотталкивающими свойствами, при этом не образует пленки – поры остаются открытыми и древесина продолжает дышать. Минеральные масла не влияют на вкус пищи и более стойкие.
О практичности и пищевой безопасности отделочных составов мы подробно говорили в нашем .