Содержание
Что такое динамометрический ключ и для чего предназначен
Современные механизмы требуют создания определённых условий при ремонте или обслуживании. В частности, резьбовые соединения, использующиеся для сборки подавляющего большинства конструкций, нередко требуют применения строго дозированного усилия при затяжке. Динамометрический ключ — это устройство для затягивания болтов или гаек с определённым моментом силы, измеряемым в Ньютон-метрах (Нм). Он делает возможным соблюдение требований по качеству сборки того или иного механизма, узла или соединения. Недостаточно плотный контакт деталей способен вызвать утечки газов или жидкостей, ослабление элементов механизма, нарушения в работе или выход из строя всего агрегата. Чрезмерное усилие, превышающее предел прочности материала, создаёт опасность разрушения соединительных элементов или самой детали, срыву резьбы или отрыву головки болта, что потребует сложного ремонта.
Динамометрические ключи предназначены для использования различных насадок, являясь универсальными устройствами. Сам инструмент имеет выходной квадрат, на который устанавливается необходимая в этом случае торцевая головка, либо специальное присоединительное гнездо для установки рожковой, гаечной или накидной насадки. Кроме того, существуют динамометрические ключи-отвёртки, используемые в электронике и прочих тонких, хрупких механизмах. Один ключ может быть использован для нескольких размеров крепёжных элементов. Вне зависимости от типа конструкции, динамометрические ключи имеют основные элементы:
- Трещотка (съёмная насадка).
- Гнездо для установки сменных насадок с фиксатором.
- Корпус, содержащий пружинный механизм.
- Установочная шкала или измерительный элемент.
- Фиксатор установки момента.
- Рукоять.
Ключ состоит из нескольких элементов
Динамометрический ключ позволяет контролировать величину прилагаемого усилия, показывая его значение при помощи измерительного устройства, или попросту проворачиваясь при достижении установленного предела. Существуют разные типоразмеры, позволяющие обеспечивать определённые величины усилий, превышать которые нельзя, чтобы не вывести инструмент из строя. Для контроля точности требуется периодическая поверка, которая производится через каждые 5 000 циклов нагрузки или 1 раз в год. Измерения и, если требуется, калибровка инструмента выполняются в специализированных лабораториях сертификационных центров «Ростест», имеющих соответствующее оборудование.
Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?
В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Значения прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах
При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность
Как работает динамометрический ключ данного вида? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.
Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу. Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия. Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.
7,2 lbf/ft (Футофунты).
Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой :
- Точно определить необходимое значение на шкале;
- Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
- Закончить работу при достижении необходимого усилия.
После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом .
Как осуществляется измерение затяжки
Чтобы корректно измерить затяжку при помощи самодельного прибора, необходимо выполнить несколько простых правил:
- Собрать прибор и привести его в рабочее состояние — прикрепить безмен к рукояти, выставить его на нулевое значение, при возможности — задать предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — одеть необходимую насадку на рабочий орган устройства либо изначально выбрать рожковый ключ подходящей размерности.
- Накинуть ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с крепежом происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей при выдаче результата возможна погрешность до 5-8 %.
- Аккуратно потянуть безмен таким образом, чтобы его положение было строго перпендикулярно оси рычага, и показатель нагрузки не был искажён, раскладываясь на векторы.
- Если было достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерений, а гайка не шелохнётся. Если же затяжка не была достаточной, то крепёж провернётся вокруг своей оси до достижения требуемого крутящего момента.
Важно!
Для предотвращения срыва болтового соединения не следует давать запредельную нагрузку на самодельный динамометр, а затяжку вести лишь на номинальных значениях, прописанных в техническом руководстве по обслуживанию той или иной детали в автомобиле. В противном случае есть риск деформации заводской продукции.
Перетяжка болта на колесе автомобиля
Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?
Как уже было сказано, динамометрические ключи используются для затяжки резьбовых соединений с определенным усилием. В основном все они предназначены для затягивания по часовой стрелке, хотя встречаются и модели, предназначенные для затягивания против часовой стрелки. Также имеются ключи, у которых можно переключать присоединительный квадрат на разные стороны для того, чтобы ими можно было пользоваться в обе стороны.
Важно помнить о том, что динамометрический ключ не рекомендуется использовать в качестве обычного воротка, поскольку это серьезно увеличит износ предмета. Кроме того, достаточно важно откручивать ручку в нулевое положение после работы
Ведь если оставить её в сжатом положении – это приведет к ухудшению точности выставления усилия затяжки.
Использование щелчковых динамометрических ключей
Как уже было сказано, предельные динамометрические ключи обладают лучшим сочетанием стоимости и точности устанавливаемого усилия. Именно поэтому, они пользуются наибольшей популярностью.
Естественно для того, чтобы использовать этот инструмент по назначению, необходимо уметь правильно выставлять оптимальное усилие. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Отпустить стопорную гайку;
- Установить необходимую нагрузку на шкале при помощи вращающейся рукоятки;
- Зафиксировать положение при помощи стопорной гайки.
После того, как вы совершите все эти действия, динамометрический ключ будет готов к работе. При достижении выставленной нагрузки будет раздаваться характерный щелчок.
Использование электронных динамометрических ключей
Динамометрический ключ в комплектке с набором насадок
Как уже было сказано, главным преимуществом электронных ключей является возможность максимально точно настроить усилие, с точностью до десятой, а порой и сотой доли Ньютона. Это можно сделать, как и при помощи кнопок на контрольной панели с жидкокристаллическим дисплеем, так и подключив инструмент к компьютеру при помощи специального кабеля. Достаточно полезной функцией является возможность сохранять настройки в пресеты, и просто переключать их. Это позволяет серьезно сэкономить время настройки.
Кроме того, у электронных ключей существуют функции сохранения и распечатки данных затяжки, а также другой информации необходимой для работы.
Использование стрелочных динамометрических ключей
Поскольку стрелочные ключи не имеют ограничителя усилия, то при их использовании необходимо соблюдать крайнюю осторожность. Ведь если приложенные вами силы будет слишком велики, то можно не только сорвать резьбу, но и повредить инструмент
Во время затягивания при помощи стрелочного ключа, стрелка остается неподвижной, но при этом смещается сама шкала, демонстрируя приложенное усилие.
Как обойтись без динамометрического ключа?
В полевых условиях точный калиброванный инструмент отыскать сложно. Существует оригинальный способ, чем заменить динамометрический ключ, если требуется срочно выполнить затяжку гаек. Выполнить работу можно при помощи кухонных весов согласно следующей технологии:
- Требуется надежный ключ и сравнительно точный пружинный кантер.
- В идеале момент затяжки должен соответствовать усилию, приложенному к рычагу длиной 1 м.
- Чтобы упростить расчеты, можно в качестве плеча силы использовать метровый отрезок трубы.
- Если ключом работают без удлинителя, то измеряем его длину. При длине 25 см делим 1/0,25=4. Например, требуется приложить усилие 2 кгс*м. Далее умножаем полученную величину на требуемое усилие: 4х2 кгс*м=8 кг.
- Это означает, что при коротком плече в 25 см нужно на шкале весов получить значение 8 кг, а при длинном плече в 1 м – показания в 1 кг.
- Устанавливаем наш ключ на крепеж вертикально, а сверху на рукоятку фиксируем крючок кантера.
- Тянем за кольцо весов с другого конца до достижения требуемого показателя веса.
Виды динамометрического ключа
Существует несколько разновидностей инструмента со встроенным динамометром разной степени точности. При его покупке нужно понимать, что это динамометрический ключ, предназначенный для определенного типа работ, и в домашнем гараже он не подойдет для повседневного использования. Бюджетные ходовые модели рекомендуются для быстрой затяжки, сверхточные образцы используют для особо тонких и ответственных операций.
Динамометрические ключи разделяют по следующим признакам:
- Предельная величина крутящего усилия.
- Тип индикации.
- Рекомендуемая область использования.
Электронный динамометрический ключ
Данные модели оснащены жидкокристаллической панелью для отображения величины усилия. Цифровой динамометрический ключ очень удобен в использовании, помимо электронной шкалы в нем имеются светодиоды и звуковой зуммер для сигнализации предельных значений. При нормальной затяжке на шкале горит зеленый огонек. Когда крутящий момент достигает критической отметки, загорается красная сигнальная лампочка. Важнейший плюс такого динамометрического ключа – контроль усилия можно осуществлять с высочайшей точностью до сотых значений.
Стрелочный динамометрический ключ
Для домашнего использования эта разновидность подходит отлично. Данные модели отличаются недорогой стоимостью и простейшей конструкцией. Стрелочная шкала может быть круглой (индикаторный динамометрический ключ) или полукруглой формы с креплением у самой рукоятки (измерительные ключи). При изменении значений шкала с рукояткой отклоняется в обе стороны, а указатель остается на месте неподвижным. В образцах с двумя стрелками одна демонстрирует текущее значение усилия, а вторая – предельную величину.
Минусы стрелочных моделей:
- Ключ динамометрический шкальный имеет относительно высокую погрешность (около 6-8%).
- Из-за больших габаритов он неудобен для затяжки в труднодоступных местах.
- Использование этой модели требует постоянного визуального контроля.
Рожковый динамометрический ключ
Приспособления с накидными головками не всегда удобны в стесненных условиях, в некоторых местах практичнее использовать модели с рожковым зевом. Сравнительно быстро появились образцы универсального типа со сменными насадками обеих разновидностей. Если уже понятно, что это такое динамометрический ключ, то их устройство описывать не требуется. Рожковый инструмент отличается только формой насадки, в остальном его конструкция аналогична.
Щелчковый динамометрический ключ
Погрешность этого инструмента относительно высокая – до 4%. Главное его преимущество – слесарю не требуется визуально контролировать показания на шкале. Достижение предельных значений определяется характерным щелчком, который ощущается рукой и на слух, при внимательной работе сигнал пропустить нельзя. Основная и дополнительная шкала выгравирована непосредственно на рукоятке и корпусе. Приобретать полный набор динамометрических ключей не требуется, для домашнего авто хватает модели средней величины 42-210 Нм.
Что такое динамометрический ключ?
Мы имеем дело с инструментом, устройство которого разрешает ограничивать максимальный момент затяжки. Динамометрический ключ – это усовершенствованный гаечный ключ с собственным встроенным динамометром внутри. Большинство моделей напоминает приспособления с накидной головкой и трещоткой, хотя имеются разновидности с рожковым зевом. Внешне динамометрический ключ для автомобиля отличается обязательным наличием шкалы (стрелочной, электронной, другого типа) для регулировки величины усилия.
Устройство динамометрического ключа
В зависимости от разновидности используемого инструмента его конструкция заметно отличается. Например, шкала может быть плоской из металла, электронной, выгравированной на рукоятке. Для примера рассмотрим распространенный типичный гаечный ключ с динамометром щелчкового вида. Состоит он из следующих элементов:
- вращающаяся рукоятка;
- корпус;
- основная шкала на корпусе;
- шкала вспомогательная на рукоятке;
- пружинный механизм;
- головка с трещоткой;
- фиксатор насадки.
Как работает динамометрический ключ?
Если прикладываемый к рукоятке крутящий момент меньше выставленных на шкале значений, то приспособление используется, как простой вороток. Принцип работы динамометрического ключа – произвести при требуемых значениях сигнал о достижении нужного усилия. Некоторые модели, например, издают звуковой щелчок и производят проскальзывание головки, которое препятствует срыву крепежа. В простейших изделиях со стрелочной шкалой контроль над изменением величины усилия затяжки производят визуально.
Виды
Существует несколько конструкций динамометрических ключей, отличающихся принципом действия и обеспечивающих ту или иную степень точности. Они используются для соединений разных степеней ответственности, хотя любой тип имеет относительно невысокую погрешность — максимальное значение 6–8 %. Ключи различаются по разным признакам:
- Тип индикации.
- Предельная величина допустимого усилия.
- Область использования.
Разные конструкции ключей используются как для быстрой затяжки соединений, так и для ответственных деталей, требующих высокой точности соблюдения условий монтажа. Они могут иметь заранее установленный момент, не поддающийся регулировке, или обладать способностью к настройке предельной величины прилагаемого усилия. Существуют также модели, где момент затяжки можно контролировать самостоятельно, в соответствии с прилагаемым усилием. Они удобны при работе с различными типами соединений, обладающими собственными требованиями к величине момента. Рассмотрим существующие типы этих ключей подробнее:
Электронный
Модели электронных динамометрических ключей оснащены специальным дисплеем, где отображается параметр
Электронные динамометрические ключи имеют цифровую жидкокристаллическую панель, показывающую величину усилия в данный момент. Точность таких устройств позволяет контролировать усилие вплоть до сотых долей Нм, что позволяет использовать их в наиболее продвинутых и ответственных механизмах.
Стрелочный
Стрелочный механизм позволяет следить за усилием затяжки
Стрелочный механизм позволяет устанавливать нужное значение момента и самостоятельно контролировать усилие затяжки. Существует два варианта:
- С двумя стрелками, одна из которых показывает предельное значение, а другая — текущую величину прилагаемого усилия.
- С одной стрелкой, демонстрирующей усилие в данный момент времени.
В свою очередь, ключи с одной стрелкой делятся на индикаторные и измерительные. Первые имеют шкалу в виде круглого циферблата, усилие показывает стрелка, вращающаяся вокруг центральной оси. Измерительный ключ снабжён шкалой с делениями, расположенной поблизости от рукояти. Величину усилия показывает длинная стрелка, которая отклоняется от нулевого значения при затягивании болта. Оба варианта просты и удобны в пользовании, но требуют постоянного визуального контроля со стороны оператора.
Такие устройства имеют относительно высокую погрешность, поэтому не используются для работы с ответственными соединениями. Они не всегда удобны для работы в труднодоступных местах, но хороши тем, что наглядно демонстрируют величину усилия и позволяют легко корректировать момент. Стоимость таких ключей относительно низка, что добавляет популярности этому типу конструкции.
Рожкового типа
Нередко мастера выбирают ключи такого типа, т. к. в работе не всегда удаётся использовать накидную головку
Такие ключи имеют гнездо для установки сменных насадок рожкового типа. Многие пользователи отдают предпочтение этому типу, поскольку на практике не всегда удаётся использовать накидную головку, а рожковая насадка бывает удобна для работы в труднодоступных местах. Существуют разные модели, имеющие возможность установки только собственного набора насадок, или более универсальные образцы, способные работать с большим количеством сменных головок. Способ индикации может быть разный — от стрелочного типа до цифрового, щелчкового или предельного.
Щелчкового типа
Ключи щелчкового типа особенно удобны в сложных условиях работы, когда нет возможности контролировать показания
Щелчковые ключи считаются наиболее универсальным. Они являются излюбленным инструментом автомобилистов, так как дают возможность действовать в сложных условиях, не позволяющих вести визуальный контроль за показаниями. Индикация щелчкового типа даёт возможность ощутить момент достижения предельного значения момента затяжки. Щелчок не столько воспринимается на слух, сколько именно чувствуется рукой. Ключи имеют достаточную чувствительность — их погрешность не превышает 4%, вполне соответствуя требованиям к инструменту для ремонта автомобильных узлов и систем. Кроме того, стоимость такого инструмента не слишком высока, что способствует популярности щелчковых динамометрических ключей среди профессионалов и любителей.
Разновидности динамометрических ключей для легкового автомобиля
Выделяют несколько типов приспособлений:
- Стрелочный — самый распространенный вид. Отличается невысокой стоимостью, простой конструкцией. Однако по техническим характеристикам он уступает другим моделям. Погрешность составляет 10%, максимальный уровень затяжки — 280 Н.м. Стрелочные варианты применяются для легких рутинных работ.
- Щелчковый — с заданным максимумом, который срабатывает при слишком сильной затяжке. Погрешность составляет 3-5%, сила натяжки — от 40 до 360 Н.м. Устройства применяются в бытовых или промышленных условиях.
- Электронный — отличающийся лучшими рабочими качествами. Погрешность не превышает 1%. Имеется электронная шкала, отражающая степень затяжки.
Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите крутящий момент. А вот щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.
На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.
Если понять общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.
Существуют различные варианты исполнения разметки:
При этом для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Большинство динамометрических ключей такого типа, устроены еще проще.
Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок. Принципиально, это ничего не меняет: просто после характерного звука следует прекратить затяжку.
Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепеж с одинаковой метрической размерностью, на различных узлах может иметь разные показатели.
Даже усилие затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) может отличаться. Например, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.
Крайне желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.
Резьба/шаг мм | |||||
4.6 | 5.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |
5/0.8 | 2,1 | 3,5 | 5,5 | 7,8 | 9,3 |
6/1.0 | 3,6 | 5,9 | 9,4 | 13,4 | 16,3 |
8/1.25 | 8,5 | 14,4 | 23,0 | 31,7 | 38,4 |
10/1.5 | 16,3 | 27,8 | 45,1 | 62,4 | 75,8 |
12/1.75 | 28,8 | 49,0 | 77,8 | 109,4 | 130,6 |
14/2.0 | 46,1 | 76,8 | 122,9 | 173,8 | 208,3 |
16/2.0 | 71,0 | 118,1 | 189,1 | 265,9 | 319,7 |
18/2.5 | 98,9 | 165,1 | 264,0 | 370,6 | 444,5 |
20/2.5 | 138,2 | 230,4 | 369,6 | 519,4 | 623,0 |
22/2.5 | 186,2 | 311,0 | 497,3 | 698,9 | 839,0 |
24/3.0 | 239,0 | 399,4 | 638,4 | 897,6 | 1075,2 |
27/3.0 | 345,6 | 576,0 | 922,6 | 1296,0 | 1555,2 |
30/3.5 | 472,3 | 786,2 | 1257,6 | 1766,4 | 2121,6 |
33/3.5 | 636,5 | 1056,0 | 1699,2 | 2380,8 | 2860,8 |
36/4.0 | 820,8 | 1363,2 | 2188,8 | 3081,6 | 3696,0 |
39/4.0 | 1056,0 | 1756,8 | … | 3955,2 | 4742,4 |
Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).
Важно! Указанные в таблице значения, относятся лишь к прочности крепежных элементов.
Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.
Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.
Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция
Выводы:
• Чтобы пользоваться динамометрическим ключом, не обязательно высшее образование. Достаточно понимать величины, в которых измеряется крутящий момент.
• Даже самой недорогой модели достаточно для выполнения большинства работ в условиях собственного гаража.
Как пользоваться динамометрическим ключом?
В зависимости от разновидности инструмента инструкция по эксплуатации может отличаться. Например, модели щелчкового типа по окончанию работ следует выставить на минимальное значение для ослабления механизма настройки. Опишем основные нюансы, как правильно пользоваться динамометрическим ключом, которые подойдут для любой модели приспособления независимо от вида:
- Применять данный инструмент для откручивания гаек не рекомендуется, в противном случае можно сбить настройки или сломать механизм.
- Не устанавливайте значения усилий, выходящие за пределы настройки.
- Очистку инструмента производите деликатно, не удаляя полностью заводскую смазку.
- При затянутой стопорной гайке вращать рукоятку запрещено.
- Если динамометрический ключ долго хранился без использования, не старайтесь сразу выставлять на шкале большое усилие, поначалу проверьте его в работе на небольшом значении крутящего момента.
- Запрещено использовать в качестве удлинителей куски трубы и применять динамометрический ключ в качестве ударного инструмента.
- Рекомендуется устанавливать только стандартные насадки.
- Бросать приспособление на землю или стучать по динамометрическому ключу запрещено.
- Хранят изделия в сухом чистом месте, а на длительную консервацию отправляют в смазанном виде.
- В процессе эксплуатации пружинный механизм ослабевает, поэтому периодически ключи следует проверять самостоятельно или отправлять на калибровку.
Динамометрический ключ своими руками
Динамометрический ключ — это инструмент для мастеров станций техобслуживания, предназначенный преимущественно для обеспечения равномерного приложения нагрузки на тот или иной крепёжный элемент, он обеспечивает равномерную затяжку каждого болта или гайки.
Электронная или стрелочная шкала на данном изделии позволяет обеспечивать затяжку деталей с точностью до десятых и даже сотых долей мм.
Это дорогостоящий прибор, и, если человек не использует ключ ежедневно, его приобретение нецелесообразно. Однако, досконально зная принцип его работы, можно сделать его своими руками в домашних условиях.
При ближайшем рассмотрении изделие представляет собой обычный рычаг с трещоткой на конце, которая не позволяет мастеру переборщить с усилием и просто прокручивается вхолостую, в соответствии с заранее выставленными параметрами на динамометре.
Динамометр — это простой пружинный механизм, который, натягиваясь, вызывает отклонение стрелки на циферблате от нулевой отметки до предельного значения, заданного пользователем.
В самой головке инструмента спрятано зубчатое колесо, которое приводится в движение, когда на него попадает выступ ключа, однако при достижении необходимого крутящего момента в Н*м этот выступ просто начинает соскакивать, и механическое воздействие на шестерню прекращается. Данный измерительный инструмент фиксирует значение как произведение усилия, которое оказывает рука пользователя на плечо относительно точки закрепления ключа в месте сопряжения рабочей насадки с гайкой и точки приложения нагрузки.
В основании рычага находится вращающийся ограничитель, с помощью которого мастер выставляет точное значение требуемого предельного усилия перед началом работы.
Детали для ключа своими руками
Таким образом, имея под рукой некоторые бытовые приборы, а также немного смекалки и знаний элементарной физики, любой мужчина сможет изготовить подобие ключа, не выходя из дома или гаража, причём результат мало чем будет отличаться от показаний прибора, приобретённого в магазине.
Вам это будет интересно О электрических домкратах: автомобильные модели с электроприводом
Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого)
Рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
- Смазать крепежные болты моторным маслом;
- Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
- Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
- При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
- На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.