Содержание
Меры предосторожности
При использовании приборов, собранных своими руками, следует соблюдать следующие меры безопасности:
- Все приборы, включая АКБ, должны находиться на огнеупорной поверхности.
- При первичном применении изготовленного прибора необходимо обеспечить полный контроль всех параметров зарядки. Обязательно нужно контролировать температуру нагрева всех элементов зарядки и АКБ, нельзя допускать закипания электролита. Параметры напряжения и тока контролируют тестером. Первичный контроль поможет определить время полной зарядки аккумулятора, что пригодится в будущем.
Собрать зарядку для АКБ несложно даже для новичка. Главное, делать всё внимательно и соблюдать меры безопасности, т. к. придётся иметь дело с открытым напряжением в 220 вольт.
Меняю PIC контролера на любимый AVR, 7-сегментные индикаторы на знаковый LCD, ну и дорабатываю программный код в плане расширения функционала касаемо калибровок и прочих мелочей.
Ну-с, товарищи паятели, берём статью, железяки, паяльник и поехали! :bye:
Каким образом нужно проводить правильную зарядку автомобильного аккумулятора
На практике имеется два ведущих способа для того, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля 60 Ач, а также батареи другой емкости:
- Есть метод, когда напряжение всегда является неизменной величиной, а показатели тока при этом нужно регулировать вручную. Каким напряжением при этом нужно заряжать автомобильный аккумулятор? Безопасный показатель — 14,4 В.
- Также имеется и метод, когда постоянной величиной, наоборот, является ток. Этот способ более сложен и отличается «многоступенчатостью» — уровень напряжения нужно менять, как минимум, два раза во время всего процесса зарядки.
Оба метода одинаково хороши, если всегда быть в курсе того, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.
Перед осуществлением процесса зарядки важно понимать, какого вида ваш аккумулятор. Если он свинцово-кислотный, не забудьте перед началом его зарядки выкрутить защитные пробки с «банок», чтобы дать воде и прочим химическим веществам свободно испаряться
Если вы — обладатель гелевого аккумулятора, перед зарядкой осмотрите его вентиляционные отверстия и проверьте, нет ли в них грязи или пыли. После этого можете приступать к процессу зарядки.
Метод регулировки показателей тока является наиболее простым. Поэтому его мы и рассмотрим наиболее подробно, в качестве наиболее подходящего примера.
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора устройством с регулятором показателей тока должна проводиться следующим образом:
Наденьте резиновые или другие технические перчатки. Если даже аккумулятор не кислотный, а гелевый, остерегаться следует не столько кислоты, сколько удара током.
Подключите к аккумуляторной батарее подходящее к ней ЗУ.
Одним из главных условий того, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, является четкое знание принципа полярности: подведите «крокодилы» зарядника к батарее, строго ее соблюдая. Обычно красный провод означает плюсовой полюс, который надевается на плюсовую сторону АКБ, а черный — минус, и надеваем его на клемму со знаком «минус».
Получив питание от батареи, устройство загорается и начинает работать. Теперь выставляем уровень тока заряда
Важно знать, что уровень тока, поступаемого к АКБ, должен всегда составлять 10% от емкости батареи, обозначенной на ее корпусе. К примеру: на корпусе батареи указана емкость 60 Ач (60 ампер-часов)
В данном случае, нужные 10 процентов будут равняться 6 амперам.
Выставляем параметры тока и только теперь, когда все параметры выставлены, подключаем электрическую цепь к сети.
Если требуется зарядить полностью разряженный аккумулятор, может понадобиться до 24часов.
Внимательно следите за процессом, заряжать АКБ не следует, оставляя ее надолго без должного присмотра.
Ближе к концу зарядки батарея начинает кипеть. Это нормально и не должно вызывать опасений.
Когда процесс зарядки будет близиться к концу, показатели тока будут уменьшаться и, в конечном итоге, опустятся до нуля.
После окончания зарядки дождитесь, пока аккумулятор перестанет кипеть, и только потом закрывайте пробки «банок» обратно. Но это относится только к кислотным АКБ. У гелевого аккумулятора никаких манипуляций с пробками на «банках» проводить не нужно.
В машину устанавливайте только «остывший» аккумулятор. Не торопитесь, дайте ему время «отстояться».
Если зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, в котором установлен индикатор, сигнализирующий об уровне зарядки аккумуляторной батареи, в конце процесса ЗУ обязательно должно дать сигнал об окончании изменением индикаторного цвета. Если речь идет, например, об отечественных ЗУ типа «Орион», оснащенных светодиодными лампочками, все источники света должны погаснуть, когда зарядка аккумулятора будет полностью завершена.
Общая характеристика
Для правильного обслуживания аккумулятора и продления срока его службы подзарядка требуется при падении напряжения на клеммах ниже 11,2 В. При таком напряжении двигатель, скорее всего, запустится, но при долгой стоянке зимой это приведёт к сульфатации пластин и, как следствие, к снижению ёмкости батареи. При длительной стоянке зимой необходимо регулярно следить за вольтажом на клеммах АКБ. Оно должно составлять 12 В. Лучше всего снять батарею и занести её в тёплое место, не забывая при этом следить за уровнем заряда.
Зарядка АКБ производится постоянным или импульсным током. При использовании блока питания постоянного напряжения ток для правильной зарядки должен составлять одну десятую часть от ёмкости батареи. Если ёмкость АКБ составляет 50 А-ч, то для зарядки необходим ток 5 ампер.
Для продления срока службы АКБ применяют методики десульфатации аккумуляторных пластин. Батарею разряжают до напряжения менее пяти вольт многократным потреблением большого тока краткой длительности. Пример такого потребления — запуск стартера. После этого производят медленную полную зарядку маленьким током в пределах одного ампера. Повторяют процесс 8—9 раз. Метод десульфатации является долгим по времени, но согласно всем исследованиям даёт хороший результат.
Нужно помнить, что при зарядке важно не допускать перезаряда АКБ. Заряд производится до напряжения 12,7—13,3 вольт и зависит от модели батареи
Максимальный заряд указывается в документации к аккумулятору, которую всегда можно найти в интернете.
Перезаряд вызывает закипание, увеличивает плотность электролита и, как следствие, разрушение пластин. Заводские устройства зарядки имеют системы контроля заряда и последующего отключения. Собрать самостоятельно такие системы, не обладая достаточными знаниями в электронике, достаточно сложно.
Простое зарядное устройство для АКБ на основе тиристора
По сути, речь идёт о тиристорном регуляторе. В прилагаемой схеме нет блока защиты, контрольного модуля и иных наворотов. Простота и минимальное количество деталей обусловили популярность этой несложной конструкции.
Возникает вопрос: не проще ли приобрести готовое устройство на тиристорах в магазине? Вроде бы, так и нужно поступить. Но у заводских недорогих ЗУ есть некоторые проблемы. Например, ток настраивается солидным переключателем, элементарно убавляющим либо прибавляющим витки в обмотке II трансформатора. Благодаря этому ток возрастает или падает. Получается грубо, ступенчато. А более качественное ЗУ стоит достаточно дорого. Поэтому имеет смысл сделать простое зарядное устройство своими руками. Плюсы:
- доступность электронных компонентов и невысокая их стоимость;
- лёгкость в поиске требуемой схемы (через интернет);
- плавность регулировки тока зарядки (диапазон 1010 ампер);
- использование импульсного тока, продлевающего эксплуатационный срок аккумулятора;
- простая наладка;
- стабильное функционирование.
Принцип работы схемы и подбор деталей
Перед вами фазоимпульсный регулятор, где главными элементами являются тиристоры. Под текстом – доступная схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора:
Электронные компоненты зарядного устройства для автомобиля, которое вы хотите собрать своими руками, с учётом обозначения:
- С1 – от 047 до 1 мкФ на 63 В;
- R1 сопротивлением 6,8 кОм (Р = 0,25 Вт);
- R2 на 300 Ом;
- R3 на 3,3 кОм;
- R4: 110 Ом;
- R5: 15 кОм;
- R6: 50 Ом;
- R7 на 150 Ом мощностью 2 Вт;
- VD1 – диод импульсного типа, обратное напряжение от 50 В;
- VS1 – тиристор Т-160, 250 или КУ202;
- транзисторы с прямым переходом КТ315 или им подобные (КТ3107 и т. д.);
- транзисторы с обратным переходом КТ361, КТ 3102 и т. п.;
- FU1: предохранитель на 10 А (подойдёт деталь на 15–20 А, с запасом).
На тиристор воздействуют компоненты VT1 и VT2. Затем в работу вступает диод, защищающий цепь от скачков напряжения, возникающих на VS1. R5 в самодельном зарядном устройстве для аккумулятора «вычисляет» I = 1/10 ёмкости. При 60 А/ч используется зарядка в 6 А. Чтобы знать точно, на контактах, ведущим к заряжаемому изделию, желательно вставить амперметр. Это позволит держать контроль над процессом.
Теперь о питании. Схема самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора подразумевает применение трансформатора, выдающего от 18 до 22 В. При большем значении сопротивление R7 увеличьте до 200 Ом. Не забудьте элементы моста на диодах закрепить на охлаждающих алюминиевых радиаторах (применяйте специальную пасту). Стоит отметить: использование диодов старого образца типа Д242 подразумевает их установку на радиатор через изолирующие прокладки-шайбы. Номинал предохранителя должен соответствовать применяемому току. Если это до 6 А, то для FU1 вполне достаточно 6,3 А. Ниже – схема для зарядных устройств для автомобильного аккумулятора (обратная сторона печатной платы):
Помимо предохранителя, существуют электронные способы гарантии от замыкания и перепутывания полюсов, что ведёт к выходу из строя ЗУ. Например, у вас имеется изделие, где уже невозможно различить «плюс», «минус». Тогда поможет специальная схема, сигнализирующая о неправильном подключении клемм. Её нужно включать последовательно между АКБ и ЗУ:
Используемые детали:
- R1 и R2 – резисторы сопротивлением по 510 Ом;
- VD1 и МВ2 – диоды (например, 1N4148 или ему подобные);
- VD3 и МВ4 (можно не устанавливать);
- реле любое на 12 В и 15 А (можно вытащить из отслужившего своё UPS);
- светодиоды любые.
Схема работает просто. При соблюдении полярности заряд, ещё имеющийся в батарее, замкнёт контакты реле, процесс начнётся, что подтвердит загоревшийся зелёный светодиод. Если же контакты перепутаны, зажжётся красный сигнализатор. Ниже – печатная плата устройства, защищающего от несоблюдения полярности при зарядке:
Меры предосторожности
При использовании приборов, собранных своими руками, следует соблюдать следующие меры безопасности:
- Все приборы, включая АКБ, должны находиться на огнеупорной поверхности.
- При первичном применении изготовленного прибора необходимо обеспечить полный контроль всех параметров зарядки. Обязательно нужно контролировать температуру нагрева всех элементов зарядки и АКБ, нельзя допускать закипания электролита. Параметры напряжения и тока контролируют тестером. Первичный контроль поможет определить время полной зарядки аккумулятора, что пригодится в будущем.
Собрать зарядку для АКБ несложно даже для новичка. Главное, делать всё внимательно и соблюдать меры безопасности, т. к. придётся иметь дело с открытым напряжением в 220 вольт.
При нормальных условиях эксплуатации, электрическая система автомобиля самодостаточна. Речь идет об энергоснабжении – связка из генератора, регулятора напряжения, и аккумуляторной батареи, работает синхронно и обеспечивает бесперебойное питание всех систем.
Это в теории. На практике, владельцы автомобилей вносят поправки в эту стройную систему. Или же оборудование отказывается работать в соответствии с установленными параметрами.
- Эксплуатация аккумуляторной батареи, которая исчерпала свой ресурс. Элемент питания «не держит» заряд
- Нерегулярные поездки. Длительный простой автомобиля (особенно в период «зимней спячки») приводит к саморазряду АКБ
- Автомобиль используется в режиме коротких поездок, с частым глушением и запуском мотора. АКБ просто не успевает подзарядиться
- Подключение дополнительного оборудования увеличивает нагрузку на АКБ. Зачастую приводит к повышенному току саморазряда при выключенном двигателе
- Экстремально низкая температура ускоряет саморазряд
- Неисправная топливная система приводит к повышенной нагрузке: автомобиль заводится не сразу, приходится долго крутить стартер
- Неисправный генератор или регулятор напряжения не позволяет нормально заряжать аккумулятор. К этой проблеме относятся изношенные силовые провода и плохой контакт в цепи заряда
- И наконец, вы забыли выключить головной свет, габариты или музыку в автомобиле. Для полного разряда аккумулятора за одну ночь в гараже, иногда достаточно неплотно закрыть дверь. Освещение салона потребляет достаточно много энергии.
Любая из перечисленных причин приводит к неприятной ситуации: вам надо ехать, а батарея не в силах провернуть стартер. Проблема решается внешней подпиткой аккумулятора: то есть, зарядным устройством.
Во вкладке четыре проверенных и надежных схем зарядных устройств для автомобиля от простой до самой сложной. Выбирай любую и она будет работать.
Общие сведения о процессе зарядки АКБ
Заряд автомобильного аккумулятора необходим при падении напряжения на клеммах менее 11,2 Вольта. Несмотря на то, что аккумуляторная батарея может запустить двигатель автомобиля и при таком заряде, во время длительной стоянки при пониженных напряжениях начинаются процессы сульфатации пластин, которые приводят к потере емкости АКБ.
Поэтому во время зимовки автомобиля на стоянке либо в гараже необходимо постоянно производить подзарядку аккумулятора, следить за напряжением на его клеммах. Более лучший вариант – снять аккумуляторную батарею, занести в теплое место, но все равно не забывать о поддержании его заряда.
Заряд аккумулятора ведется постоянным либо импульсным током. В случае зарядки от источника постоянного напряжения обычно выбирается ток заряда равный одной десятой от емкости АКБ.
Например, если емкость аккумуляторной батареи составляет 60 ампер-часов, ток заряда следует выбирать 6 Ампер. Однако, исследования показывают, что, чем меньше ток заряда, тем наименее интенсивно идут процессы сульфатации.
Мало того, существуют методы десульфатации пластин аккумулятора. Они заключаются в следующем. Сначала АКБ разряжается до напряжения 3 – 5 Вольт большими токами малой длительности. Например такими, как при включении стартера. Затем идет медленный полный заряд током около 1 Ампера. Такие процедуры повторяют 7-10 раз. Эффект десульфатации от этих действий есть.
Практически на таком принципе основаны десульфатирующие импульсные зарядные устройства. АКБ в таких приборах заряжается импульсным током. За период зарядки (несколько миллисекунд) на клеммы аккумулятора подается разрядный короткий импульс обратной полярности и более длительный зарядный прямой полярности.
Очень важно в процессе заряда не допустить эффекта перезаряда аккумуляторной батареи, то есть момента, когда он зарядится до предельного напряжения (12,8 – 13,2 Вольта в зависимости от типа АКБ). Это может вызвать закипание аккумулятора, увеличение плотности и концентрации электролита, необратимые разрушения пластин
Именно поэтому заводские зарядные устройства снабжены электронной системой контроля и отключения
Это может вызвать закипание аккумулятора, увеличение плотности и концентрации электролита, необратимые разрушения пластин. Именно поэтому заводские зарядные устройства снабжены электронной системой контроля и отключения.
Анализ схем зарядных устройств
Для зарядки автомобильного аккумулятора служат зарядные устройства. Его можно купить готовое, но при желании и небольшом радиолюбительском опыте можно сделать своими руками, сэкономив при этом немалые деньги.
Схем зарядных устройств автомобильных аккумуляторов в Интернете опубликовано много, но все они имеют недостатки.
Зарядные устройства, сделанные на транзисторах, выделяют много тепла, как правило, боятся короткого замыкания и ошибочного подключения полярности аккумулятора. Схемы на тиристорах и симисторах не обеспечивают требуемой стабильность зарядного тока и издают акустический шум, не допускают ошибок подключения аккумулятора и излучают мощные радиопомехи, которые можно уменьшить, одев на сетевой провод .
Привлекательной выглядит схема изготовления зарядного устройства из блока питания компьютера. Структурные схемы компьютерных блоков питания одинаковые, но электрические разные, и для доработки требуется высокая радиотехническая квалификация.
Интерес у меня вызвала конденсаторная схема зарядного устройства, КПД высокий, тепла не выделяет, обеспечивает стабильный ток заряда вне зависимости от степени заряда аккумулятора и колебаний питающей сети, не боится коротких замыканий выхода. Но тоже имеет недостаток. Если в процессе заряда пропадет контакт с аккумулятором, то напряжение на конденсаторах возрастает в несколько раз, (конденсаторы и трансформатор образуют резонансный колебательный контур с частотой электросети), и они пробиваются. Надо было устранить только этот единственный недостаток, что мне и удалось сделать.
В результате получилась схема зарядного устройства без выше перечисленных недостатков. Более 16 лет заряжаю ним любые кислотные аккумуляторы на 12 В. Устройство работает безотказно.
Как грамотно зарядить АКБ
Применяют разные пути подзарядки:
- постоянным подаваемым напряжением;
- постоянным электрическим током.
Оба варианта имеют свои нюансы.
Применение напряжения с равномерной подачей уместно при показателе заряда больше 12,3 В. При подзарядке к клеммам накопителя подключают подачу энергии от 14,2 до 14,7 В. Процесс не нужно контролировать. Об его завершении свидетельствует окончание потребления тока аккумулятором до ноля.
Минусом этого способа зарядки служит возможность подачи потенциально высокого тока на начальном этапе зарядки. К плюсам можно отнести отсутствие потребности контролировать процесс.
Оптимальным вариантом является применение постоянного тока. Зарядка происходит с постоянной мощностью, равной десятой части емкости аккумулятора. Отключение выполняют при наборе батареей 14,7 В. Существенным минусом этого способа служит необходимость контроля за напряжением АКБ. Иначе ее несложно испортить.
Балансировочная плата для li-ion аккумулятора 18650
Какую функцию выполняет балансир в литийных аккумуляторах? Если последовательно соединять несколько банок, их напряжение складывается в общую сумму, а емкость батареи равняется самой низкой из всех элементов.
Чтобы предотвратить перезаряд самой «ленивой» части, ее отключают от питания, что позволяет оставшимся частям продолжать заряжаться. Балансир контролирует равномерно распределяющийся заряд, поэтому его включают в цепи с последовательным соединением элементов. При параллельном соединении в балансировке нет необходимости: здесь равномерное распределение заряда. Балансировочная плата обычно входит в общий защитный корпус MBS и носит название «балансировочный шлейф».
Видео к просмотру: Как и чем зарядить Li-ion и Li-po аккумуляторы 18650, от мобильного и др. Tp4056
Существуют универсальные зарядные устройства, которые подходят для подключения и к бытовой технике 220В, и к бортовой сети 12В. Все они оснащены корпусом, кабелем с вилкой, преобразователем в виде трансформатора, стабилизатором напряжения, контролем зарядки и светодиодным индикатором.
Кроме этого, в некоторых моделях есть и другие элементы – например, вольтметр или амперметр, дополнительный дисплей и так далее. Пользоваться ими удобно и совершенно несложно.
К таким моделям можно отнести зарядное устройство mh12210, есть и ряд других вариантов, которые при необходимости вы без труда найдете в любом магазине электроники.
Обслуживание лодочных аккумуляторов
Доливайте в аккумуляторы с жидким электролитом дистиллированную воду
Фиксируйте плотность электролита и количество добавленной воды. Записывайте плотность электролита, после того как провели измерение. Эти данные позволят вам в дальнейшем оценить состояние аккумулятора, предупредят о надвигающихся проблемах и позволят избежать неприятностей на воде.
Держите верхнюю крышку аккумулятора чистой. Грязь, вода или электролит на крышке аккумулятора создают путь для тока на землю. Даже небольшой ток через некоторое время разряжает аккумулятор. Чтобы нейтрализовать кислоту вытирайте аккумулятор мягкой тряпкой смоченной в растворе соды или нашатырного спирта, но никогда не сыпьте соду прямо на крышку. Сода попавшая внутрь корпуса через вентиляционные отверстия может стать причиной закипания электролита и выведет ячейку из строя.
Периодически снимайте кабель с аккумуляторов и очищайте клеммы от коррозии
Два зарядных устройства Sterling Power установлены на яхте для зарядки аккумуляторной батареи емкостью 2 х 165 Ач. Одно устройство работает от береговой сети, другое от генератора двигателя. Во всех трех режимах эксплуатации — при длительном хранении в межсезонье, на воде и у пирса дорогие аккумуляторы заряжаются в правильном режиме, а значит прослужат долго
Полностью заряжайте аккумуляторы, если оставляете их без использования на одну-две недели. Все аккумуляторы имеют саморазряд и разряжаются во время хранения. Скорость саморазряда зависит от окружающей температуры и от конструкции аккумулятора. Аккумуляторы с жидким электролитом разряжаются быстрее, чем AGM и гелевые. Жидко-кислотные аккумуляторы теряют в среднем 0,7% в день при температуре 25 С и 1,75% при температуре 38С. Чем выше температура, тем быстрее разряжается аккумулятор. Гелевые и AGM аккумуляторы разряжаются примерно на 0,1% в день.
Если аккумуляторы с жидким электролитом оставлены разряженными больше чем на месяц, особенно в течении лета, из-за саморазряда возникнет сульфатация, сульфат свинца затвердеет и аккумулятор навсегда окажется поврежден. При длительном хранении подзаряжайте аккумуляторы с жидким электролитом как минимум раз в месяц. Гелевые и AGM аккумуляторы могут хранится без подзарядки несколько месяцев. В холодном климате полная зарядка нужна, чтобы не допустить замерзания электролита. Зарядка аккумулятора с замерзшим электролитом может привести к его взрыву.
Храните аккумуляторы в прохладном месте. Аккумулятор теряет емкость при повышенной температуре независимо от того используется он или нет. Эти потери емкости не восстановимы и являются частью процесса старения аккумулятора. В общем случае на каждые 8 С роста температуры, ожидаемый срок службы аккумулятора сокращается вдвое. Аккумуляторы необходимо хранить в прохладном месте, не допуская замерзания электролита
Подробная инструкция по зарядке
Правильная зарядка во многом определяет ресурс службы батареи. Когда машина используется постоянно, заряженность АКБ должна быть в норме. Но если машина длительное время простаивает, то надо в любом случае знать, как заряжать устройство и сколько времени для этого потребуется. Подробная инструкция по зарядке представлена ниже (автор видео — канал Science Vetal).
Что необходимо учитывать?
Перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля, следует понять, что вольты и амперы — не одно и тоже, параметры разные.
В вольтах измеряется напряжение на контактах АКБ, а амперы определяют силу тока:
- Показатель силы тока в соответствии с нормой должен составлять 10% от установленной энергоемкости батареи. К примеру, если емкость устройства — 70 ампер в час, то значение силы тока должно быть не более 7 ампер.
- Параметр напряжения на контактах ЗУ должен быть на 10% выше от общего значения напряжения на заряженном девайсе. Как известно, в среднем этот показатель должен составлять около 12.6 вольт, это значит, что устройство должно заряжаться напряжением, равным сумме 12.6 вольт и 1.26 В, то есть для зарядки потребуется 13.86 В.
При острой необходимости можно зарядить АКБ более высоким током — на 20 А, но нужно учитывать, что это приведет к ее более ускоренному износу. Если вы используете гелиевую АКБ, то уровень напряжения должен составлять на выводах ЗУ не более 14.2 вольт. Так что перед тем, как зарядить АКБ, необходимо точно знать, к какому типу относится девайс и точно определить заранее все параметры.
Подготовительные работы
Если вы не знаете, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор, то сначала рекомендуем ознакомиться с сервисной книжкой по использованию зарядного прибора. Необходимо удостовериться в том, что батарея полностью разрядилась, от этого будет зависеть время. Отключите устройство от бортовой сети и снимите его с автомобиля, внимательно осмотрите девайс на предмет наличия трещин или повреждений (автор видео — канал Alex@ndran).
В том случае, если на корпусе имеются следы повреждений, то есть вероятность, что причина разрядки девайса кроется именно в этом. Из трещины может выходить часть электролита, соответственно, в конструкции больше не будет происходить процесс восстановления емкости. Сколько бы вы не заряжали треснутый девайс, восстановить его работоспособность не получится.
Если на корпусе девайса имеется световой индикатор, то он может сообщить о том, насколько разряжено устройство. К примеру, зеленый цвет говорит о полной зарядке, желтый — о среднем заряде, а красный — о том, что девайс необходимо как можно быстрее зарядить. Если такого индикатора на корпусе нет, то можно воспользоваться мультиметром, который следует подключить к клеммам плюс и минус. Если в результате проверки вы заметили, что напряжение на выходах ниже, то емкость АКБ необходимо восполнить.
Также перед тем, как приступить к процессу, нужно точно узнать, сколько электролита в системе и нужно ли его добавлять. Если вы увидели, что жидкость прозрачная, ее уровень соответствует норме, то можно приступать к процессу. В том случае, если уровень электролита слишком маленький, то это говорит о необходимости добавления в банки дистиллированной воды. Также следует проверить и вентиляционное отверстие на крышке — если оно забито, то его следует очистить.
Процесс зарядки
Итак, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор? Чтобы подзарядить девайс, в первую очередь его контакты следует соединить с щупами ЗУ, при этом соблюдая полярность. В частности, выходы «+» и «-» соответственно соединяются с плюсовым и минусовым щупами.
Процесс зарядки может быть выполнен двумя методами:
- Метод постоянного напряжения. Заряжаем устройство силой тока, которая должна составлять 10% от установленной емкости, об этом мы писали выше. Постепенно значение силы тока будет падать. Контроль заряда осуществляется по стрелке на шкале ЗУ — когда она приблизится к нулю, девайс будет полностью заряжен. В среднем для выполнения этой задачи требуется от 8 до 13 часов.
- Метод постоянного тока — боле сложный. Если вы не знаете, как правильно заряжать аккумулятор по данному методу, то сначала следует выставить силу тока, которая будет равно 10% от емкости АКБ. Девайс будет подзаряжаться до того момента, пока значение напряжение не повысится до 14 вольт. Далее, значение силы тока следует снизить на 50%, так девайс будет подзаряжаться до тех пор, пока напряжение не составит 15 вольт. Затем сила тока уменьшается еще на 50%. Когда вы заметите, что напряжение на АКБ остается неизменным на протяжение 1 часа, можно считать, что ее зарядка произведена успешно.
ИБП под автомобильный аккумулятор
Однако умельцы все равно стремятся из автомобильного аккумулятора б/у собрать ИБП. Для работы необходимо:
- обслуживаемая АКБ для авто в специальном футляре;
- соединительный провод сечением 4 мм2;
- клеммы, разъемы;
- вентилятор охлаждения напряжением 12 В – 2 шт.;
- инструменты для монтажа.
Выбрать аккумулятор, предусмотреть, чтобы разряд ограничивался 20 % от емкости. Необходимо предусмотреть меры безопасности. Работу вести на оборудовании, отключенном от линии питания с видимым разрывом. Как сделать ИБП линейки Back-UPS (APC) из автомобильного аккумулятора, предлагаем последовательность:
- Убрать из гнезда комплектный АКБ, его можно будет в дальнейшем использовать.
- Подготовленную, заряженную, в декоративном и устойчивом корпусе батарею установить около корпуса блока ИБП.
- Подготовить провода, установить клеммы.
- Вместо аккумулятора в блок поставить 2 вентилятора, на вытяжку и приток, соединить их с аккумуляторами через разъемы. Прорезать вентиляционные щели в корпусе.
- Поместить проводку в защитный рукав, установить оборудование на место, так, чтобы был доступ к вентиляционным щелям. Соединить оборудование, вначале с ИБП, потом с батареей, соблюдая полярность, первым плюсовой провод.
- Подключить потребителя и сеть.
Полезным будет посмотреть видео по теме.
Как применить автомобильный аккумулятор для ИБП газового котла
Если у вас в загородном доме стоит газовый котел, его сложная электроника несовместима с неустойчивыми сетевыми параметрами. Без ИБП не обойтись, но можно ли использовать автомобильный АКБ в сборке? Специалисты не советуют использовать неродной накопитель энергии по перечисленным ранее причинам. Они отмечают, 50 % дорогостоящей аппаратуры регулирования газовых котлов отказали именно из-за применения автомобильного аккумулятора.
В качестве внешних источников питания в схему можно включать автомобильные аккумуляторы, при условии, что для них устроен отдельный шкаф с вытяжкой. Это исключает образование взрывоопасной смеси в помещении.
Простая электронная схема
Основой многих современных зарядных устройств служат наиболее простые импульсные схемы блокинг-генераторов, содержащие всего лишь один высоковольтный транзистор. Они отличаются компактными размерами и способны выдавать требуемую мощность. Эти устройства совершенно безопасны в эксплуатации, поскольку любая неисправность ведет к полному отсутствию напряжения на выходе. Таким образом, исключается попадание в нагрузку высокого нестабилизированного напряжения.
Выпрямление переменного напряжения сети осуществляется диодом VD1. Некоторые схемы включают в себя целый диодный мост из 4-х элементов. Ограничение импульса тока в момент включения производится резистором R1, мощностью 0,25 Вт. В случае перегрузки он просто сгорает, предохраняя всю схему от выхода из строя.
Для сборки преобразователя используется обычная обратноходовая схема на основе транзистора VT1. Более стабильная работа обеспечивается резистором R2, запускающим генерацию в момент подачи питания. Дополнительная поддержка генерации происходит за счет конденсатора С1. Резистор R3 ограничивает базовый ток во время перегрузок и перепадов в сети.
Требования к самодельному устройству зарядки АКБ
Простейшее работоспособное зарядное устройство для аккумулятора своими руками можно сделать из лампы накаливания, ограничивающей силу тока в цепи (150 Вт примерно соответствует 0,35 А). Последовательно для выпрямления переменного напряжения устанавливают диод, рассчитанный на соответствующие электрические параметры. Устройство подключают к стандартной сети 220 V.
Зарядное устройство из диода и лампочки
Измерение сопротивления заземляющего устройства
Понятно, что в таком техническом исполнении понадобится личный тщательный контроль. С учетом длительности технологического процесса гораздо удобнее устройства, оснащенные средствами автоматики. Обязательным требованием является точная, до десятых долей, стабилизация рабочих параметров по току (напряжению).
Некоторые профессиональные аналоги способны работать в режиме «удаление сульфатов». С его помощью разрушают кристаллические образования, ухудшающие потребительские характеристики АКБ. Технология воспроизводит в ускоренном темпе рабочие режимы с временным подключением нормированной нагрузки. Вместо постоянного тока применяют импульсную генерацию.
Следует отметить! Типовая автоматизация ограничивает круг решаемых проблем. Фабричные ЗУ воспринимают сильно разряженный аккумулятор как ошибочную нагрузку. Они отключают подачу питания без вмешательства пользователя. Для подобных ситуаций при конструировании самоделки следует предусмотреть ручной режим управления.
Для быстрого запуска двигателя без процедуры восстановления заряда пригодится достаточно мощное ЗУ. В этом цикле штатный источник питания работает 5-30 секунд при токе в цепи 240-270 А. При охлаждении смазочных материалов требуется на 25-40% больший энергетический потенциал.
Отдельные коррекции можно сделать с учетом особенностей конструкции батареи. В следующем списке приведены значения токов зарядки (типовой и ускоренной) в амперах для разных типов АКБ с емкостью 55-60 А-ч:
- обычный электролит 5-6 (20-50);
- гелевый наполнитель 14-16 (24-60);
- сухой 14-16 (29-60).
К сведению. Универсальные ЗУ предназначены для восстановления АКБ на 6 (12) V.