Домашний ламповый винил-корректор (ef86, 6н2п)

Содержание

Винил корректор с двухполярным питанием

Следующая схема была найдена в книге “”Искусство схемотехники”- П.Хоровиц, У.Хилл (стр. 167). На схеме изображен один канал винил корректора:

По сути эта та же самая схема. Но теперь уже используется двухполярное питание, а так же иначе рассчитаны номиналы частотозадающих цепей. Использование двухполярного питания позволяет отказаться как от применения делителей для формирования половинного напряжения питания, так и от выходного конденсатора. Входной конденсатор следует оставить для отсечениея возможного постоянного напряжения предыдущего каскада, а так же как элемент входной RC цепи.

В данной схеме, как и в предыдущей следует установить емкости по питанию 10-100 мкФ и 0.1 мкФ максимально близко к ножкам питания ОУ. Заземленный конденсатор в 47 мкФ уменьшает коэффициент усиления по постоянному току до единицы.

График представляет из себя частотную характеристику усилителя воспроизведения, построенную относительно значения коэффициента усиления 0 дБ при частоте 1кГц.

В качестве операционных усилителей могут быть применены и TL062, TL072, но лучше отдать предпочтение TDA2320, L4558, LM833 и другим ОУ, предназначенным для звуковых цепей, либо обладающими высоким входным сопротивление (>1МОм), низким уровнем шумов и высокой скоростью нарастания сигнала.

Тема: Винил корректор от Никитина

Опции темы

Я бы поставил просто по одной TL431 на канал.

P.S. 1. Все, конечно, относится к тому варианту, который я собирал. 2. Если рокот у вертушки небольшой, лучше увеличить входной конденсатор до 1мкФ, применив тот же К50-29.

Trec это почти такие же электролиты как FILIPS, JAMICON. Отличие, что в холоде до меньшей температуры емкость сохраняют.

Поставлю наверно какие найду. Часть С2-29, часть МЛТ.

Рокот у вертушки конечно небольшой. Привод через пассик. Может имеет смысл на транзисторе КТ602 (на выходе повторителем стоит) организовать рокот фильтр для покоробленных пластинок?

Еще вопрос. Можно ли звукосниматель подключить между опорой на светодиоде, шунтированном емкостью и входом без разделительной емкости? Ведь в этом случае можно опору зашунтировать МБГО. На эту емкость не будут наводиться наводки 50гц.

Если именно такие как «FILIPS» или как «Rulicon», то наверное «лучше не надо

Т.е. такой каскад будет иметь вых.сопротивление, равное сопротивлению повторителя?

Выполнено как «двойное моно». Питание от аккумуляторов.

Здесь нет входного конденсатора, улучшена нагрузочная способность и уменьшена нелинейность входной ёмкости.

Музыка

Восторженными эпитетами и аудиофильскими терминами я сыпать не буду. Напишу только то, что я получил именно то, на что рассчитывал. Звучание, располагающее к расслабляющему прослушиванию, с шикарной стереосценой, где слышен каждый инструмент. Тот случай, когда уже не хочется ничего анализировать. При этом, на некоторых записях получается настолько сфокусированный звук, что мне иногда казалось, что вокалист поет из громкоговорителя центрального канала от ДК. Один раз, я даже не выдержал и снял его со стойки.

Известно, что для глубокой стереосцены колонки нужно отодвинуть как минимум на метр от задней стены. К сожалению, расположить акустику таким образом, большинству пользователей не представляется возможным, в том числе и мне. Но я провел эксперимент, расположил колонки по короткой стене комнаты, что дало возможность отодвинуть их подальше от стены и это дало ошеломляющий результат. Например, на небезызвестном тестовом диске Visaton, треке №15, где звучат барабаны и трубы, создается ощущение, что барабаны находятся от вас метрах в 20, а то и дальше.

Немного «теплом ламповом звуке». Да, обычно звук ламповых усилителей имеет смягченную подачу. Для кого-то это будет плюсом, как для меня, для кого-то минусом, например, для любителей современной зубодробительной музыки. Хотя, я специально скачал и послушал альбом Billie Eilish «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» и (абстрагировавшись от самого материала) недостатка в динамике не услышал, особенно, в ультралинейном режиме.

Те, кому сейчас 40+, наверняка слушали в детстве ламповую радиолу и впитали ее звук на подсознательном уровне, поэтому звук ламповых усилителей может ассоциироваться с чем-то родным и уютным. Но все равно, восприятие – вещь сугубо индивидуальная. Поэтому развивать эту тему не вижу смысла.

Характеристики фонокорректоров

Хороший фонокорректор должен обладать следующими достоинствами:

  • Внешний блок питания. Качественный блок питания фонера не дает наводок на тракт звуковоспроизведения проигрывателя. Иногда питание осуществляют при помощи аккумуляторных батарей.
  • Поддержка МС и ММ головки. Если не планируется вкладывать серьезные деньги и покупать дорогую головку с подвижной катушкой, то можно приобрести и фонокорректор только для головки ММ.
  • Отношение сигнал/шум. В идеале усиливающее устройство должно обрабатывать сигнал, не добавляя к нему никаких собственных шумов. В реальности недорогие устройства имеют соотношение сигнал/шум на уровне 20−40 ДБ, а высококачественные приборы — не менее 100ДБ.
  • Входное сопротивление фонопредусилителя, как правило, равно 47 кОм. Но некоторые приборы имеют возможность настройки входного сопротивления. Это делается для подстройки под некоторые модели картриджей. В документации на каждую звукоснимающую головку есть описание, с каким сопротивлением фонокорректора она должна работать.
  • Входы и выходы. Имеет значение количество и качество входящих и исходящих разъемов, а также возможность их регулировки. Это зависит от того, какая аппаратура, кроме фонокорректора, будет использоваться в системе.

Oehlbach 4701 — 8000 руб. Победитель теста.

Фонокорректор Oehlbach 4701 и внешний блок питания.

У фонокорректора небольшой, аккуратный и увесистый для своих размеров корпус. Сетевой адаптер, как и у всех остальных аппаратов в этой части теста, выносной, в виде вилке адаптера. Никаких настроек нет, только выключатель на передней панели, подсвечивающийся яркими голубыми светодиодами, и переключатель ММ/МС. Внутри вся схема собрана на одной плате, занимающей весь корпус. В плане схемотехники — ничего кардинально отличающегося от прочих участников теста. Недорогие детали, обычный в меру аккуратный монтаж, ожидаемые операционные усилители. Может быть, несколько больше внимания уделено питанию, но в целом все ожидаемо и предсказуемо.

Начинка не сильно выделяется в сравнении с прочими тестируемыми, хотя свои необычные моменты здесь есть.Задняя панель. Здесь только разъемы, клемма заземления и гнездо сетевого адаптера.

Звук получается объемный, хлесткий, напористый, с хорошим басом и нижней серединой. Средние частоты на этом фоне чуть-чуть теряются, но в целом середина относительно ровная, прозрачная. На верхах есть небольшой акцент. Сцена средней ширины, глубокая, с хорошей локализацией и правильными пропорциями. Есть и воздух, и фактура, и подвижность. Детальность очень даже неплоха, да и динамика на уровне. Звук получается плотным, насыщенным, но одновременно подвижным, лишенным излишней напористости или агрессивности. Окраски как таковой тоже не наблюдается. В целом все воспринимается чуть-чуть резковато-подчеркнуто, но подача скорее правильная. Тембрально есть совсем незначительное упрощение, но даже на весьма сложных записей многообразие звуков остается именно многообразием, а не сливается во что-то непонятное и трудноразличимое. Характер у аппарата задорный, живой, музыку можно слушать долго, и она в большинстве своем (я не рассматриваю, к примеру, большие хоры) не утомляет, а звук не вызывает отторжения или разочарования. При работе с МС-головкой результаты неожиданные. Акцент на нижней части диапазона стал именно явным акцентом, а не просто масштабным басом. За счет этого начали маскироваться нюансы и детали в остальной части диапазона. Также появилась несколько избыточная слитность и тягучесть, отчасти потерялась глубина и воздушность сцены. Поэтому если уж и использовать этот корректор с МС-головками, то с теми, которые дают открытый пронзительный, но не самый басовитый звук.

Выводы

Несмотря на то что в этом тесте я рассматривал совсем недорогие и несложные технически аппараты, подтвердилось то, что и должно было подтвердиться. В этом диапазоне все аппараты отличаются друг от друга, и в плане звучания имеют не намного меньше различий, чем имеют между собой аппараты более дорогие. Сравнивать фонокорректоры за 5000 и за 50 000 рублей, конечно же, некорректно, но в обозначенных рамках тест получился вполне информативным. Каким бы ни был планируемый бюджет на покупку техники, распорядиться имеющимися средствами всегда лучше с максимальной отдачей, поэтому, выбирая бюджетный компонент в свою систему, лучше отойти подальше от большинства сайтов и форумов в рунете, где железка дешевле пары тысяч долларов или евро вообще ни за что не считается, и выбирать все на свой слух, по своим потребностям и предпочтениям — ведь именно вам, а не кому-то еще слушать свое приобретение, а от правильности выбора будет в немалой степени зависеть степень получаемого от звука и от музыки удовольствия. В отношении самого бюджетного сегмента это выбор сложнее, чем в случае с аппаратами дорогими. Дорогая техника в большинстве своем не имеет явных и значимых недостатков в звучании, а разница сводится к тому, как она звучит на ваш вкус. В бюджетном же сегменте всегда будут встречаться аппараты, звучащие совершенно непотребно, так, что в их случае речь идет не о каком-то почерке или стилистике звучания, а об откровенном звуковом мусоре. И таких аппаратов, безусловно, нужно избегать.

Но это все лирика, а обобщение для всего теста и окончательные выводы я оставлю для материала в следующий номер, куда войдут не менее, а в чем-то и более интересные фонокорректоры. Тем более что тест уже завершен, результаты подведены.

Лучшие гибридные фонокорректоры

Задорно светящийся «глазом» двойного триода 12AU7 немецкий фонокорректор собран из двух блоков – непосредственно фонокорректором является только верхний, внизу – отдельный блок питания. Позабавило, что по питанию модули соединяются с помощью разъемов DB-9 (если помните компьютерные COM-порты, то и этот разъем сразу узнаете).

Итак, что «умеет» этот стерео ламповый фонокорректор? Он не просто поддерживает ММ- и МС-картриджи, но еще и оснащен тонкой подстройкой под конкретный. Переверните блок корректора, и на его днище увидите набор микропереключателей, управляющих входной емкостью и импедансом тракта. Есть у него и USB-выход – о, пусть покарает аудиофильский Б-г нечестивцев, совместивших «цифру» с «лампой»!

Звучание у фонокорректора отличается отличной детализацией и динамикой, начиная от средних частот и выше. Бас может показаться слегка слабоватым, но это вещь на любителя. В целом все-таки стоит признать окрас звучания близким к нейтральному, без выраженной «ламповости». Впрочем, у этого есть своя причина – штатно установленная лампа однозначно должна пойти под замену, если настолько дотошно подходить к звуку.

В целом же корректор вышел интересным, к тому же позволяющим не терять возможность работы с «цифрой» при всей положенной лампо-виниловой архаике.

Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва

, по которой и решил сделать столь необходимый девайс. Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем. Буду слушать свой вариант.

Rega Fono Mini A2D — 6500 руб.

Фонокорректор Rega Fono Mini A2D и внешний блок питания.

Фонокорректор собран в совсем миниатюрном корпусе. Внешне все аккуратно и даже аскетично. Один вход, предназначенный только для подключения ММ-головок, один выход, выносной блок питания, маленький и неяркий светодиодный индикатор, расположенный на задней панели. Никаких настроек не предусмотрено. Но есть и одна особенность — в корпус, помимо ММ-фонокорректора, встроен еще и аналого-цифровой преобразователь с регулировкой уровня. В тесте эту функцию я оценивать не буду, но раз она есть, о ней нужно упомянуть. Да и в некоторых случаях встроенный АЦП может быть востребован, например, для записи любимых пластинок для последующего прослушивания на портативной аппаратуре. Для качественных оцифровок, конечно, нужна более серьезная техника, но мы-то рассуждаем о бюджетных вариантах. Внутри все собрано на одной плате, примерно половину занимает фонокорректор, а вторая половина приходится на АЦП. Схема очень простая, с использованием операционных усилителей. Детали скромные, монтаж аккуратный.

Изготовлено все аккуратно, но схема очень простая. Примерно половину платы занимает ММ-фонокорректор, а вторую половину — АЦП.Задняя панель. Разъемы для подключения, светодиодный индикатор и все.

Звук насыщенный, плотный, с явственно силовой подачей и акцентированием основных тонов. Детальность умеренная, динамика тоже не самая высокая. Тембрально все несколько упрощено и сглажено. Бас объемный, хлесткий, середина чуть приподнята и затеплена. Верхние частоты немного резкие. Сцена средней ширины, не самая глубокая, с плотно-телесными яркими насыщенными образами. Однако все эти неоднозначные черты складываются во вполне цельный харизматичный почерк, с явной эмоциональностью и музыкальностью. Да, почерк неуниверсальный, но где-то он может оказаться вполне к месту. А именно в сочетании с младшими моделями проигрывателей Rega. Да и другие сочетания вполне возможны. В плане жанров по мере усложнения произведений, увеличения числа звучащих инструментов можно заметить упрощение звука, снижение разборчивости. Впрочем, если речь идет о бюджетном тракте или, к примеру, о сочетании с младшими проигрывателями Rega, все это не покажется выпадающим из общей цельной картины. Такой почерк он или нравится, или нет, и тут остается только выбирать, так как средние значения не просматриваются. По эмоциональной насыщенности это один из самых ярких аппаратов в тесте.

Предисловие

Много раз у меня возникали мысли о ламповом усилителе, но цены на фирменные аппараты из интересующего сегмента, легко переваливающие за миллион, были далеко не в моем бюджете. Был вариант попробовать авторские изделия, вот как раз к ним у меня было отношение не то чтобы пренебрежительное, но настороженное. Но случилось так, что, находясь на очередной прослушке, я был очень впечатлён звучанием авторского лампового усилителя на лампах 300В. Правда, подключен он был к АС на широкополосных динамиках, особенности звучания которых не совсем мне подходят. А когда я узнал, что автором усилителя является наш земляк, гуру лампостроения, у которого можно заказать усилитель под свои требования, окончательно утвердился во мнении, что нужно этот шанс использовать.

Забегая вперед, скажу, что я ни разу не пожалел, что ввязался в эту авантюру и результатом остался доволен. Не очень красиво «хвалить свою капусту», поэтому, постараюсь вести сдержанное, насколько это возможно, повествование. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен.

Устройство фонокорректора

Фонокорректор — это первое устройство, в которое попадает обрабатываемый сигнал. Если фонокорректора нет, или он работает неправильно, становится неважным, какие присоединены на выходе усилитель и колонки. Хорошего звука уже не будет.

В процессе записи виниловой грампластинки производится коррекция частот записываемой музыки. Уровень высоких частот искусственным образом повышается, а уровень низких — понижается. Это делается для того, чтобы минимизировать количество шумов при воспроизведении с пластинки, и избежать перескакивания иглы с дорожки на дорожку.

При воспроизведении с винилового диска, происходит обратная трансформация сигнала. Восстанавливается исходный спектральный состав, понижая уровень высоких частот и повышая уровень низких. Также повышается общий уровень сигнала до значений необходимых для стандартного линейного входа.

Именно за эту обработку и отвечает фонокорректор. Первый стандарт по такой коррекции звука был создан в 1953 году, американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии. Позднее в стандарт вводились изменения, но они не завоевали популярность. На данный момент большинство производителей фонокорректоров следуют первоначальному стандарту RIAA 1953 года.

Соединение между блоками

Осталось добавить, как между собой связаны отдельные блоки, описанные выше. Предусилитель подключен к селектору входов. Выход селектора подключен к двойному линейному потенциометру 20 кОм, выход потенциометра отделен и подключен к усилителю наушников, главному усилителю, индикатору управления и линейному выходу.

Весь аппарат помещен в довольно маленький корпус. Платы привинчены к пластиковым переходникам, прикрепленным к корпусу, как на нижней части корпуса (трансформатор и силовая плата), так и на верхней. На передней панели находятся:

  • выключатель,
  • лампа, указывающая, что устройство включено,
  • селекторный переключатель входа,
  • индикатор уровня,
  • выход на наушники,
  • регулятор громкости,
  • кнопка отключения звука.

Задняя панель заполнена разъемом для сетевого кабеля, гнездом предохранителя, разъемом для подключения динамиков, входом / выходом. Далее ещё несколько фотографий из процесса создания аудио усилителя:

↑ Детали

Всё резисторы металлоплёночные, мощностью 0,25 Вт. Требуемое сопротивление резисторов R4, R7, R12 можно получить или в ходе подбора деталей, или составляя несколько резюков. Конденсаторы выбирать желательно качественные. Электролит на входе я заменил плёнкой на 1 мкф. Вместо указанных транзисторов можно применить BC556C, BC557C (VT1); BC550C, 2N5088 (VT2, VT4); 2N3906, 2N4403, BC214 (VT3), однако расположение выводов у транзисторов BC и 2N отличается от 2SC

Важно уделить внимание правильной разводке «земли» и экранированию. Правильно собранная схема в наладке не нуждается. Вот с подбором C1, по идее, нужно поиграть с каждой конкретной моделью звукоснимателя

Вот с подбором C1, по идее, нужно поиграть с каждой конкретной моделью звукоснимателя.

Чем интересна сама TDA 2320A

Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом . В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.

Усилитель класса А гарантирует меньшее количество нелинейных искажений. Данная микросхема может работать как при однополярном напряжении питания от 3 до 36 вольт так и при двуполярном от +-1.5 до +-18 вольт соответственно. Распиновка микросхемы стандартная для операционных усилителей:

Данная микросхема разработана специально для использования в звуковых цепях, а возможность работы при таком низком напряжении питания в 3 вольта, позволяет использовать ее для портативных устройств, например для кассетного плеера. В даташите приведены примеры и других схем фильтров и корректоров.

Электронные компоненты

В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.

Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.

Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.

Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.

При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов). Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона

В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно

Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.

На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.

Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?

По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты

(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.

Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.

В. Пузанов. г. Брянск. РМ-04-17, 05-17.

Ресурсы: 1. radiolamp.ucoz.ru

Vincent PHO-111 — 4200 руб.

Фонокорректор Vincent PHO-111 и внешний адаптер питания.

Небольшой легкий аппарат, у которого сразу определяется один недостаток: на передней панели расположен большой ярко-красный светодиод, указывающий на то, что корректор включен в сеть. А рассчитан он на постоянное включение. Такая подсветка может заметно мешать, даже если корректор установлен в стойке за усилителем — яркости для этого вполне хватит. И светодиод сильно выдается над поверхностью корпуса, заклеить его каким-то аккуратным кружочком не получится. Изготовление в целом сразу выдает бюджетный аппарат. Корпус из тонкого металла, совсем недорогой выносной блок питания, начинка — все очень экономно. Внутри одна несложная схема на операционных усилителях — совсем простая плата, бюджетные детали и не самый аккуратный монтаж. В плане функционала фонокорректор может работать как с ММ-, так и с МС-головками. Для ММ-головок предусмотрено два режима, позволяющих устанавливать емкость в 100 или 300 пФ. Для МС-головок никаких настроек нет.

Простая схема, совсем недорогие комплектующие и не самый аккуратный монтаж.Задняя панель. Входные и выходные разъемы и переключатель режимов работы в виде поворачивающейся ручки.

Звук аппарата с ММ-головкой получается тембрально более-менее правильный, с неплохим но не очень точным басом, открытой серединой и неяркими верхними частотами. Звучание чуть суховатое и одновременно достаточно слитное. Подача более-менее сбалансированная, но в целом упрощенная. Детальность не очень высокая, динамика сглаженная. Сцена широкая, глубокая, многоплановая. Образы плотные, насыщенные, но неяркие. Воздух в сцене ощущается умеренно. Эмоции на записях чувствуются недостаточно полновесно, не хватает тонкости переходов и оттенков. При работе с МС-головкой почерк в целом сохраняется. В звуке появляется чуть большая детальность, наполненность нюансами, но менее стройно передается объем звука, теряется телесность и осязаемость. Такая подача не раскрывает потенциально сильных сторон МС-головок, да и те, хорошо мне знакомые головки, которые я использовал для теста, прозвучали блекло. В качестве ММ-фонокорректора аппарат можно пробовать использовать в сочетании с излишне резким, ярким трактом, в котором звуку не хватает плотности и слитности.

Результат

Если описать одним словом — система стала звучать более натурально

То, что ранее не было важно — приобрело значение. Например, я убрал пробково-резиновый слипмат — и звучание стало более открытым

Попробовал ставить клэмп — и система отреагировала некоторой «зажатостью» звука. До модернизации система была более «грубой», менее чувствительной. Там подобные манипуляции никак не меняли характер звучания. Тем не менее я попытаюсь описать и звучание:

— повысилась точность и тонкость звучания. Начинаешь понимать, что дело не в яркости высоких или выпирающей середине (даже чуть-чуть), а в общем балансе, где каждый звук не доминирует, а создает звуковую картину, очень близкую к натуральной. Резюме: повысилась естественность звучания;

— появился бас на тех записях, где его было откровенно мало;

— замена безымянного межблочного кабеля на DH Labs с WBT-коннекторами подтвердило простую истину: в тракте не бывает второстепенных компонентов. Новый кабель прекратил чуть выпячивать верха, верхняя середина тоже успокоилась — тональный баланс звучания выровнялся и приобрел более натуральное звучание;

— фонокабель Pro-Ject Connect It, идущий в комплекте с проигрывателем Pro-Ject X1, вполне соответствует уровню проигрывателя, однако замена этого компонента на Ortofon 6NX-TSW 1010R показала: рост качества возможен. Улучшилась разрешающая способность, добавился «воздух», а еще выровнялся общий баланс звучания;

Что, напротив, вызвало дискомфорт? Для прослушивания на той же громкости, что и с ММ-головой, регулятор громкости надо увеличивать примерно на 1 час. Скажем, если ранее пластинка комфортно звучала при положении регулятора громкости на 10 часов, то теперь — на 11. Это говорит о том, что выходное напряжение фонокорректора Luxman E-200 меньше, чем у моего предыдущего фонокорректора PS Audio PS II MK5 (от К. Бабина).

Настройка обновленного винилового тракта заняла больше месяца. Около 40 часов заняла приработка иглы нового звукоснимателя. Поскольку я заменил два кабеля (фонокабель и межблочный), это заняло в сумме 15 дней. Кабели я менял не одновременно, а последовательно. Сделано это было для того, чтобы оценить степень влияния каждого кабеля на звук тракта.

Финальная настройка звукоснимателя производилась на слух после замены всех компонентов. Был уточнен прижимной вес иглы. Сейчас он равен 2,2 г. При рекомендованной производителем прижимной силе в 2,3 г. звучание показалось мне чуть жестковатым.

При внесении нового компонента в тракт я придерживался простого правила: никуда не спешить и оценивать звучание тракта с этим компонентом только после того, как я перестаю замечать изменение в звуке. То есть звучание всего тракта не менялось на протяжении нескольких прослушиваний. На это уходило от 5 дней и более.

Повторюсь: при замене того или иного компонента тракта первоначальное звучание никогда не совпадало с устаканившимся звуком. И еще: если происходит апгрейд какого-либо кабеля, новый претендент должен доказать свое преимущество. То есть тракт с новым кабелем должен звучать лучше. «Лучше» для меня — синоним слова «натуральнее».

Был ли ВАУ-эффект? Был. Как зазвучала старенькая мелодиевская пластинка в состоянии VG — «Времена года» А. Вивальди в исполнении Камерного оркестра Латвийской государственной филармонии п/у Т. Лифшица (С10-05143-44) — такого я не слышал. Масштаб сцены, как по фронту, так и в глубину, и звучание оркестра — потрясли!

Порядок сборки и настройки

Сначала собирается схема полностью, кроме самой микросхемы К157УД2. На место микросхем-стабилизаторов ставятся перемычки и замеряются напряжения питания при имеющемся адаптере питания (от 10 до 15В). Напряжения должны быть равны напряжению адаптера, умноженному на корень из двух (или немного больше). Если напряжения соответствуют указанной формуле, но превышают 17В, необходимо установить стабилизаторы 7815 и 7915. Если напряжения получились меньше высчитанных по формуле, необходимо увеличить ёмкость фильтрующих конденсаторов т.к. имеется недостаточное «затягивание» промежутков между полупериодами. Затем устанавливается микросхема и проверяется уровень фона на выходе при замкнутом на массу входе. Если фон прослушивается, необходимо экранировать корпус и, если потребуется, добавить ёмкости фильтрующими конденсаторам.

Выбор компонент

Два человека повлияли на выбор конкретных компонент модернизации винилового сетапа

@Gorbatov указал на то, что среди фонокорректоров среднего ценового диапазона следует обратить внимание на вторичный рынок и конкретно — на фонокорректор Luxman E-200. А также что MC-звукосниматель начального уровня Ortofon Quintet Red очень прилично звучит для своей цены

Luxman E-200 в прекрасном состоянии (как косметическом, так и функциональном) был приобретен на вторичном рынке за 66 000 рублей (включая пересылку из другого региона).

Новый звукосниматель Ortofon Quintet Red обошелся в 23 500 рублей в известном сетевом магазине (тут свою роль сыграли скидки за былые «заслуги»). Если учесть, что за заменяемые компоненты (звукосниматель Ortofon 2M Blue и фонокорректор PS Audio PS II MK5 (К. Бабин) я выручил 28 000 рублей (продажа), то общая стоимость перехода на новый уровень составила 61 500 рублей.

В результате, стоковый фонокабель Pro-Ject Connect It, прилагавшийся к проигрывателю Pro-Ject X1 был заменен на фонокабель Ortofon 6NX-TSW 1010R, который обошелся в 21 850 рублей.

Межблочный ноунейм-кабель, соединявший фонокорректор с усилителем, был заменен на кабель DH Labs с коннекторами WBT-0144. Стоимость такого кабеля — 10 000 рублей.

Таким образом, общие вложения в модернизацию составили 93 350 рублей. Это сопоставимо с вложениями в мой первый виниловый сетап.

Архив

АрхивВыберите месяц Август 2021  (1) Июль 2021  (2) Июнь 2021  (1) Май 2021  (1) Март 2021  (2) Февраль 2021  (2) Январь 2021  (1) Май 2020  (1) Апрель 2020  (1) Март 2020  (1) Январь 2020  (2) Декабрь 2019  (1) Октябрь 2019  (2) Сентябрь 2019  (2) Август 2019  (3) Апрель 2018  (1) Декабрь 2017  (1) Сентябрь 2016  (1) Май 2016  (1) Апрель 2016  (1) Март 2016  (1) Февраль 2016  (1) Январь 2016  (2) Декабрь 2015  (1) Сентябрь 2015  (2) Август 2015  (3) Июль 2015  (1) Июнь 2015  (1) Май 2015  (3) Апрель 2015  (4) Март 2015  (3) Январь 2015  (2) Ноябрь 2014  (4) Октябрь 2014  (3) Сентябрь 2014  (1) Август 2014  (3) Июль 2014  (2) Июнь 2014  (1) Май 2014  (3) Апрель 2014  (4) Январь 2014  (2) Декабрь 2013  (1) Ноябрь 2013  (5) Октябрь 2013  (4) Сентябрь 2013  (3) Август 2013  (3) Июнь 2013  (6) Май 2013  (11) Апрель 2013  (11) Март 2013  (2) Февраль 2013  (3) Январь 2013  (4) Декабрь 2012  (9) Ноябрь 2012  (6) Октябрь 2012  (1) Сентябрь 2012  (2) Август 2012  (4) Июль 2012  (9) Июнь 2012  (7) Май 2012  (6) Апрель 2012  (11) Март 2012  (7) Февраль 2012  (4) Январь 2012  (2) Декабрь 2011  (4) Ноябрь 2011  (12) Октябрь 2011  (1) Май 2011  (1) Март 2011  (2)

Корпуса

Как оказалось, изготовить приятный внешне и подходящий по всем параметрам корпус для лампового усилителя задача нетривиальная. Стенки корпуса должны быть толстыми, чтобы не прогибаться под многокилограммовыми трансформаторами, коих аж 5 штук. Отверстия под лампы, разъемы и переключатели должны быть рассчитаны и вырезаны с точностью до миллиметра. А еще нужны внутренние экраны, щели вентиляции и т.д. В результате пришлось создавать 3D-модель, чтобы все детали можно было согласовать окончательно.

3D- модель усилителя

После изготовления корпуса из стали, а передней панели из алюминия, все отверстия были вырезаны с помощью лазерной резки. Дальше корпус был отдан на покраску. С фонокорректором все оказалось несколько проще. Единственное что, пришлось подгонять его внешней вид и высоту под корпус усилителя, чтобы они смотрелись в едином стиле. Для пущей красоты, ручки, ножки и прочая мелочь были заказаны готовые, на алиэкспресс.

Оставалась еще одна, немаловажная, вещь — нанесение надписей на передние панели. Т.к. я изначально хотел корпуса именно в черном цвете, вариант с нанесением надписей лазерной гравировкой отпадал. Пришлось искать конторы, которые могли бы с этим справиться. Первым логичным вариантом была шелкография. Но из-за пары панелей никто браться не хотел, а при минимальном заказе в 20 штук, цена уже выходила не совсем адекватная. Следующим вариантом были фирмы по изготовлению всяческой рекламы с их продвинутыми принтерами. В большинстве мест, куда я обращался, мне отказали, либо сославшись на то, что поверхность панелей шершавая и краска поплывет, либо на то, что для печати панель должна быть плоской, а не с торчащими сзади шпильками. Но к счастью, была найдена организация, которая согласилась взять заказ и выполнила его на должном уровне.

Передние панели после нанесения надписей