Дефекты на пленочных фотографиях и печатных копиях

Содержание

Строение чёрно-белой негативной плёнки и негативный процесс

Светочувствительный слой чёрно-белой фотоплёнки называется фотоэмульсией. Именно на ней и формируется изображение. Фотоэмульсия состоит из желатина, в котором в виде кристалликов субмикронного-микронного размеров распределено галогенное серебро (ионные кристаллы, в узлах кристаллической решётки которых сидят положительно заряженные ионы серебра и отрицательно заряженные ионы галогена). Галогенное серебро на 94—99% состоит из бромистого серебра и на 1—6% из йодистого серебра. Однородная на вид фотоэмульсия состоит из отдельных зёрен, разделённых желатином. Фотоэмульсия наносится на целлулоидную плёнку с подложкой из желатины, покрывается защитным слоем. Добаляется противоореольный слой (он также препятствует скручиванию плёнки).

Зарядка широкой плёнки

Конструкция бачка AP позволяет проявлять плёнку разных форматов. Для широкой достаточно составить детали спирали так, чтобы её размер соответствовал плёнке.

N.B. Вынимать или нет плёнку из кассеты перед проявкой? Если вы используете многоразовые кассеты или у вас есть специальная открывашка для кассет, то лучше вынуть плёнку из кассеты перед зарядкой в бачок. Лишний раз протаскивать плёнку через бархотки кассеты нежелательно: там всегда может оказаться соринка-пылинка, которая поцарапает эмульсию.

Обрезать края широкой плёнки не придётся. Поместив плёнку с бачком, крышкой и спиралью в светонепроницаемый мешок, просто разверните ракорд, аккуратно вставьте конец плёнки в направляющие спирали и, пользуясь специальными выступами с шариками, проталкивйте её к центру спирали. Тут главное не суетиться и не хватать поверхность плёнки пальцами (старайтесь касаться только краёв). Спираль в бачок, бачок закрываем крышкой. Всё – теперь можно проявлять.

Сколько стоит оцифровка негативов/фото дома

Основная стоимость работы зависит от цены аппаратуры и инструментов, которые вы будете использовать в процессе. Поэтому если большая часть установки будет сделана вашими руками, то вы имеете возможность значительно сэкономить. Это особенно заметно, когда старых фотопленок и негативов немного, а оцифровать их нужно разово.

И наоборот, если у вас есть желание переснять большой объем материала или работать в этом направлении профессионально, стоит приобрести специальные приспособления, использование которых значительно облегчит и ускорит процесс. Учитывайте то, сколько есть желающих дать новую жизнь своим, родительским старым снимкам, а также когда-то так и не проявленным фотопленкам. Зная то, как их можно оцифровать, используйте данную информацию на пользу себе и своим будущим заказчикам.

К сведению.
Процесс оцифровки фотоплёнки с помощью цифрового фотоаппарата называется пересъёмка.

Суть пересъёмки состоит в том, чтобы сфотографировать плёнку на белом фоне и откорректировать полученное цифровое изображение, использовав специальные программы.

Для такой оцифровки многие модели фототехники сегодня продаются со специальной насадкой на объектив, которая уже имеет белый фон.

Если же в вашем фотоаппарате нет такой насадки, её можно сделать и самостоятельно, воспользовавшись подручными материалами. Для этого понадобится цилиндр с полостью внутри, который чуть больше диаметра объектива (например, цилиндрическая банка от корма для рыб, чая или другая). К цилиндру нужно с одной стороны прикрепить площадку (кусок плотного картона, пластика), предварительно вырезав на ней отверстие для кадра.

Другой стороной мы надеваем наш цилиндр на объектив фотоаппарата.

Фотоаппарат на штативе с самодельной насадкой необходимо поставить перед источником света. Лучший вариант — это жидкокристаллический монитор компьютера или ноутбука. Белый фон создаётся открытием нового документа в Adobe Photoshop и развёртыванием его на весь экран.

ВАЖНО.
Пересъёмку плёнки лучше проводить в полной темноте, выключив все дополнительные источники света, кроме основного — монитора. Фотоплёнку необходимо установить на некотором расстоянии от монитора (до 15 см), чтобы не пошло волнообразное свечение от экрана, но при этом не ослабла яркость экрана

Далее выключаем свет и переснимаем плёнку на цифровой фотоаппарат

Фотоплёнку необходимо установить на некотором расстоянии от монитора (до 15 см), чтобы не пошло волнообразное свечение от экрана, но при этом не ослабла яркость экрана. Далее выключаем свет и переснимаем плёнку на цифровой фотоаппарат.

More Interesting Articles

  • Film Swappers’ Society: The Transcontinental Friendship of Lofnikolas and Naosuke


    written by cielsan on 2021-09-28 #culture #people

    We look into the film swap partnership between Lomographers Nikolas, a.k.a. lofnikolas and Naoyuki a.k.a. naosuke as they share their local sights and views of Greece and Japan with each other in double exposures.

  • Yameen on Capturing Symmetry and Balance with the LC-A Cameras and Lomography Films


    written by kaylalew on 2021-09-27 #gear #people

    San Francisco-based photographer Yameen discusses his love for film photography and his eye for capturing symmetrical and balanced compositions.

  • «She is the Earth»: A Series of LomoChrome Metropolis 120 Shots by Fernando Sciotto


    written by cielsan on 2021-09-27 #people

    Spanish Lomographer Fernando Sciotto a.k.a. fernandosciotto puts the LomoChrome Metropolis to the test again by shooting medium format portraits.

  • Speckled, Colored, Painted — a Photo Gallery by @annika_schwermut


    written by cheeo on 2021-09-26 #people #places

    Community member @annika_schwermut takes her analogue experiments up a notch by painting her prints. See more of her work in this photo gallery.

  • Lomography Newcomer Walras Takes Us on a Berlin Journey


    written by kathi-la on 2021-09-26

    Denmark-based Lomographer walras, a.k.a. Rasmussen de Boer is a fresh face in our Community. We get to know more about him and his work in this interview on his Berlin trip.

  • Panoramic Possibilities with Kate Smith and the Sprocket Rocket


    2021-09-25
    #people

    UK-based photographer Kate Smith took the plunge and tried out the Sprocket Rocket. We talked to her about shooting her very first roll with this panoramic 35 mm camera and what she learnt from shooting in an unfamiliar perspective.

  • Price Alert! Capture the beauty of your reality with the unprecedented sharpness and innovative adaptability of the Neptune Convertible Art Lens System!

  • How to Use Tall Frames with the Sprocket Rocket


    written by cielsan on 2021-09-25

    Here’s a simple and slick gamechanger for your usual panorama photography with the Sprocket Rocket camera.

  • Around the World in Analogue: Koh Tao, a Paradise in Panoramas


    written by cielsan on 2021-09-24 #places

    Away from the hustle and bustle of the crowded city of Bangkok, Lomographer Pam, a.k.a. pamethystt heads to the scenic, summer heaven of Koh Tao.

  • Lomography Partners: Downtown Camera of Toronto, Canada


    written by cheeo on 2021-09-24 #people #places

    Lomography has film partners all over the world and this time we present to you Downtown Camera from Canada.

  • Say hello to the special edition LomoChrome Metropolis 35 mm ISO 100-400 Tokyo, designed in collaboration with Kitamura!

  • Lomography Partners: Brooklyn Film Camera of New York, USA


    written by cheeo on 2021-09-23 #people #places

    Lomography has film partners all over the world, and this time we present to you Brooklyn Film Camera from the United States!

  • Sunlit in Radio Street—Photos by @raintoday


    written by shhquiet on 2021-09-23

    A lovely muse, a bright red dress, and natural lighting make for a laid-back yet eye-catching photo series.

  • Envisioning Tranquility: Suntur on Designing the Lomo’Instant Automat Suntur Edition


    written by cielsan on 2021-09-22 #gear #people

    Known for his perfectly shaped paintings and immaculate handwork for details, Thai artist Suntur shares how he came up with his sophisticated and minimalist take on the Lomo’Instant Automat Suntur Edition.

Типы пленки

Когда вы определились, с каким форматом вы будете работать, вам нужно выбрать из множества доступных видов пленки. Помимо типов, упомянутых выше, такие компании как Fuji, Ilford, Kodak и Agfa выпускают огромное разнообразие пленок. Каждая имеет разные возможности в зависимости от светочувствительности, назначения и контраста.

На эту тему можно написать отдельную статью, но прежде чем вы поспешите покупать кучу катушек, ознакомьтесь с описанием на веб-сайте производителя пленки, чтобы понять, какая из них больше соответствует вашим потребностям. Также постарайтесь не использовать самую дешевую пленку; если у вас есть хорошая камера, и вы хотите получить потрясающие снимки, тогда стоит использовать пленку профессионального качества.

Бачок для проявки плёнки

Приобрести бачок сегодня — не проблема, главное — определиться, какой именно вам нужен. Есть бачки для 35-мм фотоплёнки, есть для широкой, есть универсальные. Универсальные, как правило, удобны ещё и тем, что в них можно проявлять сразу два ролика узкой плёнки.

Кроме размеров, бачки различаются способом зарядки плёнки. Классический односпиральный бачок для узкой плёнки времён СССР заряжается весьма просто, но требует аккуратности при зарядке. Хвостик плёнки для этого бачка обрезать не надо: он закрепляется в основании спирали, после чего плёнка наматывается под углом. Так как спираль у бачка только одна, внизу, есть риск слипания витков плёнки. При правильной зарядке этого не должно произойти, но, увы, иногда случается.

Куда лучшим выбором будут современные двуспиральные универсальные бачки AP, Paterson, Jobo. Зарядка плёнки в такие бачки весьма проста и удобна.

Мы взяли универсальный бачок AP Compact. Благодаря особой конструкции оси спирали в нём можно проявлять плёнки разных форматов: 135, 126, 127, 120/220.

Но нас в первую очередь интересуют узкая (135) и широкая (120) плёнки. При проявке одного ролика узкой плёнки потребуется 375 мл раствора, двух — 650 мл, а для одной широкой плёнки — 590 мл.

С чего начать работу с пленкой

Для тех, кто втянулся в фотографию лишь недавно, пленка может показаться устаревшим форматом, который более не имеет смысла. Но я не собираюсь посвятить остаток статьи попыткам сравнить цифровую и пленочную фотографию, дабы переубедить вас! Для них требуются различные техники, но многое из того, что вы узнаете через пленочную фотографию, может помочь вам в работе с «цифрой».

Хотя мой фотографический опыт начался с цифровой камеры, только когда я однажды взял в руки пленочный аппарат, я действительно начал понимать, что такое ISO, экспозиция, диафрагма и затраты времени на то, чтобы получить правильный снимок!

Шаг 3. Выберите пленку

В наше время производится и продается огромное количество фотопленок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных пленок. В добавок к этому при желании несложно найти в хорошем состоянии множество пленок, снятых с производства. 

В рамках данной статьи я сознательно не буду читать вам лекцию про типы пленок. Изучать и пробовать пленки — один из источников наслаждения для современного фотографа, с моей стороны было бы жестоко лишать вас этого удовольствия. На стартовом этапе моя задача подсказать, с чего имеет смысл начать. 

Если вы никогда не снимали на пленку (или снимали давно), для начала я советую вам попробовать несколько самых бюджетных пленок основных производителей. Это поможет вам сориентироваться в многообразии цветовых решений и наметить собственные пути для изучения пленок. 

В будущем вы обязательно попробуете много разных пленок, научитесь хорошо видеть (предвидеть) и понимать их цветовые особенности, подбирать пленку под задачу и сюжет. Сейчас вам нужно получить общее представление о том, какие вообще бывают пленки. Лучше всего для этого подойдет вот такой «джентельменский» набор:

Безусловно, меня распирает желание рекомендовать вам еще как минимум 30-40 различных не менее замечательных пленок, но я делаю над собой усилие и играю в игру «выбирай, а то убьём». Только 4 пленки для начинающих, и ни одной больше. Почему именно эти четыре? Объясняю:

Отсняв эти четыре ролика, вам будет намного легче выбирать пленку в дальнейшем. На каждом этапе вы будете понимать пленки все лучше и лучше, и выдавать все более и более интересные результаты. Но начать я рекомендую именно с этих четырех. Можете просто поверить мне на слово, чуть позже вы убедитесь в том, что это был хороший совет.

Сканирование и загрузка в интернет

Когда вы получите отпечатки, вам, скорее всего, захочется как-нибудь перенести их в компьютер. Некоторые фотолаборатории смогут записать для вас фотографии на диск, но, пожалуйста, не рассматривайте это как альтернативу отпечаткам. Это сильно ослабит весь процесс. Это волшебный момент, когда вы впервые просматриваете ваши новые отпечатки.

После этого вы также сможете отсканировать кадры, чтобы сохранить их в компьютере, что в общем здорово, только помните, что плохой сканер сильно повредит качеству изображений. После сканирования вы сможете загрузить ваши новые красивые пленочные кадры в интернет и показать миру, как здорово они выглядят. И не нужно просто оставлять отпечатки пылиться где-нибудь в коробке!

Строение чёрно-белой негативной плёнки и негативный процесс

Светочувствительный слой чёрно-белой фотоплёнки называется фотоэмульсией. Именно на ней и формируется изображение. Фотоэмульсия состоит из желатина, в котором в виде кристалликов субмикронного-микронного размеров распределено галогенное серебро (ионные кристаллы, в узлах кристаллической решётки которых сидят положительно заряженные ионы серебра и отрицательно заряженные ионы галогена). Галогенное серебро на 94—99% состоит из бромистого серебра и на 1—6% из йодистого серебра. Однородная на вид фотоэмульсия состоит из отдельных зёрен, разделённых желатином. Фотоэмульсия наносится на целлулоидную плёнку с подложкой из желатины, покрывается защитным слоем. Добаляется противоореольный слой (он также препятствует скручиванию плёнки).

Фотографический процесс получения чёрно-белого негатива состоит из трёх стадий

Экспонирование: в момент открытия затвора под действием света в фотоэмульсии создаётся скрытое изображение, так как при взаимодействии фотонов с кристалликами галогенного серебра на поверхности последних образуются нейтральные атомы серебра, перестающие быть структурной частью ионного кристаллика. Структура эмульсионного слоя меняется. Чем больше света попадает на участок фотоэмульсии, тем темнее он будет на плёнке.

Плёнка отснята (экспонирована), но её ждут ещё две стадии обработки.

Проявление: процесс усиления скрытого изображения. На этой стадии за счёт химической реакции те кристаллики галогенного серебра, которые были облучены светом, восстанавливаются до кристалликов металлического серебра, непрозрачных для видимого света (в отличие от ионных кристалликов галогенного серебра, являющихся аналогами поваренной соли). В результате проявления образуется негативное изображение, в котором наиболее светлые места снятого объекта соответствуют наиболее тёмным местам проявленной фотоплёнки.

Фиксирование (или закрепление): из фотоэмульсии удаляются необлученные кристаллики галогенного серебра, что делает проявленный и зафиксированный фотослой нечувствительным к дальнейшему облучению.

В результате мы имеем готовый чёрно-белый негатив. Чтобы получить конечное позитивное изображение необходимо фактически повторить три вышеописанных стадии, но уже с фотобумагой. Но не будем забегать вперёд. Подробно о практике проявления плёнки и печати фотографий — позже.

Итак, фотоплёнка, как уже упоминалось выше, бывает трёх основных видов:

  • чёрно-белая негативная
  • цветная негативная
  • цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая).

Конечно, есть ещё чёрно-белый слайд, который и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков. Насколько мне известно, только чешская компания Foma ещё держится и производит чёрно-белый позитив Fomapan R 100.

Чёрно-белая обращаемая плёнка чешской фирмы Foma. Исчезающий вид.

Прежде чем вникать в особенности разных типов плёнок, разберёмся с основными, универсальными для всех типов характеристиками.

Оцифровка цветных и черно-белых фотографий/негатива при помощи сканера

Для данного процесса вам понадобится специальный фотосканер и ноутбук/персональный компьютер, с помощью которого будет происходить дальнейшая обработка оцифрованного снимка. С обычным сканером выполнить данную работу не получится даже в том случае, если фото будет черно-белым. Он не захватывает весь необходимый спектр цвета, и вы получите результат очень низкого качества. Поэтому используется аппарат со слайд модулем или фильм-сканер. При этом стоит помнить, что чтобы оцифровать с их помощью одну карточку, необходимо потратить от 5 до 10 минут.

После того, как вы отсканировали снимки (использование техники наиболее уместно при большом объеме материалов), для их дальнейшей обработки используйте AdobePhotoshop, желательно, восьмой серии — она наиболее понятна в работе и имеет улучшенный функциональный интерфейс. Можно использовать также и негатив — компьютерная программа легко выполнит «проявление». Таким способом, в основном, пользуются в специализированных учреждениях, в домашних условиях на стоимость оцифровки повлияет цена на профессиональную аппаратуру.

Как оцифровать фотопленку дома, используя фотоаппарат

Данный процесс уместней назвать пересъемкой (повторной съемкой). Кроме цифрового фотоаппарата, вам понадобится белый светящийся монитор или экран ноутбука. Можно также своими руками соорудить установку, подобную той, которую использовал раньше, наверное, каждый человек, копируя рисунки.

Сооружение состоит из двух стекол, между которыми вложен снимок. Снизу должен идти яркий белый свет. Стекла ставят, например, на два стула так, чтобы между ними был просвет, достаточный для того, чтобы охватить всю площадь фотографии или пленки. Все эти инструменты находятся дома, где и выполняется весь процесс съемки.

Стоит уточнить, что фотографировать вы будете в достаточно неудобной позиции, ведь стекла с зафиксированным материалом устанавливаются горизонтально. А если вы не найдете способ зафиксировать фотоаппарат на нужном расстоянии параллельно к подготовленной установке, то вам придется делать намного больше кадров, а потом выбирать из них наиболее удачные.

В случае, если вы не нашли стекол и листов другого прозрачного материала, можно сделать следующее:

возьмите лист белого картона и вырежьте в нем прямоугольное отверстие того же размера, что и фотографии (негативные снимки), фотопленка;
закрепите его на мониторе компьютера или экране ноутбука, предварительно выставив белый экран, например, в Paintили Photoshop — просто создайте новый документ;
сверху с помощью зажимов закрепите прозрачную пленку для слайдов, позаимствованную от диапроектора; в данной конструкции фотопленка должна передвигаться, а негативы/фотографии достаточно легко вставляться и выниматься, поэтому слишком плотный крепеж, как и слабый, не подойдет;
установите фотоаппарат на штатив и зафиксируйте как можно ближе к снимаемому объекту; важно, чтобы ваш цифровик мог выполнять функцию макросъемки, причем на минимальном расстоянии (1-2 см)
фотографируйте;
редактируйте в Photoshop.

Установки для репродукции снимков или пленки в домашних условиях: слева — для фотокамеры, справа — для фиксации носителей изображения.

Проявка цветных плёнок

Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.

Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.

Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.

Виды плёнки и их особенности

Прежде чем приступить к процессу оцифровки, необходимо выяснить, с каким видом плёнки вам придётся работать:

  1. Позитивная плёнка или слайдовая. Изображение на ней будет передаваться в оригинальном цвете, попавшем в кадр. Другими словами, позитивная плёнка — это полноценный слайд, на котором мы уже видим конечное изображение.
  2. Цветная негативная плёнка. Это наиболее распространённый вид плёнки. Изображение на ней получается в инвертированном виде, то есть тени на плёнке становятся светлыми, а светлые участки затемнёнными.
  3. Чёрно-белая плёнка или серебряная. Изображение на них монохромное и состоит из металлического серебра.

Проявка чёрно-белых плёнок

Для проявки чёрно-белой фотоплёнки существует великое множество проявителей (о разнообразии и особенностях проявителей мы поговорим отдельно). Ничто не мешает и вам создать рецепт своего персонального проявителя, однако стандартным стал процесс под названием D-76.

Тут самое время упомянуть ещё один вид чёрно-белой плёнки, появившейся относительно недавно — монохромные плёнки. Эти плёнки можно (точнее — нужно) проявлять по цветному негативному процессу C-41. Проявленная монохромная плёнка выглядит как чёрно-белый негатив на подложке цветного. Единственное удобство такой плёнки — в возможности быстрой проявки в любой автоматизированной лаборатории. Но качество, в сравнении с классической ч/б плёнкой, будет заметно хуже.

Установка чувствительности плёнки. DX-код.

После зарядки камеры для корректной работы встроенного экспонометра нам необходимо установить чувствительность плёнки.

На современных кассетах нанесён специальный код, который помогает плёночным зеркалкам с соответствующей функцией без вашего участия определять чувствительность фотоплёнки и устанавливать её автоматически. Такой функцией оснащены практически все зеркалки, выпущенные после конца 1980-х годов

Если у вас такая камера, обратите на это внимание, особенно если хотите экспонировать плёнку на повышенной/пониженной чувствительности или используете фотоплёнку, вручную намотанную на кассету (на таких кассетах DX-кода нет, и камера не сможет распознать чувствительность плёнки, её придётся установить вручную)

Если у вас камера подобная нашей — наличие или отсутствие DX-кода нас совершенно не беспокоит. Устанавливаем чувствительность плёнки вручную.

Как приготовить пастилу из сливы в электросушилке?

2 час. 40 мин. 40 1 

Современные кухонные девайсы, в частности электросушилка, позволяют дома приготовить популярную зимнюю заготовку – пастилу из сливы и других фруктов. Готовят подслащенное сливовое пюре и высушивают его до нужной консистенции в сушилке при низкой температуре, что невозможно сделать в духовке. В этом рецепте вам предлагается к сливам добавить немного яблока.

Время готовки: 11 часов.

Время приготовления: 40 минут.

Порции: 200 гр.

Ингредиенты:

  • Сливы без косточки – 1 кг.
  • Яблоки – 4 шт.
  • Сахар – 1 ст.

Процесс приготовления:

  1. Сливы для пастилы тщательно промойте холодной водой и, разрезав на половинки, удалите косточку. Из 1,5 кг слив у вас получится 1 кг очищенных.
  2. Яблоки очистите от кожуры и семенных коробочек и нарежьте небольшими кусочками. Эти фрукты переложите в мультичашу и насыпьте к ним рассчитанное количество сахара.
  3. Затем в мультиварке, на программе «Тушение», сливы и яблоки потушите в течение 40 минут. Это можно сделать и в большой кастрюле на маленьком огне плиты.
  4. По окончании программы слейте с тушеных фруктов весь сок и оставшуюся массу пюрируйте блендером до однородного состояния. У вас должна получиться паста, по консистенции похожая на кетчуп. Именно ее будем сушить.
  5. Поддоны сушилки, если нет специальных для пастилы, застелите пергаментной бумагой и немного смажьте растительным маслом, чтобы пастила не сильно прилипла. Затем распределите на поддоны сливовую пасту толщиною не более 5 мм. Из этого количества пасты у вас будет три поддона.
  6. Поддоны поместите в сушилку. Установите температуру 50°С и время примерно 8–10 часов. Обычно это делают на ночь. Готовность пастилы к концу сушки проверяйте, так как пересушенная пастила будет хрупкой.
  7. Затем, по окончании процесса сушки, пастилу аккуратно отделите от бумаги. Можете подержать ее над паром, тогда отделится легче.
  8. Приготовленную сливовую пастилу нарежьте небольшими кусочками.
  9. Можете свернуть ее в трубочки и присыпать сахарной пудрой. Храните этот вкусный и полезный десерт в сухом темном месте.

Удачных и вкусных заготовок!

Чёрно-белая негативная плёнка

Начнём с основ. Именно чёрно-белой (сокращённо — ч/б или b&w) негативной плёнке обязана фотография своим существованием. История фотографии (да и история ХХ века) фактически запечатлена на чёрно-белый негатив. Большинство известных фотографических шедевров сделано именно на ч/б негатив.

Не вдаваясь в исторические экскурсы отмечу, что ч/б негативная плёнка в своём современном виде существует уже более 100 лет и, похоже, уходить на покой не собирается.

Совершенствовались материалы целлулоидной подложки, качество фотоэмульсии, уменьшалось зерно, добавлялись новые слои, росла светочувствительность, появлялись и уходили в небытие новые форматы, но принципиально чёрно-белая фотоплёнка ничуть не изменилась. Признаем очевидный факт: чёрно-белый негатив — классика фотографии.

В зависимости от спектральной чувствительности чёрно-белые плёнки делятся на панхроматические (изопанхроматические), ортохроматические и несенсибилизированные. Панхроматические (изопанхроматические) плёнки имеют спектральную чувствительность, близкую к спектральной чувствительности человеческого глаза, поэтому в классической фотографии именно они и применяются

Но важно отметить, что отдельные цвета ч/б плёнка фиксирует, искажая их тон, привычный глазу. Например, на портрете могут практически исчезнуть ярко-красные губы; или же облака, так заметные в реальной жизни на фоне голубого неба, на проявленном негативе вдруг куда-то деваются

Чтобы достичь верной (или даже необходимой) передачи тонов, используются цветные фильтры, о применении которых мы поговорим в разделе практики аналоговой съёмки.

Производство фотоплёнки (не только ч/б) с приходом цифры, естественно, сократилось. Более того, далеко не все даже именитые компании, стоявшие у истоков фотографии, смогли сохранить рентабельный выпуск фотоплёнки. Но давайте о тех, кто и сегодня радует нас отличными фотоматериалами.

Kodak T-max 400 — высокочувствительная универсальная фотоплёнка. Отличается хорошими структурно-резкостными характеристиками. Цена: 244 р.

Ilford PAN F Plus 50 — сверхмелкозернистая плёнка. Имеет великолепную резкость. В дополнение к ультрамелкому зерну фотоплёнка PAN F Plus обладает чрезвычайно высокой разрешающей способностью, резкостью и контрастностью по краям контуров и превосходной экспозиционной широтой. Позволяет получить отпечатки исключительной яркости с широким тональным диапазоном. Цена: 250 р.

Fujifilm Neopan 400 — чёрно-белая негативная пленка с высокой чувствительностью. Отличается прекрасной чёткостью изображения и превосходной точной передачей оттенков. Несмотря на высокую чувствительность, плёнка обеспечивает впечатляюще чёткие отпечатки с малой зернистостью, с детализированными изображениями и качественной мелкозернистой структурой. Цена: 295 р.

На отечественном рынке представлены чёрно-белые фотоплёнки и химия компаний Ilford, Kodak, Fujifilm, Foma, Efke, Lucky, Kentmere, Rollei. В их ассортименте можно найти всё, что требуется плёночному фотографу: от качественных плёнок и фотобумаги до необходимых химических растворов и аксессуаров.

Какую плёнку выбрать? Лично я отдаю предпочтение низкочувствительным материалам Ilford. Но однозначного совета тут дать нельзя. Каждый фотограф выбирает плёнку в соответствии с задачами, предпочтениями и опытом.

Шаг 2. Протестируйте ваш фотоаппарат

Очень важный этап, который упускает из внимания большинство начинающих пленочных фотографов. Из-за этого вы можете разочароваться в пленке, даже не попробовав ее. Чтобы этого не случилось, обязательно проверьте работоспособность вашей камеры прежде, чем начнете снимать на нее творческие сюжеты. Помните — в ваших руках неизбежно б/у техника, к тому же пока еще не знакомая в использовании. 

Б. Итак, пленка куплена — теперь нужно зарядить ее в фотоаппарат. Лучший способ научиться это делать — вбить в поиск на Youtube «как зарядить пленку в камеру …» (далее следует название вашей камеры). Почти в 100% случаев вы быстро найдёте внятное, наглядное и короткое видео и сможете повторить необходимые действия. Думая на шаг вперед, сразу же найдите и посмотрите второе видео «как извлечь пленку из камеры …»

В. Отснимите тестовую пленку. Лучше всего это делать буквально «не отходя от кассы», прямо в магазине, где вы купили пленку. Чаще всего там же вы сможете сдать ее на проявку. Не пытайтесь на этом этапе выдумать какие-то креативные сюжеты, иначе вы снова погрязнете. Не ожидайте на этом этапе от пленки волшебства. Ваша задача носит абсолютно прикладной и сугубо технический характер — проверить работоспособность комплекта «я + камера». Чем быстрее вы провернете эту скучную штуку, тем быстрее (и увереннее) приступите к самому вкусному.

Г. Извлеките пленку из камеры. Если по каким-либо причинам у вас не получается это сделать, обратитесь за помощью к сотруднику магазина, скорее всего вам помогут. Также, напомню, полезно заранее найти и посмотреть на Youtube видео про извлечение пленки из камеры вашего типа.

— вы можете заряжать пленку в камеру
— вы можете извлечь пленку из камеры
— вы можете выставить на камере параметры съемки и навестись на резкость
— ваша камера не засвечивает пленку
— ваша камера не царапает пленку

Этого более чем достаточно на данном этапе.

Убедиться в положительном результате тестовой съемки можно или через разглядывание сканов, или разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев ее внимательно через лупу. Весьма полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов — просто включите его и в режиме макро рассмотрите негативы через телефон.

Пленочные камеры

Если вы погружаетесь в царство пленочной фотографии, вы столкнетесь с выбором пленочной камеры. Так же, как и в мире цифровой фотографии, существуют разные виды камер для разных целей. Наиболее популярные камеры, как я и упоминал выше, это 35мм. Они выпускаются в диапазоне от автоматических «мыльниц» и простых (но профессиональных) дальномерных камер до SLR камер с полным ручным (или полностью автоматизированным) управлением.

Дальше идут среднеформатные камеры, которые немного более громоздки, зато с их помощью можно создавать бóльшие кадры с более высоким «разрешением». Если вы действительно хотите начать с чего попроще, вы можете даже попробовать Lomo или игрушечную камеру, очень модные на сегодняшний день и сконструированные так, чтобы ими было очень легко пользоваться.