Шелкограф (печатник шелкографии)

Содержание

Устройства для натяжения сетки

Их действие основано на работе пневматических цилиндров с захватами для крепления сетки. Блок управления обеспечивает контроль натяжения в двух направлениях. Захваты выполнены со специальным покрытием, предотвращающим скольжение ткани во время работы. Модель такого устройства выбирается в зависимости от максимального формата трафаретной печатной формы. От этого же будет зависеть количество рабочих пневмоузлов.

Если типография находится в начале своего развития, когда выполняются несложные работы небольшими тиражами, то рекомендуется использование самонатягивающихся рам для натяжения сетки. С помощью четырех цилиндрических балок с углублениями для захвата сетки ткань растягивается посредством вращения этих балок в противоположные стороны. Затем ткань приклеивается на раму и при необходимости дополнительно фиксируется.

Область применения

Печатная технология применяется для обработки и декорирования:

  • витрин и стеклянных, зеркальных фасадов;
  • стеклянных приборов — при создании маркировки, измерительных шкал, циферблатов;
  • посуды и барных принадлежностей (бокалов, рюмок);
  • стеклянной упаковки косметической, химической и пищевой продукции;
  • мебели — полок, зеркальных вставок, витражей, декоративных панелей;
  • сувенирной и корпоративной продукции — тарелок, чашек, пепельниц и так далее.

Отдельное популярное направление — шелкографическое декорирование автомобилей. На внутреннюю сторону стекла наносят цветные или монохромные изображения. Для тюнинга используют специальные ткани, трафареты, полимерные и УФ-краски. Технологию применяют и в производстве — для предупреждающих надписей, окантовки.

Смотрите на видео, как делают шелкотрафарет по стеклу:

Нанесение рисунка на ткань

Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии — на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.

Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.

Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой — краска не будет растекаться.

Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, — потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении — примерно 1—3 часа (время зависит от толщины слоя).

Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.

Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому — подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.

Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло — с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.

Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант — закрасить образец маркером.

Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным — трафарет готов.

Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.

На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.

Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.

Картинка получается яркой и полноцветной

Процесс шелкографии по ткани показан на видео:

https://youtube.com/watch?v=w86ACYvPbOY

Суть технологии нанесения изображений

Базовый принцип шелкотрафаретной печати на стекле или зеркалах — продавливание красящего вещества через сетчатую матрицу и последующее запекание рисунка. Матрица-форма для печати представляет собой комбинацию шаблона и сетки.

От вида технологического процесса зависит:

  • сила натяжения трафарета — регулировка определяет, будет ли в партии брак;
  • состав пигмента — он определяет характер эмульгирования, просушки красок;
  • вид и материал изготовления ситовой ткани — для шелкографии на стекле чаще всего используют матрицы из нейлона и подобных синтетических составов;
  • способ переноса изображений на сетки — прямой, цифровой (лазерным лучом), проекционный, косвенный, высокоточный, фотомеханический.

Базовая технология нанесения шелкографии на стекла включает такие этапы:

  1. Изготовление трафарета для каждого цвета и его предварительная подготовка — нанесение фоточувствительной эмульсии, просушка.
  2. Экспонирование шаблона УФ-излучением, отверждающим копировальный слой, проявка и промывка (вымываются незасвеченные фрагменты).
  3. Сушка при помощи специальной пасты — после нее шаблон готов к работе.
  4. Нанесение красочного слоя на стекло, сушка, термообработка — поверхность закаливается 2—5 минут при температуре от +620 до +660 °С.

Качество результата определяет линиатура. Это число нитей в сетке на сантиметр длины, а также толщина, степень открытости. Чаще всего используют сетки с линиатурой 90—120 нитей на сантиметр. Разбег параметра составляет 10—200 нитей на сантиметр.

Процесс требует опыта и квалификации работников печатного цеха

1Выбрать оборудование

Сетка, краска для шелкографии, деревянная рамка, светочувствительная эмульсия, футболка, сенсибилизатор, плоскогубцы, гвозди, молоток.
Трафаретную сетку, эмульсию и краску можно приобрести в специализированных магазинах

При покупке сетки нужно обратить внимание на ее размер: для принта на футболке будет достаточно самой маленькой (в магазинах они, как правило, начинаются с одного квадратного метра). Краску нужно выбирать текстильную, лучше всего пластизольную — она подходит для всех типов ткани

Дополнительно нужно проверить, для сетки с каким количеством ячеек подходит эта краска.
Фотоэмульсия выбирается в соответствии с типом краски, в данном случае это пластизольная краска. Сенсибилизатор идет в комплекте с эмульсией и служит для повышения ее светочувствительности.

Недостатки шелкотрафарета

Недостатком шелкотрафарета можно считать то, что полноцветные изображения (фотографии, градиенты) этим способом обычно не печатают (в силу особенностей технологии), тут целесообразней использовать цифру, офсет или комбинировать способы печати.С помощью шелкотрафарета часто печатают визитки на дизайнерских картонах высокой плотности или фактурных картонах. Использование подобных материалов позволяет сделать визитку экслюзивной. При этом некоторые элементы (текст или логотип) можно отпечатать с использованием термоподъёма (элементы становятся рельефными). Довольно эффектно смотрится конгревное тиснение (выдавленные с помощью клише элементы) вместе с шелкотрафаретом.

Очень эффектно смотрится сувенирная и поздравительная (пригласительные, открытки, конверты, бонбоньерки и т.д.) полиграфическая продукция отпечатана с помощью шелкотрафаретной печати. Правда и стоимость шелкотрафаретной печати выше, чем цифровой, но качество требует некоторых затрат.Подготовка макетов к шелкотрафаретной печати имеет отличия от макетов для офсета и цифры, так что если вы планируете заказывать подобную продукцию, а макет разрабатывать самостоятельно, то, будет полезно ознакомиться с требованиями к макетам для шелкотрафарета.

Основным отличием в подготовке макета для шелкотрафаретной печати есть то, что все элементы, которые мы хотим напечатать должны быть векторными (векторная графика в отличии от растровой имеет идеально ровные контуры и не теряет в качестве при изменении размеров), это необходимо для качественной шелкотрафаретной печати.

В целом, с помощью шелкотрафаретной печати можно делать эксклюзивную продукцию высокого класса. Хотя технология не нова, но, тем не менее, она очень актуальна и замены её пока что нет, для выполнения определённых полиграфических работ.

Шелкография технология. Приведённая ниже информация не должна рассматриваться как прямое руководство к действию. Информация является обзорной, главная задача — донести некий минимум до тех, кто не представляет себе, что такое шелкография / трафаретная печать.

Так как в технологической цепочке существует много ключевых моментов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить литературу по данной тематике и проконсультироваться с поставщиками оборудования и материалов.

Расходные материалы

К расходным материалам в шелкографии относятся уже упомянутые нами трафаретные рамки и сетки, а также разнообразная  химия, эмульсии, краски и лаки.

Мы рассказали о расходных материалах для предпечатной подготовки. В ходе печатного процесса потребуются как сами краски, так и различные пигменты и глиттеры, позволяющие достигнуть интересных визуальных эффектов конечного изображения.   Выбор краски зависит от типа материала, из которого изготовлено печатное изделие.

К вспомогательной химии относятся активаторы, обезжириватели, смыватели эмульсии, клей, разбавитель для клея, ускорители адгезии клея, шерохователи и ретуши.

Для достижения максимальных результатов шелкографии необходимо уделять пристальное внимание качеству оборудования и материалов на всех этапах печатного процесса. От таких незначительных на первый взгляд деталей, как, например, качество клея для промежуточной фиксации изделий, может зависеть итоговый результат печати

Важным моментом является выбор исходного материала под печать, качество и специфика которого обуславливает дальнейшую работу. В случае с цветными текстильными изделиями большое влияние на итоговый результат печати оказывает изначальная прокраска используемого материала. 

Применение в промышленности

Трафаретная печать является одним из технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы и панели.

Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

Что такое шелкография на ткани?

Шелкография — это трафаретная печать на ткани, в процессе которой на поверхность материала в виде сетки специальными красками наносится определенный рисунок.

Главным достоинством этого типа печати является то, что после просачивания красок через ткань, на ней образуется точно такой же рисунок, как и на трафарете. Также благодаря быстрой смене трафаретов и красок можно получить рисунки различных цветов, вплоть до цветных, картинка ограничивается только вашим воображением.

А если вертикально в ряд равномерно разложить множество тканей для печати, то можно печатать довольно крупными тиражами, при этом все ткани будут похожи одна на другую, и различить какое-то несоответствие невооружённым глазом практически не возможно. Это является ещё одной особенностью шелкографии.

Сейчас весь этот процесс автоматизирован и доработан. Теперь замена трафаретов занимает от силы секунду. Просушка между слоями также занимает от одной до нескольких секунд, благодаря ультрафиолетовым лампам и закрепителям. Если раньше главным красителем являлся белок, то сейчас это самые современные водостойкие эмульсионные краски, которые не теряют свой цвет ни от солнечных лучей, ни после стирки.

Современное использование трафаретной печати

Печать на футболке происходит немного своеобразным способом, для чего нужны специальные краски. Им дают свободно пройти через ткань для печати рисунка и закрепиться на ней.  В результате получаются яркие картинки, даже при больших тиражах. Но и времени процесс занимает больше. Даже просушка может занимать около получаса, в зависимости от толщины нанесённой краски.

Но в основном на футболки не наносят краски большими слоями, насыщенность картинки тут зависит от качества краски и как хорошо она закрепилась на ткани. И сейчас такие футболки пользуются большим спросом.

https://youtube.com/watch?v=zVW8LkpAHVw%3F

Сейчас, шёлк заменяют ситами. Что позволяет наносить краски на поверхность различными слоями, и полностью пропитывать ими ткань. При изменении расстояния между ситами, можно добиться даже того, что картинка будет чувствоваться при прикасании к ткани. Ярким таким примером являются визитные карточки, где содержимое порой можно прочитать на ощупь.

Оборудование

 Читайте про: экологические чистые волокна: описание видов и свойств. 

Оборудование для шелкографии очень компактное и сейчас находится в свободной продаже, как и все необходимые составляющие для печати. Всё это можно приобрести за небольшую цену. Главное то, что весь процесс автоматизирован. И от вас потребуется всего немного: заправить краску, выбрать нужный рисунок и его цвета, а так же правильно расположить вещь, на которую будет наноситься печать.

Оборудование бывает разным, в зависимости от того, на что наносится печать, как наносится печать, и самое главное, – какого качества. Конечно же, это влияет на цену. Компактное оборудование можно с лёгкостью расположить у себя дома и заниматься шелкографией на дому.

oborudovanie-1
oborudovanie-2

Так же можно приобрести оборудование для шелкографии в больших или средних тиражах. Но это оборудование дорогостоящее и занимает много место, к тому же оно очень трудно поддаётся настройкам, поэтому используется в основном в цехах.

При печати шелкографией стоит отчётливо понимать, какие расходные материалы необходимы для той или иной печати на той или иной поверхности. Для нанесения печати на ткани, к примеру на футболки, применяются краски, которые совершенно не подходят для печати на твёрдых поверхностях. Иначе краски расплывутся и получится не качественная картинка.

https://youtube.com/watch?v=kQ4Iv1J5R6Q%3F

2021 textiletrend.ru

Сублимация

Этот способ позволяет наносить рисунок на синтетические светлые ткани путем его переноса с сублимационной бумаги под воздействием высокой температуры термопресса (до 190 градусов). Используются специальные чернила, которые при воздействии тепла переходят из твердого в газообразное состояние и проникают в запечатываемую поверхность.

Качество получаемых оттисков довольно хорошее, яркий рисунок долгое время сохраняет свой первоначальный вид: не трескается и не выцветает.

Используется при производстве рекламной печатной продукции, футболок, кепок, флажков и прочих изделий в небольших количествах.

Что такое шелкография методом вытравки?

При сравнении двух методов вытравка обычно применяется для печати на темных текстильных объектах. Такая печать выгодна в сравнению с другими методами, но несет в себе опасность, ведь отходы красок, которые применяются при вытравном методе, опасны и требуют специальной утилизации. Вытравная шелкография ускоряет работу, но по истечению срока годности эти краски могут вести себя непредсказуемо и иногда менять цвет, а стоимость такого процесса бывает в 2 раза большем, чем при трафаретной печати обычным методом. Шелкография обычными красками, которые необходимо сушить, стоит дешевле и цвет сохраняется долго.

Это интересно: Лубяные волокна — целлюлозное волокно, виды, описания

Косвенные методы переноса изображения

Косвенные способы переноса заключаются в том, что светочувствительный слой с основой, на которой он находится, наносится не на сетку, а на промежуточную пленку, а при копировании и проявлении незасвеченные участки остаются водорастворимыми. Затем влажная пленка прикатывается к мокрой сетке и промывается водой. При этом неэкспонированные участки вымываются. После высыхания основа снимается, форма готова.

Печать тиража состоит в укладке листа материала на печатный талер, прижиме к нему нижней поверхности трафаретной печатной формы и прохождению ракеля с краской по всей запечатываемой поверхности. Во время этого печатного цикла краска продавливается через открытые ячейки формной сетки и формирует печатный оттиск.

На практике в трафаретной печати применяются различные схемы по принципу взаимодействия контактируемых поверхностей:

  • плоскость-плоскость, плоскостной печатный аппарат: печатные формы и запечатываемый материал находятся в одной плоскости, печатная краска на запечатываемый материал наносится через отверстия ячеек движением ракеля
  • плоскость-цилиндр, цилиндрический печатный аппарат: печатная форма плоская, печать на запечатываемом материале происходит с вращающегося цилиндра; печатная форма и печатный цилиндр двигаются синхронно в одном направлении, при этом с неподвижного ракеля через отверстия ячеек на запечатываемый материал наносится краска, печатная форма и ракель учитывают форму запечатываемого материала
  • цилиндр-цилиндр, ротационный печатный аппарат: печатная форма цилиндрическая, печатная форма и запечатываемый материал, а также печатный цилиндр движутся синхронно, краска подается на запечатываемый материал изнутри через цилиндрическую печатную форму.

После того как тираж отпечатан, сетку чистят химическими веществами и промывают, так что ее можно использовать несколько раз.

В настоящее время имеется много конструкций трафаретных печатных машин. Простейшей из них является простая прямоугольная рама с натянутой на нее сеткой.

Современный уровень техники послужил развитию технологии трафаретной печати, позволил на основе трафаретной рамы создать трафаретные плоские машины, в том числе больших форматов. Эти машины механизированы, оснащены современной автоматикой и позволяют печатать высококачественную многокрасочную продукцию на любых основах, недоступных для других видов печати.

Полуавтоматические трафаретные станки.

Главное преимущество — движения и давления ракелем производятся в автоматическом режиме. Оператор только устанавливает заготовку на стол и снимает готовое изделие. Такие станки очень продуктивны, работают с большими тиражами и, что главное, все отпечатки абсолютно идентичны. Также намного легче выполнить многоцветную печать.

Если ваша деятельность направлена на изготовление мелкосерийной продукции с небольшим количеством цветовых решений, то лучше купить ручной станок. Для массового производства однотипных изделий, лучше остановиться на полуавтоматическом варианте. Цена быстро окупится за счет качества тиражей.

2897
03 июня 2019

Основные критерии выбора трафаретной сетки для шелкографии

Таким образом, при выборе трафаретной сетки для изготовления трафаретной печатной формы, необходимо принять во внимание следующие факторы:

  • для получения печатных оттисков с высокой стабильностью размеров необходимо использовать ситовую ткань из модифицированного полиэфира
  • ситовую ткань из полиамидных волокон целесообразно применять при трафаретной печати на изогнутых или неровных поверхностях, например при нанесении изображения на лицевые панели приборов сложной формы
  • для обеспечения оптимального пропускания печатной краски и высокой точности воспроизведения изображения следует использовать трафаретную сетку из моноволокна
  • количество печатной краски, наносимой на оттиск, и расход печатной краски зависят от толщины трафаретной сетки и коэффициента открытой поверхности сетки
  • для качественного воспроизведения изображений с мелкими деталями, например, при изготовлении шильдиков на оборудование, необходимо применять ситовую ткань достаточно высокой плотности

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что выбор ситового материала, трафаретной сетки для шелкографии – одно из главных мероприятий в технологии трафаретной печати и шелкографии

И этому вопросу типография трафаретной печати «Print For You» уделяет особое внимание

Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать

Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.

На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках

Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.

На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках

По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.

На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати

После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).

Малоформатная трафаретная печать

Включает в себя все, что является плоской печатью на различных поверхностях, особенно на ПВХ (пластики, самоклеющаяся пленка), бумаге, картоне, формат печати которых не превышает 100×140 сантиметров. Характеризуется печатью на заказ для самого различного применения:

  • представительская продукция: визитки, бланки, открытки, конверты, папки
  • рекламная продукция для мест продаж: воблеры, мобайлы, флажки и т.д.
  • этикетки на основе самоклеющейся бумаги и пленки
  • нанесение изображения на коробки, пакеты и другую упаковку
  • наклейки на основе самоклеющейся пленки для различного применения
  • нанесение изображения на пластик с последующей формовкой

Что такое шелкография?

Шелкография — вид печати, при которой краска проникает на материал через специальную трафаретную сетку. Для изготовления печатной формы используется фотоэмульсия, которая наносится на сетку, высушивается, а потом засвечивается. После засветки трафарет промывают водой: незасвеченные участки сетки смываются и, таким образом, становятся печатающими элементами. Именно через них краска и проникает на материал. Главное преимущество шелкографии — печать можно осуществлять практически на всех материалах: текстиле, пластике, бумаге, коже, металле. Кроме того, печать таким способом дает наиболее четкие и яркие изображения. Наконец, изготовленный трафарет можно использовать сколь угодно много раз, достаточно просто тщательно промыть его.

Первые упоминания о шелкографии датируются III веком до нашей эры, но традиционно считается, что окончательно техника сформировалась в Китае во времена династии Сун (960–1279). Позднее она перекочевала в Японию, где с ее помощью украшались самурайские доспехи. В Европу она попала в XVIII веке, а в 1907 году англичанин Самюэль Саймон впервые запатентовал технику на основе фотоэлементов. Свои трафареты он изготовлял из шелка, отсюда и появилось название метода.

Настоящий расцвет шелкографии пришелся на начало 1960-х. Большим популяризатором был Энди Уорхол, одна из его самых знаменитых картин — портрет Мэрилин Монро — была сделана именно этим способом. Позднее к шелкографии прибегали многие художники, в частности, Шепард Фейри регулярно обращается к этой технике в своих работах.

Как подготовить фотоизображение или изображение с полутонами:

исходное изображение (фото, тоновый рисунок)

Открываем изображение в Adobe Photoshop:

Меняем цветовую модель на Grayscale (Image — Mode — Grayscale)

Затем аналогично меняем цветовую модель на Bitmap, поскольку для цветных изображений эта операция не активна (Image — Mode — Bitmap)

В диалоговом окне указываем разрешение для будущего изображения (300 или 150 dpi) и выбираем Halftone Screen

В настройках указываем частоту, угол и форму для “пикселизации” — здесь можно “поиграться” с цифрами чтобы добиться желаемого эффекта

Результат

В процессе “пикселизации” стоит избегать слишком мелких деталей и точек, так как они могут не пропечататься. Оптимальные размеры мелких деталей должны быть “заметны” на глаз.

Подготовленное цифровое изображение можно распечатать самостоятельно на любом, даже домашнем, принтере на специализированной прозрачной пленке (например, такой).

Если такой возможности нет, мы распечатаем изображения у нас в студии. Для этого нужно прислать нам заранее файл в формате JPEG, PDF или TIFF.

Финальная распечатанная пленка или подготовленный файл должен быть размером А4 (ширина 210 мм, высота 297 мм, разрешение 300 dpi).