Основные виды морских узлов и как их вязать

Содержание

Узлы для страховки (незатягивающиеся петли)

Простой проводник


Простой проводник

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел Мягко вяжется на конце и в середине веревки, можно вязать одним концом

Восьмерка

Проводник Восьмерка

Используется для получения надежной петли, а также для закрепления веревки на рельефе. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь.

Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется.

Также из него может делаться карабинная удавка.

Девятка

Проводник Девятка

Отличается от восьмерки дополнительным обносом во время завязывания узла. Затянутый под нагрузкой плохо развязывается. Однако, девятка лучше восьмёрки именно тем, что её легче развязать после нагрузки.

Австрийский проводник, альпийская бабочка, серединный проводник, узел третьего

Австрийский проводник

Используется для организации точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название.

Узел примечателен тем, что легко, по сравнению с восьмёркой, развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны.

Двойной проводник, Заячьи уши

Двойной проводник

Узел Прусика

Описание. Необходимый узел для альпиниста, используемый в качестве страховочного. Свободно перемещается по тросу, но в случае резкого натяжения моментально затягивается и останавливает падение. В свободном состоянии легко развязывается.

Как вязать. Верёвку складываем пополам, чтобы образовалась петля. Петлю оборачиваем вокруг другой верёвки три раза так, чтобы конец петли остался незадействованным. Свободные концы проводим внутрь петли и затягиваем.

Где применить. Подойдёт для страховки, если надо высоко забраться. Будьте осторожны! Падение с большой высоты грозит ушибами, переломами и, в крайнем случае, летальным исходом. Не залезайте на большую высоту без специальной подготовки.

Узел «Бочечный»

Описание. Применяется для закрепления и поднятия вёдер, бочек и других цилиндрических предметов. Как многие узлы, с древних времён применялся на кораблях, чаще всего на торговых, которые везли вино или порох в бочках.

Как вязать. Ставим предмет на верёвку и вертикально обвязываем его простым полуузлом, который обычно используется перед «бантиком». Получившуюся петлю растягиваем на стенки предмета так, чтобы он не вывалился, и затягиваем. Подобных узлов может быть несколько на одном предмете.

Где применить. Пригодится для переноса как тяжёлых, так и лёгких банок или других округлых предметов. Можно связать несколько банок вместе, одну над другой. Подойдёт вместо ручки для вёдер и бочек.

Стопорный узел.

Стопор накладывают на трос двумя шлагам: (рисунок а, б), после чего ходовой конец стопор два—четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой и крепят к нему линем или шкимушгаром (рисунок в).

Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рисунок г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную цепь, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рисунок д).

Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рисунок е).

Часто используемые морские узлы

Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.

Схема вязки:

  1. Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
  2. Далее его заводят за коренную часть.
  3. Возвращают назад в петлю.
  4. Маленький кончик должен остаться во второй петле.
  5. Выполняют тугое затягивание.

Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.

Схема вязки:

  1. Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
  2. Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
  3. Плотно затягивают.

Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.

При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.

Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.

Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.

Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:

  1. Две коренные части соединяют.
  2. Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
  3. Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.

Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.

Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.

Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.

Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.

Морские узлы

Замысловатые плетения из веревок необходимы были покорителям водной стихии потому, что в непростых условиях, в которых им приходится пребывать, нужны узлы достаточно надежные, дабы оные сумели не просто привязать к мачтам паруса либо соединить иные детали судна между собою, но и выдержать в случае чего порывы резкого штормового ветра. В подобной ситуации от способности членов команды сплести нечто особенно надежное зависит даже их выживание и сохранение корабля под ударом стихии.

Самые известные

Основное качество морских узлов – это надежность, а также простота и возможность сделать это только одной рукой. Простота кажется здесь неуместным понятием, но на самом деле замысловатые морские узлы вяжутся действительно быстро и легко благодаря четко выверенной технологии.

15 популярных морских узлов включают в себя уже знакомые вам восьмерку, прямой и плоский, штык с двумя шлагами, рыбацкий штык, стопорный и рифовый узлы, а также удавку, затягивающуюся удавку, португальский булинь, улучшенный кинжальный узел, фламандскую петлю и фламандский узел.

Подробнее читайте: Узлы туристические с названиями. Схемы, назначение, как вязать

Почему именно они входят в данную классификацию? Их широко используют не только в морском деле, сейчас они незаменимы, к примеру для альпинистов. Представьте себе, что вам экстренно нужно закинуть лассо с надежным узлом на скалу или быстро одной рукой обернуть веревку вокруг талии, чтобы вас вытащили из труднодоступного для других людей места.

Какие существуют

Узлы могут быть морскими, туристическими, альпинистскими, охотничьими или рыболовными – это различие по сфере их применения. Например, только морских узлов насчитывается около семисот!

К каждому из видов применяются определенные требования. Например, туристические, помимо того, что должны быть крепкими и простыми: обязаны просто запоминаться, легко завязываться, не ползти под нагрузкой, не затягиваться намертво, если этого не нужно.

Конечно, знать, как завязать узлы на веревке всех видов вряд ли возможно, да и не нужно. Это не доступно ни оному человеку на планете. Достаточно просто понимать, как завязать узлы на веревке крепко и так, чтобы они выглядели при этом презентабельно.

Само собой, сразу хорошее, крепкое соединение или нужная петля не получатся. Нужно учиться тому, как завязать крепкий узел на веревке, практикуясь, а не только в теории. Хотя теоретическую базу знать также необходимо. Например, как завязать узел на конце веревки: свободные края сложить в петлю, оставив хвостик той длины, какой величины нужен узел, продеть в нее, затянуть. Узел на конце веревки готов!

Как завязать сложные узлы?

Многочисленные простые морские узлы не вызывают такого интереса, как их более сложные вариации. Пошаговые действия при вязании в этом случае приходится выполнять буквально, без отступлений от рекомендованной схемы для каждой петли или оборота. Научиться делать крепкие и красивые узлы из двух веревок или одной, со сложным плетением, креплением на карабин тоже вполне можно, если приложить некоторые усилия. Разобраться в том, какие еще бывают морские связки, как можно сделать их своими руками, поможет подробный обзор популярных вариантов.

Двойной беседочный

Он относится к группе морских булиней, отличается простотой вязки. Узел при этом формируется на середине веревки, с образованием не затягивающихся петель. Двойное беседочное соединение формируется по следующей схеме:

  • делается колышка из сложенной вдвое веревки;
  • через нее вяжется проводник;
  • петля переводится через узел на его противоположную сторону;
  • веревка затягивается.

При вязке двойного беседочного узла на середине веревке не требуется создавать дополнительные контрольные элементы. Его применение в основном связано с мореходством, где таким креплением фиксируют подвесное сиденье для высотных работ.

«Обезьяний кулак»

Этот морской узел можно назвать декоративным, хотя первоначально он относился к стопорящим. Умение вязать его нередко выручало матросов в ситуации, когда требовалось быстро создать средство самообороны. Вложив внутрь узла стальной шарик, можно получить импровизированный кистень.

Порядок вязки узла «обезьяний кулак» таков.

  1. На собственные пальцы одной руки, выпрямленные и сложенные параллельно, навивается трос. Хватит отрезка около 1 м длиной. Нужно обернуть веревку так, чтобы намотка огибала все пальцы, от мизинца до указательного.
  2. Аккуратно освободить кисть руки, сохраняя образованные петли.
  3. Свободный конец шнура обернуть поперек полученной основы крестообразно. Повторить 3 раза, стараясь делать навивку свободно. Слегка затянуть.
  4. Свободный конец шнура уложить третьим слоем, пропуская его через петли.
  5. Затянуть.

Брам-шкотовый

Один из основных морских узлов — брам-шкотовый, получил свое название по одной из разновидностей корабельного такелажа. Формируемая с его помощью связка отличается высокой надежностью. При снижении тяглового усилия, ложащегося на трос, они развязываются не сразу. Нужно приложить дополнительные усилия, что обеспечивает улучшенную прочность соединения.

По своему исполнению брам-шкотовый узел относится к штыкам. Он хорошо подходит для работы с синтетическими веревками одинакового диаметра и натуральными тросами, толщина которых может отличаться. Это свойство узла высоко ценится не только в парусном и яхтенном спорте, но и в альпинизме.

Обычно в этом случае брам-шкот вяжется на одном канате по следующей схеме.

  1. Основной шнур складывается вдвое. Полученная петля удерживается, зажимаясь пальцами.
  2. Ходовой конец продевается в сформированное отверстие. Его проводят под основной петлей, заворачивают для формирования второго такого элемента.
  3. Дополнительно можно с самого начала выполнить встречное стременное плетение, чтобы закрепить основной шнур на месте.

Если рассматривать морские узлы с точки зрения их практического применения, именно брам-шкотовый вариант окажется самым востребованным и предпочтительным. Если все сделано правильно, его концы будут лежать в одном направлении.

Кноп

Этот узел относится к группе плетеных, имеет шаровидную форму, применяется в качестве закрепляющего элемента в тех случаях, когда есть риск развития крученого троса. На основе кнопа также вяжется мусинг. На поверхности троса закрепить кноп можно следующим образом.

Конец обрубленного или отрезанного конца веревки, каната распускается на высоту 40-50 см

Важно, чтобы основа состояла из 3-4 прядей (не менее 2).
Распущенные волокна разделяются на группы по принадлежности. Образованные концы пропускаются друг под другом, последовательно, по кругу, слева направо.
Все элементы соединяются, затягиваются.

Более надежное соединение, чем кноп на конце каната, сложно себе представить. На плетеных веревках он обеспечивает возможность избегать их распускания даже при самой интенсивной эксплуатации.

Затягивающиеся узлы

Удавка с полуштыками

Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи.

Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал. Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла «лесной узел» или «бревенчатый узел». Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3 — 4 раза, его выводят из петли и в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время ее очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середину бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.

Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Узлы для привязывания лески к катушке

Узел Arbor knot

Узел Arbor knot — самый простой и надежный узел для привязывания лески к шпуле катушки. Узел имеет древнюю историю, в старые времена он использовался для привязывания тетивы к луку. По своему устройству узел Arbor knot является самозатягивающимся.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью узла Arbor knot, выполните следующие действия:

  • Оберните леску вокруг шпули катушки, оставив небольшой конец, достаточный для удобного завязывания узла
  • Оберните свободным концом лески основную леску и завяжите на ней узел, так чтобы он скользил по основной леске
  • Завяжите на свободном конце лески узел, который будет выполнять функцию стопорного узла и не позволит развязаться первому узлу
  • Узел смачиваем, аккуратно затягиваем, обрезаем лишний конец лески, чтобы он не мешал при намотке лески на шпулю

Прикрепление лески к шпуле катушки с помощью петли

Простой и надежный способ привязать леску к катушке — использовать самозятягивающуюся петлю. При таком способе привязывания леки к катушке, узел под нагрузкой затягивается еще крепче, не проворачивается и его легко можно снять со шпули в случае необходимости.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью самозятягивающейся петли, выполните следующие действия:

  • Делаем на конце лески небольшую петельку, используя для этого узел восьмерку, затянуть узел покрепче, чтобы узел был неподвижен
  • Продеваем основную леску в полученную петельку, чтобы образовалась большая самозатягивающаяся петля
  • Надеваем большую самозатягивающуюся петлю на шпулю катушки
  • Вращая ручку катушки, наматываем леску на шпулю

Если при вращении ручки катушки петля проворачивается на шпуле, снимите ее и наденьте другой стороной.

Привязывание лески к катушке с помощью длинной петли, во многом похоже на предыдущий способ с самозатягивающейся петлей и является его усовершенствованным вариантом.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью длиной петли, выполните следующие действия:

  • Сделайте на конце лески петлю длиной около 15 см, используя для этого узел восьмерку, узел должен быть неподвижен
  • Проденьте основную леску в полученную длинную петлю, чтобы образовалась большая самозатягивающаяся петля
  • Наденьте большую самозатягивающуюся петлю на шпулю катушки
  • Накиньте еще один виток петли на шпулю и затяните петлю
  • Вращая ручку катушки, намотайте леску на шпулю

У этого метода привязывания лески к шпули катушки те же достоинства, что и у предыдущего варианта: под нагрузкой затягивается еще крепче, не проворачивается и его легко можно снять со шпули в случае необходимости.

Узел Spool Knot

Узел Spool Knot используется для привязывания лески к шпуле катушки, чем то немного напоминает узел Клинч.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью узла Spool Knot, выполните следующие действия:

  • Оборачиваем конец лески вокруг шпули
  • На некотором расстоянии от шпули огибаем концом лески основную леску, идущую к шпуле
  • Делаем 4-5 оборотов концом лески вокруг лески, идущей от шпули
  • Пропускаем конец лески через получившуюся петельку
  • Смачиваем леску, затягиваем узел
  • Обрезаем лишний конец лески, вращая ручку катушки, наматываем леску на шпулю

Узел является самозатягивающимся, чем больше нагрузка на леску, тем сильнее он затягивается на шпуле.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим»  узлом в ответственных ситуациях.

«Бабий»  узел

Прямой узел

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел

Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.

Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».Первый простой узелВторой простой узелЗатягиваемМожно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.Белая веревка протягивается по траектории зеленой

Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».Белая веревка — по траектории зеленой

Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках.ЗатягиваемМожно сделать контрольные узлы

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок.Первый узел готовВторой узел готовДва узла стягиваются вместе

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.

Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревкиПротягиваем концы веревки в «окошко»Затягиваем

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.

Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.

Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит.
Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).

Как завязать морской узел на веревке, схема

Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.

Чем хорош морской узел на веревке:

  1. Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
  2. Хорошо выдерживает резкие рывки;
  3. Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
  4. Сохраняет свои свойства даже после намокания.

Лучше всего он себя зарекомендовал на тросах из натуральных материалов, поэтому широко применяется в морском деле. Но, как и все соединительные конструкции с большим количеством переплетений сильно повреждает и ослабляет канат.

Как завязывать водяной морской узел

Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):

  1. Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
  2. Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
  3. Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
  4. Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
  5. Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.

 Его можно легко развязать, если:

  1. Знать составные части, их всего две — ходовая и корневая;
  2. Ослабить натяжение — петли будут четко видны и задача не составит особого труда.

Что такое узлы

Узлы существуют с давних пор, еще наши далекие предки использовали их для создания первых инструментов, одежды, добывания пищи: охоты и рыбалки. По сути, узел – это определенный способ плетения веревок, лески, лент, нитей и прочего, способ соединять их между собой или привязывать к чему-либо путем создания петли.

То есть узлы имеют очень давнюю и довольно богатую историю и применения, и развития. Ведь в каждом деле, ремесле, направлении, где они использовались, придумывали свои виды, наиболее удобные, крепкие или красивые, в зависимости от приоритетов. Такое соединение может быть сплетено из разного количества веревок, их разной длины, диаметра. Различаются они по сферам применения.

От чего зависит крепость узла

Как завязать узлы на веревке так, чтобы они были крепкими? Ответ на этот вопрос прост: во-первых, нужно уметь их вязать, как бы ни банально это звучало. А во-вторых, сама веревка для этого должна быть достаточно прочной, иначе какими бы навыками по вязанию узлов вы не обладали, а толку от этого будет мало.

Любой канат, шнур или веревка и все, из чего вяжутся узлы, имеет свою характеристику прочности. Причем, если веревка используется, например, для привязывания палатки к колышку или даже лодки к рыбацкому причалу, вряд ли кто сильно задумывается об уровне ее прочности. Но в некоторых сферах применения узлов такая невнимательность непростительна, например, в альпинизме.

Стоит учитывать один факт: любой узел так или иначе делает веревку менее прочной, например:

  • узел-восьмерка ослабляет на четверть;
  • булинь – на треть;
  • ткацкий – на 35%.

Все прочие узлы делают веревку менее прочной примерно на столько же. Также для уровня прочности и веревки, и узла стоит учитывать следующее:

  • если она мокрая, то ее прочность снижается на 10%;
  • если используется при сильных заморозках (до 30 градусов), то она становится менее прочной на треть;
  • половину прочности теряют веревки грязные, старые, много времени бывшие на солнце, с поврежденной оплеткой.

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют «лесной узел» или «бревенчатый узел». Удавка с полуштыками – надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.


Узел Удавка

Схема вязки:

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Вспомогательные узлы

К вспомогательным вариантам относятся:
* Пустышка – основа для «двойного проводника» и «булинь». Развязывается без особых усилий.
* Маркировочный
* Стремя

Большинство основных узлов для дополнительной прочности крепится дополнительными. К ним относят:
* простой;
* стремя;
* ткацкий;
* удавка;
* встречный;
* брамшкотовый;
* академический;
* булинь;
* простой проводник.

Туризм требует умения использовать различные узлы. Некоторыми из них можно связывать лишь одинаковые веревки. Помните, что любой вариант, будь то простой, узел клинч, восьмерка, морской узел или какой-то другой, должен быть связан правильно

Независимо от того, какой разновидностью узелков собираетесь пользоваться в походе, каждой требуется особое внимание. От умений туриста зависит то, насколько безопасным и комфортным будет поход для всей группы

Подробнее о видах узлов и способах их завязывания расскажет видео.

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Скользящий узел

Мы рассмотрели разные варианты, а напоследок оставили еще один красивый морской узел, называемый скользящей петлей. Вяжется он по следующей схеме:

  • на ходовом конце формируется, но не затягивается обычный узел;
  • свободный конец пропускают через образовавшиеся витки;
  • узел подтягивается, но низ петли придерживается.

Посмотрите видео, как сделать скользящую петлю, и вы быстро научитесь ее вязать из любой веревки и даже лески.

Мы рассмотрели, как вязать основные морские узлы в картинках, а вы можете потренироваться на небольшом кусочке веревки. Также предлагаем посмотреть видео, как завязывать основные морские узлы.

www.sportobzor.ru

Основные морские узлы: -простой узел, -прямой узел, -узел удавка, -узел восьмерка, -брамшкотовый (2 оборота) или шкотовый (1 оборот)узел, -скользящий узел, полуузел, -узел полуштык. В видео представлено 8 основных морских узлов, которые завязать теперь просто,легко и нетрудно. Данные морские узлы применяются в любой отрасли нашей повседневной жизни:альпинизм, туризм,морское дело, рыбалка, домашнее хозяйство и многое другое. Подробнее как вязать морские узлы: 1 Простой узел Область применение: Самый легкий,простой из всех однорядных стопорных узлов.

жет быть применен для защиты веревки от развертывания. 2 узел Удавка Область применение: Обычная простая удавка похожа по своей структуре скользящему узлу за исключением одного момента, открытая петля должна образовываться из более длинного конца, а не короткого. Применима как хорошая ловушка для поимки животных. Данный узел удавка не относится к висельной петле. 3 Полуузел Область применение: Полуузел – это главная основа многих узлов ,которые используются и в морском деле и в альпинизме, рыбалке,домашнем хозяйстве и т.п.. Известен как «завязывающий» узел, первое действие для завязывания прямого узла. 4 Узел полуштык Область применение: Узел полуштык грандиозно выполняет свою функцию как завязанный одним концом веревки, окаймляющий предмет и страхующий свой собственный коренной конец одним узлом. 5 Прямой узел Область применение: Узел очень надежен на верёвках изготовленных из растительных материалов при относительно небольших нагрузках. На современных синтетических веревках без фиксации свободных концов лучше не вязать. Две веревки имеющие два разных диаметра данным узлом лучше не вязать, иначе более тонкая веревка под нагрузкой перережет более вторую более толстую. ямой узел многие знают под вторым названием-Рифовый узел. 6 Узел восьмерка Область применение: «Восьмерка» – это самый удобный и быстрый стопорный узел, который не дает потерять шкот или фал фал, например, на мачте. Свойства представленного узла великолепны, он никогда не затягивается и легко развязывается. Для предотвращения узла восьмерки к развязыванию рекомендуется его перевязать с легким натягом. 7 Шкотовый узел (один оборот),брамшкотовый (2 оборота) Область применение: Шкотовый узел используется для связывания двух канатов,лесок и веревок разной толщины. Более толстая веревка должна использоваться для обычной петли, как показано на в видео. Также шкотовый узел великолепно держит веревки и одинаковой толщины. 8 Скользящий узел Область применение: Скользящий узел (Slip Knot) похож на узел Удавке, но есть нюанс, открытая петля образуется из короткого конца, а не длинного. Это один из наиболее часто завязываемых узлов, в вязании это первая петля при наборе петель, она называется скользящим узлом, но часто завязывается удавкой. Смотрите на моем канале «Как завязывать» другие видео про морские узлы на тему: туристические узлы,альпинистские узлы,веревочные узлы,рыболовные узлы и др. На моем канале «как завязывать» обязательно посмотрите другие видео. Если видео полезным,то поставьте лайки и ПОДПИШИТЕСЬ: Ссылка на канал Другие рубрики канала: -как завязывать галстук -как завязывать шнурки -как завязывать снуд и шарфы -как завязывать морские узлы -как завязывать рыболовный крючок -как завязывать спортивные пояса (самбо,дзюдо,карате и тд.) и многое другое

Спасибо за просмотр с уважением канал как завязывать

www.moscatalogue.net

Самостоятельное плетение «американки»

Рыболовная снасть представляет собой круглую сетку, по кромке которой прошит грузовой шнур. Последний содержит множество небольших грузиков. Прямо к канату прикреплены стропы из лески, проходящие под сетью, выходящие вверх через один проем. Собранные в пучок, они крепятся к канату. При помощи последнего выполняются закидывания. Длина веревки может быть до 7 м. Такую снасть забрасывают в водоем, спустя время извлекают уже с рыбой.

Основная сложность «американки» заключается в технике применения. Для освоения процесса заброса этой сетки требуется много тренироваться.

Принцип работы снасти «американка» довольно прост

Встречный узел

Описание. Применяется в альпинизме и мореходном деле, им соединяют канаты, тросы. Среди прочих соединительных узлов выделяется тем, что это один из немногих вариантов для связывания плоских лент.

Как вязать. На конце одной верёвки делаем простой узел, не затягиваем. В петле узла должно быть достаточно места для второй верёвки. Вторую верёвку проводим с противоположной стороны, зеркально первому узлу.

Где применить. Подойдёт для соединения двух шнуров или плоских лент. При натяжении трение верёвки в месте соединения увеличивается, поэтому они не развяжутся сами.

https://youtube.com/watch?v=zhQakkl2wro