Содержание
Организация печати в домашних условиях
Как организовать печать шелкографией своими руками, в том случае, если вы желаете открыть на первых порах небольшое производство? Для такого бизнеса в домашних условиях достаточно будет небольшого помещения размером от 15 квадратных метров и несколько специальных приспособлений и вспомогательных средств.
Чтобы понять, как сделать шелкографию в домашних условиях, стоит подробно рассмотреть весь процесс подготовки необходимых материалов и самого процесса нанесения печати:
Выбор картинки, которая будет наноситься на футболку или другой вид одежды. При отсутствии опыта лучше использовать крупные детали с четкими краями.
Вырезание необходимого трафарета на листе светонепроницаемой бумаги, лучше черного или другого темного цвета (для уменьшения проницаемости можно использовать несколько слоев).
Приобретение готовой рамки для шелкографии с натянутой на нее полиэстеровой сеткой (с типоразмером 110). Как альтернативный вариант, сетку можно купить отдельно, а рамку для нее изготовить из подручных материалов (дерева, бывших рам, частей мебели и т.д.). Сетка для шелкографии должна натягиваться достаточно туго, чтобы она не провисала, но и не расползалась. Лучшим способом ее закрепления будут обычные строительные скобы.
Удаление лишних краев ткани.
Проклеивание краев рамки лентой (можно использовать обычную изоляционную ленту или приобрести специальную клейкую пленку в художественном магазине).
Покрытие трафаретной формы специальной жидкой фотоэмульсией – особым составом, который реагирует на свет. В связи с этим такую операцию необходимо производить исключительно в затемненном помещении и оставить ее так же, полностью без доступа света до полного высыхания раствора. В домашних условиях лучшим вариантом для осуществления этой процедуры будет ванная комната, сарай без окон или темный шкаф. Само нанесение фотоэмульсии производится при помощи резинового скребка, который можно впоследствии многократно использовать для выполнения таких действий.
Прохождение процесса сушки нанесенной эмульсии. В среднем, достаточно трех-четырех часов, чтобы исключить вредное воздействие на нее света. Важным моментом является горизонтальное расположение рамки.
Подготовка источника света – лучшим вариантом будет использование лампочки мощностью в 150 ватт и купольным отражателем (как в специальных устройствах для проявления фотографий).
Подготовка черной подставки (желательно матовой структуры) под трафаретную сетку;
Помещение рамки с высохшим раствором на матовую поверхность.
Расположение будущего изображения, вырезанного из бумаги, на сетке
Обратите внимание, что располагается она в обратном направлении к тому, как она будет изображаться на футболке.
Придавливание изображения к сетке при помощи стекла.
Включение источника света на расстоянии 45 сантиметров от рамки
Приблизительное время выдержки составляет около 35 минут (очень важно не увеличивать и не уменьшать время более, чем на две минуты, поскольку это может привести к созданию испорченного трафарета).
По истечении необходимого времени выключение света и снятие стекла.
Промывание рамки под сильным напором теплой воды – после такой процедуры станет отчетливо видно изображение вырезанной ранее формы.
Следующей операцией метод шелкографии предполагает уже непосредственное нанесение печати на изделие, в нашем случае футболку
Для этого ее кладут под изготовленный трафарет, причем сама сетка ракели должна плотно прикасаться к футболке.
Краска для шелкографии помещается на трафарет при помощи резинового скребка – чем сильнее надавливать на него, тем отчетливее будет изображение на одежде.
Футболка с нанесенным рисунком высушивается и может уже поступать в продажу.
Рамка с трафаретом промываются теплой водой и могут дальше использоваться для нанесения аналогичной формы оттиска.
Сразу стоит отметить, что домашняя шелкография хоть и может осуществляться самостоятельно, но она редко приносит доход в больших размерах. В связи с этим, если вы обладаете определенным запасом денежных средств, постарайтесь купить станок для шелкографии — специальное устройство, которое позволит изготавливать качественные изделия за малый промежуток времени.
Шелкография и другие технологии
Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:
- Шелкография и прямая печать. Первый способ имеет больше возможностей для печати спецэффектов, позволяет использовать фирменные пантоны, выгоден для тиражей от 50 штук. Второй способ требует минимальной подготовки для печати, поэтому выгоден для изготовления маленьких тиражей, позволяет делать тиражи с переменными данными, возможна печать по швам и молниям, отлично передает детали в полноцветных принтах.
- Шелкография и флекс-пленки. Отличие термического переноса (термотрансфера) и шелкографии в том, что в первом случае используют специальную флекс-пленку, изображение на которой вырезается с помощью плоттера, а затем переносится на изделие под действием температуры. Такой принт позволяет недорого изготавливать вещи с персонализацией, но имеет свои ограничения по толщине линий и цветовому охвату).
- Шелкография и сублимация. При сублимации краска проникает в изделие, не нарушая структуру ткани. В сублимации не используются белые чернила, поэтому такой способ подходит только для белых или очень светлых тканей из синтетики – именно в этом основная разница между таким способом и шелкографией. Альтернативный метод проще в подготовке макета и удобен даже для заказа из одного экземпляра, но при больших партиях трафаретная печать выйдет дешевле. Да и трафарет подходит для любых материалов.
Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.
Недостатки шелкотрафарета
Недостатком шелкотрафарета можно считать то, что полноцветные изображения (фотографии, градиенты) этим способом обычно не печатают (в силу особенностей технологии), тут целесообразней использовать цифру, офсет или комбинировать способы печати.С помощью шелкотрафарета часто печатают визитки на дизайнерских картонах высокой плотности или фактурных картонах. Использование подобных материалов позволяет сделать визитку экслюзивной. При этом некоторые элементы (текст или логотип) можно отпечатать с использованием термоподъёма (элементы становятся рельефными). Довольно эффектно смотрится конгревное тиснение (выдавленные с помощью клише элементы) вместе с шелкотрафаретом.
Очень эффектно смотрится сувенирная и поздравительная (пригласительные, открытки, конверты, бонбоньерки и т.д.) полиграфическая продукция отпечатана с помощью шелкотрафаретной печати. Правда и стоимость шелкотрафаретной печати выше, чем цифровой, но качество требует некоторых затрат.Подготовка макетов к шелкотрафаретной печати имеет отличия от макетов для офсета и цифры, так что если вы планируете заказывать подобную продукцию, а макет разрабатывать самостоятельно, то, будет полезно ознакомиться с требованиями к макетам для шелкотрафарета.
Основным отличием в подготовке макета для шелкотрафаретной печати есть то, что все элементы, которые мы хотим напечатать должны быть векторными (векторная графика в отличии от растровой имеет идеально ровные контуры и не теряет в качестве при изменении размеров), это необходимо для качественной шелкотрафаретной печати.
В целом, с помощью шелкотрафаретной печати можно делать эксклюзивную продукцию высокого класса. Хотя технология не нова, но, тем не менее, она очень актуальна и замены её пока что нет, для выполнения определённых полиграфических работ.
Шелкография технология. Приведённая ниже информация не должна рассматриваться как прямое руководство к действию. Информация является обзорной, главная задача — донести некий минимум до тех, кто не представляет себе, что такое шелкография / трафаретная печать.
Так как в технологической цепочке существует много ключевых моментов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить литературу по данной тематике и проконсультироваться с поставщиками оборудования и материалов.
Несколько нюансов о шелкографии
Используя шелкографию, как способ переноса изображения на носитель на дому, необходимо тщательно изучить все ее плюсы и минусы.
К преимуществам способа печати относятся:
- Возможность использования любого оттенка цвета.
- Получение яркого четкого рисунка на выходе.
- Возможность нанесения изображения на любую поверхность.
- Стойкость готового изделия к воздействию внешних факторов: температуры, погоды, ультрафиолета.
К минусам домашней шелкографии можно отнести:
- Большой расход краски и возможность появления запечаток, на местах которых изделие теряет слой краски.
- Необходимость затрат на материалы и инструменты.
- Длительная просушка.
- Необходимость затрат на инструменты, стоящие дороже, чем изготовление термотрансферов для наклейки изображения.
Если недостатки «исторического» способа переноса изображения на носитель не смущают, и вы готовы заплатить ими за шикарный эксклюзивный вариант – смело включайтесь в работу.
Что такое шелкография?
Шелкография — вид печати, при которой краска проникает на материал через специальную трафаретную сетку. Для изготовления печатной формы используется фотоэмульсия, которая наносится на сетку, высушивается, а потом засвечивается. После засветки трафарет промывают водой: незасвеченные участки сетки смываются и, таким образом, становятся печатающими элементами. Именно через них краска и проникает на материал. Главное преимущество шелкографии — печать можно осуществлять практически на всех материалах: текстиле, пластике, бумаге, коже, металле. Кроме того, печать таким способом дает наиболее четкие и яркие изображения. Наконец, изготовленный трафарет можно использовать сколь угодно много раз, достаточно просто тщательно промыть его. Первые упоминания о шелкографии датируются III веком до нашей эры, но традиционно считается, что окончательно техника сформировалась в Китае во времена династии Сун (960–1279). Позднее она перекочевала в Японию, где с ее помощью украшались самурайские доспехи. В Европу она попала в XVIII веке, а в 1907 году англичанин Самюэль Саймон впервые запатентовал технику на основе фотоэлементов. Свои трафареты он изготовлял из шелка, отсюда и появилось название метода. |
Настоящий расцвет шелкографии пришелся на начало 1960-х. Большим популяризатором был Энди Уорхол, одна из его самых знаменитых картин — портрет Мэрилин Монро — была сделана именно этим способом. Позднее к шелкографии прибегали многие художники, в частности, Шепард Фейри регулярно обращается к этой технике в своих работах. |
Шелкография как бизнес. 500 бизнес идей для организации своего дела . BNation.ru
прибыль в месяц: 70000 рублей
инвестиции: 200000 рублей
окупаемость: 6 месяцев
О бинес-идее
Трафаретная печать, которую часто называют «шелкография» или «шелкотрафаретная печать», — один из древнейших способов печати. Его история насчитывает сотни лет, но, благодаря уникальной гибкости и простоте технологии, трафаретный способ печати не только не теряет своей актуальности, но находит всё новые и новые сферы применения. Трафаретный способ сегодня вовлечён в самые разнообразные области промышленности — от полиграфии, текстильной, фарфоровой и керамической промышленности до пищевого производства. И во многих случаях только трафаретная технология способна решить поставленные задачи.
Именно поэтому, это одна из причин завидной рентабельности и востребованности трафаретной печати. Как бизнес-идея, открытие небольшого шелкографического печатного центра очень выгодное и не затратное дело.
Особенности проекта
В рамках настоящего проекта предполагается организация небольшого бизнеса по применению трафаретной печати на две группы продукции:
Текстильная трафаретная печать:
- Прямая печать на деталях кроя с последующей отшивкой изделий
- Печать на готовой одежде – футболки, бельё, модная одежда, верхняя одежда (куртки, плащи, пальто)
- Сумки, чехлы, зонты и пр.
- Трансферы для нанесения на готовую одежду (модную, спортивную, рабочую), сумки, зонты и т.д.
Трафаретная печать на бумагжных изделий, полиэтиленовых пакетах и упаковке. Технически трафаретная печать выглядит следующим образом: через заранее подготовленный трафарет на ткань поочередно продавливаются краски нескольких цветов, а затем краска сушится в специальной камере. Хотя процесс и требует аккуратности и состоит из нескольких операций, этим под силу заниматься даже одному человеку.
На рынке сегодня представлено много различных моделей оборудования для шелкографии, начиная с простых ручных станков, и заканчивая сложными автоматическими линиями, отличающиеся серьезной производительностью. Как правило, ручные станки выполняются по схеме 4 плюс 4, то есть, у станка есть 4 стола для печати и 4 рамки для разных цветов. Соединяя 4 основных цвета, можно получить любой. Таким образом, на таком станке модно одновременно изготовить 4 изделия. Независимо от типа станка, печать происходит по схожему принципу, так что смело можно выбирать простую, неприхотливую модель.
Вложения в бизнес
Для организации небольшого бизнеса по нанесению трафаретной печати на изделия необходимо будет вложить, как минимум, 200 тыс.руб., которые пойдут на покрытие следующих единовременных расходов:
- Аренда помещения, 20-30 кв.м. (если нет в собственности) – около 20 тыс.руб. – аванс за 2 месяца вперед.
- Приобретение оборудования для работ (компьютер, черно-белый лазерный принтер, ручной трафаретный станок, экспонирующая камера, промывочная камера, полочная сушилка, резак) – около 100 тыс.руб.
- Приобретение комплектующих и реактивов (ракеля, кювета, сетка, рамки, сушилки, краски и прочая химия) – около 50 тыс.руб.
- Реклама и продвижение продукции – 30 тыс.руб.
Автоматические станки и оборудование для круговой шелкографии (карусельные станки) стоят намного дороже – от 500 до 1000 тыс.руб. Необходимое количество сотрудников – 2 человека (дизайнер, печатник-шелкограф). Необходимая площадь помещения: 20-30 кв.м (необходимо электричество 220 В и вода). Себестоимость производимой продукции будет включать, прежде всего: расходные материалы, краску, химию, бумагу, электричество, налоги, зарплату персонала. Стоимость услуг шёлкографии зависит от трёх факторов – размера тиража, формата и количества используемых цветов.
Доход данного вида бизнеса зависит от объемов произведенных услуг. По оценкам игроков рынка, при печати на футболках, тканях и сувенирах прибыль может составлять от 2000 до 5000%.
Ключевые показатели:
Начальные инвестиции, рублей | 200000 |
Необходимые площади, м2 | 20 |
Количество сотрудников, человек | 2 |
Чистая прибыль в месяц, рублей | 70000 |
Срок окупаемости, месяцев | 6 |
Выручка в месяц на конец 1-го года, рублей | 200000 |
Крепежи рам для шелкографии
Что бы изготовить крепеж (ухват) для рамок, нам понадобится профиль труба 50х50 мм длиной 30 см, а также 20х40 мм длиной 43 см, таких крепежей будет 8. С профиль трубы 50х50, нам нужно убрать одну сторону, сделать это можно болгаркой. После этого привариваем профиль трубу 20х40 к 50х50 мм. Делаем 2 отверстия Ø 7,8 мм почти в самом низу профиль трубы 20х40 мм, они будут под шпильки, и подгоняем до нужного размера круглым надфилем таким образом, чтобы шпилька туда заходила с определённым усилием. Ещё делаем 2 отверстия Ø 8 мм сверху в профиль трубе 50х50 мм под зажимы рамок, и привариваем гайки Ø 8 мм, перед сваркой резьбу гайки лучше заткнуть, чтобы не попадала окалина.
К шляпке болта Ø 8 мм длиной 12 см привариваем гайку сбоку, того же диаметра, после чего резьбу высверливаем сверлом 7.8, и тоже подгоняем до нужного размера круглым надфилем под шпильку Ø 8 мм длиной 9,5 см. Кстати на моих шпильках было небольшое ребро, его нужно убрать болгаркой.
Берём профиль трубу 20х40 мм и нарезаем её на 8 кусков по 31 см, одну сторону нужно нарезать под углом 45 градусов. Сделать это не сложно, размечаем и режем болгаркой. Далее привариваем сторону с углом к 8 угольному листу станка для шелкографии. Обратный механизм я сделал из пружин сцепления авто «классики», для этого нужно просверлить 4 отверстия тонким сверлом 3-4 мм, а также 4 отверстия в ухвате рамок, они будут соединяться двумя пружинами. Если использовать 1 пружину, она растянется.
Уловитель я сделал из остатков профиль трубы, в которой мы убрали одну сторону. Берём этот остаток, шлифуем и выравниваем, далее зажимаем в тиски и делаем изгиб. Теперь для лучшей точности собираем 1 ухват на штатное место, шпильки опускаем в самый низ. Опускаем ухват и от задней части отмеряем 1-2 см, сдвигаем его, чтобы не мешал. Просверливаем между отметок отверстие, и привариваем к нему гайку, или нарезаем резьбу Ø 8 мм. Тут будет болт Ø 8 мм длиной 5см, регулятор зазора между рамкой и изделием, на которое будет нанесён рисунок. Теперь привариваем уловители и опускаем в них ухват, он должен войти с небольшим усилием, если этого не произошло, молотком подбиваем в нужную сторону, тем самым усиливая или ослабляя прижим.
Преимущества шелкотрафарета
Шелкотрафаретная печать отличается от цифровой и офсетной тем, что позволяет печатать не только на бумаге и картоне определённой плотности. Если «цифра» ограничена плотностью картона 350 г/м, то «шёлком» можно нанести изображение на материале толщиной и 5см, и это не предел.Еще один плюс шелкотрафарета в том, что он позволяет печатать на темных материалах любыми цветами без потерь качества. Например, напечатать визитки на черном дизайнерском картоне «цифрой» не получится, просто ничего не будет видно, и белый цвет принтеры не могут воспроизвести. Тут шелкотрафаретная печать в помощь.
Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать
Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.
На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках
Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.
На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках
По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.
На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати
После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).
Нанесение рисунка
Весь процесс состоит из двух этапов. На первом из них следует подготовить негатив изображения. Следующий шаг – перенос рисунка на изделие.
Для первого этапа технологического процесса необходимо распечатать нужное изображение на принтере или нарисовать его на листе бумаги. Затем на эскиз наклеивается трафаретная пленка. Подготовленная таким образом заготовка кладется на несколько минут в специальной рамке на солнечный свет или под УФ-лампу.
На следующем этапе технологического процесса пленку помещают в воду, ополаскивают и удаляют с ее поверхности мягкой кисточкой лишнее покрытие. Полученный влажный негатив подлежит сушке на ткани или салфетке под лучами солнца или ультрафиолетовой лампы.
На следующем этапе изображение переносится на выбранную вещь. При этом негатив плотно прикладывается к изделию, а специальной лопаточкой из пластикового материала наносятся краски. Для работы понадобится приобрести комплект, в который включена экспонирующая рамка, пять обычных листов А4, такое же количество бумаги для нанесения изображения с более высоким разрешением, а также пластиковая лопаточка. Если вы захотите использовать шелкографию для получения прибыли, то потребуется организовать более масштабное производство.
При этом понадобится приобрести специальное оборудование. Помимо компьютера и черно-белого принтера предстоит покупка шелкографического станка (в целях экономии он может быть сделан самостоятельно), экспонирующей камеры, а также резака. Понадобятся и некоторые комплектующие (ракель-кювета и рамки, краски и др.).
Нанесение рисунка на ткань
Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии — на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.
Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.
Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой — краска не будет растекаться.
Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, — потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении — примерно 1—3 часа (время зависит от толщины слоя).
Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.
Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому — подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.
Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло — с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.
Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант — закрасить образец маркером.
Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным — трафарет готов.
Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.
На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.
Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.
Картинка получается яркой и полноцветной
Процесс шелкографии по ткани показан на видео:
https://youtube.com/watch?v=w86ACYvPbOY
Особенности шелкографии на стекле автомобиля
Краска, используемая в шелкографии, имеет прекрасные адгезионные свойства: после высыхания и полимеризации очень хорошо держится на стекле, даже если нанесена толстым слоем. Кстати, при нанесении слоёв разных цветов, у них может быть различная толщина и в этом случае у изображения появляется дополнительная рельефность.
Для исключения неблагоприятных внешних воздействий изображение обычно размещают на внутренней стороне стекла. При этом следует учитывать, что нанесённый рисунок не должен ухудшать обзорность для водителя: использовать лобовое и передние боковые стёкла для этого нежелательно. Разве что рисунок будет совсем небольшого размера и существенно на обзорность не повлияет. Для лобового стекла — это допустимая по ГОСТ полоса в верхней части стекла шириной не более 14см (требование по светопропусканию).
Из недостатков шелкотрафареной печати на автомобильных стёклах следует отметить:
- Невысокое разрешение изображения. Именно поэтому полностью оправданно нанесение рисунков, не требующих высокого разрешения: рекламно-информационных материалов, логотипов.
- Проблемы при удалении изображения (оборотная сторона превосходной адгезии краски). Правильно подобранная краска при полимеризации «въедается» в стекло на десятые доли миллиметра и при смывании даже специальными растворителями на стекле остаются мутные участки, удалить которые можно только глубокой полировкой.
Однако эти недостатки не препятствуют распространению техники шелкотрафаретной печати на автомобильных стёклах.
Ознакомиться с примером шелкографии может практически каждый автомобилист: чёрная полоса окантовки на лобовом стекле, логотип производителя и информация о стекле нанесены именно шелкографским способом. Кстати, качество и толщина краски позволяют дополнительно защитить лобовое стекло от повреждений при вклеивании.
Совершенствование технологии
Значительные улучшения метода шелкографии произошли в последующих столетиях. Дело в том, что печать при помощи штампа обладала рядом недостатков. Главным из них был малый слой пигмента при применении впитывающих и толстых тканей. Приблизительно в период с 1185 по 1333 год в городе Камакура, который был в те времена столицей Японии, умельцы декорировали украшения для коней и доспехи самураев. Первоначально для нанесения узоров использовался простой трафаретный способ. Затем в ход было пущено гениальное новшество – наносимое изображение наклеивалось на специальную сетку, сделанную в виде рамки с закрепленными на ней человеческими волосами. Такой метод позволил полностью переносить рисунок на ткань. Человеческий волос, прижимаемый тампоном, смоченным в пигменте, на материале был абсолютно незаметен.
Особенности
Печать на ткани – шелкография – процесс, который превосходно поддается механизации. На ткацких фабриках установлены автоматические линии, выпускающие по несколько сотен километров полотна с одинаковым принтом. Что касаемо изготовления ограниченной партии, для которой задействуют индивидуальные шаблоны, то работа осуществляется исключительно вручную. Для этого не потребуется дорогостоящая конвейерная техника.
Краска для шелкографии по ткани в художественных мастерских наносится следующим образом.
- Материал раскладывают на длинном столе, тщательно разравнивая по всей площади.
- На поверхность накладывают рамку с матрицей, сквозь которую будет выполнено распределение краски посредством ракеля. Для более четкой фиксации необходимо применение направляющих, разнообразных фиксаторов.
- Если в работе использованы хлопковое полотно и краски на водяной основе, то для сушки достаточно комнатной температуры.
- При работе с пластизольными красками требуется размещение в камере, где для просушивания устанавливают температуру +140+160С.
шторы
шторы
шторы
шторы
Виды красок
В зависимости от способа использования вещества делят на:
- Маскирующие. Обеспечивают эффект двойственности оттенка: цвет меняется при изменении угла обзора. Основа — растворитель. При его испарении происходит фиксация вещества на материале.
- Оптихромные. Изображение проявляется только при преломлении света. Сами чернила прозрачные.
- Термохромные. Краска чувствительна к нагреву. При повышении температуры она становится прозрачной, при снижении — приобретает первоначальный цвет.
- Фотохромные. Цвет проявляется в дневное время под воздействием естественного освещения.
- Флуоресцентные. Светятся под УФ-лучами. Такие составы используют при изготовлении защитных элементов денег, пластиковых карт.
- Фосфоресцентные. Изображение напитывается светом и светится в темноте. Процесс обратного излучения длится от 10 минут до 20 часов. Продолжительность свечения зависит от содержания фосфора в трафаретной краске.
- Иридисцентные. Отражают инфракрасные лучи. Их используют при работе с банковским оборудованием, производстве прозрачных кредитных карт.
- Интерференционные. Изображение имеет характерный металлический блеск, меняющийся в зависимости от угла наклона изделия. Краски такого типа используют при изготовлении банковских карт, банкнот.
Флуоресцентные изображения светятся при УФ-освещении
Классификация в зависимости от способа затвердения красок:
- УФ-отверждающие — группа классических и водных УФ-красок для шелкографии. В их составе — фотоинициаторы, чувствительные к свету. Они запускают процесс полимеризации, который может занимать всего несколько секунд. С помощью таких красок получают растровую графику высокого качества.
- Твердеющие при нагреве — к ним относятся пластизольные составы.
- Твердеющие при воздушной сушке — водные, сольвентные чернила.
- Твердеющие при обжиге — вещества, обретающие свои характеристики под воздействием высоких температур.
В зависимости от типа связующего вещества различают такие виды красок:
- Сольвентные. При испарении растворителя, содержащегося в сольвентных составах, образуется смола. Она обеспечивает адгезию краски к материалу. Вещества этого типа используют при нанесении изображений на ПВХ-пленку, акриловое стекло, бумагу, дерево и другие материалы. Некоторые серии сольвентных чернил подходят для прямой печати на синтетических тканях.
- На основе водного растворителя. Водные составы подходят для печати на тканях (натуральных и синтетике), бумаге. Не выделяют вредных веществ. Для ускорения испарения воды и высыхания на рабочей поверхности используют катализаторы. Из недостатков — чувствительность к влаге, склонность к истиранию.
- Фритты. Краски на основе стеклянного наполнителя. Они используются при работе с керамикой, деколью, стеклом.
- Пластизоли. Отличаются высокой кроющей способностью (перекрывают цвет рабочего материала). Изображение имеет хорошую стойкость, получается полноцветным. Составы практически не пахнут, позволяют получать объемные узоры и различные эффекты при использовании добавок. Они активно используются при прямой и трансферной печати тканях, эластичные, благодаря чему изделия с рисунками/надписями можно стирать при температуре до 60 °С без вреда для покрытия.
С сольвентными красками стоит работать только в условиях типографий
Как происходит трафаретная печать с помощью красок марки Eurotext, смотрите на этом видео:
https://youtube.com/watch?v=vZO_-BHg3Vw