Как сделать споттер своими руками по чертежам

Содержание

Изготовление пистолета

Без пистолета споттер не будет выполнять свои функции. Этот компонент также известен под названием «стаддер». Выбор рабочего механизма зависит от предполагаемых целей. Споттерные пистолеты условно делятся на две категории:

  • заводские;
  • самодельные.

Для работы с высокой частотой применения споттера, покупаются заводские модели. Такие аппараты способны обеспечить достаточную производительность при поставленных задач для профессионального сварщика.

Самодельный пистолет споттера рекомендуется применять для бытовых работ, где не требуется большой нагрузки на оборудование. В качестве самодельных рабочих механизмов используются:

  • пистолет для нанесения клея;
  • сварочный аппарат полуавтоматического типа.

Чтобы изготовить ручку для стаддера, используется гетинакс или текстолит. Толщина материала составляет от 12 до 14 миллиметров. Из него вырезаются два прямоугольника одинакового размера.

В одном из отрезков создается ниша для размещения крепежного элемента. Эта часть заготовки предназначена для крепления:

  • электрода – прут из меди с диаметром от 8 до 10 миллиметров;
  • лампочки;
  • кнопки, включающей подсветку;
  • переключателя, подающего импульс.

Кнопка должна быть размещена строго в созданном углублении. В качестве крепежного элемента используется самодельный кронштейн. Для его производства применяется труба, изготовленная из меди. Необходимо чтобы получилось сечение квадратного или прямоугольного типа.

Пистолет подключается к споттеру при помощи пятижильного кабеля сварочного или контрольного типа. Жилы соединяются с:

  • переключателем;
  • лампочкой подсветки;
  • лампочкой выключателя.

Конец кабеля помещается в отверстие кронштейна, и закрепляется при помощи паяльника. Перед этим его необходимо зачистить.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками. Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек. Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения

Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.

Технология работы со споттером:

  1. Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
  2. К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
  3. Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
  4. При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
  5. Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
  6. Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
  7. Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.

Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.

Как сваривать детали с помощью споттера

Точечная сварка споттером

Технология сварки при посредстве споттера разбивается на следующие этапы:

  • Центральная часть вогнутого участка поверхности зачищается до голого металла и обезжиривается.
  • К корпусу автомобиля присоединяется кабель массы.
  • В центре вмятины размещаются крепежные элементы — монтажные шайбы или сам электрод.
  • Дается необходимое число сварочных импульсов, чтобы надежно приварить крепеж.
  • Вогнутый участок вытягивается обратным молотком или талями.
  • Крепежные элементы удаляются с поверхности скручивающими движениями.
  • Выправленная поверхность тщательно зачищается и готовится к шпатлевке.

Куплен ли споттер в магазине или собран своими руками, он будет вам верным помощником в кузовных работах, особенно в тех случаях, когда к вмятине не подобраться с обратной стороны.

Крючки, рычаги и прочие приспособления

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Рекомендуем: Низкопрофильная резина, преимущества и недостатки

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто.

При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Главное приспособление споттера

Схема устройства пистолета для сварки.

Основным приспособлением споттера является сварочный пистолет. Для постоянной работы желательно использовать устройство производственного изготовления. Его можно изготовить самостоятельно из строительного клеевого пистолета или использовать устройство от полуавтоматической сварки. Из гетинакса или текстолита нужно вырезать две одинаковые по размерам и форме части толщиной в 12 — 14 мм. В одной из частей в вырезанном углублении нужно установить кронштейн 3 для крепления сварочного электрода, при желании — лампочку 8 и с кнопкой 4 «Подсветка» и переключатель «Импульс».

Кронштейн для крепления электрода нужно изготовить из медного материала с квадратным или прямоугольным сечением. В качестве сварочного электрода можно использовать пруток из меди толщиной в 8 — 10 мм. В конструкции пистолета желательно предусмотреть возможность смены электрода без разборки пистолета. Для подключения пистолета к споттеру можно использовать комбинацию из сварочного кабеля нужного сечения и 5-жильного контрольного кабеля с сечением жилы 0,75 — 1,0 мм2. Контрольный кабель подключается согласно схеме: три жилы — на переключатель «Импульс», две жилы — на лампочку подсветки и ее выключатель. Сварочный кабель необходимо тщательно зачистить и запаять в предусмотренное в кронштейне отверстие.

Стоимость этого приспособления составляет немалую сумму, не сравнимую с затратами времени и средств (при самостоятельном изготовлении). Процесс изготовления этого приспособления несложный. От пистолета нужно отрезать части, куда вставляется баллон с герметиком.

На оставшуюся крышку приварить три стойки из металлического прутка диаметром в 6-10 мм. На другие концы стоек следует приварить упорное кольцо из прутка такой же толщины диаметром примерно 100 мм. Кольцо желательно обмотать несколькими слоями изоляционной ленты или малярным скотчем, чтобы оно не приваривалось к выравниваемой поверхности. У штока необходимо обрезать изогнутую часть и упор. На место упора нужно приварить крепление для подсоединения кабеля от споттера, можно использовать болт с двумя гайками с резьбой М10. Второй конец штока нужно заточить на конус с диаметром на конце 3 мм. Затраты времени на изготовление такого приспособления составят около часа.

При работе со споттерами самодельного и промышленного изготовления нужно соблюдать меры безопасности. Чтобы напряжение от устройства не повредило автомобильное оборудование, необходимо отсоединить клеммы с аккумулятора.

Необходимые материалы для сборки

  • Сварочный трансформатор;
  • Питающий трансформатор;
  • Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
  • Набор диодов (12В);
  • Тиристор (молоток);
  • Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.

Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор. При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечени которого будет более 350 кв. миллиметров.

Для этой цели подойдут:

  • Картон или бумага;
  • Лакоткань;
  • Пропитанная парафином ветошь.

Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.

Алгоритм действий

Для изготовления сварочной системы потребуется освоить базовые навыки и получить общее представление об особенностях подобной техники. Наиболее просто создать прибор из старого инвертора.


Прибор проще всего сделать из старого инвертора.

Выбор параметров

При переделке нужно уделить должное внимание параметрам вторичной обмотки, поскольку они влияют на выходные показатели аппарата (нагрузочный ток)

Важно определить оптимальное сечение шины, при котором плотность тока будет составлять от 8 А/мм кв

Сборка обратного молотка

Обратный молоток применяется для выравнивания элементов кузова. По умолчанию его делают из прутьев металла путем сварки и фиксации наконечника из гаек. Болванка на штыре должна свободно двигаться для получения обратной тяги при работе.

Изготовление рабочего пистолета

В заводских моделях споттеров присутствует пистолетная рукоятка. При изготовлении аппарата своими руками можно выполнить подобное приспособление в виде цилиндра с клавишей управления и клеммой для кабеля.

В пистолете есть 3 части:

  1. Корпус.
  2. Контактный стержень.
  3. Выключатель.


Изготовление рабочего пистолета делают из латуни.

Для изготовления контактного стержня часто используют латунь. На одном конце находится крепежная резьба, а на обратном – зажим для подачи питания.

Ключевое требование к пистолету – качественная изоляция. Этот момент определяет безопасность использования прибора.

Электрод

Данный элемент тоже несложно изготовить в домашних условиях, используя медные прутья с круглым сечением либо трубки из бронзы, которые легко совмещать с токопроводящими кабелями.

С рабочей стороны электрода следует выполнить прорезь для крепления шайбы для приварки. Если для сборки применяется трубка, ее конец нужно расплющить, а затем сделать отверстие.

Способ фиксации электрода и сопутствующих компонентов зависит от особенностей споттера. Если планируется сборка переносного аппарата, лучше распределить комплектующие равномерно и закрепить их подходящими крепежами. На наружной части корпуса следует предусмотреть ручки для перемещения.

Трансформатор

Подготовка трансформатора относится к важнейшим этапам сборки. Наибольших усилий требует процедура обмотки. Ее можно выполнить на кольцевом железе, используя медный или алюминиевый провод. Между мотком следует предусмотреть надежную изоляцию. Для этих целей подойдет трансформаторная бумага, сложенная в несколько слоев. Чтобы повысить надежность изоляции, можно пропитать материал парафином.

Процедура обмотки трансформатора является очень важной

Блок управления: схема

При подготовке электронной платы важно корректно совместить перемычки, отвечающие за разрыв контактов первичной сети. Для блока подойдут как примитивные, так и более сложные схемы

По умолчанию в блоке размещены провода от кнопки пуска и регуляторы быстрого старта, которые выводятся на корпус. При желании нужно закрепить кулеры и спрятать кабели массы.

Корпус

Для споттера подходят разные типы корпусов. Кто-то использует системный блок от настольного компьютера, что достаточно удобно, т.к. есть возможность разместить микросхемы и кулеры в одном месте. Кто-то применяет коробы из металла или древесины.

Размеры конструкции могут быть произвольными с учетом параметров и количества компонентов.

В основании устанавливается плита из материала диэлектрика, к которой будут прикреплены все компоненты. Ключевым критерием выбора корпуса является не внешний вид, а простота доступа к внутренним компонентам.


Размеры корпуса споттера могут быть произвольными.

Нередко роль корпуса играют старые микроволновые печи.

Методы работы со споттером

Методы работы с использованием споттера, который позволяет выправить деформированные участки кузова автомобиля, даже расположенные в труднодоступных местах, отработаны многими специалистами, занимающимися кузовным ремонтом. Исправляться с помощью такого аппарата могут различные элементы кузова автомобиля, подвергнутые деформации: двери, пороги, крылья и прочие детали. Принцип работы со споттером основан на том, что усилие, которое он создает, направляется к внешней стороне деформированной поверхности.

При подаче на электрод аппарата сварочного тока происходит соединение с деформированной поверхностью. После этого при помощи инерционного молотка или специального упора деформированный участок выравнивается и принимает первоначальное состояние. Заключительными этапами такого процесса являются тщательная зачистка исправленной поверхности и ее шлифовка. Подробнее о работе споттером можно посмотреть в видео ниже.

Технология работ, выполняемых при помощи споттера, состоит из следующих этапов:

  • зачистка деформированного участка кузова автомобиля, при которой с поверхности металла должны быть удалены все покрытия;
  • подключение к кузову автомобиля провода заземления;
  • соединение крепежных деталей с деформируемым участком кузова, выполняемое при помощи точечной сварки;
  • захват крепежного элемента при помощи специальных инструментов и приспособлений;
  • вытягивание деформированного участка кузова и придание ему первоначальной формы;
  • удаление крепежного элемента с поверхности кузова;
  • зачистка выправленной поверхности и ее подготовка к покраске.

Как правильно работать со споттером?

Любой автомастер вполне может выполнять ремонтные работы с использованием споттера – благодаря своей простоте, каких-либо сложностей не возникает. Однако для получения максимального качественного результата, предстоит немного потренироваться.

Порядок действий заключается в следующем:

  1. Изначально необходимо произвести очистку обрабатываемой поверхности. Для этого возникает необходимость воспользоваться шлифовальной машинкой в сочетании с наждачной бумагой для быстрого снятия лакокрасочного покрытия на поврежденном участке автомобиля.
  2. После этого необходимо подключить заземление – к обрабатываемой поверхности. Если работа планируется непосредственно на кузове автомобиля, в обязательном порядке нужно изначально отсоединить аккумуляторные клеммы. Как минимум, это позволит исключить замыкание электроники.
  3. Использование сварочного аппарата в местах, где есть вмятины или прочие дефекты, осуществляется при необходимости сваривание крепежных элементов (за них в дальнейшем нужно тянуть, что выравнивать металл). К крепежным элементам относят: треугольники, специализированные змейки, шайбы и пр.
  4. С помощью обратного молотка, который часто входит в базовую комплектацию споттера, необходимо вытягивать поврежденные участки металла. Дополнительно можно воспользоваться цепью, тросом, ломом и прочими приспособлениями – главное, чтобы было за что тянуть.
  5. По завершении работ необходимо демонтировать крепежные элементы – выкрутить их.
  6. Осуществляется зачистки места сваривания, обезжиривание, шпаклевка и на несение нового слоя лакокрасочного покрытия.

Как видно, выполнить ремонта автомобиля не составляет труда. Как утверждают сами автомастера, главное, научиться пользоваться оборудованием – только так можно существенно упростить время работы.

Что такое споттер и как он работает?

В традиционных технологиях точечной сварки свариваемые изделия располагаются между двумя противоположно размещёнными электродами, которые при смыкании образуют электрическую цепь. Её энергетической мощности достаточно для локального расплавления металла и образования приварной точки (spot).

Споттер для кузовного ремонта представляет собой не двух-, а одноточечный портативный сварочный аппарат. С этой целью один из контактов устройства соединяется с восстанавливаемой конструкцией («земля»), а второй включается в схему споттера. В зависимости от схемы споттеры подразделяются на инверторные и трансформаторные, причём промышленные конструкции чаще всего используют трансформаторную схему, а самодельные – инверторную.

Составные части споттера:

  1. Пневматические клещи, при помощи которых происходит прижим свариваемых элементов. В некоторых исполнениях споттеров зажимы клещей выполняют функцию электродов.
  2. Комплект крепёжных приспособлений – петель или проволочных зажимов (крючков для споттера), а также расходников, в частности, сменных электродов разного диаметра.
  3. Обратный молоток, производящий рихтовку.
  4. Устройство индикации и контроля за ходом процесса.
  5. Соединительные медные кабеля в изолирующей оплётке.

Некоторые производители споттеров увеличивают их функциональность за счёт комплектации устройства пуллером – рихтовочным приспособлением, которое позволяет механически выправлять локальные дефекты на поверхности изделий толщиной до 2…2,5 мм. Пуллер для споттера может иметь механический и рычажный прижим.

Споттер работает так. В односторонних конструкциях свариваемые части прикрепляются друг к другу крючками или петлями, после чего включается инвертор/трансформатор, и в замкнутую цепь подаётся электрический ток. Его предельное значение настраивается в зависимости от поставленных задач. Если требуется выполнить только рихтовку, нагрев поверхности не должен превышать 780…850ºС, при которой металл уже начинает интенсивно размягчаться, а скорость окалинообразования ещё невелика. Для точечной сварки потребуется довести температуру на контакте (контактах – для двухсторонних споттеров) до 1500…1550ºС.

Когда точка соединения нагревается до заданной температуры, выполняют рихтовку, используя обратный молоток, пуллер или клещевой зажим споттера. После формирования соединения пистолет отводят от места сварки, ток отключают, разжимают клещи, и проверяют качество выполненных операций.

Принцип работы споттера

Аппарат работает по принципу приварки металлических элементов к кузову автомобиля и дальнейшего вытягивания деформированной поверхности за счет обратного молотка.

Процесс сварки шайб и кузова длится считанные секунды, поэтому металл кузова остается невредимым.


схема споттера

Шайбы имеют разные формы: круг, ОТ, треугольники, М4, крючки.

Популярнее всего круглые шайбы, за которые легко зацепиться наконечником пистолета. При помощи обратного молотка поверхность выравнивается, для плавного вытягивания используется пулер. После ремонтных работ шайбы легко отламываются, а металлический лист подвергается шлифовке.

Как сделать споттер для рихтовки своими руками

Самостоятельные работы по изготовлению споттера сложные и требуют внимательности и технических знаний, поскольку речь идет о настройке блока, работающего за счет электричества.

Необходимые материалы

Самый простой споттер состоит из:

  • сварочный трансформатор;
  • тиристор на напряжение 200 В;
  • привод 12В (подойдет трансформатор от старой техники);
  • реле 30 А;
  • мост диодный;
  • любая кнопка;
  • контактор 220 В.

Перед тем как сделать споттер своими руками, необходимо обезопасить себя от возможного удара током, поэтому под ноги следует положить резиновый коврик и соблюдать стандартную технику безопасности.

Устройство споттера

Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:

Схема самодельного споттера

Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:

  • трансформатор для сварки;
  • тиристор, предназначенный для работы с напряжением 200 В;
  • привод на 12 В. В качестве него можно использовать трансформатор от некоторых видов старой техники;
  • реле 30 А;
  • диодный мост;
  • кнопка (к ней особые требования не выдвигаются);
  • контактор на 220 В.

Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:

  • снимите с техники вторичный слой;
  • посчитайте, сколько требуется витков на 1 В. Для этого вам понадобится обвернуть проволоку из меди на первичную обмотку. После этого замерьте количество вольт, а полученные данные поделите на количество проволочных витков. Так вы получите количество необходимых витков на 1 В напряжения;
  • соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 16 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча;
  • вам потребуется 2 шины, на которых будет находиться изоляционная обмотка. Проводите изоляцию последовательно: наносите слой изоленты, после — скотча, а потом — снова изоленты;

Обмотка вторички

  • шины, которые получились у вас в процессе работы, намотайте на трансформатор. Для этого вы можете воспользоваться дополнительным инструментарием или прибегнуть к посторонней помощи. Необязательно плотно скреплять первичную обмотку с трансформатором — достаточно ровной посадки шины;
  • измерьте мощность: если она соответствует нужным параметрам, вы уже почти закончили делать споттер своими руками. Если мощность не достигает нормы, измените подключение проводов к первичной обмотке.

Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).

Сварочный пистолет

Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.

Алгоритм изготовления своими руками

Чтобы сделать агрегат самому, нужны некоторые навыки и понимание основ работы с такой техникой. Споттер из сварочного аппарата своими руками можно сделать в соответствии с чертежами. Для этого надо тщательно изучить конструкционные особенности аппарата. Можно использовать подручные детали.

https://youtube.com/watch?v=XEbDSdAWuJk

Оборудование из инверторного аппарата

Чаще всего агрегат на основе инвертора изготавливается с применением самодельного материала. Основными составляющими устройства являются тиристорное реле и сварочный инвертор. Чтобы собрать приспособление, потребуются:

  • тиристор с показателем 200 Вольт;
  • трансформатор для понижения 122 вольт для управления реле посредством кнопки;
  • реле с мощностью в 30 ампер;
  • мост на диодах;
  • кнопка для управления и контроля;
  • контактная группа 220 вольт.

Основные этапы сборки

Чтобы сделать самодельный агрегат, идеально подходит сварочный аппарат Nordic. Необходимо уметь менять конфигурацию устройства так, чтобы споттер постоянного тока на выходе давал 1500 ампер, как минимум. Сборка осуществляется по следующим правилам:

  1. Снимают с аппарата вторичный слой. Иногда их бывает несколько.
  2. Перед установкой определяют количество витков на 1 Вольт. Первичная обмотка для этого оборачивается медной проволокой. Затем измеряют показатель Вольт.
  3. Полученный показатель делят на количество витков. Результат и будет указывать на число витков на Вольт.
  4. Из вторичного слоя, который был снят, производят шину. Желательно не допускать, чтобы этот параметр опускался ниже 160 квадратных мм.
  5. Напряжение должно равняться 6 вольт. Если сечение меньше, можно делить шину на несколько частей. Их скрепляют изоляционной лентой.

Количество фрагментов зависит от изначальных показателей. Допустим, если параметр равен 40 кв. мм., шина разрывается на 4 части. Необходимо взять две шины с обмоткой из изоленты или скотча для малярных работ. Изоляция должна быть последовательной. Сначала идет слой изоляционной ленты, затем — скотча, а сверху наматывается изолента. На открытые зоны можно установить клепки.

Полученные шины перемещаются на трансформатор. Этот процесс не является лёгким и требует определенных навыков. Необходимо наличие молотка и присутствие дополнительного помощника. Благодаря этому шина будет сидеть лучше и не получит каких-либо повреждений. Если показатель мощности нормальный, то приспособление можно считать готовым. Если же нет, придется проводить ряд экспериментов, подключая к первичной обмотке провода.

Особенности применения споттера

Аппарат в работах по рихтовке применяют для:

  • корректировки поверхности кузова без демонтажа;
  • сварки кузовных элементов.

Особенно удобен и эффективен аппарат для воздействия на участки или детали машины со скрытым либо неудобным расположением. Споттер применяется при невозможности использовать альтернативные методы рихтовки из-за ограниченного доступа к повреждённой области.

Принцип работы инструмента сводится к нескольким основным этапам:

  1. Зачистка повреждённой области от лакокрасочного покрытия, шпаклёвки, остатков грунтовки и т. д.
  2. Приваривание особых деталей крепежа к деформированному участку.
  3. За фиксатор зацепляют инерционный молоток, им выравнивают металл.

Полезное свойство устройства – способность прогревать деталь. В процессе нагрева и остывания быстрее и эффективнее восстанавливается форма и жёсткость.

Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата

Порядок изготовления

Изготовление начинают с корпуса. Для основания подбирают прочную текстолитовую панель, служащую диэлектриком. На ней будет удобно закрепить на винтах все основные компоненты. Размещать их следует просторно, чтобы обеспечить достаточное воздушное охлаждение. Для поддержания циркуляции воздуха в нижней части стенок и в крышке корпуса следует просверлить несколько отверстий. Прежде чем начинать сверлить, следует изготовить эскизный чертеж и проработать взаимное расположение компонентов конструкции на нем.

Каркас корпуса сваривается из уголка, к нему крепится основание и боковые стенки. К верхней крышке крепится ручка для переноски устройства.

Если под рукой есть корпус от старого сварочного инвертора, он позволит сэкономить много времени на размещение и крепление клемм и регуляторов.

Если кабели имеют достаточное сечение (от 100мм2), то их вместе с разъемами под резьбу или быструю фиксацию также можно будет заимствовать для споттера. Длину рабочего кабеля следует ограничить 1,5 метрами.

Подойдёт и массовый зажим: с резьбовым креплением или крокодил.

Рабочий пистолет споттера требует точности и аккуратности в изготовлении. Если предстоит большой объем работ, лучше купить готовый промышленного производства. Если же использование будет эпизодическим, то выдержит и самодельный.

Рукоятку для пистолета часто заимствуют у клеевого пистолета либо у горелки от полуавтомата. Оба прибора имеют готовую клавишу включения. Энтузиасты, решившие сделать аппарат на 100% собственными руками, до заимствования не унижаются и выпиливают детали рукоятки из текстолита. В одно половине делают пропил для крепления стержня электрода, в другой крепят клавишу включения и систему освещения рабочей зоны.

Важная деталь, требующая внимательности при изготовлении – это кронштейн. Его делают из меди, из квадратного профиля, электрод изготавливают из медного либо латунного прутка диаметром 1-1,5 см.

Медный сварной кабель залуживают и распаивают в отверстиях кронштейна. Если кабель снабжен управляющими жилами, то 2 из них используют для коммутации управляющего сигнала от клавиши «Пуск», а остальные — для системы подсветки рабочей области. Если такого кабеля нет, проще разместить в рукоятке 3-вольтовую литиевую батарейку. Ее хватит для работы светодиода подсветки в течении нескольких месяцев.

Обратный молоток, или инопуллер — технологически самая сложная в изготовлении часть споттера для кузовного ремонта, сделанного своими руками. Приспособление промышленного производства стоит достаточно дорого для того, чтобы попытаться сэкономить и изготовить его самостоятельно.

Эскизный чертеж обратного молотка.

В качестве источника комплектующих для инопуллера обычно берут металлический монтажный пистолет для туб емкостью 300 мл. Держатель для тубы срезают, используют механизм подачи и рукоять. На круглую площадку приваривают три прутка диаметром 6-10мм. Они станут упорными стойками молотка. Из такого же прутка потребуется выгнуть кольцо диаметром 9-11 см и приварить к нему свободные концы прутков. Кольцо зачищают, шлифуют и покрывают в два- три слоя изоляционной лентой. Это позволит избежать его приваривания к рихтуемой поверхности и защитит ее от царапин.

Шток обрезают и приваривают к нему отрезок шпильки. На шпильку наворачивают две гайки с проложенными между ними двумя шайбами. Они образуют клемму для крепления сварочного кабеля.

Обратный конец штока затачивают под срезанный конус так, чтобы плоская вершина была диаметром около 3 мм. Это можно сделать на токарном станке либо зажав шток в патрон дрели и затачивая его на абразивном камне.

Осталось запастить монтажными шайбами и шпильками для приваривания к рихтуемой поверхности — и самодельный споттер из сварочного аппарата готов к эксплуатации.

Из чего состоит споттер и как им пользоваться

Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора. Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно. При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.

Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:

  • Поверхность, которая была деформирована, сначала нужно зачистить от любого вида покрытий (лака, краски, ржавчина). Этот этап работы очень важен, потому что от качества соединения двух металлов будет зависеть и результат всего процесса.
  • К поверхности, которая будет корректироваться, нужно присоединить контакт заземления.
  • На уже очищенную поверхность поврежденного места металла следует приварить крепеж, через который будет присоединен споттер.
  • К приваренному крепежу производится захват пистолетом споттера, после чего вмятину вытягивают. Для коррекции поверхности используется обратный молоток, гидроцилиндры, стапели и так далее. Учитывая толщину металла, нужно определить каким именно приспособлением лучше рихтовать вмятину, чтобы не навредить кузову. Допустим, обратный молоток нельзя использовать для алюминия, и оцинкованный кузов возьмет не каждый споттер.
  • После завершения рихтовки кузова приваренная деталь скручивается, а контактное место зачищается шлифовальной машинкой.

Рихтовка авто своими руками

Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.

Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.

Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.

Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.