Свидетельства о вайтманах

Содержание

Структура и содержание

Иллюстрация «Шакуна Виманы», который должен летать, как птица с крыльями и хвостом

В отличие от современных трактатов по воздухоплаванию, которые начинаются с обсуждения общих принципов полёта до подробного изложения концепций конструкций самолетов, «Вайманика-шастра» сразу начинает с количественного описания, как будто цель состоит в описании мелочей самолётостроения. Темы включают: «что такое самолёт; определение пилотом траектории полёта; топливо для двигателей; экипировку лётчика; состав металлических сплавов виман; зеркала и их применение в войнах; разновидности машин и янтр; упоминание воздушных судов, подобных „мантрику“, „тантрику“ и „критаку“», и летательных средств, именуемых как «Шакуна», «Сундара», «Рукма» и «Трипура», описанных более подробно. Сохранившийся текст утверждал, что это лишь небольшая (одна сороковая) часть большой работы «Янтра Сарвасва» («Всё о машинах»), составленной Махариши Бхарадваджей и другими мудрецами на «благо всего человечества».

В 1991 году английский перевод и иллюстрации из джосьеровской книги были переизданы Дэвидом Хатчером Чайлдрессом в книге «Вимана: авиация Древней Индии и Атлантиды» (англ. Vimana Aircraft of Ancient India & Atlantis) как часть серии «Потерянная наука». По Чайлдрессу, 8 глав были следующими:

  1. Секреты построения самолётов, которые не будут ломаться, которые не загорятся и не смогут быть уничтожены.
  2. Секрет изготовления неподвижно висящих самолётов.
  3. Секрет изготовления невидимых самолётов.
  4. Секрет слышимости разговоров и других звуков во вражеских местах.
  5. Секрет получения изображений интерьера вражеских самолётов.
  6. Секрет установления направления подхода вражеских самолётов.
  7. Секрет потери сознания управляющих вражескими самолётами.
  8. Секрет уничтожения вражеских самолётов.

По Канджилалу (1985), виманы передвигаются с помощью «ртутно-вихревого двигателя» (англ. Mercury Vortex Engines), концепция которых, по-видимому, схожа с электрической тягой. Чайлдресс даже находит свидетельства существования ртутно-вихревого двигателя в Самарангане Сутрадхаре — трактате об архитектуре XI века.

Происхождение и публикации

Пандит Суббарайя Шастри (он же Шастриджи; 1866—1940) был мистиком из Анекала (ныне штат Карнатака). На родине он слыл сказителем стихов (шлок). По словам британского исследователя Г. Р. Джосьера (англ. G. R. Josyer), Шастри получил необычный духовный опыт, описанный Джосьером как «получение знаний оккультным способом» (напр, телепатия) — он был якобы наделён определёнными мистическими силами и использовал эти силы для получения шлок всякий раз, когда на него снисходило вдохновение.

Шри Г. Венкатачала Шарма был приёмным сыном Суббарайя Шастри и близким соратником пандита, который тут же записывал тексты за Шастриджи, в случаях его вдохновения. Шастриджи начал диктовать текст «Вайманики» Венкатачале Шарме в начале 1900-х годов, завершив труд в 1923 году.

Когда был записан полный текст, с него снимали копии, которые отправили в несколько мест. В 1941 году, после смерти Шастриджи, бо́льшая часть этой записи и другие подобные материалы были сохранены Шри Венкатрамой Шастри.

Рукопись «Вайманики-шастры» появилась в Санскритской библиотеке «Раджакия» в Баро́де к 1944 году.

О её существовании впервые публично объявлено в 1952 году, в пресс-релизе Джосьера (основателя «Международной академии исследований санскрита» в Майсуре в 1951 году), который утверждал, что текст был написан пандитом Суббарайя Шастри в 1918—1923 годах.

На языке хинди этот манускрипт был опубликован в году, а затем, на английском языке, — Джосьером, под названием «Вайманика-шастра» (англ. Vymanika Shastra). В издание Джосьера, Т. К. Эллаппой, работавшим чертёжником в местном колледже машиностроения в Бангалоре, также были добавлены иллюстрации, созданные под руководством Шастри, который не смог застать издание 1959 года в связи с кончиной.

В предисловии к публикации 1973 года, которая содержала полный текст на санскрите с английским переводом, Джосьер цитирует пресс-релиз 1952 года, который «был опубликован во всех ведущих газетах Индии, и затем был подхвачен агентством Рейтер и другими мировыми СМИ»:

В критическом обзоре Джосьера в введении сказано, что «Вайманика-шастра» «не удовлетворяет минимуму научности по любым меркам» и говорится, что «люди, связанные с публикацией — прямо или косвенно — исключительно виновны в искажении или сокрытии истории рукописи» (возможно, в попытке «восхвалять и прославлять всё, что можно найти о нашем прошлом, даже не имея веских доказательств»). Прослеживая происхождение рукописи на основе опроса знакомых Суббарайи Шастри (в том числе Венкатачалы Шармы, которому текст изначально был продиктован), и лингвистического анализа текста, был сделан вывод, что текст «Вайманика-шастры» появился на свет в период между 1900 и 1922 годами.

В космосе комнатная температура

Считается, что температура в космосе стремится к абсолютному нулю. Во-первых, это не совсем так, поскольку вся известная Вселенная нагрета до 3 К, реликтовым излучением. Во-вторых, непосредственно у вакуума температуры практически нет, и можно говорить только о температуре каких-либо объектов в космосе: спутников, космонавтов или просто градусников. А их температура будет зависеть от двух источников: внешних, например излучения близкой звезды, и внутренних — энерговыделения от работы приборов или переваривания пищи.

Понятно, чем ближе к звезде, тем больше энергии от нее можно получить и температура повышается. А мы обитаем довольно близко к Солнцу. Например температура абсолютно черного тела (гипотетическое тело, которое ничего не отражает и поглощает всё солнечное излучение, которое попадает на него) на расстоянии Земли от Солнца будет +4°С. Сильная теплоизоляция нужна скафандрам и космическим кораблям для поддержания комфортной рабочей температуры внутри, чтобы не перегреваться на свету и не переохлаждаться в тени.

В тени и в вакууме температура действительно может опускаться до -160° С, например ночью на Луне. Это холодно, но до абсолютного нуля еще далеко. И даже этого не происходит на околоземной орбите поскольку и люди и спутники производят собственное тепло, а теплоизоляция не дает быстро растерять то тепло, что было накоплено на освещенной стороне.

На него оказывала влияние еще и земная атмосфера, но в целом график демонстрирует не те ужасные условия, которые принято представлять в космосе. Показания колеблются от -4°С до +45°С, что в среднем дает практически комнатную температуру.

В Солнечной системе 13 планет… или больше

Когда Плутон разжаловали из планет, правилом хорошего тона стало знание, что в Солнечной системе всего восемь планет. Правда, при этом же, ввели новую категорию небесных тел — карликовые планеты. Это “недопланеты”, которые имеют округлую (или близкую к ней) форму, не являются ничьими спутниками, но, при этом не могут очистить собственную орбиту от менее массивных конкурентов. Сегодня считается, что таких планет пять: Церера, Плутон, Ханумеа, Эрида и Макемаке. Ближайшая к нам — Церера. Через год мы узнаем о ней намного больше чем сейчас, благодаря зонду Dawn. Пока знаем только, что она покрыта льдом и с двух точек на поверхности у нее испаряется вода со скоростью 6 литров в секунду. О Плутоне тоже узнаем в следующем году, благодаря станции New Horizons. Вообще, как 2014 год в космонавтике станет годом комет, 2015 год обещает стать годом карликовых планет.

Примечание редактора оригинального текста.

В контексте темы следует отметить, что Махарши Дайнанд Сарасвати в комментарии к Ригведе (ссылка 3 выше, первые опубликовано в 1878 г. или ранее) также писал кое-что по поводу движения воздушных судов в разных направлениях. В своих комментариях (на стих, приведённый в подразделе 1.2 настоящей статьи) Махарши Дайнанд Сарасвати говорит: «… Один из них, чтобы остановить судно, один, чтобы заставить его двигаться вперед, и третий, чтобы двигаться в обратном направлении. … Там было 60 приспособлений, одни из которых работали в одно время, а другие в другое время. … Другими словами, при движении вверх верхние отверстия для пара должны быть закрыты, а при движении вниз, пар должен надлежащим образом выходить вверх. Аналогичным образом, для движения летательного аппарата на восток восточные отверстия должны быть закрыты и открыты западные, при полёте на запад западные отверстия должны быть закрыты и открыты восточные и так далее для движения в северном и южном направлениях. И не будет ошибки в этом. … Есть ещё очень много стихов на тему , но мудрый получит представление от той малости, что приведена здесь».

Эти утверждения, как видим, полностью соответствуют законам Ньютона. Очевидные противоречия в стихах и рисунках в и довольно странны, особенно если учесть тот факт, что была якобы доступны при подготовке изданий и .

Пер. с английского С. Ермаков

Телескоп Hubble — не самый мощный

Благодаря колоссальному объему снимков и впечатляющим открытиям, совершенным телескопом Hubble, у многих существует представление, что этот телескоп обладает самым высоким разрешением и способен увидеть такие детали, которые не увидеть с Земли. Какое-то время так и было: несмотря на то, что на Земле можно собрать большие зеркала на телескопах, существенное искажение в изображения вносит атмосфера. Поэтому даже “скромное” по земным меркам зеркало диаметром 2,4 метра в космосе, позволяет добиться впечатляющих результатов.

Однако, за годы, прошедшие с момента запуска Hubble и земная астрономия не стояла на месте, было отработано несколько технологий, позволяющих, если не полностью избавиться от искажающего действия воздуха, то существенно снизить его воздействие. Сегодня самое впечатляющее разрешение способен дать Very Large Telescope Европейской Южной обсерватории в Чили. В режиме оптического интерферометра, когда вместе работают четыре основных и четыре вспомогательных телескопа, возможно достичь разрешающей способности превышающей возможности Hubble примерно в пятьдесят раз.

К примеру, если Hubble дает разрешение на Луне около 100 метров на пиксель (привет всем, кто думает, что так можно рассмотреть посадочные аппараты Apollo), то VLT может различить детали до 2 метров. Т.е. в его разрешении американские спускаемые аппараты или наши луноходы выглядели бы как 1-2 пикселя (но смотреть не будут из-за чрезвычайно высокой стоимости рабочего времени).

Пара телескопов обсерватории Keck, в режиме интерферометра, способны превысить разрешение Hubble в десять раз. Даже по отдельности, каждый из десятиметровых телескопов Keck, используя технологию адаптивной оптики, способны превзойти Hubble примено в два раза. Для примера фото Урана:

Критика

Джон Бруно Хэйр (англ. John Bruno Hare) в Интернет-архиве священных текстов (англ.)русск., в разделе «летающих тарелок», в 2005 году поместил интернет-издание «Вайманика-шастры» 1973 года. В своём вступительном слове Хэйр пишет:

Авиаинженеры Индийского научного института в Бангалоре, по результатам своих исследований в 1974 году, пришли к выводу, что летательные аппараты тяжелее воздуха, описанные в «Вайманика-шастре», является плодом невежественных измышлений, автор которых показал своё полное непонимание воздухоплавания (аэронавтики), и неспособны к полёту. Авторы отметили, что рассуждения о технологии полёта в тексте поверхностны и противоречат установленным фактам, включая законы движения Исаака Ньютона.
В исследовании делается вывод:

Авторы выразили недоумение от противоречий и ошибок в тексте «Вайманика-шастры», тем более, что его составитель якобы имел доступ к публикациям, которые не делали таких ошибок (например, комментарии Даянанды Сарасвати к Ригведе, опубликованных в 1878 году или ранее). В исследовании также говорится, что в 8-й главе «Рукма Вимана» единственная цитата, в которой имелся смысл, была следующей: «Он имел длинные вертикальные каналы с вентиляторами наверху, высасывавшими воздух и отправлявшими протоки вниз, создавая в процессе эффект „лифта“».

Общие комментарии и выводы

Все читатели, очевидно, уже пришли к выводу, что приведённые выше описания летательных аппаратов – в лучшем случае бледный отголосок, а не описание чего-то реального. Ни один из них не способен летать; геометрия у них с точки зрения аэродинамики невообразимо ужасна, а принципы движения скорее мешают, чем помогают полёту. Текст и рисунки не коррелируют друг с другом даже тематически. Рисунки определённо указывают на знание современной техники. Это можно объяснить тем, что Шри Элаппа, который выполнил эти рисунки, работал в местном машиностроительном колледже и, следовательно, знал названия и владел подробной информацией о некоторых технических устройствах. Несомненно, текст написан таким языком и имеет такое содержание, которое не позволяет установить его истинное происхождение. Мы должны подчеркнуть, что это не указывает на его восточное (индийское) происхождение. С уверенностью можно утверждать, что из обсуждения должны быть исключены рисунки, а текст в его нынешнем виде неполон, неоднозначен и во многих местах неправилен. Большое количество шлок посвящено, как отмечено выше, металлургии и другим материальным аспектам.

Кроме того, множество перекрёстных ссылок, имеющихся в BVS, касаются материалов. (Кстати, в VS эти ссылки отсутствуют.) Это понятно, так как наши предки были лидерами в этой области в древнейшие времена. С незапамятной поры сохранился ряд изделий из железа, меди и бронзы, который по сей день служат достаточным тому подтверждением.

Тем не менее, описание материалов и способов их использования в тексте с практической точки зрения не имеет смысла.

Текст вызывает и ряд дополнительных вопросов. Один из них касается единиц измерения. Основной текст использует в качестве меры длины «витасти», «линк» в качестве единицы скорости», «какша» – единицы измерения тепла, и опять же «линк» – уже для измерения силы тока. Единицы измерения скорости и температуры являются новыми, и, насколько нам известно, нет никакой возможности расшифровать их смысл. Были предприняты определённые усилия, чтобы установить внутреннее соотношение между этими единицами, но успеха они не принесли. Кроме того, отсутствуют сведения касательно массы аппаратов и их компонентов, несмотря на то, что масса имеет основополагающее значение для полёта аппаратов тяжелее воздуха. К тому же единицы массы в тексте даже не упомянуты.