Топ

Содержание

Необязательные компоненты

Обычно и без них система водяного охлаждения ПК работает вполне стабильно и без проблем. Основной смысл использования необязательных компонентов состоит в том, чтобы сделать систему более удобной в эксплуатации, либо они служат в качестве декора.

Итак, если вас заинтересовала установка водяного охлаждения на ПК своими руками, то вы можете использовать помимо основных компонентов и дополнительные, первым из которых является резервуар, или расширительный бачок. Чаще всего вместо него для удобной заправки системы используется фитинг-тройник и заливная горловина. Преимущество варианта без резервуара состоит в том, что при установке системы в компактный корпус ее можно разместить гораздо удобнее. Установка водяного охлаждение на ноутбуке может потребовать наличия резервуара для обеспечения удобства заправки и более удобного удаления воздушных пузырей из системы. Не принципиально, каким объемом характеризуется резервуар, так как он не оказывает воздействия на производительность системы. Выбор размера и формы расширительного бачка зависит только от индивидуальных предпочтений и внешнего вида.

Сливной кран представляет собой компонент, обеспечивающий удобство слива воды из системы охлаждения. Он в обычном состоянии перекрыт. Этот компонент способен сильно повысить удобство пользования в плане обслуживания.

Индикаторы, датчики и измерители выпускаются специально для тех, кто не может остановиться на минимуме компонентов, а любит различные излишества. В их числе представлены электронные датчики потока и давления воды, температуры воды, контроллеры, которые подстраивают работу вентиляторов под температуру, контроллеры помп, механические индикаторы и прочие.

Фильтр встречается в некоторых системах водяного охлаждения, где его подключают к контуру. Он занят тем, что отфильтровывает разнообразные механические частицы, которые оказались в системе – это пыль, которая могла присутствовать в шлангах, осадок, появившийся из-за использования антикоррозионной добавки или красителя, остатки пайки в радиаторе и прочее.

Компоненты СВО

В системах водяного охлаждения используется определенный набор компонентов, обязательных и необязательных.
Обязательные компоненты СВО:

  • радиатор,
  • фитинги,
  • ватерблок,
  • помпа,
  • шланги,
  • вода.

Необязательными компонентами СВО являются: термодатчики, резервуар, сливные краны, контролеры помпы и вентиляторов, второстепенные ватерблоки, индикаторы и измерители (расхода, температуры,  давления), водные смеси, фильтры, бэкплейты.

Рассмотрим обязательные компоненты.

Ватерблок (англ. waterblock) – теплообменник, передающий  тепло от нагревшегося элемента (процессора, видео чипа и др.) воде. Он состоит из медного основания и металлической крышки с набором креплений.

Ватерблок

Установка всей системы

Перед началом установки нарисуйте схему что и как будет установлено и как подключено соединительными шлангами. Проследите возможность установки других компонентов такие как дополнительные жесткие диски и так далее.

1. Установите крепежную пластину на материнскую плату 

Теперь рекомендуем к водоблоку процессора подсоединить все водяные шланги , что бы предотвратить изгибы материнской платы.  И уже потом устанавливать сам водоблок на процессор. Убедитесь что все соединения прижаты  фитингами и что шланги сидят плотно на своих местах. Нанесите термопасту и установите водоблок, следите за равномерностью натяжения крепежных винтов.

2.Прикрепите радиатор

Установите радиатор, отрежьте нужной длины трубки следите за тем что бы трубки не перегибались и имели оптимальную длину. Соедините трубки с радиатором.

3. Установите резервуар

Установите на место резервуар для охлаждающей жидкости. Резервуар в зависимости от модели и места можно установить как внутри корпуса так и за его пределами.

4. Установка блока видеокарты 

Далее устанавливаем блок на видеокарту. Лучше это сделать при снятой карте. После соедините процессорный блок с блоком видео карты шлангами. Следите за оптимальным размером шлангов.

5. Установка насоса жидкостного охлаждения

Приступаем к установке водяного насоса. Современные насосы имеют малый размер поэтому установить его не составит особого труда. Насос можно приклеить двухстороннем тейпом. Соедините шланги от насоса к остальным компонентам. Подключите шланг выхода (указано стрелкой на насосе ) с радиатором. Следите за оптимальным расположением шлангов, вы же не хотите разбирать половину охлаждающей системы, только для того что бы поменять жесткий диск.

6. Наполните теплоносителем

Теперь когда вся система собрана еще раз проверяем места соединения трубок. Приступаем к заполнению теплоносителем.  Аккуратно заливаем жидкость и только тогда можно включить насос. Прогоняем компьютер в течении 10 минут и следим за уровнем жидкости, по мере необходимости добавляем охлаждающую жидкость.

Водяное охлаждение в моддинге

Помимо высокой эффективности, системы водяного охлаждения для ПК отлично выглядят, что объясняет популярность использования систем водяного охлаждения в множестве моддинг проектов. Благодаря возможности применять цветные или флуоресцентные шланги и/или жидкости, возможности подсветить светодиодами водоблоки, подобрать комплектующие, которые будут подходить вам по цветовой гамме и стилю, систему водяного охлаждения можно отлично вписать в практически любой моддинг проект, и/или сделать ее основной фишкой вашего моддинг проекта. Использование СВО в моддинг проекте, при правильной установке, позволяет улучшить обзор некоторых комплектующих, обычно, скрытых большими воздушными кулерами, например, материнской платы, навороченных модулей памяти и так далее.

Водяное охлаждение в моддинг проекте Garmr

СВО Thermaltake в пре-мод корпусе

Как лучше всего охлаждать процессоры?

Решения на базе СВО обеспечивают повышенную эффективность охлаждения по сравнению со стандартным кулером для центрального процессора системной платы. Однако на решение, какой тип охлаждения использовать, обычно влияет несколько факторов: цена, совместимость и внешний вид.

Несмотря на то, что жидкостное охлаждение превосходит воздушное в различных сценариях, вам нужно понимать, зачем такая система нужна. Например, нет причин использовать жидкостное охлаждение, если ваш процессор не нагревается выше рекомендуемых норм. Как и нет причин использовать усиленное воздушное охлаждение, если вы даже не играете. Иногда достаточно ограничиться хорошим пассивным охлаждением с лояльным в отношении шумовых характеристик кулером.

Если же вы приняли решение устанавливать СВО, имейте в виду, что существует несколько способов водяного охлаждения ПК, и выбранный вами метод будет зависеть от вашего технического опыта и, конечно, бюджета.

Радиатор

Подавляющее большинство радиаторов в СВО энтузиастов-самодельщиков выполнено из радиаторов печек автомобилей. У них есть неоспоримые преимущества: высокая эффективность и доступность (хотя в последнее время медные радиаторы найти сложнее). Проблема, с которой сталкиваются многие создатели систем охлаждения, это непотребный вид купленных где-попало радиаторов. И если остальные комплектующие СВО можно спрятать в недрах корпуса, то радиатор всё равно придётся выставить напоказ.

И всё же можно при некотором терпении сделать охладитель достойного вида.

Для образца взят радиатор от систем Corsair или аналогичного от Swiftech.

Такое расположение очень удобно, так как не занимает много места и позволяет транспортировать и перемещать компьютер, не демонтируя радиатор. Попробуем изготовить нечто похожее.

Имелся радиатор неподходящих размеров.

Вдоль по центру он был распилен на две части. Главное здесь не повредить плоские тонкостенные трубки. Изначально радиатор достался в очень плохом состоянии — рёбра из медной фольги были очень сильно помяты. Пришлось отгибать пинцетом по три пластины одновременно для создания хоть какого-то просвета между пластин. Оказалось, что рёбра местами некачественно припаяны к трубкам и легко отрываются, возможно, это скажется на теплоотводе.

Следующий шаг – изготовление распределительных камер из латунной жести (срезанной отсюда же, как видно по двум последним фото) и фольгированного стеклотекстолита. Применение этих материалов позволяет производить пайку маломощным паяльником без дополнительного подогрева радиатора.

В распределительной камере со стороны штуцеров вставлена перегородка из резины.

Корпус охладителя состоит из:

  • пластмассовой пластины с вырезами под два 80 мм вентилятора и отверстий для крепления остальных элементов. Она является главной несущей частью конструкции.

  • пластмассовой рамки с наклеенной на нее пластиковой сеткой

  • боковых перфорированных накладок

  • собственно радиатор

Детали из пластмасс поддаются очень легкой обработке слесарным инструментом.

Боковые перфорированные накладки выполнены из алюминиевого профиля для подвесных потолков. Благо, после ремонта квартиры остались короткие отрезки.

Перфорация, кроме дополнительного теплоотвода, позволяет очень качественно сгибать профиль до нужных размеров, не деформируя плоскость профиля.

Перед сборкой производится покраска деталей из аэрозольного баллона под цвет корпуса, серебристый.

В последствии из-за отсутствия фитингов на 10мм, были впаяны трубки диаметром 11 мм. Первоначально радиатор был смонтирован в другом корпусе, также сделанном из перфорированных профилей.

Эта модель имела большие размеры, ставилась на корпус компьютера и никак к нему не крепилась. Большое количество вентиляторов создавало ощутимый шум даже на очень маленьких оборотах, а при пассивном режиме охлаждения сильно снижалась эффективность. Судьба этого блока была предрешена. 

Суть системы жидкостного охлаждения

Во всех случаях жидкостная система охлаждения компьютера состоит из комбинации следующих типов схем:

Схема с параллельным подключением узлов, которые подвергаются охлаждению (параллельная схема работы). Достоинства такой структуры: простая реализация схемы, легко просчитываемые характеристики узлов, которые необходимо охладить;

Структурная схема параллельного соединения жидкостного охлаждения для ПК

Последовательная структурная схема – все охлаждаемые компоненты подключены между собой параллельно. Преимущества такой схемы заключаются в том, что охлаждение каждого из узлов происходит эффективнее. Недостаток: достаточно сложно направить к определённому узлу достаточное количество хладагента;

Последовательное подключение элементов

Комбинированные схемы. Они более сложные, так как содержат в себе сразу несколько элементов как с параллельным, так и с последовательным подключением.

Конструкция

Как уже говорилось ранее, конструкция этой системы намного сложнее, чем просто вентилятор и радиатор. Тут больше компонентов, которые при самостоятельной сборке следует тщательно подбирать. Есть как обязательные компоненты, так и дополнительные, которые не помешают, но без которых можно обойтись.

Корпус для ПК с водяным охлаждением должен обзавестись ватерблоком. Как показывает практика, хватает и одного, но лучше больше. Также внутри должен быть радиатор, помпа, шланги, фитинги и вода.

Помимо вышеуказанных элементов, без которых система не обойдется, должен быть резервуар, термодатчики, контроллеры помпы и вентиляторов, также не помешает парочка фильтров, бэкплейты, дополнительный ватерблок, разнообразные датчики и измерители и прочее.

Для тех, кто хочет самостоятельно собрать всю систему, мы рассмотрим каждый обязательный элемент отдельно.

Водяное охлаждение для ПК своими руками

При желании немного поэкспериментировать и сэкономить денег многие пытаются создавать самодельные жидкостные охладители из подручных средств. Рассмотрим пример, как собрать СВО в домашних условиях:

  1. Ватерблок лучше приобрести в заводском исполнении, самоделки чаще протекают и хуже отводят тепло.
  2. Шланги можно применять прозрачные виниловые или кислородные трубки.
  3. Помпу желательно взять мощностью от 600 л/ч и больше.
  4. Радиатор подойдет автомобильный или другая старая модель подходящих размеров.
  5. Дополнительно приобрести пару вентиляторов с размерами 120 мм или 140 мм.
  6. Чтобы система водяного охлаждения работала без протечек, хомуты подбирать по размеру шланга и зажимать максимально плотно.
  7. После сборки водяное охлаждение для ПК заправить водой и включить помпу на несколько часов для выявления протечек.
  8. Произвести монтаж СВО на компьютер и проверить в тестовом режиме эффективность работы.

Защита от протечек

Как уже упоминалось, создание СВО всегда чревато затоплением и поломками. Многие энтузиасты поплатились – не избежал этого и я. Закономерно возник вопрос – как обеспечить безопасность компьютера? Применение различных датчиков влажности не имеет 100% надежности, так как контролировать всю СВО на предмет протечки нереально, потребуется установка кучи датчиков, да и срабатывание происходит, когда жидкость уже вытекла.

Идея пришла случайно. Создать разряжение в контуре СВО. Таким образом, при разгерметизации произойдёт не вытекание жидкости, а подсос воздуха в контур.

Но тут встаёт вопрос — после выравнивания давления до атмосферного, жидкость всё равно вытечет, что делать? Ставить ещё какой-нибудь мининасос для поддержания разряжения??? Нет!

Нужно измерить разряжение!!! Т.е. поставить датчик разрежения, который бы выключил системник при разгерметизации и сделал бы это до того, как первая капля упадет на чудо современной электроники!

Реализация этой идеи оказалась проста. Датчик состоит из пластмассовой камеры, выполненной из фильтра медицинской капельницы, купленной в аптеке. К ней приклеена суперклеем мембрана из силиконового герметика. На мембране находится контакт размером 2х2 мм из фольгированного стеклотекстолита, в свою очередь приклеенный к мембране. Второй контакт также выполнен из стеклотекстолита. К контактам подпаяны медные проводки, скрученные из 3 жилок 0,01 мм. Под действием вакуума в СВО, мембрана втягивается в камеру, размыкая контакты.

Датчик в сборе.

Корпус выполнен из футляра от губной помады, бессовестно изъятой у дорогой и ненаглядной.

Недостаток данного датчика в отсутствии чёткого визуального контроля разряжения. В планах, переделать датчик в электронный с индикацией (например, линейка светодиодов). 

Схема, которой управляет датчик, чрезвычайно проста. Повторить её сможет любой владеющий минимумом знаний в электронике.

Плата смонтирована в блоке питания и не занимает много места. 

Питается схема от отдельного блока питания. Конечно, можно использовать питание от блока системника, но тогда при потере герметичности и полном обесточивании (что является залогом безопасности), после устранения течей, все равно придется для старта запитывать схему внешним источником, например аккумулятором типа “Крона” на 9В. Для удобства замены его пришлось бы разместить в небольшой коробочке внутри системника. А коробочку нужно ещё сделать. Но тут под руки попал внешний блок питания на 12 В от сломанного телефона “Русь” с АОНом. Нужно было лишь закрепить его в системнике и произвести от него запитку схемы.

Для подготовки СВО к работе необходимо после прокачки и заполнения контура откачать шприцем 20-30 мл охлаждающей жидкости.

Затем, пережав шланг подсоединить его к датчику разряжения.

При атмосферном давлении датчик находится в замкнутом состоянии. После откачивания шприцем жидкости создаётся достаточно сильное разряжение (на фото можно заметить, как тонкостенный ПВХ шланг буквально расплющен). Контакт датчика размыкается. Транзистор открывается и реле замыкает контакты. Через его контакты подаётся сетевое напряжение. Контакты датчика находятся на таком расстоянии, что срабатывание происходит раньше, чем давление в СВО достигнет атмосферного, т.е. до выхода жидкости из контура.

У любого решения есть как достоинства, так и недостатки:

  1. Основной недостаток данной системы защиты – сложность обеспечения высокой герметичности всех компонентов СВО, особенно радиатора от автопечки, тем более бывшего в эксплуатации. Даже при небольшом разряжении открываются микропоры, которые не выявляются при испытании повышенным давлением. Избавиться от них не удалось даже повторной пропайкой – вместо старых открываются новые поры. Пришлось обмазать все паяные швы радиатора водостойким спиртсодержащим клеем. После этого система стала абсолютно герметичной – за полмесяца зазор между контактами датчика не изменился (раньше приходилось откачивать систему раз в 3 дня)

  2. Необходимость переделки входной цепи в блоке питания, что автоматически лишает гарантии. Здесь можно посоветовать более простое решение. Например, подключить контакты датчика параллельно кнопке POWER, но это не очень надежное решение, хотя значительно более простое.

И всё же, несмотря на недостатки, данная схема защиты имеет практически 100 % надежности. Даже если взбредет в голову снять шланг с водоблока, на работающей системе, выключение произойдёт мгновенно.

Что лучше: раз в месяц откачивать СВО и абсолютно не беспокоиться, или каждый день нервно просматривать внутренности компьютера на предмет протечек, и всё же в один прекрасный момент превратить работающий системник в “Титаник”?

Плюсы и минусы

Система жидкостного охлаждения широко применяется в автомобилестроении. При этом более эффективной системы пока и не разработано. Главный плюс — равномерный отвод тепла от силового агрегата, чего сложно добиться при более дешевом воздушном охлаждении. Такая особенность поясняется низкой теплопроводностью и завышенной теплоемкостью ОЖ (если сравнивать с воздухом). Кроме этого, применение жидкостной системы позволяет снизить уровень шума при работе мотора за счет утолщения стенок силового агрегата. Кроме этого, система обладает некой инерционностью, что не дает мотору быстро терять температуру после отключения зажигания. При этом прогретая жидкость применяется не только для ускорения нагрева самого мотора, но и обеспечения комфортной температуры в салоне.

Несмотря на преимущества, у жидкостной системы охлаждения есть и ряд негативных моментов. Главный из них заключается в работе системы под постоянным давлением, что повышает риски потери герметичности и появления течи в системе. Ситуация усложняется и тем, что система работает по принципу нагрев-охлаждение, что пагубно влияет на состояние соединяющих узлы системы патрубков. По этой причине стоит время от времени проверять состояние соединяющих элементов и не допускать их выхода из строя. Также стоит отметить и взаимосвязь всех элементов. Если какой-то из них выходит из строя (к примеру, термостат), то двигатель может закипеть.

Что это?

Итак, чаще всего встречается именно игровой ПК с водяным охлаждением. Это совсем не случайно. Во-первых, для него нужна мощная система. Во-вторых, он требует сильного охлаждения. В-третьих, некоторые геймеры все же любят развлечь себя оверклокингом, а для этого обязательно иметь СО, которая справится с непредвиденными перегревами и нагрузками.

Сразу стоит сказать, что водяное охлаждения далеко не всем по карману, поэтому трудно сказать, должен ли каждый геймер приобрести себе такое. Но если у вас есть достаточно средств, вы устали от перегрева системы, хотите поэкспериментировать с частотами, а еще и избавиться от излишнего шума кулера, то этот вариант подойдет вам идеально.

Состояние техники систем жидкостного охлаждения

Традиционно используется два способа изготовления жидкостных охладителей: закрытые и открытые.

Закрытые охладители, как правило, изготовляются из алюминия и его сплавов, в плите выполняются каналы или содержатся вмонтированные в плиты медные (алюминиевые) трубки для прохождения охлаждающей жидкости . По другой версии закрытые охладители изготавливаются из двух металлических плит, которые затем соединяются сваркой, пайкой. Охлаждающая жидкость проходит между двумя плитами по выполненным в них каналам, при этом поток охлаждающей жидкости идет параллельно поверхности силового модуля, закрепленного на плите. Охладители имеют входной и выходной патрубки для подачи и отвода охлаждающей жидкости.

Эффективность теплообмена между базовой платой или изолирующей подложкой силового модуля и охладителем зависит от качества сопрягаемых поверхностей, которые неизбежно имеют определенную шероховатость и неравномерность. Как следствие, в зоне сопряжения образуются воздушные полости, препятствующие прямой передаче тепла (теплопроводность воздуха низкая — λair =~ 0,03 Вт/м2·К). Для улучшения качества теплопередачи воздушные полости заполняют теплопроводящим материалом (Thermal Interface Material, TIM), термопастой.

Теплопроводность промышленных термопаст (λ) находится в диапазоне 0,5–6 Вт/м2·К, то есть по этому показателю они примерно в 20–200 раз лучше, чем воздух. Потери, вносимые термопастой в суммарном значении теплового сопротивления в сборке, между изолирующей подложкой силового модуля и охладителем Rth(j-s), составляют 20–65% в зависимости от типа модуля и параметров системы охлаждения. Потери, вносимые термопастой с теплопроводностью 0,7 Вт/м2·К, составляют примерно 50% полного теплового сопротивления в сборке между изолирующей подложкой силового модуля и охладителем. Несмотря на многие конструктивные отличия, все закрытые охладители имеют промежуточный слой термопасты, между изолирующей подложкой силового модуля и охладителем.

По сравнению с другими компонентами «тепловой системы» термопаста имеет наихудшие характеристики, соответственно, ее использование можно рассматривать как крайне нежелательную необходимость.

Типы систем охлаждения

Существует три типа систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания: воздушная, жидкостная и гибридная.

Термические двигатели для А. требуют охлаждения цилиндров. Только для слабых, велосипедных газолиновых двигателей достаточно воздушного охлаждения при помощи рубцов, прилитых к поверхности цилиндра; для более сильных необходима циркуляция воды помощью насоса между двойными стенками цилиндров, охлаждаемой в особом трубчатом приборе, помещаемом впереди А. и обдуваемом струей встречного воздуха.

Воздушное охлаждение

Рубашка цилиндра свободно обдувается воздухом, тем самым забирая большую часть тепла двигателя. Является самой простой, так как не требует сложных деталей и систем управления. Недостаток системы заключается в маленькой теплоёмкости воздуха, что не позволяет равномерно отводить от двигателя большое количество тепла и, соответственно, создавать компактные мощные силовые установки.

Примером машины с воздушным охлаждением может служит автомобиль ЗАЗ-965. Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учётом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле». Однако такая конструкция системы охлаждения обусловила возникновение проблемы перегрева в жаркую погоду, которая особенно усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли. Следует отметить, что на автомобилях ЛуАЗ-967, где тот же двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком воздуха, его перегрев наблюдался редко.

Жидкостное охлаждение

Основная статья: Жидкостное охлаждение

Цилиндры двигателя охлаждаются жидкостью, после чего она возвращается в расширительный бачок. Является очень старым типом системы охлаждения, в настоящее время этот тип в автомобилестроении не используется, так как жидкость не успевает охладиться, поэтому двигатели, оснащённые этой системой охлаждения, не могут работать в течение длительного времени. Однако в двигателях речных и морских судов запас охлаждающей жидкости (забортной воды) не ограничен, что позволяет уменьшить вес силовой установки по сравнению с двигателями с гибридной системой охлаждения.

Гибридный тип

Сейчас гибридную систему называют жидкостной. Фактически она всё же гибридная, так как там тоже участвует воздух.

Система жидкостного охлаждения обычно включает следующие элементы:

  • двойные стенки цилиндров, пространство между которыми заполнено охлаждающей жидкостью (например, водой или антифризом);
  • теплообменник или радиатор, состоящий из трубок и полостей;
  • вентилятор, состоящий из ступицы и лопастей, при вращении которого обеспечивается прокачка воздуха между трубками радиатора;
  • насос центробежного типа для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе;
  • трубопроводы, связывающие двигатель с радиатором.

Двухконтурная система охлаждения

двухконтурная система охлаждения (напр. дизеля — Тепловоз ТЭП150). В одном контуре охлаждается вода дизеля, а в другом вода, охлаждающая масло и наддувочный воздух (в тепло­обмен­ных аппаратах). Охлаждение воды обеих контуров осуществляется воздухом в полуторных радиаторных секциях холодильной камеры, имеющей три мотор-вентилятора. В контуре охлаждения воды дизеля используются радиаторные секции половинной глубины, а в контуре охлаждения воды второго контура используются радиаторные секции полной глубины. Мотор-вентиляторы холодильной камеры оборудованы системой плавного регулирования их производительности.

Подвид системы охлаждения, называемый испарительной системой охлаждения

Также существует подвид системы охлаждения, называемый испарительной системой охлаждения. Главное отличие её от обычных водяных или этиленгликолевых — доведение температуры охлаждающей жидкости (воды) выше точки кипения, в результате чего при испарении от теплонагруженных деталей отводится большое количество тепла. Пар конденсируется в жидкость в радиаторе и цикл повторяется. Подобные системы использовались в авиастроении в 30-х годах XX века.

Что такое водяное охлаждение компьютера?

Любое электронное устройство требует защиты от перегрева. В старых приборах изначально применялись вентиляторы, но постепенно мощность процессоров возросла до таких пределов, что кулеры во многих случаях перестают справляться с проблемой. Система водяного охлаждения в качестве теплоносителя использует жидкость для отвода тепла от CPU наружу. За счет лучшей теплопроводности жидкостные установки сравнительно лучше решают поставленную задачу.

Из чего состоит водяное охлаждение?

По набору комплектующих элементов данная установка напоминает системы, которые устанавливают на автомобильных двигателях. Жидкостное охлаждение состоит из следующих основных узлов:

  1. Блок с воздушными вентиляторами.
  2. Водяной радиатор.
  3. Помпа.
  4. Расширительный бачок.
  5. Набор ватерблоков – предназначены для передачи тепловой энергии от нагретого компонента ПК к теплоносителю.
  6. Шланги.
  7. Патрубки.

Как работает водяное охлаждение компьютера?

Жидкостные охладители отводят тепло несколько по иному принципу, чем привычные воздушные кулеры. Разобраться в способе их работы сравнительно просто. Рассмотрим краткое описание, как функционирует система водяного охлаждения для процессора:

  1. Помпа обеспечивает непрерывную циркуляцию теплоносителя.
  2. По системе трубок жидкость поступает к горячим узлам ПК, на которые прикручены ватерблоки, где происходит непрерывный отбор тепловой энергии.
  3. Далее нагретый теплоноситель поступает в радиатор.
  4. С помощью вентиляторов пластины радиатора продуваются, и система жидкостного охлаждения отдает тепло в окружающую среду.

Тесты и впечатления от СВО

Температура процессора

в простое (после прогрева) — 46-48 (тишина)

в стресс тесте — 55-57 (отлично и не шумно)

в WOT на максимуме — 60-61с (нормально, вентиляторы на 70%, еще комфортно)

Температура питания

в простое — 50-52

в стресс тесте — 60-62

в WOT на максимуме — 63-65

Он отлично охлаждает и проц и радиатор питания! Не мешает «высокой» оперативе. Можно перевернуть и охлаждать оперативу!

Как вы могли заметить, температура упала не на много, но есть огромный плюс — это шум, т.е. теперь чтобы поддерживать температуру даже меньшую чем было, нужно меньше скорости вентиляторов! Т.к. настройки скорости вентиляторов остались прежними, если их вывести на максимальную скорость, то думаю температура упадет еще больше, но шум выйдет за комфортный предел!