Как самостоятельно установить автоматику на распашные ворота

Особенности распашных ворот

В первую очередь рассмотрим достоинства въездных ворот такого типа:

  • Простота конструкции по сравнению с другими видами ворот;

  • Низкая стоимость;
  • Отсутствие необходимости технического обслуживания;
  • Высокий срок службы;
  • Надежность;
  • Отсутствие границ в оформлении;
  • Нет необходимости в подготовке площадки;
  • Возможность автоматизации.

Недостатки в основном сводятся к тому, что для открывания створок необходимо предусмотреть достаточно свободного места, что бывает проблематично, особенно на небольших участках. Кроме этого, приходится учитывать ветровую нагрузку в конкретной местности при конструировании для того, чтобы сделать эксплуатацию ворот более безопасной.

Как видно достоинств намного больше, чем недостатков, а существующие недостатки не настолько критичны, вот почему использование распашных ворот так популярно у застройщиков.

Обслуживание системы

Отдельные компоненты, которые составляют систему автоматизации ворот, разнообразны и зачастую сложны. Электродвигатели или гидравлические приводы приводят в действие зубчатые колеса, соединенные с кронштейнами, закрепленными на ваших конструкциях. Современная электроника используется в панелях управления, фотоэлементах, петлевых навесах, защитных кромках, системах контроля доступа, а также в передатчиках и приемниках.

Не имеет значения, какая комбинация распашных ворот, панелей управления, напряжений двигателя, защитных устройств и контроля доступа используется

Техническое обслуживание имеет жизненно важное значение для обеспечения бесперебойной и безопасной работы автоматических полотен, а также для снижения вероятности дорогостоящих и длительных сбоев и поломок. Частота технического обслуживания любой системы может зависеть от частоты использования

Электрические ворота, которые открываются и закрываются в течение всего дня, более подвержены износу, чем те, которые открываются один или два раза в день. Но констуркции, которые не используются в течение нескольких дней, могут нуждаться в дополнительном обслуживании, направленном на обеспечение свободного перемещения компонентов.

Расположение системы автоматизации ворот может сыграть роль в определении объема обслуживания. Если полотна находятся недалеко от побережья, сильный ветер и песок с моря могут сократить интервалы обслуживания.

Особенности автоматического механизма

Дело в том, что сложить электропривод непросто, поэтому такой работой занимаются отдельные фирмы, которые устанавливают автоматику

Важно учесть все моменты касательно точной установки механизма, а если вы решили проделать такой процесс своими руками, то и аккуратный подход к работе

Стоит отметить, что существует два основных способа установить механизм распашных ворот. В зависимости от расстояния петли до края столба выделяют:

  • автоматику линейного типа;
  • рычажную.

Линейный Рычажный

Если расстояние небольшое и находится в пределах 150 миллиметров, то в таком случае можно использовать линейный тип автоматики. Такой вариант имеет эстетичный вид и если говорить о стоимости, то цена доступна для широкого круга потребителей. Отсутствуют длинные рычаги, которые соединяют столб с внутренней стороной ворот.

В случае длинного расстояния петли от края столба, а именно около 300 миллиметров устанавливают рычажный тип автоматики. В таком случае необходимы дополнительные затраты на соединительные рычаги и время, чтобы установить ниши для привода.

Правила самостоятельной установки приводов

К сожалению, но владельцы автомобилей при монтаже не соблюдают простых правил. Зачастую подобные пренебрежения приводят к неприятностям, а иногда к полному разрушению конструкции и даже стен.

Каркас для откатных ворот не должен иметь каких-либо перекосов или неровностей, это может привести к быстрой поломке механизма автоматики.

При самостоятельной установке электропривода уделите внимание следующим особенностям и нюансам:

  1. Привод должен устанавливаться только на прочную боковую стену. Они обязаны выдерживать вес ворот и привода. Если у вас на стенах имеется штукатурка, ее лучше совсем убрать и приварить металлический угол не менее 100 мм в ширину.
  2. Каркас ворот не может иметь каких-либо перекосов. В противном случае подобная невнимательность приведет в негодность механизм привода.
  3. При монтаже привода на рулонные ворота тщательно вымеряйте высоту, иначе система будет работать неправильно. Здесь же возникает необходимость защитить устройство, поэтому его помещают в специальный короб.
  4. Если вы решили установить рольставни, оставьте место по 15 см с каждой стороны для монтажа устройства.
  5. Механизм автоматического электропривода в холодную погоду и зимой может давать сбои в работе, поэтому в коробе следует проложить нагревательный кабель. В дождливую погоду устанавливается козырек и дренаж для слива жидкости.

Соблюдение всех перечисленных правил поможет избежать вам многих проблем в процессе эксплуатации и увеличит срок службы всего устройства.

Виды автоматических ворот

По принципу действия механизма воротная автоматические механизмы подразделяются на:

  • распашные;
  • откатные;
  • гаражные.

Рассмотрим каждый из вышеуказанных видов более детально.

Распашные ворота

Распашные ворота, пожалуй, являются классическим вариантом исполнения. Состоят они из двух створок, которые крепятся на двух петлях поворотного типа к вертикальному основанию, в качестве которого обычно выступает металлический каркас. Он, в свою очередь, должен быть прочно закреплен в месте его установки.

Важно! Вне зависимости от того, открываются такие двери ручным либо автоматическим способом, они требуют наличия свободного пространства перед своими створками для беспрепятственного распахивания последних

Откатные ворота

Откатные ворота на роликах обычно состоят из одной створки. Вес в такой конструкции распределяется на роликовые опоры. Кроме того, для того, чтобы сделать откатные ворота более устойчивыми к мощным порывам ветра либо иным воздействиям со стороны окружающей среды, на них монтируются дополнительные направляющие.

Откатные ворота

Конструкция таких ворот достаточно проста и чаще всего легко реализуема народными умельцами. Тем не менее, подобные механизмы, особенно кустарного производства, могут оказаться сложны в эксплуатации и обслуживании.

Гаражные ворота

Ворота роллетного типа принято называть гаражными, т.к. организация въездов в гаражи и на территорию крытых парковок посредством подобных конструкций является основной сферой их применения.

Гаражные роллетные двери представляют собой набор реек фигурной формы, изготовленных их металлопластика и сцепленных посредством подвижного замка. Указанные рейки размещаются в идущих от пола вверх с изгибом у потолка пазах, образуя целостную конструкцию рассматриваемых ворот.

Двигаясь в своих пазах, такие ворота изгибаются в местах соединения реек, преодолевая таким образом прямой угол под потолком. Таким образом, гаражные ворота осуществляют сложный подъемно-поворотный процесс, освобождая въезд в гараж. Рассматриваемые конструкции весьма сложны как в монтаже, так и в эксплуатации.

Гаражные роллетные ворота

Особенности монтажа автоматики своими руками

В продаже много готовых комплектов. В их составе, как правило, эл/привод, элементы схемы (датчики, концевые выключатели и тому подобное), пульт. Модификаций много. Цена самых дешевых – около 15 980 рублей. Например, «WINGO» серии 2024KCE, которая способна управлять открыванием створок весом до 400 кг при помощи двигателя на 24 В. При установке покупного оборудования следует руководствоваться рекомендациями производителя.

Главная проблема, с которой многие сталкиваются – отдельные пункты инструкции не совсем понятны. Это может быть вызвано как низким качеством перевода на русский язык, так и расчетом изготовителей на то, что монтаж если и будет делаться своими руками, то только профессионально подготовленным человеком. Далее – основные этапы работы, знание нюансов которых поможет при установке как готового, так и самостоятельно подобранного комплекта.

Подготовка створок

Перед монтажом элементов автоматики ворот своими руками нужно убедиться, что они легко, без усилий, открываются. В процессе эксплуатации нередко появляются перекосы створок. Причины разные – «повело» опору из-за низкого качества ее бетонирования, ослабились петли и тому подобное. Работу по установке системы автоматики следует начинать с того, что привести ворота в порядок (о том, как сделать распашные ворота, читайте здесь).

Подготовка мест крепления приводов

Их монтаж производится на столбах. Если они металлические, то особых проблем не возникнет. Достаточно приварить кронштейны, и вопрос с надежной фиксацией механизмов решен. А вот как быть с опорами из кирпича? Обустроить закладные, к которым сваркой прикрепить швеллер – лишь один из вариантов. В принципе, сообразить несложно. Например, сделать так.

Высота крепления механизмов управления воротами – немаловажный вопрос. Во-первых, они должны располагаться строго симметрично, на одном уровне относительно грунта. Во-вторых, линейные приводы выравниваются по нивелиру, так как их эффективная работа по открыванию ворот наружу возможна лишь при горизонтальной установке. Если створки тяжелые, то привода желательно крепить так, чтобы они находились по их центру (в вертикальной плоскости). В-четвертых, проем ворот после крепления механизмом несколько сузится, и это также необходимо принимать в расчет.

Подключение двигателя, как уже указывалось, желательно делать от понижающего трансформатора. В цепь питания следует включить тепловое реле. Данный элемент схемы предохранит обмотку от перегрева в критических ситуациях, особенно в зимний период. Например, при сильном оледенении створок ворот, что приведет к увеличению их веса.

Электропроводка

Она монтируется только в защитной «оболочке» – гофра, кабель-каналы. Для подключения рекомендуются кабеля с жилами от 1,5 «квадратов», причем к приводу их должно подводиться не менее 4-х (хотя бы 1 – как резерв на случай обрыва одной из линий). Если подходить к вопросу эл/монтажа рационально, то для каждого направления нужны индивидуальные расчеты, в первую очередь, в соответствии с потребляемой мощностью. Это касается случаев, когда обустройство системы автоматики производится из отдельных элементов.

Для готового комплекта все параметры цепи указаны в инструкции, следовательно, работа своими руками более простая.

Электроника

Понятно, что ее самостоятельным конструированием никто заниматься не станет. Разве что радиолюбители, но им подсказки не требуются. В специализированных магазинах продаются и блоки управления (от 2 680 рублей), и брелки (от 1 150 рублей). Для семьи последних достаточно в количестве 2 – 3 штук.

Основные рекомендации по монтажу автоматики своими руками, с учетом того, что ворота открываются наружу, автор дал, и довольно подробные. А в какой комплектации устанавливать систему, характеристики всех элементов (например, мощность двигателя) – это уже читателю придется определять самостоятельно. Многое зависит от веса створок, их габаритов, розы ветров в месте расположения объекта и ряда других факторов. Успехов!

Обшиваем ворота

Если для обшивки выбирается материал (профлист, поликарбонат и пр.), который крепят саморезами или заклепками, нужно предварительно каркасы очистить от грязи и ржавчины. После обработки антикоррозийным составом проводится грунтовка и окрашивание. Финишную отделку обшивки, если она сделана из листового или кровельного железа, выполняют после сваривания.

На популярные распашные ворота из профнастила и поликарбоната стараются подобрать листы, чтобы не было шва на створке. Если добыть материал такого размера не удается, первая полоса выставляется по уровню и крепится парой саморезов. После проверки положения их вворачивают во все волны, прилегающие к элементам сваренного каркаса. Следующий лист крепится внахлест на волну предыдущего.

Обшивку также делают из других материалов:

  1. Дерева. Доступный, красивый вариант с возможностью легкой замены. Однако требуется регулярный уход. Следует учитывать, что при высыхании древесина может растрескаться.
  2. Металлического листа. Обшивка прочная, но тяжелая.
  3. Кованные. Возможность создания оригинальных дизайнов, но сваривать такие ворота могут только специалисты.
  4. Металлической сетки. Невысокая цена, простота выполнения работы, небольшой вес. Однако эстетика никакая, а доступность просмотра прилегающей к дому территории посторонними людьми мало кому понравится.
  5. Комбинированные варианты сваривают из кованых элементов, поэтому форма распашных ворот может быть любой. Для защиты от любопытных, створки со стороны двора обшивают металлическими, профильными или поликарбонатными листами. Монтаж обычно выполняют специалисты, так как сварить ворота этого вида новичку не по силам.

Перед обшивкой ворота необходимо защитить от коррозии, погрунтовать и покрасить

Автоматические приводы своими руками

Привод представляет собой устройство, с помощью которого происходит открытие и закрытие распашных ворот. Его работа осуществляется одним нажатием кнопки на пульте.

Приводы применяют сейчас гораздо чаще, поскольку их установка гарантирует пользователю комфорт и удобство.

Их можно приобрести в специализированном магазине или изготовить самостоятельно.

Стоит помнить, что самодельные приводы часто склонны к поломкам и неисправностям.

Некоторые владельцы гаражей прибегают к использованию самодельных устройств, которые можно сделать несколькими способами с применением различных приспособлений. К ним относятся:

  1. Автомобильные домкраты. Наверняка у владельца автомобиля есть подобное устройство. Здесь необходимо использовать два реечных домкрата, к которым привинчивается старый мотор с редуктором. Чтобы защитить винт домкрата, приобретите гофру и натяните ее. В качестве управления может выступать любая кнопка охранной сигнализации.
  2. Рулевые рейки. Здесь следует воспользоваться старыми неработающими рулевыми рейками с рулевыми тягами. Сюда также прикручивается мотор и управление.
  3. Поворотный механизм от антенны. В этом случае в качестве дополнения следует приобрести штоки, трансформатор и пульт.
  4. Актуатор с якорным мотором — самый простой и быстрый способ сделать самодельный привод. Только может возникнуть одна незадача, ведь при использовании представленного устройства приводы будут срабатывать несинхронно. От такой неприятности избавиться сложно.

Поэтому многие автолюбители приобретают готовые устройства, но установку проводят сами, не прибегая к услугам специалистов компаний.

Устанавливаем замок

Если установка автоматики не предусматривается, к створкам снаружи приваривают петли под навесной замок. С внутренней стороны устанавливают поворотную щеколду или задвижку. Ее можно сделать из двух отрезков 20-тимиллиметровой трубы, сваренных с горизонтальными поперечинами створок. При закрывании в них вставляется стальной прут диаметром 14 — 16 мм.

Для жесткой фиксации распашных ворот в закрытом и распахнутом положении внизу створок устанавливают вертикальные стопоры шпингалетного типа. Если столбы пришлось сваривать между собой перекладиной, вверху устанавливают еще пару. Фиксаторы покупают или сваривают из отрезков полудюймовой трубы длиной 20 см, в которые вставляются стальные штыри с загнутыми концами. Они будут входить в трубы, вбитые или забетонированные в грунт.

Завершается сварка ворот из профильной трубы установкой врезного или накладного замка на калитку. При вырезании пазов под корпус на створке и ригель в столбе нужно стараться не оставлять зазоров. Иначе калитка будет бренчать на ветру. Для надежной фиксации устанавливают стопор как на воротах.

После окончания монтажа распашных ворот стоит задуматься об автоматизации, так как пробежки, особенно под дождем, при въезде и выезде быстро надоедят. Необходимые комплектующие найдутся в магазинах, а работу можно выполнить самому, если есть опыт подключения электрооборудования. При надлежащем уходе автоматика длительное время будет обеспечивать комфортабельный проезд.

Шпилька для самодельного привода

Тяжёлые ворота нуждаются в приводе с высоким приложенным усилием. Такая работа под силу фабрично изготовленным приводам, но вы сможете создать аналог своими руками.

Основная трудность — найти подходящую шпильку. Стандартные шпильки для привода не подходят: их изготавливают из мягкого металла, поэтому со временем резьба приходит в негодность. Выход из ситуации — самостоятельно увеличить твёрдость металла и число соприкасающихся витков резьбы винтовой передачи.

Увеличиваем твёрдость шпильки

Первая задача решается путём закалки. Нужную температуру каления даёт обычный древесный уголь, он также отчасти науглероживает металл. Сложите горн из кирпича и чугунной решётки, раскалите топливо до полного прогорания углей. Температура закалки — 700–800 °С, что соответствует насыщенному красному цвету металла. Выдержка при такой температуре составляет 13–15 минут, после чего деталь нужно остудить в отработанном масле. Шпилька должна погрузиться полностью и одновременно по всей длине, поэтому распустите стальную трубу по продольному шву, заглушите торцы и используйте этот лоток как закалочную ванну. Шпильку нужно слегка покачивать в масле всё время остывания, затем достать и снова уложить на угли не вытирая, чтобы отпустить металл. Теперь нагрев нужно выполнить до 200–250 градусов, пока металл не станет серым с ярко выраженным образованием окалины. После 3–4 минут выдержки изделие нужно остудить в воде.

Увеличение витков резьбы шпильки

Для изготовления специальной гайки нужно накрутить на шпильку 2–3 стандартные гайки вплотную, но не затягивая. Совместите грани гаек и зажмите сборку в тиски очень прочно. Сварите гайки между собой по всем граням и зашлифуйте изделие с помощью УШМ до прежних размеров.

Вместо сложной процедуры закалки вы можете потратить время на поиск прокатных шпилек и гаек для них. Такой металл имеет все необходимые характеристики. Кроме того, вы сможете выбрать резьбу с трапециевидным профилем: она гораздо прочнее. Также можно найти изделие с более крупным шагом резьбы, что сократит время работы механизма.

Подготовка ворот и мест крепления

При установке пластины должны быть сориентированы в горизонтальной плоскости и находиться на одном уровне

Очень важно учитывать высокое тяговое усилие привода, поэтому лучший способ крепления пластины к воротам — сварка

Проще всего монтировать привод на воротах, которые открываются во внутреннюю сторону, чтобы все исполнительные устройства находились на защищённой территории. В проёме ворот должен быть проложен кабель, поэтому заранее заложите пластиковую трубу 32 мм под дорожным покрытием.

На этапе установки креплений вы определите первые основные параметры своего привода. Замерьте расстояния между центрами отверстий в креплениях, когда ворота закрыты и при их открытом состоянии. Последняя величина — длина вашего привода в сложенном положении, а разница между измеренными расстояниями — величина рабочего хода устройства.

Вы также можете измерить усилие открывания и закрывания ворот с помощью ручных пружинных весов. Тяните за крепление створки ворот в направлении противоположного крепежа, это поможет наиболее точно подобрать мощность двигателя.

Подготовка ворот и мест крепления

Укомплектовать приводом можно практически любые распашные ворота или двери, но лучше планировать установку механики заранее. Это касается монтажа надёжных креплений для привода. Они имеют вид металлических пластин с отверстиями на концах, одна из которых крепится строго перпендикулярно створке, другая располагается на столбе или заборе в таком же положении.

При установке пластины должны быть сориентированы в горизонтальной плоскости и находиться на одном уровне

Очень важно учитывать высокое тяговое усилие привода, поэтому лучший способ крепления пластины к воротам — сварка. К каменным и кирпичным столбам пластины можно закрепить металлическими анкерами, но гораздо лучше сделать закладные элементы из стали на этапе строительства

Проще всего монтировать привод на воротах, которые открываются во внутреннюю сторону, чтобы все исполнительные устройства находились на защищённой территории. В проёме ворот должен быть проложен кабель, поэтому заранее заложите пластиковую трубу 32 мм под дорожным покрытием.

На этапе установки креплений вы определите первые основные параметры своего привода. Замерьте расстояния между центрами отверстий в креплениях, когда ворота закрыты и при их открытом состоянии. Последняя величина — длина вашего привода в сложенном положении, а разница между измеренными расстояниями — величина рабочего хода устройства.

Вы также можете измерить усилие открывания и закрывания ворот с помощью ручных пружинных весов. Тяните за крепление створки ворот в направлении противоположного крепежа, это поможет наиболее точно подобрать мощность двигателя.

Привод для распашных ворот

Одним из основных преимуществ распашных ворот автоматического типа является возможность управления ими на расстоянии, используя специальный пульт. Особенно важна эта функция в осенне-зимний период, когда нет необходимости покидать теплое уютное помещение, чтобы впустить гостей.

Кроме того, неоценима польза таких устройств в случае тяжелого заболевания, когда выйти на улицу для открытия дверей или калитки без посторонней помощи не представляется возможным. В таких случаях можно воспользоваться одним из многочисленных предложений специалистов по выполнению такого типа работ, а можно установить самодельный привод для распашных ворот своими руками, что не требует каких-либо специальных знаний или оборудования.

Для таких целей нужно минимум инструмента.

Виды электроприводов

  1. Червячного типа – лучший вариант, если используют не слишком часто, поскольку конструкция предусматривает шток с резьбой, которая слишком быстро приходит в негодность в случае слишком интенсивного применения.
  2. Рычажного типа – считаются наиболее устойчивы к воздействию или взлому. Лучшим образом подходят для крупных и тяжелых конструкций.
  3. Гидравлического типа – не подходят для районов с суровой зимой, либо требуют специального оборудования для обогрева.
  4. Подземного типа – используются крайне редко, в эстетических целях.

Для того, чтобы оснастить двери специальным электроприводом, необходимо учесть основополагающие моменты данного процесса: в первую очередь, высота столбов и створок относительно друг друга должны быть подобраны максимально правильно, что поможет добиться желаемого результата

Кроме того, важно корректное применение створочных упоров, чтобы избежать неправильного уровня наклона и фиксации дверей. Следуя несложным рекомендациям, можно выполнить монтаж электродвигателя самостоятельно, что поможет сэкономить средства на оплату услуг дорогостоящих, и не всегда профессиональных специалистов

Устройство и принцип действия откатных ворот

Свое название конструкция получила из-за способа открывания. Полотно ворот перемещается вдоль забора, то есть в плоскости воротного проема, тем самым занимая меньше места.

Существует три вида устройства откатных ворот:

  • рельсовые;
  • подвесные;
  • консольные.

В конструкции откатных ворот на рельсе есть ролики, расположенные в нижней части. На них все сооружение и упирается, с их помощью и происходит перемещение полотна. Опора роликов идет на рельс, уложенный в дорожное покрытие. В верхней части ворота удерживаются кронштейном, на котором закреплены боковые ролики.

Откат таких ворот равен ширине проема.

Недостатки конструкции:

  • рельс располагается по всей ширине проезда;
  • последний все время забивается грязью, а зимой снегом и льдом, что чревато проблемами с открытием ворот. Поэтому рельс надо периодически чистить. Можно установить нагревательный кабель, что решает проблему обледенения, но это увеличивает монтажные расходы, плюс дополнительные траты на электроэнергию.

В конструкции вторых присутствует верхняя балка, по которой ворота на роликах перемещаются. Именно она ограничивает высоту проезда. Хотя можно установить ворота со съемной верхней балкой. Но это усложняет конструкцию и снижает ее надежность. Съемная балка – это также увеличение финансовых расходов. Ширина ворот равна длине отката.

Выдвижные ворота третьего вида чаще остальных сегодня используются. Все дело в роликовых опорах, которые располагаются вне зоны проема, и он ничем не ограничен. В конструкции используется такой же кронштейн, как и в первом варианте.

Сдвижные ворота этого типа имеют длину больше ширины проема в 1,5 раза. Дополнительная часть выполняет функции противовеса основной конструкции, имеет конфигурацию трапеции или треугольника. Она увеличивает место для смещения ворот. Под эту разновидность сооружается более мощный фундамент.

В устройство консольных откатных ворот добавляются еще два элемента – верхний и нижний уловители. Они удерживают полотно в равновесии, когда оно закрыто. Располагаются элементы на противоположном столбе воротного проема. При этом в нижнем уловителе есть полка, на которую консоль опирается в закрытом состоянии.