Ткацкие и прядильные ручные станки и орудия

Содержание

Станки рамочного типа

Если вы освоили картонное приспособление и готовы к большему, стоит заняться изготовлением ткацкого станка в виде рамки.

Делается он просто. Из деревянных планок сбивается прямоугольник или квадрат нужного вам размера. Далее в него равномерно вбиваются сверху и снизу гвозди. Они, будут служить крепежами для нитей.

Перед началом работы между верхними и нижними рядами гвоздей натягивается основа. Далее между этими нитками пропускаются уточные нити.

Если рамка очень большая, стоит сделать для нее небольшой челнок из куска оставшейся планки. Для этого его необходимо хорошо обработать наждачной бумагой, придать тонкую обтекаемую форму и сделать желобки по краям, чтобы удобно было накручивать на него нить.

Если размеры рамки скромные, можно применять большую цыганскую иглу.

Обратите внимание, для этого вида ручного ткацкого станка уже необходимо бердо, дабы полотно получалось плотным. Этот гребень можно сделать из такой же деревянной планки, прорезав в ней отверстия, соответствующие расположению ниток на гвоздях

Если вы планируете шить одежду из вытканного полотна, можно сделать рамки по форме лекал будущих деталей. Таким образом, вам не придется при крое тратить лишний материал, на создание которого вы потратили столько усилий.

Шаг 3: задние ножки

Наиболее удобное расположение ткацкого станка во время плетения — когда передняя часть рамы опирается на колени сидящего человека, а задние ножки помещаются на столе. Чтобы при хранении станок не занимал много места, предусмотрел такое крепление, при котором задние ноги складывались вдоль рамки.

Для этого использовал длинный винт и гайку (барашек), чтобы прикрепить ноги к раме. Вначале просверлил отверстия на длинных сторонах рамы, затем такие же отверстия просверлил на двух ногах, после вставил винт через раму и стянул всю конструкцию поворотных ножек гайкой.

Теперь при использовании станка достаточно ослабить крепление, повернуть ножки и снова зафиксировать их барашком.

Предшественники

Как уже говорилось, «умный станок» придумал не Жаккар — он лишь доработал изобретения своих предшественников. В 1725 году, за четверть века до рождения Жозефа Жаккара, первое подобное устройство создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.

Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей. Станок Фалькона оказался успешнее предыдущего, и хотя он не получил широкого распространения, в течение жизни мастер успел продать около 40 экземпляров.

Третьим, кто взялся доводить ткацкий станок до ума, был изобретатель Жак де Вокансон, который в 1741 году был назначен инспектором шелкоткацких мануфактур. Вокансон работал над своей машиной много лет, однако его изобретение не имело успеха: слишком сложное и дорогое в изготовлении устройство по‑прежнему могло управлять относительно небольшим числом нитей, и ткань с незамысловатым узором не окупала стоимости оборудования.


1841. Ткацкая мастерская Каркилля. Тканый рисунок (сделан в 1844 году) изображает сцену, произошедшую 24 августа 1841 года. Месье Каркилля, владелец мастерской, дарит герцогу д’Омалю полотно с портретом Жозефа Мари Жаккара, вытканное таким же образом в 1839 году. Тонкость работы невероятна: детали мельче, чем на гравюрах.

Историческая справка

Точной информации, когда появился первый ткацкий станок, нет. Однозначно то, что его начали использовать в старину. Первые устройства имели очень простую конструкцию, включающую в себя вертикальную или горизонтальную раму. А процесс заключался в следующем:

  • Сначала на раму натягивалась основа;
  • На основу накладывались поперечные нити, с помощью которых выкладывались рисунки, орнаменты или узоры;
  • Все нити стягивались, чтобы ткань получалась прочнее.

Труд был кропотливым, требующим больших физических вложений. Но хорошие материалы всегда высоко оценивались. Даже в современности ручная работа оплачивается намного выше, чем машинная. Следует отметить, что в некоторых домах вплоть до сегодняшнего дня сохранились рабочие модели старинных станков.

Если рассматривать относительно современные инструменты для производства тканей, то первое появилось в 1875 году. Большого ажиотажа среди потребителей такой патент не создал, поскольку автоматизация человеческого труда была минимальной, и при работе на таком оборудовании все равно требовалась физическая сила. Со временем появились механизированные модели, различающиеся по типам тканей, размерам, производственному процессу и так далее.

Маленький самодельный ткацкий станок

Самодельный ткацкий станок не обязательно должен иметь большие размеры. Это может быть маленький вариант, а также детский вариант для обучения детей или игры.

Популярное: Бытовой деревообрабатывающий станок – для чего нужен, как правильно его выбрать

Мини ткацкий станок пригодится, если нет больших объемов работ. Для начала необходимо взять малый кусок картона. Из него делается вилка, распределяющая нити. Кроме того, можно использовать лист ДСП небольшого размера.

В фанере отверстия производятся при помощи шила. А для листа ДСП необходимо делать отверстия по краям листа. Рама для мини станка предварительно изготавливается из пластиковых труб.

На картонку наносится разметка. Карандашом отмечается с шагом в 5-10 мм на противоположных сторонах листа. Провести линии, которые проводятся параллельно неразмеченным сторонам.

Работает данный ткацкий станок, основываясь на введении нитей, а затем их плетении. Пряжа засовывается в разрез, другой ее конец располагается на обратной стороне. Продевается в виде змейки. Процесс должен идти плавно, чтобы не сгибался картон.

Процесс плетения

При помощи такого оборудования можно самому соткать небольшую салфетку, а также обучить ребенка тяжелому ремеслу ткачества. Раньше это умели делать абсолютно все женщины.

Рисунок ткани получается при помощи чередования нитей различных цветов. Полотна, произведённые на ткацких станках, являются настоящими произведениями искусства.

Процесс плетения на мини ткацком станке выглядит следующим образом: После распределения нитей основ начинаем плетение. Это можно делать с любой стороны. Под первую нить основы продеваем пряжу и закрепляем ее в разрезе.

Остальную часть продеваем в виде змейки через нити основы. В конце оборачиваем нить так, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующий ряд должен быть сплетен так, чтобы нить в тех местах, где была сверху, в другом ряду была снизу.

Так продолжаем чередовать до конца. После окончания работы нужно загнуть разрезы на картоне и бережно снять петли. Затем их разрезаем и связываем узелки.


самодельный ткацкий станок

Краткая история

Судя по древнеегипетским изображениям, уже в те времена человечество изобрело некое подобие ручного ткацкого станка. У большинства народов его конструкция была похожей. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рисунки и археологические находки.

Как правило, ткали из нитей растительного (лен, шелк, конопля, хлопок) и животного происхождения (пряжа из шерсти). Естественно, такие ткани были не очень прочными и долговечными. Чтобы обеспечить семью одеждой, приходилось ткать каждый год. В связи с этим, практически у каждой крестьянской семьи был домашний ткацкий станок.

Хотя ткачеством занимались в каждой семье, существовали мастера, которые специализировались на производстве особых тканей или ковров (гобеленов). Долгие века эта профессия, была весьма прибыльной и престижной.

Все изменилось с появлением механического ткацкого станка, Теперь можно было производить большое количество тканей с минимальными затратами времени и труда. Постепенно ими стали оснащать фабрики, которые производили более дешевое полотно, чем ткачи. В скором времени последние были вытеснены с рынка. К началу XX века профессия ткача теряет былой престиж. Теперь изготовлением домашнего полотна занимались только для собственных нужд.

Как правило, для этого использовались станки, доставшиеся в наследство от бабушек. Или же приходилось делать их самим.

Информация о том, как сделать ткацкий станок, бралась в те времена из двух источников. Это было либо пособие И. Левинского, изданное в далеком 1911 г. Книга называлась «Улучшенный ручной ткацкий станок». В ней были довольно внятные иллюстрации, с помощью которых не сложно было собраться необходимое приспособление.

Второй настольной книгой было пособие В. Добровольского «Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани», изданное в 1924 г.

Оба издания и сегодня можно найти в библиотеках.

К началу 80-х уровень жизни крестьянства стал повышаться. Это позволило многим из них отказаться от ткачества, покупая в магазинах уже готовые полотна. Теперь ткацкие станки снова пылились в кладовках и на чердаках. Сохранились они только у фанатов этого промысла. Примечательно, что сегодня большинству из них далеко за 70 лет.

Начиная с 2000-х (когда прилавки магазинов заполнились различным фабричным текстилем), снова возрос интерес к изготовлению полотна вручную.

Как выбрать ткацкий станок?

На какие критерии стоит обратить внимание при покупке:

  1. Настольный ткацкий станок или напольный. Первый вариант имеет меньший вес и размеры по сравнению со вторым. Благодаря своей компактности он занимает меньше места, его удобнее транспортировать. Работать проще с напольным типом устройства. Используя такой станок для ткачества, можно применять разные аксессуары для этого занятия.
  2. Если планируете создавать ковры, гобелены, лучше остановиться на вертикальной модели устройства. Для изготовления обычных материалов подойдет ткацкий горизонтальный станок.
  3. Для удобства работы следует выбирать автоматическое приспособление, потому что в механическом варианте придется вручную периодически заряжать шпульку в челнок.
  4. Плотность берда. Она измеряется количеством нитей на 10 см основы ткани. Чем их больше, тем тоньше волокно можно использовать для ткачества. Например, бердо плотностью 20/10 применяется для обработки толстых шерстяных нитей, а 40/10 – для тонких волокон. Универсальной считается плотность 30/10 – с его использованием можно ткать материалы из нитей средней толщины и толстые нити.
  5. Ширина станка. Она подбирается в зависимости от ширины производимых полотен. Оптимальный показатель – 50-70 см, но если устройство приобретается для ребенка, ему удобнее будет работать с приспособлением шириной 20-40 см.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).

История славянского тканого коврика

У славян изготовление напольных ковриков, дорожек, покрывал относилось к «низовым» техникам. Первоначально этим ремеслом занимались лишь на потребу простых людей. Изделия эти не предполагали высокого уровня мастерства, как того требуют плетение кружев, ткачество тонких тканей. И приспособления для их изготовления применялись самые примитивные.

Да и ткали чаще всего напольные дорожки из старых матерчатых вещей, которые отслужили свой срок. В качестве основы использовали крепкие прочные нити, а вот поперечными были полоски тканей. Домотканые дорожки у славян были популярными в 19-м веке.

Иногда использовали для ткачества ковриков отходы льна, солому. Такие изделия клали обычно у самого входа в избы. Для изготовления и тех и других чаще всего использовали ткацкий деревенский станок, сколоченный из дерева.

Схема работы довольна проста. Между натянутыми нитями основы способом переплетения протягиваются поперечные нити. Периодически их требуется уплотнять специальными бердами, напоминающими расчёски. Ими сбивались поперечные ряды в сплошное полотно.

Самодельный ткацкий станок

Конструкция самодельного ткацкого станка приведена на рис. 1.

Рис. 1. Конструкция самодельного ткацкого станка:
1 — «левая» рейка рамы; 2 — уток; 3 — челнок; 4 — вертикальная рамка; 5 — «правая» рейка рамы; 6 — резиновый жгут; 7 — передвижная рейка; 8 — нити основы.

Расположенная горизонтально большая рама просто сбита из подходящих плоских реек. Причем продольные рейки прибиты торцами к поперечным рейкам. Внутренние размеры этой рамы 26×130 см, так что упомянутые выше шарф и дорожка на пол в ней уместятся. Внутрь этой рамы вертикально вставлена рамка поменьше, которую можно легко поднимать и опускать относительно большой рамы. Эта передвижная рамка предназначена для поднятия вверх и опускания вниз нечетных нитей основы. Напомним, что основа — это расположенные параллельно друг другу нити, идущие вдоль ткани.

Рис. 2. Конструкция вертикальной рамки ткацкого станка:
H — нечетные нити основы; Р — четные нити основы.

Устройство передвижной рамки ткацкого станка понятно из рис. 2. Как и большую раму, эту рамку сбивают или склеивают из прочных реек. В верхнюю планку вбивают мелкие гвоздики, на каждый из которых нацепляют вдвое сложенную гладкую нить (или тонкий шнурок). Свешивающиеся концы каждой нити перевязывают два раза (см. рис. 2), чтобы сделать петельку («окошечко»). Нижние концы этих нитей (или шнурков) либо обвязывают вокруг нижней рейки, либо прикрепляют к гвоздикам, вбитым в нее (последний способ крепления нитей на нижней рейке и приведен на рис. 2).

А теперь вернемся к нашей горизонтальной раме. В ее переднюю (левую на рис. 1,а) рейку забиваем гвоздики, которые необходимы для закрепления нитей основы. Пряжу (нити) разрезаем на куски так, чтобы длина одной нити была равна двойному расстоянию между поперечными рейками рамы (плюс небольшой припуск для крепления нити). Каждую такую пару нитей навешиваем на «свой» гвоздик «левой» рейки. Далее вставляем в горизонтальную раму вертикальную рамку и приступаем к прокладыванию нитей основы

Обратим ваше внимание, что все четные нити (2-я, 4-я, 6-я и так далее) протягиваем непосредственно от «левой» рейки рамы между нитями вертикальной рамки, а концы этих четных нитей закрепляем с помощью гвоздиков на «правой» рейке горизонтальной рамы. Постарайтесь правильно проложить четные нити основы, так как от этого будет зависеть качество изготовляемого полотна

На рис. 2 положение четных нитей основы в вертикальной рамке обозначены буквой р. Все нечетные нити (1-я, 3-я, 5-я и так далее), идущие от «левой» рейки рамы, направляют через петельки («окошечки»), образованные в нитях вертикальной рамки, концы же нечетных нитей основы фиксируют не на правой рейке рамы, как концы четных нитей, а крепят к специальной передвижной рейке (см. рис. 2). Добавим еще, что передвижная рейка прикреплена к концам «правой» рамы упругим резиновым жгутом.

Рис. 3. Челнок.

Поперечную нить «уток» наматывают на челнок, который (рис. 3) обычно выпиливают лобзиком из тонкой фанеры или дощечки. Размеры челнока произвольные, зависят они только от толщины нити.

Натянув нити основы, приступаем к работе над изделием. Перемещая вверх вертикальную рамку, поднимаем все нечетные нити основы, после чего протягиваем с помощью челнока нить «утка» между четными и нечетными нитями основы (см. рис. 1). Затем опускаем вертикальную рамку, вследствие чего нечетные нити оказываются ниже четных, и снова протягиваем между ними челнок с нитью «утка». Чтобы нить «утка» ложилась в полотне ровно и прочно, «прибиваем» ряды «утка» друг к другу обычным гребнем. Понятно, что работать на таком станке можно, установив его между столами, что даст возможность свободно передвигать вверх и вниз вертикальную рамку. А лучше установить горизонтальную раму на прочные ножки. Тогда наш ткацкий станок можно поставить прямо на стол (рис. 4). Мы не касаемся здесь художественной стороны процесса ткачества. Скажем лишь, что чередуя нити различных цветов, удается получить изделие с рисунком «в клетку» или «в полоску».

Рис. 4. Ткацкий станок на ножках.

И еще. В конце работы, прежде чем обрезать концы нитей (или снять их с гвоздиков), необходимо обметать края (торцевые стороны) шарфа или дорожки нитью соответствующего цвета.

А. Шамраев, «Маленький самодельный ткацкий станок».

Поделитесь этой страницей в соц. сетях:

История ткацкого производства

Ткацкое дело в России как полноценный технологический процесс изготовления текстильных материалов следует рассматривать начиная с периода правления Петра I, когда армия нуждалась в новом обмундировании. Качественное изготовление древнерусской суконной ткани возможно было только при организации работы ткацких фабрик, чему и было положено начало в 1706 году, когда открылось первое полотняное производство. Далее был освоен процесс по запуску суконных, шелковых и полотняных мануфактур, продукция которых не ограничивалась только лишь швейными изделиями и материями. Уже к середине XVIII века отечественная промышленность могла обеспечивать внутренний рынок не только простейшими тканями, но и особыми художественными полотнами церковного назначения, а также специальной обивкой для мебели.

В то же время до начала XX века история ткацкого производства в России была тесно связана с промышленностью более развитых европейских государств, как и многих других отраслей. Резкое снижение зависимости от иностранного опыта и технологий произошло в первой половине XX века на фоне интенсивной механизации текстильных предприятий, что положительно отразилось и на качестве продукции, и на уровне производительности. К слову, в 1928 году было зафиксировано, что советская текстильная отрасль использует порядка 4 000 современных на тот момент ткацких станков с высокой степенью механизации.

Вместе с этим активно шел процесс укрупнения комбинатов с шерстяными цехами, вводились бесчелночные станки, и в целом реконструировалась организационная структура производств. В дальнейшем ставились задачи наращивания мощностей с повышением объемов производства в рамках установленного планового принципа. Однако идея модернизации уже не стояла в списке приоритетов, что отражалось и на качестве новой продукции. Долгое время до 1990-х годов эксплуатировался один и тот же технический фонд без обновления, что привело к необходимости удовлетворения потребностей внутреннего рынка за счет более привлекательной по потребительским качествам импортной продукции.

Как использовать ткацкий станок

Использование ткацкого станка для создания баннеров

При открытии меню ткацкого станка можно Поначалу может показаться немного пугающим из-за сложности по сравнению с другими блоками для крафта. Рассмотрение одного раздела за раз может помочь игрокам понять, как использовать их для создания баннеров.

Слева расположены 3 слота для компонентов; 1 для пустого баннера (вверху слева), 1 для любого вида красителя (вверху справа) и 1 для дополнительного шаблона баннера (внизу).

Далее находятся кнопки, позволяющие выбрать какой узор они хотят создать на своем баннере, если у него нет узора в нижней части слотов для компонентов.

Игроки должны учитывать, что при извлечении готового баннера из ткацкого станка только пустой баннер и краска будут израсходованы, а любые дополнительные шаблоны баннеров останутся неиспользованными.

Использование ткацкого станка для найма пастыря

Если безработный сельский житель взаимодействует с ткацким станком, он становится пастырем, и игроки могут обменивать его на изумруды, а также предметы и блоки, относящиеся к ткацким станкам.

Обмен для новичков

  • Дайте 18 блоков шерсти (любого цвета) за 1 изумруд
  • Дайте 2 изумруда за 1 прозрачность

Обмен учеников

  • Дайте 12 красителей (белый, черный, серый, лаймовый или голубой) за 1 изумруд
  • Дайте 1 изумруд за 1 блок шерсти (любого цвета).
  • Дайте 1 изумруд за 1 ковер (любого цвета)

Торговля подмастерьем

  • Дайте 12 красителей (светло-серый, красный, розовый, оранжевый или желтый) за 1 изумруд.
  • Дайте 3 изумруда за 1 кровать (любого цвета)

Экспертные сделки

  • Дайте 12 красителей (зеленый, фиолетовый, пурпурный, голубой, коричневый или синий) за 1 изумруд
  • Дайте 3 изумруда за 1 пустое знамя (любого цвета)

Основные сделки

Дайте 2 Eme рады для 3-х картин

Телеграф

В 1800 году итальянскому физику Алессандро Вольту удалось создать батарею, которая накапливала электрический ток и позволяла использовать его в контролируемой среде. Двадцать лет спустя датский физик Ганс Кристиан Эрстед продемонстрировал связь между электричеством и магнетизмом. Эти два открытия привели к появлению в 1837 году британской команды Уильяма Фотергилла Кука и Чарльза Уитстона, создавшей телеграф Уитстона. Тем не менее, около 1836 года американец Сэмюэл Морс с помощью Леонарда Гейла и Альфреда Вейла изобрел однопроводный телеграф, который был намного эффективнее и проще в использовании. Машина работала путем передачи электрических сигналов по проводам, проложенным между станциями. В дополнение к помощи в изобретении телеграфа, Сэмюэль Морс разработал знаменитую азбуку Морзе, которая присваивала множество точек и тире каждой букве английского алфавита и позволяла просто передавать сложные сообщения по телеграфным линиям. В 1844 году в США была открыта первая телеграфная служба между Балтимором и Вашингтоном, а в 1847 году Сэмюэл Морс получил патент на свой телеграф. Телеграф изменил лицо связи и заложил основу для будущих инноваций телефона, факса и в сети Интернета.


Печатный электрический телеграфный приемник с ключом передатчика внизу справа

Производство

Сегодня производством ткацких станков занимаются многие предприятия. Но выше остальных ценится продукция небольших фабрик, которые изготавливают устройства для ручного труда. Характеристики всех моделей совершенствуются с каждым годом, но основная концепция остается неизменной — каждый прибор ориентирован на непосредственное участие человека. Только таким способом можно создать уникальные ткани, способные удовлетворить требования самых капризных эстетов и любителей эксклюзива.

Помочь с ремонтом, настройкой или техническим обслуживанием смогут профессионалы из частной ассоциации «Иголка». Наш режим работы: с 8:00 до 23:00 каждый день. Мастера выезжают к клиентам для диагностики и последующей починки. В процессе работы используются запчасти с собственного склада. Специалист может отправиться к вам в день обращения. Заявки принимаются по телефону:8, или онлайн. Комментарии

Ткацкий станок — устройство и принцип работы

Станок СТБ работает по принципу прокладки нитей посредством специального металлического прокладчика. Подача уточной пряжи в устройство СТБ может достигать 2-4 кг. Это позволяет ткацкому агрегату продолжительное время работать без остановок. На станках СТБ установлен зевообразовательный механизм. Он может быть:

  • кулачковым;
  • кареточным;
  • жаккардовым.

Использование кулачкового механизма актуально при производстве тканей с несложными переплетениями, дополнительно он оснащается съемными кулачками с различными профилями. Благодаря разнообразию кулачков и возможности применения десяти разных ремизок, станок СТБ может производить большое количество тканей с различными рисунками плетения.

Эта деталь также существенно облегчает процесс перехода от рисунка к рисунку и перезаправку устройства нитями. Наиболее полноценно можно реализовать возможности СТБ-агрегата в том случае, если он оборудован жаккардовой машиной. Ткацкий станок своими руками, как технологичное устройство, позволяет производить полотно с крупноузорчатой текстурой.

Ручной ткацкий станок

Если на станке СТБ установить многоцветный уточный прибор, то в зев можно вводить не только цветные нити, но и нити с различным волокнистым составом и степенью плотности. Станки СТБ могут быть двух видов: узкие и широкие. Узкие устройства имеют ширину заправки в 220 см, а широкие – более 250 см.

В том случае, если станок СТБ вырабатывает полотна с нескольких отдельных навоев, его регулятор оснащается дополнительным дифференциальным механизмом. Устройство станка СТБ позволяет выполнять несколько циклических операций, которые связаны друг с другом. Это:

  • зевообразование;
  • введение утка в зев;
  • прибой утка к опушке ткани;
  • отпуск основания к зоне создания ткани;
  • отведение готовой ткани из зоны создания.

Основными рабочими механизмами станка СТБ являются:

  • зевообразовательные;
  • механизмы введения утка в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани;
  • устройства отвода и перемещения готового полотна;
  • механизмы, отпуска ткани с навоя.

При производстве тканей основа станка и полотно, двигаясь в продольной плоскости, проходят через несколько направляющих органов.

Устройство ткацкого станка

В большинстве модификаций это скало, ценовые прутья, шпарутки и грудницы.

Для того чтобы передавать движение этим механизмам устройство оснащается приводом а также механизмом пуска и остановки. В процессе работы от привода движение передается к центральному валу. От главного вала движение распространяется на все остальные подвижные части.

Для того чтобы избежать брака в производимой ткани, большей безопасности работы и облегчения труда оператора устройство оснащается предохранительными, контрольными и автоматизирующими механизмами. Все эти детали крепятся к основе, которая состоит из рам и ниточных связей.

к меню

Самое простое приспособление для ткачества

Проще всего сделать рамку, на которой легко можно изготовить гобелен небольшого формата. По сути, это простейший ткацкий станок, где основную работу выполняет сам мастер. Можно назвать рамку пяльцами, на которых удобно работать мастеру, так как это приспособление можно переносить и устанавливать в любом удобном месте.

Достаточно просто расположить две рейки параллельно друг другу, на которые набить гвозди. На них натягивают нити основы. Уто́к – поперечные нити – протягиваются вручную при помощи челнока.

Можно использовать простое, обычное плетение. Тогда полотно получается одноцветным. Для этого челнок протаскивают сначала под чётными нитями основы, затем под нечётными. Поменяв цвет утка, можно выполнять поперечные полосы на изделии.

Для выполнения орнамента, требуется более сложное плетение. Тогда челнок пропускается под нитями основы уже не в шахматном порядке, а в зависимости от того, какой узор мастер решил использовать.

Если распечатку рисунка подложить под натянутые нити основы и использовать несколько разных цветов, то вполне реально выполнить настоящую картину. Эти изделия носят название гобеленов и требуют от изготовителя терпения, времени, мастерства.

Круглый станок для половиков

Многим людям нравятся не прямоугольные, а круглые коврики для пола. Чтобы выткать их, нужно использовать станок круглой формы.

Сделать его можно, например, из обычного пластикового обруча. Следите только, чтобы он не был изогнутым, так как это повлияет на качество готового изделия.

Сначала делается разметка краев по всему кругу. Далее можно высверлить дырки на месте меток или вбить гвозди. Некоторые просто привязывают нити к самому ободу. Однако при такой методике готовый коврик получиться не очень качественным, так как плохо закрепленные нити могут провисать или съезжать.

Если вы не поленились и сделали нормальные крепежи для основы, можно начинать работу. Для этого радиально протягиваются основные нити. Станок начинает напоминать собою велосипедное колесо. Теперь можно начинать ткать половик из самой средины.

Как правило, на этом станке работают руками. В отзывах советуют использовать миниатюрный челнок или крупную иголку только в случае, когда изготавливается очень тонкая ткань.

Читать также: Многофункциональный инструмент что это такое

Как ткать ткань в домашних условиях?

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

Распределить нити основы.
Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
По завершении работы подогнуть разрезы на картоне

Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском  творчестве. По внешнему виду  изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного  рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями

Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.