Индикатор короткозамкнутых витков своими руками

Содержание

Индикаторы неисправностей для ВЛ | Стример МСК

Индикаторы короткого замыкания (ИКЗ) для воздушных линий распределительных электрических сетей 6-110 кВ предназначены для определения повреждённого участка сети, а также мониторинга состояния линий. Индикаторы регистрируют аварии основных типов — межфазное замыкание и однофазное замыкание на землю. ИКЗ позволяют задавать параметры регистрации событий для исключения ложных срабатываний и сохраняют в памяти информацию по последним авариям. Индикаторы не требуют модернизации силового оборудования РП/РТП/ТП, установки измерительных трансформаторов и других дополнительных датчиков. ИКЗ работают на линиях с изолированной, компенсированной, резистивной или заземлённой нейтралью.

Индикаторы позволяют сократить время поиска повреждения и ликвидации неисправностей на линии за счёт секционирования сети и, как следствие, меньшей протяжённости участка для обхода. В результате значительно снижаются потери энергокомпании, связанные с недоотпуском электроэнергии и штрафами со стороны потребителей, улучшаются индексы CAIDI и SAIDI, уменьшается простой оборудования.

Каждый индикатор короткого замыкания оборудован средством визуального контроля аварийной ситуации: контрастными блинкерами либо сверхъяркими светодиодами в зависимости от модификации.

Мы предлагаем большой ряд модификаций индикаторов короткого замыкания, различающихся методами измерения и способами связи. Индикаторы используют радиоканал ближней связи, сети GSM. Различные модификации приборов позволят подобрать оптимальную модель для решения вашей задачи исходя из таких параметров как: длина ЛЭП, наличие в регионе мобильной связи или выделенного радиоканала, необходимость интегрирования данных в систему верхнего уровня, количество отпаек на линии, необходимая точность измерения.

Устройства разработаны и производятся в России МНПП «Антракс». ООО «Стример Мск.», являясь официальным представителем ОАО «НПО «Стример», обладает совместно с ОАО «НПО «Стример» эксклюзивными правами на дистрибуцию данной продукции на рынке России.

Умные ИКЗ без внешнего питания

Самая совершенная модель на сегодняшний день – это Smart Navigator 2.0MV (до 46кВ) и HV (до 220кВ).

Помимо тока они отслеживают и реагируют на напряжение. По ним можно однозначно сказать в какой стороне от них находится КЗ.

Но самое главное, ИКЗ нового поколения имеют встроенную связь WAN. То есть, теперь на опоре вам не придется монтировать никаких дополнительных коробочек и подводить туда питание.

Комплект состоит из 3-х штук. Один ИКЗ выступает в качестве “мастера”, два других – сателлиты.

В мастере как раз и вмонтирован GSM модуль с SIM картой. Питание устройства осуществляется от эл.магнитного поля самой ВЛ.

Однако помимо преимуществ это накладывает и определенные ограничения. Для стабильной работы прибора ток в линии должен быть не менее 5А!

Ток срабатывания Smart Navigator 2.0 выбирается исходя из двух вариантов:

фиксированные значения до 200А

4-х кратный ток нагрузки от номинального за последние 72 часа

Сброс моргающих светодиодов можно осуществлять дистанционно через IHost, Scada, или локально через USB модем и ноутбук.

https://youtube.com/watch?v=cnHm074aJyM%3F

Источники — Дни решений, Связькомплект

Принцип работы индикатора

ИКЗ относятся к категории микропроцессоров, подающих сигналы в случае прохождения токов с отклонениями от нормы. Местом установки служат воздушные линии, а также ячейки трансформаторных подстанций. Вся сеть разделяется на отдельные участки, находящиеся под постоянным контролем. Любое повреждение и нарушение электрических параметров приводит к срабатыванию прибора.

На линиях электропередачи индикаторы устанавливаются на фазный провод или закрепляются на опоре. Текущее значение тока и напряжения измеряется постоянно. Полученные амплитуды сравниваются с заданными контрольными уставками. Для замеров токов используются индукционные датчики, представляющие собой ферромагнитные сердечники. Напряжение измеряется с помощью емкостных датчиков. Все датчики выполнены в бесконтактном варианте и помещены в общий герметичный корпус прибора.

Обработка полученных данных производится с использованием встроенного контроллера, выделяющего из общего потока информации нужные данные, указывающие на аварийную ситуацию. Когда значение уставок оказывается превышенным, начинается индикация аварии, определяется ее тип. Причинами обычно становятся однофазное замыкание на землю или короткое замыкание между фазами. Для подачи сигналов используются светодиоды повышенной яркости, а полученные данные заносятся в память.

Яркие светодиоды хорошо просматриваются с расстояния 100 метров, поэтому информация об аварии может приниматься визуально. Кроме того, данные могут сниматься через дистанционный пульт, соединенный с радиоканалом ближней связи. Более сложные устройства позволяют принимать и передавать информацию на монитор пульта диспетчера, который оперативно реагирует и направляет рабочих на аварийный участок. При этом, на экране появляется значок короткого замыкания.

Настройка индикаторов производится дистанционно, без снятия их с опоры ЛЭП. Одной из таких настроек является автоматическое прекращение индикации при возобновлении подачи напряжения. Эта же операция может выполняться через определенный временной интервал или ручным способом при помощи пульта управления.

Как поменять старый редуктор на новый

Болгарки отличаются размерами, мощностью, производителями, но принцип компоновки комплектующих одинаковый. Новый якорь двигателя болгарки подбирается строго в соответствии с моделью вашего инструмента.

  • После откручивания всех крепёжных болтов кожуха, корпуса и редуктора вынимаем редуктор с якорем из корпуса. Обычно редуктор и якорь жёстко крепятся друг к другу. Чтобы их разъединить необходимо разобрать редуктор.

    Редуктор с якорем

  • Открутите болты крепления.
  • Вал ротора прикручен к корпусу редуктора гайкой. Открутите её. Снимите шестерню.
  • Далее, идёт подшипник. Чтобы его снять, иногда достаточно постучать деревянным бруском по корпусу редуктора. Но чаще всего прикипевший подшипник не снимается без некоторых хитростей. Между крыльчаткой и подшипником стоит пластина, которая прикручена двумя болтами к редуктору. Чтобы до них добраться, отломите кусок пластмассовой крыльчатки или разогретым гвоздём прожгите два симметричных отверстия. Второе отверстие необходимо для балансировки, если вы не собираетесь менять крыльчатку.
  • Открутите оба болта, постучите деревянным бруском по корпусу редуктора, и якорь отсоединится от него. При этом подшипник останется на валу. Снимите съёмником все подшипники с вала.

Видео: как снять и в чём могут быть трудности

Новый подшипник посадите в корпус редуктора со стороны ротора. Прикрутите пластину, из-за которой была сломана крыльчатка. Внутрь корпуса вставьте шестерню и наживите гайку так, чтобы она вошла в пазы шестерни. На новый якорь наденьте крыльчатку, вставьте якорь в корпус редуктора. Закрутите гайку.

Как проверить якорь болгарки на исправность

Виды неисправностей якоря:

  • Обрыв токопроводников.
  • Межвитковое замыкание.
  • Пробой изоляции на массу — это замыкание обмотки на металлический корпус ротора. Происходит из-за разрушения изоляции.
  • Распайка коллекторных выводов.
  • Неравномерный износ коллектора.

Если якорь неисправен, происходит перегрев двигателя, оплавляется изоляция обмотки, витки коротко замыкаются. Отпаиваются контакты, соединяющие обмотку якоря с пластинами коллектора. Прекращается подача тока и двигатель перестаёт работать.

Виды диагностики якоря:

визуально;
мультиметром;
лампочкой;
специальными приборами.

Стандартная диагностика

Прежде чем взять прибор для диагностики, осмотрите якорь. На нём могут быть повреждения. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Ламели имеют загнутые края, называемые петушками, для соединения с обмоткой.

Петушок ламели

Из-за нарушения этих контактов ламели выгорают.

Выгорание ламели

Другие повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины. Между ламелями может скапливаться графит от щёток, что тоже указывает на короткое замыкание.

Загнутые пластины коллектора

Преимущества индикаторов для ЛЭП

Применение индикаторных устройств дает целый ряд несомненных преимуществ, обеспечивая устойчивую работу линий электропередачи.

В первую очередь нужно отметить следующие:

  • Ненормальные токи и режимы определяются непосредственно на аварийном участке. За счет этого получаются более точные данные по сравнению с обычным поиском повреждений.
  • Дистанционная передача полученной информации. Индикаторы КЗ оборудованы релейными выходами, с помощью которых выполняется подключение к системам передачи данных, имеющимся на подстанциях. Дежурный оператор в короткий срок узнает о повреждении на участке и своевременно организует мероприятия по его ликвидации.
  • Место аварии определяется с высокой точностью. Это зависит от количества приборов, установленных в сети. Чем их больше, тем меньшие размеры будут у контролируемых участков. На коротких отрезках обнаружить повреждение можно гораздо быстрее, после чего туда оперативно высылается ремонтная бригада.
  • Индикаторы способны работать в автономном режиме и не требуют обслуживающего персонала.
  • Простой и легкий монтаж.

Особенности, которые нельзя назвать недостатками, но следует учитывать в работе:

  • Обеспечение питания индикаторов на период устранения повреждений.
  • Индикатор короткого замыкания не способен улавливать обычные обрывы и режимы неполной фазы.

Устройство якоря болгарки

Якорь двигателя болгарки представляет собой токопроводящую обмотку и магнитопровод, в который запрессован вал вращения. Он имеет на одном конце ведущую шестерню, на другом коллектор с ламелями. Магнитопровод состоит из пазов и мягких пластин, покрытых лаком для изоляции друг от друга.

Схема якоря болгарки

В пазы по специальной схеме уложены по два проводника якорной обмотки. Каждый проводник составляет половинку витка, концы которого попарно соединяются на ламелях. Начало первого витка и конец последнего находятся в одном пазу, поэтому они замкнуты на одну ламель.

Ламели коллектора

Элементарная проверка

Первым делом необходимо аккуратно установить индуктор на платформе тормозного изделия и включить его в сеть. Переключатель следует перевести в положение 4. Якорь аккуратно укладывают на полюса индуктора, после чего закрепляют на валу приспособление для проворачивания якоря. Можно включить стенд. Мастеру предстоит аккуратно прижать щупы контактного агрегата к двум соседним коллекторам якоря. Немного проворачивая механизм, нужно отыскать положение, при котором показания механизма будут находиться на максимальной отметке. При помощи резистора устанавливают стрелку устройства на максимально удобную отметку шкалы. Необходимо постепенно проворачивать якорь, не меняя при этом пространственного положения щупов. Мастеру остается только считать показания прибора.

Межвитковое замыкание электродвигателя

Межвитковое замыкание электродвигателя

Причины межвиткового замыкания

Если вы читали предыдущие статьи, то знаете что межвитковое замыкание электродвигателя составляет 40% неисправностей электродвигателей. Причин для межвиткового замыкания может быть несколько.

Не исключена возможность заводского брака обмоток, и если электродвигатель перематывался в кустарной мастерской, то большая вероятность что «межвитняк» уже стучится в ваши двери.

Также неправильная эксплуатация и хранение электродвигателя может стать причиной попадания влаги внутрь двигателя отсыревшие обмотки тоже весьма распространенная причина межвиткового замыкания.

Как правило с таким замыканием электродвигатель уже не жилец, и работать будет весьма непродолжительное время. Я думаю хватит разбирать причины давайте перейдем к вопросу « как определить межвитковое замыкание».

Поиск межвиткового замыкания.

Определить межвитковое замыкание не слишком сложно, и для это есть несколько подручных способов.

Если при работе электромотора какая то часть статора нагрелась больше чем весь двигатель, то вам стоит подумать об остановке и точной диагностике.

Также помогут определить замыкание обыкновенные токовые клещи, меряем по очереди нагрузку на каждую фазу и если на одной из них она больше чем на других то это признак того что возможно есть межвитняк обмотки. Но следует учитывать что может быть перекос фаз на подстанции для того что бы убедится мереям вольтметром приходящие напряжение.

Можно прозвонить обмотки тестером. Для этого прозваниваем каждую обмотку в отдельности и сверяем полученные результаты сопротивления. Этот способ может и не сработать если замыкают всего пару витков, то расхождение будет минимальным.

Не будет лишним брякнуть электродвигатель мегомметром в поиске замыкания на корпус, один щуп прикладываем к корпусу электродвигателя, а второй к по очереди к выходу обмоток в борно.

Если у вас остались еще сомнения, то вам придется разобрать электромотор. Сняв крышки и ротор, визуально рассматриваем обмотки. Вполне вероятно, что вы увидите сгоревшую часть.

Ну и самый точный способ проверки межвиткового замыкания это проверка при помощи трехфазного понижающего трансформатора (36-42 вольта) и шарика от подшипника.

На стартер разобранного электродвигателя подаем три фазы с понижающего трансформатора. С маленьким разгоном кидаем туда шарик, если шарик начинает бегать по кругу внутри статора то все в порядке. Если он, сделав пару оборотов прилип к одному месту, то значит там межвитковое замыкание.

Вместо шарика можно использовать пластинку от трансформаторного железа, прикладываем внутри статора к железу и в том месте где межвитковое она начнет дребезжать, а там где все в порядке пластина будет примагничиваться.

Обязательно используйте все выше перечисленные способы с заземленным электродвигателем и строго при помощи понижающего трансформатора.

Проверка шариком и пластинкой при напряжении в 380 вольт запрещена и очень опасна для вашей жизни.

Источник

Почему в проводах и контактах короткое замыкание

Главный фактор КЗ – это пробой изоляции токопроводников. Нарушение целостности изоляционной оболочки проводов, пробивка сопротивлений контактов в электрической или электронной схеме – всё это вызывает короткое замыкание.

К основным причинам, вызывающим КЗ, относятся:

  • скачок высокого напряжения;
  • износ изоляции;
  • механическое повреждение;
  • проникновение посторонних предметов;
  • удар молнии.

Скачок высокого напряжения

Колебания напряжения в централизованной электросети нередко наблюдаются в отдалённых районах сельской местности, бывают такие случаи и в городских условиях.

Во время скачка напряжения, намного превышающего допустимый норматив, резко повышается риск пробоя изоляции проводов или электросхемы. Создаётся ситуация, при которой коротит проводка, и может возникнуть кратковременный дуговой разряд.

Износ изоляции

Старая диэлектрическая оболочка проводов со временем пересыхает и может саморазрушиться. Не проводившаяся замена старых проводов на протяжении десятилетий нередко приводит к возникновению короткого замыкания.

Механическое повреждение

Внешнее механическое воздействие на электросеть приводит к повреждению изоляционного слоя проводников. Примером этому может послужить сверление стен со скрытой проводкой. Сверло, попавшее между проводами, становится причиной короткого замыкания.

Проникновение посторонних предметов

Пыль, мелкий мусор, попавшие внутрь корпуса через щели вентиляционной решётки электрического или электронного прибора, чаще всего провоцируют возникновение КЗ между элементами устройства. Виной замыкания иногда становятся насекомые и мелкие грызуны.

Удар молнии

Природный электрический разряд «привлекает» электромагнитное поле различного электрооборудования. Мощный магнитопровод может стать целью молнии.

Ремонт: Устранение пробоя изоляции

Если пробой изоляции был небольшой и вы его нашли, необходимо очистить это место от нагара и проверить сопротивление. Если его значение нормальное, заизолируйте провода асбестом. Сверху капните быстросохнущим клеем типа «Супермомент». Он просочится через асбест и хорошо заизолирует провод.

Если вы так и не нашли место пробоя изоляции, то попробуйте аккуратно пропитать обмотку пропиточным электроизоляционным лаком. Пробитая и непробитая изоляция пропитается этим лаком и станет прочнее. Высушите якорь в газовой духовке при температуре около 150 градусов. Если и это не поможет, попробуйте перемотать обмотку или поменять якорь.

Пайка пластин коллектора

Ламели установлены на пластмассовую основу. Они могут быть стёрты до самой основы. Остаются только края, до которых щётки не достают.

Такой коллектор можно восстановить методом пайки.

  • Из медной трубы или пластины нарежьте необходимое количество ламелей по размерам.
  • После того как зачистили якорь от остатков меди, припаивайте обычным оловом с паяльной кислотой.
  • Когда все ламели припаяны, сделайте шлифовку и полировку. Если нет токарного станка, воспользуйтесь дрелью или шуруповёртом. Вставьте вал якоря в патрон. Сначала отшлифуйте напильником. Потом отполируйте нулевой наждачной бумагой. Не забудьте прочистить пазы между ламелями и измерить сопротивление.
  • Бывают не до конца повреждённые ламели. Чтобы их восстановить, необходимо провести более тщательную подготовку. Слегка проточите коллектор для очистки пластин.

Электрические машины состоят из ротора и статора. Статор представляет собой неподвижные обмотки, уложенные в корпус. Якорь — это подвижная часть, поэтому на нее как правило попадают частички грязи и смазки и под воздействием температуры образуется окисленный налет. Он может послужить причиной неисправной работы или выхода из строя ротора электрической машины. Обнаруживается он визуальным осмотром. Нагар может стать причиной межвиткового замыкания в якоре. Как таковой, ротор электродвигателя при нормальных условиях эксплуатации не изнашивается. Со временем подлежат замене только токосъемные щетки, если их длина уже не соответствует допустимому размеру. Однако длительные нагрузки становятся причиной нагрева обмоток статора, что в результате и способствует образованию нагара. Межвитковое замыкание якоря может случиться при механических повреждениях. Недопустимо на трущихся поверхностях наличие сколов, вмятин, царапин и трещин. Замыкание между витками обмоток якоря происходит в случае выхода со строя подшипниковых узлов. Тогда якорь перекашивается, что приводит к повреждению ламелей. Еще одной причиной замыкания является воздействие влаги. При попадании капель воды на металлические поверхности начинается процесс коррозии. Ржавчина затрудняет вращение якоря, токовые нагрузки растут, происходит нагрев в следствии чего может отслаиваться припой, что в свою очередь при длительной эксплуатации может привести к межвитковому замыканию.

Короткозамкнутые витки

2014-02-24 3753Катушки контакторов

У контакторов постоянного тока якорь и скоба имеют форму плоских пластин, а сердечник якоря – цилиндрическую ( круглую ) форму. На сердечник надевается катушка, поэтому форма отверстия внутри катушки контактора постоянного тока повторяет форму сердечника ( т.е. отверстие – круглое ).

У контакторов переменного тока якорь и сердечник выполняются в виде буквы «Ш», причем форма поперечного сечения якоря и сердечника – прямоугольная ( квадрат-

ная ). Катушка надевается на средний стержень сердечника, поэтому отверстие внутри катушки имеет квадратную форму.

Кроме того, катушки контакторов постоянного тока вытянуты в длину, а контакто-

ров переменного тока, наоборот, имеют приплюснутую прямоугольную форму.

Катушки контакторов называются втягивающими.

Они обеспечивают включение и удержание якоря в притянутом состоянии. При отключении катушки якорь возвращается в исходное состояние под действием отключающей пружины ( у прямоходовых контакто-

ров ) и собственного веса ( у контакторов с поворотным якорем ). При этом контакты раз-

мыкаются ( или переключаются ).

Втягивающая катушка контакторов постоянного тока питается постоянным током, переменного тока – переменным или постоянным током. В последнем случае переменный ток сети предварительно выпрямляется при помощи полупроводниковых диодов.

Материал катушек контакторов – медные изолированные проводники. Диаметр

и число проводников зависят от мощности контактора и составляют от десятых долей мм до 2-3 мм и от сотен до нескольких тысяч витков.

Через катушки контакторов переменного тока протекает переменный синусоидаль-

ный ток. Это означает, что в моменты времени, когда ток в катушке проходит через нуле-

Самодельный прибор для определения виткового замыкания

Сделаем дроссель своими руками для проверки межвиткового замыкания в обмотке двигателя. Нам понадобится П-образное трансформаторное железо. Его можно взять, например, от старого вибрационного насоса «Ручеек», «Малыш». Разбираем его нижнюю часть, хорошо нагреваем ее. Там имеются катушки, залитые эпоксидной смолой.

Эпоксидку разогреваем и выбиваем катушки с сердечником. С помощью наждака или болгарки срезаем губки сердечника.

Намотаны эти катушки как раз на П-образном трансформаторном железе.

Не нужно соблюдать углы. Нужно сделать место, в которое легко ляжет маленький и большой якорь.

При обработке необходимо учесть, что железо слоеное. Нельзя обрабатывать его так, чтобы камень его задирал. Нужно обрабатывать в таком направлении, чтобы слои лежали друг к другу, чтобы не было задиров. После обработки снимите все фаски и заусенцы, так как придется работать с эмалированным проводом, нежелательно его поцарапать.

Теперь нам надо сделать две катушки для этого сердечника, которые разместим с обеих сторон. Замеряем толщину и ширину сердечника в самых широких местах, по заклепкам. Берем плотный картон, размечаем его по размерам сердечника. Учитываем размер паза в сердечнике между катушками. Проводим неострым краем ножниц по местам сгиба, чтобы удобнее было сгибать картон. Вырезаем заготовку для каркаса катушек. Сгибаем по линиям сгиба. Получается каркас катушки.

Теперь делаем четыре крышки для каждой стороны катушек. Получаем два картонных каркаса для катушек.

Рассчитываем количество витков катушек по формуле для трансформаторов.

13200 делим на сечение сердечника в см2. Сечение нашего сердечника:

3,6 см х 2,1 см = 7,56 см2.

13200 : 7,56 = 1746 витков на две катушки. Это число не обязательное, отклонение 10% в обе стороны никакой роли не сыграет. Округляем в большую сторону, 1800 : 2 = 900 витков нужно намотать на каждую катушку. У нас есть провод 0,16 мм, он вполне подойдет для наших катушек. Наматывать можно как угодно. По 900 витков можно намотать и вручную. Если ошибетесь на 20-30 витков, то ничего страшного не будет. Лучше намотать больше. Перед намоткой шилом делаем отверстия по краям каркаса для вывода провода катушек.

На конец провода надеваем термоусадочный кембрик. Конец провода вставляем в отверстие, загибаем, и начинаем намотку катушки.

Заполнение получилось малым, поэтому можно мотать и проводом толще. На второй конец припаиваем проводок с кембриком и вставляем в отверстие. Не заматываем катушку, пока не провели испытание.

Обе катушки намотаны. Надеваем их на сердечник таким образом, чтобы провода шли вниз и были с одной стороны. Катушки абсолютно одинаково намотаны, направление витков в одну сторону, концы выведены одинаково. Теперь необходимо один конец с одной катушки и один с другой соединить, а на оставшиеся два конца подать напряжение 220 вольт. Главное не запутаться и соединить правильные провода. Чтобы понять порядок соединения, нужно мысленно разогнуть наш П-образный сердечник в одну линию, чтобы витки в катушках располагались в одном направлении, переходили от одной катушки во вторую. Соединяем два начала катушек. На два конца подаем напряжение.

Сравним дроссель фабричный и самодельный.

Проверяем заводской дроссель металлической пластинкой на вибрацию места витковых замыканий якоря двигателя и отмечаем их маркером. Теперь то же самое делаем на нашем самодельном дросселе. Результаты получились идентичные. Наш новый дроссель работает нормально.

Снимаем наши катушки с сердечника, обмотки фиксируем изолентой. Пайку также изолируем лентой. Одеваем готовые катушки на сердечник, припаиваем к концам проводов питание 220 В. Дроссель готов к эксплуатации.

Разновидности замыканий проводки

Скрытая проводка в деревянном доме: ПУЭ

Электрические коммуникации бывают одно,- двух,- и трёхфазными. Все электродвигатели имеют обмотки, состоящие из множества витков проводов. Во всех этих видах электропередачи бывают короткие замыкания:

  1. КЗ однофазной проводки возникает, когда фазовый провод замыкается прямо на землю или на какой-либо заземлённый элемент. Причиной может быть неправильно сделанное заземление или нарушение поверхностного слоя проводника.
  2. Двухфазное замыкание происходит при полном контакте двух токоведущих ветвей электрической цепи. Также КЗ происходит при одновременном замыкании 2-х фаз на землю.
  3. Трёхфазное или симметричное КЗ – это соединение трёх проводов с разными фазами между собой. Это может быть вызвано механическим повреждением проводников, перегревом, пробоем изоляции или результатом перехлёста проводов.
  4. Замыкание обмоток катушечных деталей называют межвитковым. Такой вид КЗ характерен для электродвигателей, трансформаторов и различных устройств.
  5. Один из опасных видов КЗ – это когда происходят обрыв провода питания внутри силового блока и последующее замыкание его на металлический корпус. Если в это время не выключать ток, то люди могут быть неожиданно поражены высоким напряжением.

Схема прибора для проверки межвиткового замыкания

Схема прибора описывалась в журнале «Радио» №7 за 1990 год, но до сих пор не потеряла свою актуальность благодаря своей простоте и надежности. С таким пробором проверка межвиткового замыкания осуществляется за считанные секунды.

Собранный для сайта тестер немного отличается от этой схемы. О внесенных изменениях в схему читаем в конце статьи.

Основу тестера составляет измерительный генератор. Он собран на транзисторах VT1, VT2. Частота этого генератора не постоянная и зависит от колебательного контура, который образуется конденсатором С1, а также подключаемой катушкой, она подсоединяется к ХР1 и ХР2. Резистором R1 устанавливается нужная глубина положительной обратной связи, для обеспечения надежной работы измерительного генератора. VT3, включен в диодном режиме, он создает нужный сдвиг напряжения между эмиттером VT2 и базой VT4.

VT4, VT5 представляют собой генератор импульсов, вместе с усилителем мощности на транзисторе VT6 способен обеспечить горение светодиода в трех различных режимах: не горит, мигает с постоянной частотой, а также простое свечение. Выбор режима работы генератора импульсов определяется напряжением смещения на базе транзистора VT4.

При сборке устройства целесообразно проверять правильность схемы постепенно. Проверку работоспособности генератора импульсов можно осуществить подключением переменного резистора на 1 кОм, как показано на схеме. Вращая движок этого резистора можно убедиться, что генератор импульсов работает правильно во всех режимах

При установки сопротивления 200-300 Ом, важно убедиться, что происходит мигание светодиода

Работа тестера осуществляется следующим образом. Если выводы тестера замкнуты, измерительный генератор не возбуждается вовсе, VT2 будет открытым. Напряжения на эмиттере VT2, а значит, на базе транзистора VT4 будет недостаточно, что бы заработал генератора импульсов. VT5, VT6 в таком случае будут открыты, а диод будет гореть постоянно, что сигнализирует о целостности цепи.

В случае подключения к измерительным выводам устройства исправной катушки, припустим, осуществляется проверка трансформатора на межвитковое замыкание, а также произведя подстройку с помощью R1, измерительный генератор начнет возбуждаться. На эмиттере VT2 напряжение будет увеличиваться, это все приведет к увеличению напряжения смещения на базе VT4, а также пуска генератора импульсов. Диод должен мигать.

Если окажется, что обмотка, которую проверяют, имеет короткозамкнутые витки, тогда измерительный генератор не будет возбуждаться, а прибор заработает также, как и в случе замкнутых выводов (контрольный диод засветится).

Когда измерительные выводы будут отключены или появится обрыв, тогда VT2 будет закрыт. Напряжение на его эмиттере, а это значит, что и на базе VT4 возрастает. Он открывается до насыщения, а колебания генератора импульсов будут сорваны. VT5, VT6 закроются, а контрольный диод не засветиться вовсе.

Еще одной особенностью этого тестера есть возможность проверки p-n переходов. Подключая к аппарату кремниевый диод или транзистор (анод к ХР1, катод к ХР2), контрольный светодиод должен мигать. При пробое светодиод просто горит, а в случае обрыва не светится.

Вместо VT1— VT3 можно ставить КТ358В или КТ312В. КТ361Б легко заменяются на КТ502, КТ209. При использовании светодиода необходимо последовательно с ним включать сопротивление около 30-60 Ом.; питания прибора осуществляется от источника — 3В. При использовании кроны целесообразно применить стабилизатор на 3,3В.

Иногда в крайнем правом положении переменного резистора, а также разомкнутых щупах тестера диод может засветиться. Необходимо изменить сопротивление резистора R3 (немного его увеличить), добиться, чтобы диод потух.

Когда проверяются катушки небольшой индуктивности, интенсивность перестройки переменного резистора, возможно, будет чрезмерной. Можно с легкостью выйти из этого положения включением последовательно с резистором R1 дополнительного переменного резистора с небольшим максимальным сопротивлением, например 1 кОм.

Как установить на провода ВЛ?

При снятом напряжении индикатор на ВЛ можно поставить вручную. Только не забывайте на месте производства работ устанавливать ПЗ.

Но самый простой способ – это воспользоваться изолирующей штангой. В этом случае даже ЛЭП не придется гасить, все делается под напряжением с применением защитных средств.

На конце штанги должен быть крючок. Насаживаете его на прозрачную полусферу снизу индикатора.

Вручную отстегиваете верхнюю скобу. Далее подводите ИКЗ к проводу и упираетесь в него, надавливая снизу, скоба после этого автоматически защелкивается.

Поворачиваете штангу вокруг оси, крючок ослабляется и отстегивается.

Если нет штанги с крючком, понадобится насадка в виде чаши.

Индикатор целиком помещается в нее и фиксируется.

Этой же штангой ИЗК снимается с ВЛ (фиксирующая «собачка» на чаше предварительно переводится в другое положение).

Индикатор короткозамкнутых витков своими руками.

Сегодня речь пойдет о таком необходимом всем и каждому, кто хоть немного занимается ремонтом импульсной техники и электрикой приборе – индикаторе короткозамкнутых витков. В сети можно встретить довольно много различных схем, причем в основном только на русскоязычных сайтах, иностранцы, наверное, пользуются только готовыми приборами в отличии от нас.

Схемы в сети почти все имеют в своем составе катушки индуктивности, что накладывает определенные трудности в их изготовлении и сложности при работе с ними. Схема представленная ниже лишена этих недостатков и не содержит дефицитных деталей. Автор этой схемы написан в конце статьи, запатентовать ее не получилось из-за бюрократии во всех сферах в нашей стране. Вот сама схема, с ее помощью можно проверять импульсные и силовые трансформаторы:

Проверка мультиметром

Убедиться в исправности статора можно с помощью прибора – мультиметра. Это универсальное измерительное устройство. Им можно измерить несколько электрических величин: напряжение, силу тока, сопротивление. Прибор состоит из корпуса, на котором находятся дисплей, переключатель и гнезда, и двух шнуров со щупами (плюсовым и минусовым). Минусовой щуп всегда подключают к нижнему гнезду, а плюсовой – к среднему или верхнему, в зависимости от силы тока в проверяемом устройстве.

Чтобы проверить статор УШМ (болгарки) необходимо выставить на мультиметре значение сопротивления от 20 до 200 Ом и поочередно поднести щупы измерительного прибора к обмоткам. Если сопротивление везде имеет одинаковую величину, то катушка исправна. Если же прибор показывает в некоторых точках другое сопротивление, то в обмотке есть короткое замыкание или обрыв одного из витков. По такому же принципу проводят проверку статора омметром. Его отличие от мультиметра заключается лишь в том, что этот прибор может измерить только сопротивление.

Когда коротит скрытая проводка

Короткое замыкание в скрытой проводке может быть вызвано следующими причинами:

  • механическое проникновение в жилы проводов;
  • протекание воды;
  • скачки напряжения.

Механическое проникновение в жилы проводов

Во время ремонтных работ (обшивка стен гипсокартоном, монтаж креплений, смена штукатурного слоя и пр.) возникает риск механического повреждения изоляции проводов. Это чревато коротким замыканием оголённых жил скрытой проводки. Виной этому часто бывают дрели и перфораторы. Сверло или зубило, пробив проводку, замыкает жилы проводов, вызывая КЗ.

Протекание воды

Насыщение стен влагой протечками сверху или с внешней стороны потрескавшихся вертикальных ограждений порой становится причиной короткого замыкания скрытой проводки.

Скачки напряжения

КЗ от перегрева старой изоляции происходит вследствие резкого изменения характеристик тока. Нагрев расплавляет защитную оболочку проводов, отчего происходит короткое замыкание.


КЗ от скачка напряжения

Чем опасно появления короткозамкнутых витков в обмотке трансформатора

Появление на обмотке считается дефектом оборудования, которое следует устранять. Электротехническая схема указывает, что подтвержденной частью обмотки является первичная. Та, на которой есть они, является вторичной. Для устранения дефектов используются методики, основанные на знании о параметрах возникающей магнитной связи между частями обмотки.

Действие напряжения импульса неразрывно связно не только с поврежденной частью обмотки. Воздействие влияет на работу первичной части, которая дефектов не имеет. Проявляется действие короткозамкнутых контуров прежде всего в резких и ничем не обусловленных скачках напряжения

Обратите внимание, что:

  • для устранения проблемы необходим расчет параметров витка;
  • если характеристики первичного и вторичного витков похожи, то скачок напряжения будет максимальным;
  • идентичные характеристики витков приводят к увеличению рассеивающего коэффициента.

В результате наличия витков короткозамкнутого контура возникают скачки напряжения. Но это не единственная серьезная проблема, требующая рассмотрения и решения. Поражается вторичная обмотка из-за рассеивания магнитного потока, возникает короткое замыкание в этой части. Явление грозит выходом их строя конструктивных узлов механизма и тех приборов, которые оно питает (по крайней мере одновременное их отключение от сети или переброс в атомический режим работы от аккумуляторов). Также возникает опасность поражения электрическим током. Безусловно, диагностика трансформатора (обязательная визуальная и при помощи прибора) является обязательным методом безопасности на производстве.