Содержание
Боронование мотоблоком
При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.
Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.
Первые приспособления для боронования появились с того времени, как человек впервые научился обрабатывать землю примитивным деревянным плугом (оралом). Бороны также делались из дерева и были не сильно длинными, для большей маневренности, но достаточно тяжелыми, что позволяло дробить большие комья земли образованные после пахоты.
Уже давно трактора сменили лошадей, а бороны стали более совершенными и эффективными, и могут устанавливаться не только на тяжелую и среднюю сельскохозяйственную технику, но и на мини-трактора и мотоблоки. Данный вид оборудования позволяет не только разбивать большие комья и прикрывать почву для сохранения влаги, но и собирать остатки сухой растительности, а также удалять ее корни.
Существуют следующие виды борон:
- зубовые или классические;
- роторные или ротационные;
- дисковые.
Согласно данной классификации навесное оборудование для боронования бывает тяжелым, средним и легким. Устройство для боронования на мотоблок «Нева» можно купить в специализированном магазине или же сделать своими руками.
Зубовая борона для мотоблока
Дисковая борона для мотоблока
Боронование (видео)
Для опытного агрария боронование мотоблоком зубовым видом не составляет особого труда. Пахарь просто движется за мотоблоком при скорости около 2 километров в час и с помощью ручек выбирает направления. При вспахивании сухих и плотных слоев почвы рекомендуется положить на борону дополнительную тяжесть, что способствует углублению зубьев в землю. Если груза под рукой не оказывается, то с помощью нажатия ногой можно также оказать воздействие на эффективность работы бороны.
При выполнении боронования с помощью дискового устройства алгоритм действий тот же, просто необходимо следить за осью вращения, которая должна быть строго под углом 90 градусов к направлению движения мотоблока.
В интернете можно прочитать множество статей и просмотреть видео, которые помогут начинающим фермерам узнать основные правила боронования.
Наиболее простым устройством для изготовления своими руками является зубовая борона, но, по мнению опытных земледельцев, сталкивающихся постоянно с данными агрегатами, наиболее результативным считается роторная борона. Этот тип не перегружает двигатель мотоблока и увеличивает скорость работы всей конструкции.
При покупке оборудования выгоднее всего приобрести традиционную борону и самим доработать это устройство. При этом вы испытаете не только гордость за проделанную работу, но и приобретете помощника для облегчения своих усилий при обработке почвы.
Иногда изготовить материалы для обработки земли можно самостоятельно. Так, вполне можно сделать такое устройство, как борона для мотоблока, своими руками, чертежи подобной конструкции найти или составить самому несложно. При этом вы сможете сэкономить деньги, ведь заводские аналоги могут стоить очень дорого.
Виды борон
Такие устройства разделяются на три таких типа:
Стоит рассмотреть каждый из видов отдельно.
Зубовая борона
Популярная сегодня зубовая борона состоит из нескольких рядов зубьев, благодаря которым происходит обработка почвы вместе с её разрыхлением, а также разравниванием. Различия в таких моделях заключается в разном количестве зубьев. Обычно используются широкие варианты, имеющие 4 и больше зубчатых рядов.
Широко распространено их использование с мотоблоками, относящимися к категории тяговых. К ним относит большинство моделей марки Нева, а также МТЗ. Подобные виды обладают высоким сцеплением с дорогой, за счет чего наблюдается существенное продольное усилие. Борона нередко используется после обработки участка трактором. При этом во время работы можно установить вместо зубьев специальные пружины, которые меньше ломаются.
Дисковая борона
Представляют собой активные бороны. Их часто используют вместе с мотоблоками, относящимися к культиваторному типу. Для применения на тяговых, требуется сооружать специальный вал, предназначенный для отбора мощности. Дисковая борона позволяет обрабатывать грунт за счет его прорезания при помощи вращающихся дисков. Такие изделия имеют разную форму, от обычной прямоугольной, до чашечной.
Последние – более трудоемкие в конструировании, однако, позволяют оборачивать пласт, за счет чего частично проводится вспашка. Благодаря этому их применяют для проведения неглубокой ранней обработки верхнего слоя почвы перед восходом сорняков и до начала посева картофеля либо зерна. Для улучшения разделки почвы, а также снижения уровня сопротивления в процессе вращения пласта, края таких дисков имеют неровную форму.
Роторная борона
Подобные изделия отчасти похожи на культиватор и дисковые модели. Это обусловлено наличием вращающихся зубчатых элементов, которые врезаются в землю и переворачивают определенную её часть.
Роторная борона имеет отличительную черту, которая заключается в небольшой глубине обработки грунта, а также наличии множества рабочих зубьев. При этом диски находятся под прямым углом, относительно оси вращения. Кроме этого, зубья обладают небольшим изгибом. Его радиус зависит от коэффициента сцепления, которое имеется у колес с землей. Так, при повышении скольжения, должен увеличиваться изгиб зубцов.
В процессе работы, это будет позволять протыкать почву почти под прямым углом. Благодаря этому будет происходить хорошая её аэрация. Когда такие зубья выходят, они слегка поддевают почву, за счет чего происходит вырывание небольших сорняков, которые еще не пустили серьезных корней. Ротационная борона используется для обработки земли, даже если состоялся восход растений. В этом случае не происходит травмирования крупных растений. Такие модели позволяют снизить количество используемых удобрений, благодаря тому, что вещества в процессе аэрации хорошо усваиваются из воздуха, а также улучшается рост корней.
Описание навесной дисковой бороны для МТЗ 82 для обработки почвы
Дисковая борона – это сельскохозяйственный агрегат, который способен стать достойной заменой культиватору, плугу, лущильнику. Благодаря этой насадке становится возможным производить обработку земли, у которой уровень влажности не больше 25%. Как выглядит и как правильно выбрать навесной разбрасыватель минеральных удобрений, указано в данной статье.
Данный тип навесной конструкции состоит из конкретного числа дисков. Относительно вертикальной основной оси конструкции она сосредоточены под наклоном. Именно это и позволяет выполнять регулировку глубины в грунте и определение угла обработки.
На видео – борона дисковая для мтз 82:
Согласно конструкции рабочей части данное устройство можно поделать на два вида: навесное и сетчатое. О том как используется зерноуборочный комбайн Полесье, можно узнать из данной статьи.
Сетчатая конструкция является старого образца, но зато уже опробованная временем. Основа изделия выполнена из металлической сетки, на которую крепятся различным образом зубья. Монтаж зубьев может быть различным с учетом поставленной цели. Зубцы могут быль представлены в изогнутом виде, прямом и в качестве пружинного элемента.
Также представленные устройства, работающие в паре с трактором МТЗ 82, можно поделить по целевому использованию. Цена на прицепной зерноуборочный комбайн ПН 100 простор и другие данные указаны в статье.
Полевые
Задействуют для обработки земли после пропашных мероприятий. Определенные модели могут быть оснащены ящиками, которые служат для балластного груза. Благодаря таким мероприятиям удается обработать грунт на достаточно большую глубину.
Прицепные садовые для трактора
Данный вид конструкции характеризуется своим легким весом. Служат для обработки грунта между рядами в саду и на винограднике. При использовании такой бороны удается прорыхлить землю на глубину 10 см. Видео о тракторе Челленджер и другие особенности агрегата указаны в статье.
Болотные
Данный тип приспособления активно задействуется для дискования на заболоченной почве и для обработки целины.
Дисковая борона для установки на трактор МТЗ 82 – это устройство, к которому выполнен крепеж батареи с рабочими деталями. Культивация почвы осуществляется при помощи стальных дисков, у которых размеры составляют 450-510 мм. Именно стальные диски и относятся к основным рабочим органам бороны. Цена на Террион 3180 и другие технические данные можно подчеркнуть для себя из статьи.
Если на одной оси разместит несколько таких элементов, то можно будет получить батарею. Ее крепеж выполняется с использованием втулок. Благодаря этому во время движения трактора батарея будет вращаться.
Зубовая борона
Характеристики зубовой бороны:
- длина зубьев варьируется, но средний показатель – 10 см;
- рабочая скорость оборудования до 12 км/ч;
- обработанный слой почвы отличается равномерной, однородной структурой;
- зигзагообразное расположение зубьев позволяет вспахивать отдельные участки почвы, а не одни и те же места;
- сетчатая борона подходит для обработки рельефной поверхности;
- различают лёгкие, средние и тяжёлые бороны. Тяжёлая с глубиной до 10 см, типа зигзаг, пользуется самым большим спросом. Средняя с глубиной обработки около 6 см используется на рыхлых лёгких почвах. Лёгкая с глубиной до 3 см может только выравнивать поверхность, удалять почвенную корочку.
Зубовой бороной разрушают верхний слой, взрыхляют почву, вытаскивают оставшиеся корни и растения. Таким образом уничтожаются сорные растения, перемешиваются слои почвы и выравнивается поверхность.
Дисковая борона своими руками
Из чего состоит конструкция бороны, которую мы предлагаем сделать собственноручно для использования на тракторе МТЗ-80?
Прицепная дисковая борона 2,6х2Н на МТЗ-80 (КОМПАС-3D):
- Рама.
- Передняя секция режущих узлов.
- Задняя секция режущих узлов.
- Цапфа поворотная левая.
- Цапфа поворотная правая.
- Кронштейн навески.
- Чистильщик.
- Балка передняя.
- Балка задняя.
- Регулировочная тяга механизма настройки угла атаки дисков.
- Шлейф-каток.
Ширина захвата бороны 2,6 метра. Ее можно агрегатировать с тракторами от 1,4 до 2-го тягового класса. Масса конструкции 1150кг. Рабочая скорость до 12км/час. Производительность — 3га/час. Количество рабочих органов (дисков) 16шт , диаметр диска- 560мм.
Внимание! Данная сборка 3D-модели создана в программе КОМПАС-3D версия 14.1 и содержит 122 детали. Для ее детального просмотра можно использовать бесплатную программу КОМПАС-3D Viewer
Прицепная дисковая борона на МТЗ-82 с шириной захвата 2,2 метра (PTC Creo Elements/Pro):
Это альтернативный вариант 3D-модели навесного дискатора для тракторов 1,4 тягового класса (ЛТЗ-60АВ, МТЗ-50/52, МТЗ-80/82, Беларус-921 и ЮМЗ-6)
Внимание! Данная модель содержит 117 деталей и сделана в программе PTC Creo Elements/Pro, но ее можно открыть бесплатным просмотрщиком PTC Creo View Express
Данный навесной почвообрабатывающий дисковый агрегат представляет собой одетые на ось под определенным углом металлические диски. В зависимости от типа проводимых полевых работ, глубина внедрения конструкции в почву регулируется. Максимальная глубина обработки до 12см.
Обязательным требованием к изготавливаемой бороне будет высокая устойчивость металла к коррозии, поэтому выбирайте только качественные материалы, которые рекомендуем дополнительно обработать специальными средствами от ржавчины.
Итак, для начала нужно сварить крепкую прямоугольную раму (1400 на 650 миллиметров)из металлических профилей. Можно использовать железные уголки размером 450 на 450 мм. К полученной основе с помощью специальных втулок будет крепиться независимая ось с 8 сферическими дисками диаметром около 500 мм и толщиной порядка 5 мм. Они устанавливаются на горизонтальной трубе с соблюдением одинакового шага между ними. Количество дисков может разниться в зависимости от мощности вашего трактора.
Ширина обработки участка обычно не превышает 1-2 метров. Делать более широкую борону не имеет смысла. В таком случае существенно уменьшится эффективность, а также сильно повысится нагрузка на трактор
Обратите внимание, что угол атаки грунта в дисковой бороне обязательно должен быть регулируемым
Все материалы и комплектующие для изготовления бороны вы без труда сможете купить через Интернет на специализированных сайтах, а также на местных промрынках. Их суммарная стоимость (с учетом вложенного в последующую сборку труда) будет на порядок меньшей, нежели покупка готового заводского оборудования. Здесь затраченные усилия окупятся многократно!
Полученная борона соединяется с тракторной навесной системой вверху стойки, а также с помощью двух цапф. При движении тягача диски должны беспрепятственно вращаться, взрыхляя землю и перемалывая остатки сорняков, а также стеблей культурных растений.
Прицепная дисковая борона АБД 4х2ПГ (гидравлическая) на Т-150 (КОМПАС-3D):
Это 3D-модель дискатора АБД 4х2ПГ. Прицепной агрегат рассчитан на трактора тягового класса не ниже чем 3. Краткие характеристики:
- ширина захвата — 4 метра;
- рабочая скорость — до 12км/час;
- производительность — до 4,4га/час;
- глубина обработки — от 8см и до 18см;
- масса конструкции — 2130кг.
Внимание! 3D-модель создана в программе КОМПАС-3D версия 14.1 и содержит 181 деталь. Для изучения конструкции можно использовать бесплатный КОМПАС-3D Viewer
Примечание. При открытии файла программа может запросить заменить путь к файлу который она не может прочитать, тогда просто укажите путь (например, рабочий орган).
Как сделать своими руками?
Для того чтобы заняться самостоятельным созданием бороны для мотоблока, в первую очередь потребуются толковые чертежи. И обучаться их составлению рекомендуют на образце самого незамысловатого сельхозорудия – зубовой бороне, которая в синтезе с мотоблоком будет благополучно справляться с запашкой мелкого посевного и прочего материала, а также предпосадочным разрыхлением грунта. С виду она будет выглядеть как рама-решетка с приваренными зубьями или же прикрепленными к ней болтами.
- Непременно надо оборудовать переднюю сторону зацепным приспособлением. Зацепом может являться и обычный брус с отверстием, который помещается в трубку тягово-прицепного устройства с фиксацией посредством цилиндрического либо конического стержня. Промеж зацепа и шасси после полной сборки необходимо приварить подвижные цепи.
- Чтобы орудие для разрыхления почвы для мотоблока вышло надежным, решетку предпочтительнее варить из надежных уголков либо трубок с квадратным сечением и толщиной стали более 3 миллиметров. Придавать ей законченный вид можно клетью с элементами, расположенными поперек и вдоль. В процессе сборки конструкции необходимо отслеживать, чтобы всякий сегмент данной решетки находился под углом 45 градусов наклона к прямой, по которой передвигается мотоблок ради уменьшения изгибающих напряжений. Дополнительно нужно принять в расчет, что вся несущая основа обязана вписываться в границы рукоятей мототехники. По габаритам приемлемо сделать ее самое большее в один метр – шире осилит разве что настоящий трактор.
- Далее необходимо приготовить клыки высотой 10–20 сантиметров. В этом качестве прекрасно себя показала армирующая сталь диаметром 1,0–1,8 сантиметра. Тут самое главное — следовать принципу: чем длиннее – тем толще. Кроме того, зубья подвергаются закалке и точатся перед операцией приваривания их к решетке. Там их следует размещать в 10 сантиметрах между собой (более редкое расположение малоэффективно). Возможна установка зубьев с незначительным сдвигом через ряд, чтобы их было более комфортно варить и они делали возможной необходимую глубину рыхления. Наряду с этим необходимо сбалансировать, чтобы их противодействие было сориентировано симметрично валу тяги, в противном случае мотоблок начнет «вертеть хвостом», в результате чего бороновать им не получится.
Дисковое сельхозорудие является наиболее усовершенствованной модификацией, осуществляющей больше мероприятий при возделывании почвы. В домашней обстановке дисковую борону можно создать исключительно для мототехники культиваторного вида (мотокультиватора). Изготавливаются 2 трубы, они должны обладать надежной фиксацией на оси мотокультиватора. Ввиду сложности реализации данной работы на дому потребуется отдавать ее на предприятие токарю либо пользоваться валами от неисправного мотокультиватора. Суммарная длина трубы должна составлять не более одного метра – мотокультиватор не осилит чересчур тяжелое приспособление.
На оси монтируются диски диаметром приблизительно 25 сантиметров. С целью снижения противодействия на них вдоль кромок производят надрезы углошлифовальной машинкой через каждые 10 сантиметров длины окружности.
Отверстия для посадки дисков делаются немного больше диаметра осей. Диски монтируются с незначительным уклоном к центру вала. С левого края оси уклон в одном направлении, с правой – в ином. Количество дисков берется такое, дабы они обоюдно восполняли один другого по уклону – в основном их устанавливают через каждые 5 сантиметров.
Создание дисковой бороны собственными силами намного сложнее, чем изготовление зубчатого образца. Самодельное устройство требует наиболее четкого соблюдения размеров элементов (в строгом соответствии со схемой). Легче приобрести недорогую китайскую и подвергнуть ее доработке, на совесть проварив все сварные швы, чего, как правило, на заводе не выполняют.
Самодельная зубовая борона для мотоблока
Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.
Конструкция
Чертеж бороны для мотоблока
Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это , которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.
Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.
Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.
Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.
При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.
Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.
Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.
Сборка
Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья
Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется
После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.
В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.
На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.
Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.
Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.
Как сделать самодельный своими руками
Если у вас нет лишних денежных средств для приобретения дисковой бороны, то можно выполнить ее дома своими руками. В качестве главного материала использовать можно:
- труба двухдюймовая,
- швеллер U100 сваренный в квадратную раму,
- колеса со старого запорожца,
- два колеса с прицепного КПСа,
- бороны средних размеров 5 штук,
- ремень прорезиненный.
На видео – дисковые бороны своими руками (самодельные):
Дисковые бороны – это уникальная конструкция, благодаря которой удается производить культивирование грунта, необходимого для посева культур, сбора урожая. В сельском хозяйстве без такого приспособления очень тяжело. Кроме этого, некачественная обработка почвы отрицательно скажется на урожайности. В других наших статьях вы можете ознакомится с .
Борона для мотоблока – навесное оборудование, предназначенное для измельчения пласта земли после вспашки или одновременно со вспашкой. Она может применяться при заделке семян во время посева или при выравнивании поверхности участка после грубой обработки – например, после выкапывания картошки.
Применяется такое оборудование не так часто – большинство мотоблоков относятся к культиваторному типу, и после такой обработки обычно не требуется боронование. Однако крупные мотоболки зачастую требуют наличия бороны, особенно после вспашки целинных участков, залежей или после сидератов. Боронование позволяет ускорить высыхание и прогрев поверхностного слоя земли, активирует поглощение полезных веществ из почвы и улучшает усвояемость органических и минеральных удобрений.
Виды инструментов
Борона — сельскохозяйственный инструмент, применяемый при обработке почвы. Боронование оберегает почву от засушливости, выравнивает или разрушает ее, уничтожая сорняки. Такая конструкция для посадки картофеля, своими руками сделанная по чертежам, позволяла дробить большие комья земли, образованные после пахоты.
Известно, что подобные орудия труда появились в то самое время, когда люди начали обрабатывать почву обычным оралом. Тогда такие приспособления для вспашки были очень большими, не обладающие маневренностью, и очень много весили.
В древности для боронования использовались лошади. В настоящее время, когда появились тракторы, стали использоваться металлические бороны на мотоблок, которые можно купить или сделать самому. Они способны пробивать комья, прикрывать почву, чтобы влага хранилась дольше, и даже собирать остатки сухой травы. Инструмент способен с легкостью удалять корни сорняков, а сцепка борон поможет вдвое ускорить этот процесс.
Принято выделять 3 вида борон:
- Дисковая.
- Зубовая.
- Роторная.
Смотря на такие разные и полезные предметы труда можно отметить их заметное отличие по весу. Все промышленные образцы цепляются на сельхозтехнику. Традиционный смык используется, в частности, для рыхлой поверхности. Такая навесная конструкция помогает сохранить влагу и тем самым предотвратить высыхание почвы.
Самодельный инструмент устанавливается вручную. Он выполняет дробление больших комков, устраняет сорняки и остатки растительности. Весит изготовленная самостоятельно борона для мотоблока совсем немного, и чаще всего ее применяют для измельчения комков земли и неглубокого рыхления.
- Дисковая борона обычно используется на пересохших почвах и практически не отличается по функциональности от ротационных (активных) борон. Единственное отличие, заключается в том, что здесь в качестве рабочего органа выступают диски, установленные на независимых осях, а крепление к мотоблоку происходит посредством сцепки.
- Зубовой вид. Этот вид оборудования считается самым распространенным в сельском хозяйстве. Такая самодельная борона к мотоблоку годится для дробления и разрыхления почвы после работы с плугом. Фермеры используют данное устройство при уборке почвенной корки после дождя, для распределения минеральных удобрений, заделки семян и даже при удалении сорной травы.
Разделяют 3 вида зубовых приспособлений:
- легкие;
- средние;
- тяжелые.
Массивные зубья являются главным органами данного устройства на минитрактор. По структуре есть 2 вида борон: квадратная, сетчатая. Первая относится к категории средних или тяжелых борон. Для более легких работ, в том числе и для небольших участков, чаще применяется сетчатая борона.
- Роторная борона для мотоблока скомбинирована из шести кромок, диска и втулки. Обычно для лучшего эффекта, лезвия устанавливают под углом.
По такой же схеме делается и пружинная борона своими руками.
Зубовая борона – преимущества и области применения
В конструкцию зубовой бороны входят корытообразные и прямоугольные планки, в месте перекрещивания которых расположены зубья. Последние установлены таким образом, чтобы при работе каждый из них вел свою борозду. В зависимости от типа используемой бороны, дистанция между бороздками может составлять от 220 до 490 мм.
С целью предотвратить забивания бороны сорняками и почвой, соседние между собой зубья расположены на дистанции в 15 см. Глубина обработки почвы при работе с бороной зависит от усилия воздействия зубьев на грунт, а также от длины поводков, соединяющих их.
В зависимости от своей конструкции, зубья на бороне могут быть прямыми, изогнутыми со специальной пружинящей стойкой, а также лапчатыми. Все имеющиеся в конструкции бороны зубцы крепятся на шарнирной или жесткой раме. Бороны с шарнирным креплением более предпочтительны на участках, где расположено большое количество неровностей. Конструкции с жесткой рамой следует использовать на более-менее ровных поверхностях.
Зубовые бороны для мотоблоков используются для решения таких задач:
- разрезания и крошения дернины;
- измельчения и растаскивания кротовины по территории пастбищ и лугов;
- эффективного прочесывания травостоя.
Конструкция зубовых борон позволяет использовать их не только в качестве самостоятельного навесного оборудования, но и для работы вместе с культиваторами, сеялками и плугами.
Правила проведения боронования мотоблоком
Каждый случай применения столь многоплановой земледельческой техники довольно индивидуален, но существует ряд общих рекомендаций, которых следует придерживаться для повышения качества результата и облегчения процесса:
Перед началом работ советуют сделать тестовый запуск, проверяя, хватает ли усилия для эффективной работы (если надо – увеличивают давление в системе или меняют передачу), удовлетворяет ли глубина входа, степень измельчения на выходе, достаточен ли угол атаки.
Работая с бороной, особенно, если она самодельная, важно следить за углом расположения рабочего органа, как к раме, так и по отношению к обрабатываемой поверхности. Если он будет строго вертикальным, а усилий системе для полноценного вырывания корешков не будет хватать, она начнет попросту волочь землю перед собой, забивая себя комьями и остатками растений.
Очень удобно для удовлетворения вариативной ситуации с участками земли даже на одном поле располагать в разных рядах изделия рабочие инструменты под отличающимися углами
Тогда, для получения лучшего результата можно будет просто менять местами ряды во время работы, или же, если такой возможности не предусмотрено, ослаблять или затягивать крепления там, где это нужно.
Если было замечено, что зубья, выемки дисков или ножи ротора забились – рабочий инструмент извлекается на поверхность и тщательно чистится.
Важно следить, чтобы для повышения эффективности обработки и отсутствия необходимости в повторных проходах не поддавшихся участков, каждый рабочий инструмент «вел» свою борозду, а их комплекс в целом был равномерно распределен по раме и имел одинаковое заглубление по сравнению с соседями.
Глубину прохода можно регулировать, увеличивая вес утяжелителей корпуса мотоблока.
Остальные нюансы, как правило, постигаются лишь практикой, когда каждый оператор выбирает удобную конкретно для себя форму работы.