Содержание
Разновидности
Обратный молоток для кузовного ремонта бывает четырех типов:
- Обратный молоток вакуумный наиболее универсальный, в то же время наиболее дорогой. Он крепится к металлу с помощью присоски, вакуум в которой создается компрессором. Для работы с вмятинами различного размера производители комплектуют инструмент присосками нескольких размеров. Качество вакуумной фиксации не уступают качеством другим типам крепежа. Крепить эту модель можно к различным поверхностям, независимо от кривизны, наличия краски и каких-либо загрязнений.
- На клееной присоске – изготавливаются с резиновой присоской, которая крепится к поверхности с помощью клея. После высыхания клея, к насадке клеится штырь резьбовым креплением. Затем вмятина вытягивается обычным образом. Затем штырь выкручивается, а насадки снимаются путем нагревания клея монтажным феном. Остатки клея удаляются растворителем. Минус этого типа в том, что работать им в зимнюю пору практически невозможно, так как клей не схватывается. Отметим, что растворитель разработан специально для такого клея, и на покраску автомобиля он не повлияет.
- Со сварочной фиксацией – этот тип раньше был наиболее распространенным, но из-за большого количества недостатков и ограничений используют такие молотки намного реже. Для его применения нужно приварить к кузову гайку, в которую вкручивается штырь инструмента. Рабочая поверхность должна быть предварительно очищена от краски грунтовки, чтобы был доступен открытый металл. Гайка приваривается с помощью точечной сварки. После рихтовки, гайка срезается, место сварки зачищается и окрашивается. Из-за большой сложности, такой тип инструмента применяется только в очень сложных случаях.
- Механический молоток – имеет классическую конструкцию, отличается только типом крепежа. Обычно в и качестве выступают крючки и зажимы. Он используется только в тех случаях, когда на кузове есть место крепления. В некоторых случаях в корпусе может быть сделано отверстие, которые завариваются после выполнения работ. Очень часто механические молотки используются для демонтажа подшипников, кода нет доступа к их обратной стороне. При этом подшипник остается целым.
Конструкция и принцип действия
Основанием устройства служит стальной пруток, имеющий диаметр 20 мм и длину 500 мм. На пруток с одной стороны надета втулка (гиря), а с другой – приварена шайба. Шайба необходима, чтобы с основания не вылетала втулка, а сила удара не передавалась прутку. В комплекте к инструменту часто идет несколько специальных захватов-крюков. Ими захватываются скобы, которые приварены к кузову. Для удаления продолговатых по форме кромок и вмятин к поверхности приваривают сразу несколько шайб, просунув через отверстия металлический стержень.
Принцип работы этого прибора несложен, но требует определенной сноровки мастера:
вначале необходимо внимательно осмотреть поврежденный участок кузова;
те области, которые подлежат вытягиванию, требуется зачистить до самого металла и приварить к нему ремонтные шайбы;
затем крючком нужно зацепиться за закрепленную к корпусу машины шайбу и несильными ударами вытянуть на себя вмятину;
предыдущую операцию повторяют вплоть до полного выравнивания кузова.
Кузовной ремонт является сложной операцией, которая требует определенных знаний, специальных инструментов и приспособлений. Одним из таких приспособлений является обратный молоток. Это простой инструмент, который легко изготовить своими руками. Для этого существует много фото и видео в интернете. Также можно скачать чертеж простейшего варианта устройства.
Что такое обратный молоток
Обратный молоток для кузовного ремонта – инструмент, предназначенный для удаления вмятин с поверхности автомобиля. Как правило, эти дефекты нельзя выправить обычными инструментами, поэтому часто обратный молоток используют для рихтовки вмятин на порогах, арках и стойках транспортного средства. Инструмент в классическом исполнении, представляет собой штырь длинной 50 сантиметров. Диаметр стального прута равен двум сантиметрам. На нем размещено два элемента: резиновая втулка с одной стороны, а с другой – шайба из металла. Она удерживает молоток в устойчивом положении и защищает корпус инструмента от вибраций, возникающих в результате нанесения ударов.
Инструмент используют для рихтовки небольших по площади повреждений.
Приспособление для рихтовки дефектов оснащается дополнительными зажимами и металлическими крюками, с помощью которых в процессе рихтовки захватывают скобы, приваренные к кузову машины.
Применение обратного молотка во многом зависит от места расположения и сложности дефекта. Различают несколько видов инструмента:
- Инструмент с пневматическим механизмом.
- Споттер.
- Вакуумные молотки.
- С клеевыми накладками.
Для точечной рихтовки вмятин на поверхности кузова нового автомобиля рекомендуется использовать именно вакуумные молотки. Схема его работы заключена в следующем: с помощью присоски инструмент крепят к восстанавливаемому участку, далее, рукоятку тянут «на себя», и в результате, за счет сжатия воздуха, происходит выравнивание вмятины. Принцип работы этой разновидности устройства позволяет устранить дефекты без повреждения лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.
Применение пневматического инструмента необходимо для устранения серьезных повреждений. Молоток подключают к мощному компрессору, в результате усиливается механическое воздействие на поврежденный участок. Крепится устройство к кузову машины при помощи специальных крюков. Перед использованием приспособления, при необходимости удаляют лакокрасочное покрытие с поврежденного участка.
Споттер – сварочный аппарат, с помощью которого к кузову автомобиля приваривают дополнительный элемент. Это может быть железный прут или специальный крюк. Далее обратным молотком цепляются за выпирающую деталь, и выполняют выравнивание поврежденного участка.
Перед привариванием детали восстанавливаемый участок тщательно моют, снимают с него лакокрасочное покрытие и обезжиривают.
Инструмент с клеевыми накладками крепится без применения сварочного аппарата. Надежное закрепление обеспечивает специальный клеящий состав, после устранения дефекта накладка срезается, а поврежденное лакокрасочное покрытие восстанавливается.
Цель использования молотка заключается в выравнивании вмятин. Однако с его помощью демонтируют некоторые запчасти. Так, для снятия внутренних подшипников, используют инструмент, имеющий в своей конструкции специальную шпильку.
Метод применения обратного молотка
Метод выравнивания кузова с помощью сделанного инструмента несложный, но потребует некоторых усилий. В первую очередь, следует закрепить наконечник на изогнутую поверхность. Далее ударами по грузику на себя заготовка выравнивается, как нужно. При недостаточных усилиях стоит поменять грузик. Чтобы выровнять большой участок металла, можно приварить пару шайб, которые будут на одной линии. После чего стоит надеть на штырь. Далее прут стоит закрепить гаком, который вместе с железом оттягивается, при этом разглаживая все до нужного состояния. Но стоит быть осторожным, так как можно повредить кузовную деталь, нанеся дополнительный урон.
Кузов машины может иметь вмятины разных размеров. И при этом сделать своими руками обратный молоток, подходящий под разные неровности, несложно. Достаточно в механизм внести возможность смены грузика. Просто меняя вес при больших повреждениях. Иногда стоит наваривать дополнительных шайб. Тогда инструмент будет работать плавно. Но не стоит забывать, что можно повредить автомобиль, переусердствовав. Поэтому стоит делать плавные движения при починке машины. Таким образом каждый автолюбитель при правильном ремонте будет довольным самодельным приспособлением. Ведь данный механизм несложный в изготовлении и отлично справляется со своей работой.
Самостоятельное изготовление
Готовый инструмент стоит недешево, поэтому в целях экономии многие автомобилисты выполняют конструирование приспособления своими руками. Для самостоятельного создания потребуется:
- Металлический стальной прут (или труба) длиной 50 см и толщиной 2 см.
- Каучуковая или эбонитовая рукоятка.
- Крюк из нержавеющей стали, имеющий толщину 4-5 мм.
- Сварочный аппарат.
- Две стальные шайбы диаметром 2,5-3 см.
- Гиря, имеющая толщину 6 см и длину 16-17 см.
Чтобы сделать обратный молоток потребуется:
- Очистить и обезжирить пруток, с помощью шлифовальной машинки отполировать поверхность детали.
- На один из концов закрепляют крюк. Чтобы не терять время при создании резьбы для съемных насадок, деталь приваривают.
- На штырь надевают небольшую шайбу, которую нужно приварить возле основания крюка. Ее используют для того, чтобы гиря не соприкасалась с рабочей поверхностью.
- В гире проделывают отверстие диаметром 2,1 см. Благодаря этому, деталь будет свободно передвигаться по пруту во время работы. При изготовлении инструмента учитывают то, что форма детали должна быть без выступов и углов. К обоим концам элемента приваривают круглые листы из стали, благодаря этому ладонь не будет соскакивать с гири при выполнении рихтовки кузова.
- Со свободного конца вдевают гирю. Если деталь движется туго, то диаметр отверстия увеличивают еще на пол сантиметра.
- В завершении работы надевают рукоятку, однако перед этим монтируют еще одну шайбу, предотвращающую соприкосновение рукоятки и гири при использовании молотка.
Для выправки вмятин на кузове автомобиля используют разные инструменты, в том числе и обратный молоток. Во многих случаях более целесообразно его самостоятельное изготовление. Потратив 30-40 минут своего времени, автомобилист получает простой в конструкции но эффективный при рихтовке кузова машины инструмент.
Виды молотков
Различные виды молотков применяются в разных сферах ремонтных и строительных работ. При этом каждая модель изготавливается из разного материала, имеет разное строение и конструкцию. Какие разновидности молотков существуют:
Столярный молоток предназначен для работы с деревянными деталями, поэтому зачастую тыльная сторона головки оснащена гвоздодером. Масса составляет 100-500 г. такая легкость необходима для того, чтобы делать точные, а не силовые удары. Ударная площадь молотка плоская, а рукоятка может быть сделана и дерева, металла или металлопластика. На основании рукоятки обычно крепятся резиновые накладки для крепкого хвата.
К столярным молоткам можно отнести и киянку. Такой инструмент полностью изготовлен из древесины твердой породы. Киянок предназначенный для работы с деревянными деталями в тех случаях, когда есть угроза формирования вмятин на древесине. Киянок используют для соединения пазов деревянных деталей.
- Штукатурный молоток предназначен не только для работы с глинистой поверхностью. Такой инструмент активно используется в процессе монтажа гипсокартона. Приспособление небольшого размера, а его ударная часть имеет круглую форму. Тыльная часть головки представлена небольшим топориком. Такая конструкция позволяет без повреждения отделочного материала вбивать в него гвозди или производить зачистку (подрезку).
- Для укладки плитки, кафеля или кирпича используется резиновый молоток. Соответственно такой резиновый молоток тоже называется киянок. Инструмент помогает уплотнять и ровнять хрупкие детали декоративных строительных элементов. Так как резиновый молоток называется киянка, то и для работы с деревом такой тип инструмента подойдет идеально.
- Молоток плотника (кровельщика) представляет собой инструмент с металлической головкой. Ударная часть может иметь круглую или квадратную форму, а ее поверхность обычно рифленая. Головка дополнительно оснащена гвоздодером или заостренным «усиком». Масса инструмента обычно составляет 300-800 г. Предназначен инструмент для забивания гвоздей, клиньев и подгонки деревянных конструкций кровли и опорных балок.
- Есть специальный ударный инструмент для кладки, с помощью которого можно подбивать кирпич в процессе работы с кирпичом, бетоном. Благодаря наличию плоской узкой части можно откалывать отдельные части камня, кирпича или бетона. Молоток каменщика имеет название кирка, а в народе нарекается «кулачок». Инструмент должен быть прочным и не слишком тяжелым.
- Слесарный молоток считается самым популярным и распространенным. Из чего конкретно состоит слесарный вид инструмента. В первую очередь это головка круглая или квадратная с одной стороны и закаленная с другой под углом 45°. Ручка изготавливается обычно из дерева, но может быть металлической или металлопластиковой. С помощью такого инструмента можно забивать клинья, гвозди.
- Кувалда или молот считается наибольшим видом молотков среди всех. Можно сказать, что это профессиональное приспособление, предназначенное для разрушения. Используется для нанесения мощных ударов без особой точности. С помощью кувалды можно вколачивать сваи, разбивать бетон. Масса приспособления составляет 8-10 кг. Состоит из прямоугольной металлической головки и деревянной рукояти.
Еще есть виды приспособлений, которые применяются в узких сферах. Медный молоток похож на кувалду, но наконечник изготовлен из меди. Такой сплав не производит искр в момент удара, поэтому может использоваться в огнеопасных ситуациях. Маленький аналог слесарного инструмента подойдет для сварщика. Но у такого аналога узкая часть имеет больший угол скала около 45°-50°.
В зависимости от вида работы подбирается тип ударного инструмента. Разное устройство головки помогает совершать определенные манипуляции с разными отделочными и строительными материалами.
Отличительные особенности молотка и кувалды
Если рассматривать 2 варианта ударных инструментов, которые отличаются только массой, то возникает вопрос о том, чем именно отличается молоток от кувалды. Кувалда – это один из подвидов, но все различия разительны.
Основные отличия молотка и кувалды:
Характеристики | Молоток | Кувалда |
Масса | 50 — 1000 г | 8-10 кг |
Размер | 28 — 38 см | 40 см до 80 см |
Назначение | Для забивания или демонтажа гвоздей | Для разбивания и заколачивания свай, клиньев |
Основное отличие данных инструментов заключается в ударной силе и массе. Вообще считается, что приспособление для вколачивания, который имеет массу более 4-х кг – это уже кувалда.
Конструкция приспособления
На самом деле по своей структуре обратный молоток для кузовного ремонта достаточно простой. Он состоит из металлического стержня диаметром 10 – 20мм и длиной около 50 см. На этот стержень надевают стальную гирю (втулку), за счет веса и ударов которой происходит постепенное выравнивание поврежденного участка детали.
С одной стороны к стержню крепят или приваривают крюк, с помощью которого можно делать зацеп за приваренные к кузову крепежные петли. С другой стороны приварена шайба, которая не дает гире слетать, и служит отбойником, ударяя об который сила передается в стержень и далее уже металлическая поверхность под этим давлением выравнивается. Если вы покупаете заводской обратный молоток, то к нему обычно в комплекте идут несколько сменных крюков для захвата скоб различной формы. Существуют модификации таких молотков с двумя и тремя втулками, что позволяет контролировать силу удара при выравнивании вмятин.
На рынке представлена и другая разновидность – это вакуумный обратный молоток для кузовного ремонта. С помощью таких приспособлений ремонтируют обширные области вмятин, а предыдущая конструкция годится для мелких повреждений. Тут в качестве зацепа используют присоски, что снимает вопрос предварительного снятия старого лакокрасочного слоя с детали.
Как работать с обратным молотком?
Технология работ с обратным молотком следующая:
- Очистка поврежденной области до металла, обычно для этого используют шлифовальную машинку и наждачную бумагу.
- С помощью споттера к кузову приваривают скобы, в различных местах повреждения, чтобы постепенно можно было вытягивать, восстанавливая форму кузовной детали.
- За скобы зацепляются крюком обратного молотка.
- Аккуратными не сильными движениями гири, начинаем медленно выравнивать поверхность, производя удары. Тут главное не перетянуть, чтобы потом не забивать уже выпуклость обратно. Такими постепенными процедурами вытягиваем весь участок поврежденной детали.
- Снимаем скобы путем срезания или выкручивания.
- Зачищаем и обезжириваем деталь и можно приступать к нанесению шпаклевки.
Из основных минусов использования классического обратного молотка – это необходимость снятия старого ЛКП, даже если оно не было сильно повреждено. К тому же, как говорилось выше, такой метод подходит лишь для мелких по площади вмятин.
Видео пример выравнивания вмятины обратным молотком.
Как сделать самодельный обратный молоток?
Купить такое оборудование можно практически в любом авто магазине, и часто такой молоток идет в комплекте с другим оборудованием, тем же споттером. Но за счет простоты конструкции не составит особого труда изготовить обратный молоток своими руками.
Для начала вам потребуются:
- металлический стержень длиной 50 см и диаметром около 20 мм.
- шайба, или рукоятка, которая будет служить роль отбойника.
- сварочный аппарат и защитные приспособления: очки, маска, спецодежда.
- стальной крюк.
- гиря.
- стальные шайбы, 2 – 3 шт. диаметром 2,5 – 3 мм.
Методика сборки обратного молотка с этих комплектующих следующая:
- Шлифуем и зачищаем металлический стержень от ржавчины и заусенец.
- К крюку приварим крепежный элемент с резьбой, а на стерне с одной стороны также протачиваем резьбу, чтобы получилось съемное соединение. Как аналог можно стационарно закрепить крюк с помощью сварки.
- Проделываем внутри гири отверстие на 1 мм больше чем диаметр стержня, чтобы она свободно ходила по нему. Далее, надеваем ее на стержень.
- Привариваем рукоятку с шайбой, об которую будет ударяться гиря, передавая тягу на сам стержень.
На этом этап самостоятельной разработки обратного молотка для ремонта кузова авто завершен. Также при желании можно изготовить и вакуумный вариант инструмента. Но тут уже вместо крюков и приваренных скоб, будет использоваться присоска, которая прикрепляется к широкой вмятине и медленно вытягивается.
Кузовной ремонт является сложной операцией, которая требует определенных знаний, специальных инструментов и приспособлений. Одним из таких приспособлений является обратный молоток. Это простой инструмент, который легко изготовить своими руками. Для этого существует много фото и видео в интернете. Также можно скачать чертеж простейшего варианта устройства.
Инструкция
Для переделки старого амортизатора в полезный инструмент понадобится его верхняя часть и шток.
Заранее позаботьтесь о емкости для слива масла, которое прольется из распила.
- Стойку нужно зажать в слесарные тиски и аккуратно обрезать ее ручной болгаркой до тарелки с установленной пружиной, не цепляя шток. Все крепежные элементы и детали стойки нужно разобрать и снять, из верхней крышки амортизатора вынуть сальник и втулку.
- Для сборки полноценного и функционального обратного молотка на амортизаторный шток остается смонтировать ручку, подвижную гирю и насадки.
- Если у вас в гараже нашлись детали ручки старого перфоратора или ручной дрели – это большая удача, если нет, – можно приделать к штоку любой напоминающий ручку хомут, способный справиться с задачей и удобный для ваших рук.
- Хомут ручки крепится в той части, где на штоке располагается резьбовое соединение. В качестве втулок накрутите две гайки и надежно приварите. Верхняя крышка штока надевается с обратного конца и тоже приваривается к гайкам. Неровности, капли и наплывы от сварки можно сточить болгаркой, а потом – прикручивать ручку-хомут.
Альтернативный вариант – приварить к штоку на расстоянии ширины ладони от края подходящую по диаметру шайбу, обтянуть ручку топливным шлангом против скольжения и закрепить его на резьбе небольшой шайбой и гайкой.
Для изготовления подвижной гири можно использовать срезанную верхнюю часть стойки. Кроме того, необходимо подобрать трубу нужного диаметра: чтобы она свободно скользила по штоку и входила в подготовленный цилиндр из амортизаторной стойки, оставляя внутри свободное пространство. Внутреннюю и внешнюю части будущей гири нужно отцентрировать гайками или шайбами, а один из торцов заварить таким образом, чтобы отверстие трубы осталось открытым. Зазор между деталями заливается расплавленным свинцом или цинком, например, от старого АКБ или карбюратора, чтобы добавить болванке веса. Перед заливкой расплавленным составом корпус гирьки тоже нужно прогреть горелкой. После остывания металла получившуюся гирю отбойника зачищают болгаркой, чтобы придать ей аккуратный вид и убрать лишние капли от сварки, и устанавливают на шток. Для использования потенциала обратного молотка в полной мере и применения его для различных работ сделайте накручивающиеся на свободный конец штока насадки: зацепы из болтов, насадки под головку и т.д. Для выправления несложных вмятин на кузове автомобиля обратный молоток можно использовать в комплекте с поисковыми магнитами, которые можно приобрести в специализированных магазинах.
Всем привет.Приспичило мне рихтануть кузов своего автомобиля, в связи с чем появилась необходимость в обратном молотке.Вещь достаточно прикольная и в хозяйстве необходимая. Покупать не стал, так как цена на обратные молотки мягко сказать слегка завышена.Получилось вот что
У знакомого на СТО выбрал пару амортизаторов с тонким штоком, амортизатор распилил, вырезал кусок размером с мою ладонь та часть что с дырочкой,
с другого амортизатора извлек узел где находился сальник,
Вставил шток, залил свинцом обварил и прошёлся по отверстию где будет ходить шток сверлом, вес молотка получился порядка 1,5кг(не взвешивал, на глаз, превращается слегка, ниже исправил, масса примерно 700 грамм, но моим весам особой веры нет).Молоток обтянул термоусадкой в 2 слоя.Задняя ударная часть состоит из нескольких шайб, и двух гаек посаженных на локтайт, на которые наварена шпилька держащая пластиковую ручку Ручка сделана из рукоятки от болгарки или хз чего, нашел в гараже. Пружинка на любителя, можно не ставить. Длинная гайка на рабочей части служит как держатель сменных насадок.
Для тех кому интересно, что и как прикручивается на рабочую часть
Любые виды кузовных работ являются дорогостоящими и требуют специальных навыков и инструментов. Однако на покупке некоторых возможно сэкономить, соорудив их самостоятельно. Например, обратный молоток своими руками можно сделать за час. Это позволит самостоятельно проделывать и контролировать процесс выравнивания вмятины на кузове в труднодоступных местах.
Схема для самодельного споттера
Самодельный споттер можно сделать из старого инвертора. Но для этого нужно знать, по какой схеме собирается конструкция. Работа споттера зависит от ряда обязательных компонентов:
- сварочных трансформаторов;
- первичной обмотки;
- диодного моста;
- тиристора.
Схема работы оборудования определяется по двум диагоналям. Мощность трансформатора первой диагонали выше, чем второй. Поэтому он принимает напряжение после включения аппарата. Электричество поступает через вторичную обмотку по диодному мосту и реле в конденсатор. Благодаря этой системе обеспечивается зарядка. При этом в трансформаторе напряжение пропускается, и не накапливается. При такой схеме запуска тиристор закрывается.
Для начала сварки потребуется открытие тиристора. После отключения зарядки конденсатора, вторичная обмотка трансформатора получит достаточный показатель тока для сварки. Более подробно рассмотреть элементы схемы в работе можно на плане.