Как сделать браширование древесины своими руками

Содержание

Применение состаренного дерева на фасаде

Наиболее распространенная область применения состаренной древесины – это уличный декор. Старое дерево прекрасно смотрится на фасадах и как основа, и как декоративный компонент.

Этот материал идеален в случаях, когда есть стремление сформировать деревенский стиль, сделать отсылку к какой-то давней исторической эпохе или придать народный колорит.

Основные изделия из дерева, которые будут прекрасно смотреться в состаренном формате,  – это ступени и перила лестниц, заборы и ограды, крыльцо и беседка, опоры для навесов и т.д.

Достаточно нескольких проб, чтобы научиться самостоятельно с легкостью состаривать любой деревянный предмет, независимо от формы и размера. Более того, после освоения азов можно переходить к контролируемой степени состаривания – одни предметы может потребоваться сделать “старше”, чем другие. Кроме того, одну и ту же поверхность можно будет со временем обработать по-иному.

Именно состаренное дерево формирует основу стиля немецкого фахверка. В этом случае деревянная отделка имеет место не только снаружи, но и внутри помещения. Таким образом, можно создать единый ансамбль между между интерьером и внешним видом здания.

Что касается затраты усилий на состаривание древесины для фасадов, но здесь сразу нужно готовиться к тому, что без дополнительных приспособлений не обойтись. Конечно, можно пытаться вручную обработать большие брусья для беседки или обшивки дачного домика, но это отнимет несоразмерного много времени. В этом смысле гораздо более рационально и целесообразно подумать о приобретении специализированных станков и автоматических приборов.

В чем заключается процесс браширования

Браширование – искусственное старение (состаривание) древесины с использованием различных приспособлений и особых техник. Весь процесс работы заключается в удалении при помощи жесткой, металлической щетки мягких верхних волокон древесины.

Вследствие выполнения этой работы остается твердая поверхность, на которой отчетливо выражена рисунок и структура годичных колец. В дальнейшем подбирается специальный оттенок, которые помогает еще больше отразить необходимый эффект старения дерева.

Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины. Особая тонировка позволяет выразить эффект патины, когда основная древесина окрашивается в один тон, а поры дерева в совершенно другой.

Искусственному старению легче всего поддаются такие деревья как: орех, лиственница, ясень, дуб и венге:

Практически не используют для браширования бук, клен, ольху, грушу, вишню. Используя технику браширования можно в итоге получить дерево совершенно с необычной окраской. Из красителей используют черные, фиолетовые, оранжевые, красные, белые, зеленые цвета.

В процессе искусственного старения нужное дерево подвергается и специальной обработке, необходимой для защиты материала от вредителей и гниения. После окраски заготовки полируют или покрывают лаком. Брашированная древесина широко применяется при изготовлении мебели, с ее использованием часто отделывают внутренние стены домов, создают различные аксессуары.

К преимуществам искусственно состаренного дерева можно отнести:

  • Необычный и самый модный внешний вид материала.
  • Устойчивость дерева к гниению и воздействию различных насекомых.
  • Возможность самостоятельного создания эксклюзивных вещей. Внешний вид подобных изделий можно оценить на твердые пять баллов, они не только выгодно подчеркивают эксклюзивность любых интерьеров, но и достаточно дорого и роскошно смотрятся.
  • Декоративная отделка простых пород деревьев позволяет создать искусственную имитацию экзотических пород древесины, при этом стоимость изделия всегда будет существенно ниже.

Процесс браширования требует использования специальных инструментов, необходимо соблюдать и всю технологию работы с древесиной. Простоту изготовления специально состаренной древесины самостоятельно можно оценить на четыре балла, но только в том случае, если имеется достаточный опыт и все нужные приспособления при работе с деревом.

На видео показан процесс браширования или старения древесины: 

Механический способ браширования

Полный цикл браширования древесины состоит из операций:

  1. Начальная обработка металлическими щетками для удаления части мягких волокон древесины с поверхностного слоя;
  2. Шлифование структурированной поверхности абразивной полимерной щеткой, либо крупнозернистой наждачной шкуркой;
  3. Окраска морилкой и другими красителями, результатом которой должен стать тот самый «эффект старины»;
  4. Полировка поверхности, иногда многослойное покрытие лаком. При этом, после высыхания каждого слоя проводят тщательную зачистку поверхности тонкими абразивными шкурками.

При брашировании древесины все работы можно проводить своими руками, либо с применением электрической углошлифовальной машинки (болгарки) или дрели. Понадобится приобрести разные насадки в виде металлических (стальной, медной или алюминиевой) щеток и абразивных синтетических щеток; прочих приспособлений для шлифовки и полировки дерева.

Черновая обработка древесины

При очищении поверхности дерева от мягких волокон, металлическую щетку рекомендуется водить в направлении их роста. Скорость движения щетки также должна быть одинаковой на всех участках поверхности.

Для получения более глубоко эффекта старения древесины, некоторые прибегают к грубым методам создания необходимого рельефа. Так, даже нанесение различных вмятин и зарубок с помощью топора может иметь высокохудожественный смысл. Разумеется, что такая обработка уместна лишь на крупных деталях интерьера.

Для получения максимально качественного результата, уделите внимание выбору положения источника освещения – луч света должен быть направлен поперек волокон. Только в этом случае вам будут видны все тонкости приобретаемой фактуры дерева.. Древесные заготовки, которые будут обрабатываться, должны быть высушены до состояния влажности 15-16%

Это необходимо чтобы на обрабатываемой поверхности было меньше ворсинок в виде приподнятых, но не выдранных волокон

Древесные заготовки, которые будут обрабатываться, должны быть высушены до состояния влажности 15-16%. Это необходимо чтобы на обрабатываемой поверхности было меньше ворсинок в виде приподнятых, но не выдранных волокон.

Иногда можно обойтись без металлической щетки. Потребуется применение универсальной абразивной щетки из полимерно-абразивных материалов. Принципы работы абразивной синтетической и металлической щетками одинаковы, но при работе с последней, результатом будет деликатная обработка древесины, с менее выраженными шероховатостями.

Шлифовка текстурированной поверхности

Шлифовкой убирают оставшиеся «лохматости» материала, в виде ворсинок из древесных волокон и создать приятную на ощупь поверхность. Нельзя очень сильно шлифовать выступающие части на поверхности, потому что они могут в процессе эксплуатации отколоться. Проводится шлифовка с помощью универсальной абразивной щетки или наждачной бумаги.

Придание эффекта старины с помощью окраски

После того, как мы успешно создали желаемый рельеф поверхности древесины, имитирующий обработку временем, необходимо усилить этот эффект с помощью окрашивания. Согласитесь, что свежая древесина со следами износа будет все-равно выглядеть новой, если не изменить ее окраску.

Игра цветов способна изменить нашу заготовку до неузнаваемости. С помощью нехитрой процедуры окраски, если она сделана профессионально, обычная древесина будет иметь солидный и презентабельный вид.

Наиболее доступный способ окрашивания брашированной поверхности – нанесение морилки с последующим смыванием. В мягкие слои древесины краска впитается мгновенно, а твердые участки окраситься не успеют. За счет этого естественный рисунок слоев дерева проявится и материал получит интересную фактуру. Можно добавить золотой краски (или другой по выбору), после нанесения которой нужно провести по плоскости древесины шпателем. Это уберет излишки краски, она закрасит лишь поры и вмятины.

Если брашированную древесину используют для покрытия полов или столешниц и полок, будет целесообразно заполнить все поры и вмятины специальными прозрачными шпаклевками. Это не даст забиться загрязнениям в поры и трещинки материала.

Финишная отделка — полировка и покрытие лаком

Чтобы декорированная поверхность приобрела полную готовность для использования, необходимо тщательно отполировать, провощить или покрыть лаком.

Эффект старого дерева получают за счет использования специального кракелюрного лака, который способствует образованию мелких трещин на поверхности. В эти трещины втирается краска или угольная пыль, что в итоге дает красивый своеобразный рисунок.

Инструмент и вспомогательные материалы

Нужно помнить, что до структурирования предмет должен быть хорошо обработан от дефектов и иметь гладкую поверхность. Иначе мы рискуем получить источник заноз или как минимум максимально затруднить операции шлифовки и полировки. Также работать нужно с просушенным деревом, чтобы его волокна в процессе работы не поднимались и не образовывали ворс.

Электроинструмент

Существует специальный электроинструмент фактически заменяющий станок. На отечественном рынке можно найти следующие модели:

  • Угловая шлифмашинка Festool Rustofix 180, идёт в комплекте с тремя щёточными насадками, имеется возможность подключения пылесоса;
  • Щёточная шлифовальная машина Makita 9741 — также имеется возможность подключения пылесоса, в комплекте — одна нейлоновая щётка;
  • Полировальная машинка Metabo SE 12-115 с плавным регулированием числа оборотов.

Для браширования древесины — инструмент удобный, но для разового применения вряд ли доступный из-за высокой цены. Его можно заменить болгаркой или дрелью. Пользоваться последней предпочтительнее, чем болгаркой, так как есть возможность регулировать обороты.

Паяльные лампы

Для обжига дерева необходима паяльная лампа или газовая горелка. Хорошо подходит для этих целей газовый паяльник «Dremel VersaTip» или его более дешёвый собрат «Dayrex».

Щётки

Для электрического инструмента понадобятся круглые щётки (крацовки, корщётки), размеры их подбираются строго к определённому виду инструмента. То есть для дрели и шлифмашинки щётки будут отличаться. Удобнее использовать широкие щётки, напоминающие валик, наподобие тех, что используются в промышленных станках.

Для ручного структурирования дерева берут ручные корщётки.

Щётки для браширования древесины «начерно» используют из стали или латуни, желательно с прямыми проволочками. Для шлифования выбирают синтетические щётки с абразивным напылением. Ну а для стадии полирования подходят щёточки с натуральным жёстким ворсом из сизаля или шерсти.

Художественные материалы

Чтобы обработанная поверхность выглядела по-настоящему шикарно, а изделие служило долгие годы, его необходимо защитить. Самое минимальное, что нужно сделать после всех стадий механической обработки — покрыть творение несколькими слоями лака, глянцевого или матового.

Можно дополнительно обработать изделие водной морилкой, краской или патинирующими составами, для придания ему большего налёта старины.

Если пользуются краской, то обычно её предварительно разводят водой до полупрозрачного состояния. Такой приём называется «лессировка». Суть использования морилки и лессировки краской в том, что волокна с различной плотностью впитывают краситель с разной скоростью. Более мягкие волокна — впитывают быстрее, чем твёрдые и окрашиваются интенсивнее. Чтобы усилить эффект, излишки красителя можно стереть салфеткой. Используются и краски цветов «металлик», для придания эффекта состарившейся позолоты, старой бронзы и т. д.

Патинирующие средства — это специальные художественные составы, для придания изделию эффекта потёртости, загрязнённости от времени. Наиболее доступен художественный битум.

На фото — примеры структурированной древесины с применением различных художественных эффектов состаривания.

Средства защиты

При обработке дерева неизбежна пыль. Поэтому необходимо использовать защитные очки, а желательно — и маску. Чтобы не повредить кожу рук проволочными щётками, лучше использовать нитяные перчатки.

Работая со всевозможными красителями легко испачкаться, поэтому настоятельно советуем пользоваться латексными перчатками. Морилки и в особенности битум, смываются с рук очень нескоро!

Если вы собираетесь перед брашировкой обжигать древесину — позаботьтесь о средствах для пожаротушения.

Наружное применение состаренного дерева

Такой декоративный материал отлично подходит для оформления фасадов в деревенском стиле. Прежде всего, это немецкий стиль фахверк: оригинальная отделка стен подразумевает использование деревянных балок грубой текстуры, придающих зданию характерный облик.

Отделка в стиле кантри также допускает использование состаренного дерева: это и сама обшивка, и ставни, и входные двери, а также элементы декора.

Перила, ступени, опорные столбы у крыльца – все это тоже может изготавливаться с применением описанных методов обработки дерева. Потренировавшись на небольших кусочках, вы сможете без особых усилий справиться с любыми поверхностями. Разумеется, большие по объему элементы, например обшивку для дома, обработать вручную не так просто, но для этого в продаже есть специальные станки. Самое главное – иметь желание, и тогда все обязательно получится.

Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне

Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.

Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.

Прованс

Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.

Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции. Для этого стиля характерны:

  • преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
  • искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
  • разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
  • множество элементов из дерева в отделке;
  • искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
  • фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
  • предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
  • обрешеченные панорамные окна;
  • деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.

Знаете ли вы? Самым высоким деревом в мире считается секвойя из Штата Калифорния. Ее ствол разросся до 115-метровой высоты, а в диаметре он достигает 8 м.

Шебби-шик

Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.

Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному. Стиль шебби-шик проявляется в следующих признаках:

  • отсутствие белых тонов;
  • превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
  • яркие контрастные цвета;
  • использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
  • на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
  • имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
  • из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
  • в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
  • отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.

Знаете ли вы? В Соединенных Штатах Америки к категории антикварных предметов относят все поделки, изготовленные до 1830 года, в Канаде — до 1847 года, а в Великобритании — до 1917 года.

Винтаж

Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.

Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.

Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи. Винтажному интерьеру свойственны:

  • превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные — бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
  • рисунки с цветами и растительностью;
  • искусственно сделанные изъяны;
  • напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
  • не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
  • лепнина в классическом стиле;
  • использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
  • присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
  • антикварная мебель из древесины и кованого металла.

Важно! Для искусственного состаривания рекомендованы пиломатериалы из следующих пород дерева: сосна, ель, дуб, ясень, лиственница, орех, венге, дуссия, метобо, кемпас, мербау. Доска может иметь сучки и другие изъяны — это даже к лучшему

Браширование электромеханическим инструментом

Технология работы с использованием электромеханических устройств является наиболее доступной для широкого круга домашних умельцев. Самым массовым и производительным методом считается браширование древесины болгаркой. Также в качестве основного приспособления для удаления мягких волокон часто применяют электрическую дрель, желательно с регулируемой скоростью вращения шпинделя.

Эффективность и производительность операций по старению существенно повышаются с применением насадок на болгарку для браширования древесины. Подбор характеристик специальных насадок (длина ворса, жесткость) осуществляется в зависимости от требуемой глубины или качества проработки поверхности.

Для облегчения работы по искусственному старению деревянных поверхностей современная промышленность предлагает множество моделей специальных машинок для браширования древесины, которые оборудуются широким ассортиментом плоских щеток.

Зачищающий фрезер таких машинок обустроен тремя щетками, каждая из которых отвечает за определенную операцию:

  • браширование осуществляется стальной проволочной щеткой;
  • синтетическая щетка служит для промежуточной чистки;
  • полировка поверхности производится сизалевой щеткой.

Применяются машинки в случаях работы с большими площадями материала (браширование пола).

Преимущества обработки

Дерево, обработанное с использованием технологии браширования, имеет ряд преимуществ.

Среди основных можно назвать следующие:

  1. Прочность. Все мягкие волокна удаляются. В результате физические нагрузки испытывают только твердые. Благодаря этому изделие из брашированного материала прочнее и дольше служит.
  2. Защита. Благодаря изменению структуры верхнего слоя древесных волокон материал лучше пропитывается защитными составами от бактерий, грибков и вредителей – они проникают гораздо глубже. Благодаря этому древесина менее подвержена воздействию перечисленных неблагоприятных факторов.
  3. Внешний вид. Брашированная древесина имеет очень интересную фактуру. Благодаря ей материал имеет необычный, привлекательный внешний вид, способный украсить любой интерьер.

Оборудование для структурирования древесины

Брашированное дерево в интерьере ванной стиля лофт

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Браширование древесины своими руками не составит труда

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

металлические щетки разной жесткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки

  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности

лак для вскрытия изделия по окончании процесса браширования

Строгий письменный стол с эффектом состаренной древесины

Пол из брашированной древесины смотрится очень интересно

Чтобы еще больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щетки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.

Где применяются изделия с брашированной поверхностью

Брашированная древесина выглядит уместно в интерьере любого стиля и архитектурного направления. С ее участием создаются стильные предметы декора. Дощечками с состаренной поверхностью отделывают участки стен и потолков, они прекрасно вписываются в облицовку каминных порталов, потолочных балок, декоративных и настоящих колонн.

Мебель, отделанная брашированными деталями в сочетании с патинированным металлом, особенно с медью, всегда выглядит изысканно и элегантно. В большой популярности у ценителей старины и краснодеревщиков деревянные заготовки, над внешностью которых поработали короеды. Искусственным путем такого эффекта добиться невозможно. Поэтому изделия из такой древесины ценятся знатоками особенно высоко.

Браширование древесины своими руками: инструкция

  1. Слегка смочите заготовку водой – так вы избавите себя от разлетающейся по мастерской древесной пыли. Вначале пройдитесь по образцу щеткой из металлической проволоки. Ее жесткость подбирается с учетом прочности и твердости выбранной древесины. Щетка должна быть достаточно твердой для того, чтобы счистить с заготовки верхний волокнистый слой, но в то же время умеренно мягкой, чтобы не повредить твердые волокна, из-за красоты которых, собственно говоря, браширование и делают. Перемещайте инструмент по ходу волокон, выбрав умеренный темп работы, чтобы как можно тщательнее выскоблить заготовку. Увеличив частоту оборотов механической щетки, можно запечь древесину, что крайне нежелательно, поэтому для каждого образца подбирают индивидуальный темп работы. Если вы орудуете обычным ручным инструментом, то с легкостью определите, с какой скоростью обрабатывать заготовку наиболее эффективно. Правда, ручная работа забирает больше усилий и времени.
  2. После первичной жесткой обработки детали поменяйте щетку на полимерную насадку с абразивным покрытием и отшлифуйте заготовку, чтобы удалить с ее поверхности ненужную шероховатость и остатки волокон. Только после того, как древесина будет отшлифована, можно объективно оценить качество вашего труда, увидеть, насколько глубоко было сделано структурирование. Если объем проделанной работы кажется вам недостаточным, бороздки, появившиеся на поверхности древесины, можно немного углубить. Главное, не переборщить. На этом же этапе заготовку можно дополнительно декорировать: с помощью стамески сделайте углубления естественной формы. После первичной шлифовки слегка подкорректируйте их, придав им первозданный естественный вид трещинок, которые могла бы нанести на дерево сама природа.
  3. Насадка, оснащенная сизалевой щеткой, пойдет в ход для финальной полировки древесины. Эта процедура придаст фактуре заготовки недостающий лоск и неповторимость. Если обрабатываете образец вручную, воспользуйтесь мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы получить идеально гладкую поверхность заготовки. Заглаженный образец готовят к окрашиванию и покрытию лаком: полностью высушивают и очищают от пыли.
  4. Чтобы придать детали особый налет благородности и роскоши, после покраски ее можно патинировать (окрасить глубокие трещины более темной краской) или позолотить. Если щедро нанести на рабочую поверхность морилку и быстро удалить излишки, мягковолокнистые участки впитают краску, а твердые волокна останутся светлыми. Непревзойденно выглядит на естественном фоне забитая в микротрещины золотая краска. После покраски пигментным составом заготовку еще раз подвергают полировке, которая сглаживает все неровности, появившиеся после окрашивания.
  5. Лак используют, когда заготовка тщательно очищена, вымыта и просушена. В обработке брашированных элементов для набора паркета применяют специально предназначенный для этой цели паркетный лак, тогда готовые полы долгое время будут сохранять свой первозданный вид.

Методы состаривания дерева

Искусственное состаривание дерева активно применяется дизайнерами в создании уникальных интерьерных проектов. Объясняется такая популярность просто: древесина сохраняет все свои физические характеристики, при этом приобретает новый, эффектный и самобытный вид.

Существует три метода состаривания древесины:

  1. Механический – деревянная поверхность либо обрабатывается щеткой из металла, в результате чего снимается мягкий верхний слой, а фактура становится рельефной (брашировка); либо наносятся тонирующие составы с последующей шлифовкой доски (патинирование). Часто оба способа комбинируют для получения более выразительной фактуры и цвета дерева.
  2. Химический – на поверхность наносится специальный состав на основе щелочи или нашатырного спирта, меняющий цвет верхних слоев древесины лиственных пород.
  3. Термический – слабый обжиг древесины любого вида горелкой с последующей шлифовкой металлической щеткой и тонированием.

Несмотря на сложность, технология браширования древесины сегодня является одной из самых популярных среди всех видов декоративной обработки. Она используется при изготовлении стилизованной под старину мебели, паркета, настенных и потолочных панелей, дверей, лестниц, настилов. Подобная декоративная отделка уместна в интерьере квартир, кафе, магазинов, галерей, студий. Состаренное дерево добавляет любой обстановке выразительности, намекает на «историчность» места.

Браширование древесины

Есть несколько способов создания доски под старину, спецоборудования для этого не понадобится, максимум – металлическая щетка, пара видов краски, лак и т. д. Конечно, можно приобрести уже обработанное нужным образом дерево, но нет гарантии, что оно точно будет соответствовать замыслу, да и цена его намного выше, чем у обычной древесины.

Механическое браширование

Плотность древесины неравномерна, более плотные и твердые участки чередуются с мягкими волокнами. Именно из-за этого спустя какое-то время поверхность дерева становится рельефной, мягкие фрагменты со временем просто разрушаются, а твердые остаются.

Этот процесс можно ускорить и просто обработать доску металлической щеткой. Тонкая стальная проволока удаляет мягкие фрагменты древесины, создавая нужный рельеф поверхности. После остается только с помощью краски либо морилки обработать доску и покрыть лаком поверх.

Работа выполняется в таком порядке:

сперва поверхность доски обрабатывается начерно, для того, чтобы ускорить процесс можно использовать специальные насадки на дрель

При обработке дерева важно, чтобы щетка перемещалась не поперек, а вдоль волокон, в противном случае нужного эффекта не добиться;. На фото – основные инструменты для браширования


На фото – основные инструменты для браширования

  • после можно пройтись по дереву щеткой, чтобы удалить опилки и мелкую щепу;
  • следующий этап предусматривает шлифовку деревянной поверхности с тем, чтобы окончательно удалить шероховатости и неровности. На этом этапе нужно использовать мелкозернистый наждак и не сильно давить на него, чтобы не снять весь созданный рельеф;


Такой рельеф должна иметь доска после обработки

далее инструкция предусматривает нанесение морилки либо краски, а также обработка поверхности лаком.

Просто красить дерево после браширования не следует, ведь на выходе мы должны получить не однотонную поверхность, выступающие твердые волокна должны выглядеть так, как будто краска на них стерлась за годы службы. Для того, чтобы добиться такого эффекта достаточно просто нанести морилку или тонкий слой краска и быстро промокнуть его губкой.

В мягкие участки древесины морилка впитается за секунды, а вот с выступающих твердых волокон удалиться практически полностью. После этого на поверхность изделия наносится несколько слоев лака, чтобы защитить покрытие от выцветания.

Химическое браширование

Такой способ обработки в бытовых условиях практические не используется из-за того, что он довольно трудоемок, к тому же понадобятся агрессивные жидкости для нанесения на дерево. Обычно используются растворы соляной и серной кислот средней силы, а также различные щелочи, аммиак.


Достаточно просто нанести жидкость на дерево

Суть такого метода сводится к тому, что жидкость наносится на дерево и буквально растворяет мягкие участки древесины. При обработке твердых пород потребуется многократное нанесение жидкости, что довольно неудобно. К тому же, перед последующим нанесением ЛКМ поверхность придется тщательно очистить механическим способом.

Что касается того, как делали доски в старину, то описанные приемы, конечно, не использовались. До появление первых лесопилок древесные стволы с помощью деревянных клиньев просто раскалывались вдоль, за счет чего и получалась неровная поверхность, ведь скол шел вдоль волокон, а они не расположены в стволе идеально ровно.


Примерно так делали доски в старину

Техника кракелюра

Значительный эффект состаривания поверхности придает создание трещин на покрытии, или техника кракелюра. В данном случае в верхнем слое красящего состава искусственно создается сеть трещин, сквозь которые видно основание либо базовый слой красящего вещества. Техника кракелюра необычайно красива и может быть различных видов: одношаговой, двухшаговой, многокомпонентной и т.д.

Наиболее простой в исполнении является одношаговая техника создания искусственных трещин в слое красящего состава. Для неё понадобится два различных цвета красящего вещества и, обязательно, бесцветный кракелюрный лак. В качестве первого слоя можно выбрать бронзовые, золотые или серебряные оттенки, которые придадут поверхности изысканный вид

После нанесения первого слоя важно, чтобы поверхность полностью просохла. Затем, довольно обильно, наносится прозрачный кракелюрный лак

В отличие от первого слоя красящего состава ждать полного его высыхания не следует, уже через 45 минут можно смело наносить второй слой колера

Лучше всего использовать для нанесения второго слоя акриловые краски

В отличие от первого слоя красящего состава ждать полного его высыхания не следует, уже через 45 минут можно смело наносить второй слой колера. Лучше всего использовать для нанесения второго слоя акриловые краски

Причем важно развести их водой и добиться не слишком густой консистенции. Однако, сильно разбавлять красящий состав водой также не следует, так как трещины будут гораздо больше

Можно несколько ускорить процесс высыхания красящего состава, воспользовавшись обычным либо строительным феном

Спустя сутки после полного высыхания поверхности и образования не ней сетки искусственных трещин рекомендуется закрепить покрытие шеллачным либо акриловым лаком

Можно несколько ускорить процесс высыхания красящего состава, воспользовавшись обычным либо строительным феном. Спустя сутки после полного высыхания поверхности и образования не ней сетки искусственных трещин рекомендуется закрепить покрытие шеллачным либо акриловым лаком.

Довольно интересна техника микрокракелирования, то есть создание на стилизуемой поверхности сетки микротрещин, которые образуют тонкую паутину. В целом данная техника весьма схожа с описанной ранее, хотя имеются и некоторые особенности. Например, в качестве основы на поверхность необходимо нанести прозрачный грунт, а после его полного высыхания наносится бесцветный кракелюрный лак. При высыхании на поверхности образуется сеть мелких трещин размером от одного миллиметра. При желании для защиты на покрытие можно нанести слой патины, пасты, либо масляных красок.

Немного теории

Такие эффекты, как шероховатость, неровная острожка, винтажный вид пиломатериалов являются мега-трендом в мебельной промышленности, производстве половой доски. «Деревенский» внешний вид создаёт впечатление ручной работы, подчёркивает натуральность дерева.

Браширование дерева также служит этим целям. Процесс заключается в удалении светлоокрашенной мягкой древесины между годовыми кольцами (она доставляла питательные вещества в крону), сохранении тёмноокрашенного кольца (обеспечивало дереву механическую прочность).

В результате образуется рельеф с перепадами от 0,1 до 3 мм. Выбор правильной заготовки важен – её структура формирует окончательный вид готового изделия.

Как распиливают круглый деловой лес?

Основные виды.

1. Торцовый.2. Радиальный.3. Тангенциальный.

На торцовом срезе годичные слои видны как концентрические кольца, ширина их различна. Они есть у большинства пород, но особенно хорошо просматриваются у хвойных.

Радиальный разрез: твёрдые годичные полосы имеют вид продольных параллельных линий.

На тангенциальном — извилистые V-образные.

Смешанный разрез объединяет предыдущие.

Для браширования мебельной заготовки берутся доски любого раскроя, для половой доски предпочтительно радиальные, так как они наиболее стойки механически.

Теперь мы знаем, какие бруски использовались для столешницы кофейного столика. В центре – тангенциальные, крайний – смешанные, ближе к радиальным.