Терменвокс

Содержание

Скетч

p040_thermenvox.ino
// даём имена для пинов с пьезопищалкой (англ. buzzer) и фото-
// резистором (англ. Light Dependent Resistor или просто LDR)
#define BUZZER_PIN  3
#define LDR_PIN     A0
 
void setup()
{
  // пин с пьезопищалкой — выход...
  pinMode(BUZZER_PIN, OUTPUT);
 
  // ...а все остальные пины являются входами изначально,
  // всякий раз при подаче питания или сбросе микроконтроллера.
  // Поэтому, на самом деле, нам совершенно необязательно
  // настраивать LDR_PIN в режим входа: он и так им является
}
 
void loop()
{
  int val, frequency;
 
  // считываем уровень освещённости так же, как для
  // потенциометра: в виде значения от 0 до 1023.
  val = analogRead(LDR_PIN);
 
  // рассчитываем частоту звучания пищалки в герцах (ноту),
  // используя функцию проекции (англ. map). Она отображает
  // значение из одного диапазона на другой, строя пропорцию.
  // В нашем случае  -> . Так мы получим
  // частоту от 3,5 до 4,5 кГц.
  frequency = map(val, , 1023, 3500, 4500);
 
  // заставляем пин с пищалкой «вибрировать», т.е. звучать
  // (англ. tone) на заданной частоте 20 миллисекунд. При
  // cледующих проходах loop, tone будет вызван снова и снова,
  // и на деле мы услышим непрерывный звук тональностью, которая
  // зависит от количества света, попадающего на фоторезистор
  tone(BUZZER_PIN, frequency, 20);
}

Ленин — первый поклонник терменвокса

Выходец из дворянской семьи, физик, инженер и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс в 1919 году в Санкт-Петербурге. Первая публичная презентация фантастического музыкального инструмента прошла в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали план электрификации России. Присутствовавший на докладе Льва Термена председатель Радиосовета Аким Николаев сообщил о новом изобретении Владимиру Ленину, и в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров РСФСР в Московском Кремле.

Термен исполнил несколько музыкальных произведений в сопровождении секретаря вождя Лидии Фотиевой, игравшей на фортепиано, а в конце встречи устроил небольшой мастер-класс — управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вскоре, по распоряжению руководителя партии, для Льва Термена был выписан специальный мандат для бесплатного проезда по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сел Термен стал главным пропагандистом электрификации звука. 

Лев Термен

Воспоминания: «Особенно важно было показать, что электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но и средство наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами даже музыкальных звучаний. Для этого исполнение на новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле»

Использование

Несколько десятилетий инструмент считался позабытым. Хотя возможности игры на нем уникальны.

Некоторые музыканты стараются вернуть интерес к музыкальному устройству. Правнук Льва Сергеевича Термена основал в Москве и Петербурге единственную в странах СНГ школу игры на терменвоксе. Другая школа, руководимая ранее упомянутым Масами Такэути, находится в Японии.

Звучание терменвокса можно услышать в кинофильмах. В конце 20 века в прокат вышел фильм «Человек на Луне», рассказывающий об астронавте Ниле Армстронге. В музыкальном сопровождении явно слышится терменвокс, четко передающий атмосферу космической истории.

Сегодня музыкальный инструмент переживает стадию ренессанса. О нем вспоминают, пытаются использовать в джазовых концертах, в классических оркестрах, дополняют им электронную и этническую музыку. Пока в мире лишь 15 человек профессионально играют на терменвоксе, причем некоторые исполнители – самоучки, не имеют музыкального образования.

Терменвокс – молодой, перспективный инструмент с неповторимым, магическим звучанием. Любой желающий, приложив старание, способен научиться прилично играть на нем. У каждого исполнителя инструмент звучит оригинально, передает настроение и характер. Ожидается приход волны интереса к уникальному устройству.

Терменвокс и музыка

Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.

В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.

Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.

Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.

Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).

Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.

В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.

На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.

Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.

Обратите внимание

  • В данной схеме мы используем резистор нового номинала, посмотрите , чтобы найти резистор на 10 кОм или воспользуйтесь мультиметром
  • Полярность фоторезистора, как и обычного резистора, не играет роли. Его можно устанавливать любой стороной
  • В данном упражнении мы собираем простой вариант схемы включения пьезодинамика

  • Полярность пьезопищалки роли не играет: вы можете подключать любую из ее ножек к земле, любую к порту микроконтроллера
  • На Arduino Uno использование функции мешает использованию ШИМ на 3-м и 11-м портах. Зато можно подключить ее к одному из них
  • Вспомните как устроен делитель напряжения: фоторезистор помещается в позицию R2 — между аналоговым входом и землей. Так мы получаем резистивный фотосенсор.

Разновидности терменвокса

Создано несколько различных по конструкции видов терменвокса. Устройства производят сериями и поштучно.

Классический

Первый разработанный терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.

Известно несколько раритетных классических моделей, созданных на заре распространения инструмента:

  • экземпляр американского музыканта Клары Рокмор;
  • исполнительницы Люси Розен, названной «апостолом терменвокса»;
  • Натальи Львовны Термен – дочери создателя музыкального устройства;
  • 2 музейных экземпляра, хранящихся в московском Политехническом и Центральном музее музыкальной культуры.

Системы Ковальского

Педальный вариант терменвокса удалось изобрести музыканту Константину Иоилевичу Ковальскому. Играя на инструменте, исполнитель контролирует высоту звучания правой ладонью. Левой рукой посредством блока с кнопками манипулирования осуществляется контроль над основными характеристиками извлекаемого звука. А для изменения громкости звучания предназначены педали. Музыкант работает в сидячем положении.

Педальный вариант Ковальского не распространен. Но им пользуются ученики Ковальского – Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие московские курсы игры на терменвоксе. Ученица Дуниной-Раневской – Ольга Миланич – единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.

Изобретатель Лев Дмитриевич Королев долго экспериментировал над конструкцией терменвокса. В итоге был создан тершумфон – вариант инструмента, устроенный так, чтобы производить узкополосные шумы, отличающиеся яркой звуковой высотностью.

Матремин

Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такэути в 1999-ом. Японцам нравится матрешка, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутрь русской игрушки. Громкость устройства настраивается автоматически, частота звучания контролируется изменением положения ладони. Ученики талантливого японца организуют большие концерты из более 200 участников.

Виртуальный

Современное изобретение – терменвокс-программа для компьютеров с сенсорным монитором и смартфонов. На мониторе изображается система координат, одна ось показывает частоту звучания, вторая – громкость.

Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, превращает выбранные точки в высоту и громкость, получается желаемый звук. При перемещении пальца по монитору в горизонтальном направлении изменяется высота звучания, в вертикальном – громкость.

История

Леон Терменвокс.

Терменвокс, один из первых изобретенных инструментов, Музей Глинки , Москва

Изобретение Леона Терменовича следует за русской революцией 1917 года . Получив возможность убедительно продемонстрировать Ленину , его орудие сразу же было продвинуто новой властью. Ленин брал уроки терменвокса и заказал 600 экземпляров для распространения по всему СССР . Вдобавок Термен был отправлен в мировое турне, как посол новых советских технологий.

Успех был встречен в Европе , а затем в США , где инженер поселилась и получила американский патент , тем28 февраля 1928 г.. Он передал права на производство инструмента фирме RCA . Это не имело большого коммерческого успеха, но Термен продолжил свои исследования и изобрел новые инструменты:

  • rhythmicon , первый ритм — машина  ;
  • terpsitone , звуковой генератор управляется перемещением танцоров , которые , чья антенна была скрыта под танцполем использовали тот же принцип, что и терменвокс , но;
  • клавиатуры терменвокс  ;
  • терменвокс виолончель .

В году Терменвокс внезапно вернулся в Советский Союз . В то время причины его возвращения были неясны; одни утверждали, что он просто тосковал по дому , другие считали, что его похитили советские агенты. Берил Кэмпбелл, одна из танцовщиц терменвокса, сказала, что его жена Лавиния «позвонила, чтобы сказать, что его похитили из ее студии», и что «приехали какие-то русские», и она чувствовала, что его собираются привезти за пределы страны [ исх.  желаемый] .

Спустя несколько лет стало известно, что Термен вернулся на родину из-за налоговых и финансовых проблем в США. Однако, как сообщается, Термен сказал Булату Галееву (физику, художнику и музыковеду), что он решил уйти, потому что он беспокоился о надвигающейся войне. Вскоре после возвращения в Ленинград он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве , а затем депортирован на восемь лет на золотые прииски Колымы под предлогом того, что спланировал с группой астрономов убийство Сергея Кирова во время запланированного им убийства. посещение Полковской обсерватории .

Хотя слухи о его казни были широко распространены, Термен оставался в трудовом лагере только в течение года, а затем зимой 1940 года был переведен в Омск в чарашке (лаборатория, контролируемая тайной полицией в системе лагерей ГУЛАГ ). вместе с Андреем Туполевым , Сергеем Королевым и другими учеными и инженерами. Его заставили работать над другими предметами исследования в области электроники, такими как шпионские устройства или глушители связи: Леон Термен изобрел систему прослушивания Буран (предшественник лазерного шпионского микрофона), используя на расстоянии маломощный инфракрасный луч для обнаружения звуковые колебания в оконном стекле. Берия , глава секретной полицейской организации НКВД (предшественник КГБ ), будет использовать устройство « Буран», чтобы шпионить за европейскими и американскими посольствами ( The Thing ) в Москве. В году Леон Термен получит Сталинскую премию за свое изобретение и эту передовую технологию советского шпионажа и будет реабилитирован в 1956 году .

С 1961 года Роберт Муг создал транзисторную версию терменвокса, многие из которых были проданы и продолжают находить покупателей. Бренд Moog продолжает совершенствовать и производить терменвоксы, в частности, с выпуском Claravox Centennial в конце 2020 — начале 2021 года, представленного французским терменвоксом Грегуаром Бланом .

Расцвет популярности

Ученицами Термена стали известная скрипачка Клара Рокмор и Люси Розен. Вскоре изобретатель собрал ансамбль, с огромным успехом выступавший в Карнеги-холле. Каждое их появление на публике сопровождалось нововведениями и экспериментами с цветомузыкой.

В 1929 начался серийный выпуск терменвокса. В двадцатых годах в СССР после отъезда музыканта его изобретение слегка видоизменил Константин Ковальский. Он дополнил фантастическую новинку педалью. С появлением ансамбля электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещеринова в пятидесятых терменвокс превратился в символ авангардной советской эстрады.

Саундреки впервые для фантастического изобретения начала писать Шостакович. Дебютом стала музыка в картине «Одна» в 1931. Мелодии звучали во многих известных кинокартинах и даже в знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» поработал терменвокс: озвучил машину времени.

Техническое новшество заинтересовало и Голливуд. На фабрике грез изобретение Термена превратилось в инопланетный голос. Альфред Хичкок впервые воспользовался возможностями новинки в картине «Завороженный» в 1945. Главным же исполнителем Голливуда стал экс-скрипач Сэмюэль Хоффман. Звучание инструмента прославила картина «День, когда Земля остановилась».

Со второй половины двадцатого столетия терменвокс заметно отодвинулся от классики. Собственную модель предложил в 1953 инженер Роберт Муг. Однако массовое производство ухудшило качество звучания. С семидесятых его чаще использовали для спецэффектов. Популярностью он пользовался и у «Пинк Флойд», и у «Лед Зеппелин».

Техника исполнения

Робот играет терменвокс

Важным в артикуляции терменвокса является использование антенны регулировки громкости. В отличие от инструментов с прикосновением, где простая остановка игры или демпфирование резонатора в традиционном смысле заставляет инструмент замолчать, терменвокс должен «играть не только ноты, но и паузы », как заметила Клара Рокмор . Если стрелку высоты звука перемещать между нотами, не опуская предварительно стрелку регулировки громкости, результатом будет «падающий» звук, похожий на свисток Свани или глиссандо, сыгранный на скрипке . Небольшие трепетания тональной руки можно использовать для создания эффекта вибрато. Чтобы воспроизводить отчетливые ноты, требуется клевание стрелкой регулировки громкости для отключения звука, в то время как стрелка высоты тона перемещается между позициями.

Такие терменвоксы, как Каролина Эйк, используют фиксированное положение руки на октаву и используют фиксированное положение пальцев для создания нот в октаве, что позволяет очень быстро переходить между соседними нотами. Хотя объемная техника менее развита, чем техника высоты тона, некоторые терменвоксы работали над ее расширением, особенно Памелия Курстин с ее техникой « ходячего баса » и Руперт Чаппель.

Последние версии терменвокса были функционально обновлены: Moog Ethervox, хотя функционально все еще является терменвоксом, также может использоваться в качестве MIDI-контроллера и, как таковой, позволяет артисту управлять любым MIDI-совместимым синтезатором с его помощью, используя непрерывную высоту тона терменвокса. управлять современными синтезаторами. В терменвоксе Harrison Instruments Model 302 используются симметричные горизонтальные пластины вместо вертикального стержня и горизонтальной петли для управления высотой звука и громкости, причем громкость увеличивается по мере приближения руки к пластине. Music From The Ether производит модернизированную копию RCA AR-1264 на вакуумной лампе и транзисторный терменвокс, который заказчик может настроить из любой породы дерева, а также многих доступных цветов толекса с соответствующими ручками.

Критик Гарольд С. Шенберг описал звук терменвокса как «(а) виолончель потерялась в густом тумане и плачет, потому что не знает, как добраться домой».

Другие типы терменвокса

Терменвокс CLASSIC

Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс Etherwave

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского — Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

История

Терменвокс был продуктом спонсируемых советским правительством исследований датчиков приближения . Прибор был изобретен молодым российским физиком по имени Лев Сергеевич Термен (известный на Западе как Леон Термен ) в октябре 1920 года после начала Гражданской войны в России . После продолжительного турне по Европе, во время которого он продемонстрировал свое изобретение многим, Термен переехал в Соединенные Штаты, где он запатентовал свое изобретение в 1928 году. Впоследствии Термен предоставил RCA права на коммерческое производство .

Хотя RCA Thereminvox (выпущенный сразу после краха фондового рынка 1929 года ) не имел коммерческого успеха, он очаровал публику в Америке и за рубежом. Клара Рокмор , известная терменвокс, гастролировала с широким признанием, исполняя классический репертуар в концертных залах США, часто разделяя счет с Полом Робсоном .

В 1930-е годы Люси Бигелоу Розен также увлеклась терменвоксом и вместе со своим мужем Уолтером Бигелоу Розен оказала финансовую и художественную поддержку развитию и популяризации инструмента.

В 1938 году Термен уехал из Соединенных Штатов, хотя обстоятельства, связанные с его отъездом, оспариваются. Во многих сообщениях утверждается, что агенты НКВД (предшествовавшие КГБ ) забрали его из своей квартиры в Нью-Йорке , отвезли обратно в Советский Союз и заставили работать в лагере для заключенных- шарашка в Магадане, Сибирь. Он снова появился 30 лет спустя. В 2000 биографии изобретателя, Термен: Эфир музыки и Шпионаж , Альберт Глинский предположил , что он бежал , чтобы избежать дробления личные долги, а затем был схвачен в политических сталинских чисток. В любом случае Термен не возвращался в Соединенные Штаты до 1991 года.

Компоненты современного терменвокса Moog в форме набора.

После всплеска интереса в Америке после окончания Второй мировой войны терменвокс вскоре вышел из употребления среди серьезных музыкантов, главным образом потому, что были представлены новые электронные инструменты, на которых было легче играть. Тем не менее, нишевый интерес к терменвоксам сохранился, в основном среди энтузиастов электроники и любителей сборки наборов. Один из этих энтузиастов электроники, Роберт Муг , начал создавать терменвокс в 1950-х годах, когда он был учеником средней школы. Впоследствии Moog опубликовал ряд статей о создании терменвоксов и продал наборы терменвоксов, которые должны были быть собраны заказчиком. Moog приписывают то , что он узнал из опыта, что приводит непосредственно к его новаторским синтезатор , на Moog . (Примерно в 1955 году коллега Муга, пионер электронной музыки Рэймонд Скотт , купил одну из подузлов терменвокса Муга для включения в новое изобретение, Clavivox , который задумывался как простой в использовании клавишный терменвокс.)

С момента выхода фильма « Терменвокс: электронная одиссея» в 1993 году интерес к этому инструменту возродился, и современные музыканты все шире его используют. Несмотря на то, что многие звуки терменвокса можно приблизительно воспроизвести на многих современных синтезаторах, некоторые музыканты продолжают ценить выразительность, новизну и уникальность использования настоящего терменвокса. Сам фильм получил положительные отзывы.

Доступны как инструменты, так и наборы для терменвокса. Открытый терменвокс, проект открытого оборудования и программного обеспечения , был разработан швейцарским микротехником Урцем Гауденцем с использованием оригинальной архитектуры гетеродинного генератора для хорошего игрового процесса в сочетании с Arduino . Используя несколько дополнительных компонентов, к открытому терменвоксу можно добавить интерфейс MIDI , позволяющий игроку использовать свой терменвокс для управления звуками различных инструментов.

Некоторые недорогие терменвоксы могут иметь только регулировку высоты тона, и их может быть труднее играть точно из-за относительно нелинейной зависимости между расстоянием руки и результирующей высотой звука, а также относительно короткого расстояния между рукой и антенной для воспроизведения доступный диапазон высоты тона.

Что такое терменвокс

Терменвокс нельзя назвать ударным, струнным либо духовым инструментом. Для извлечения звуков исполнителю нет надобности прикасаться к устройству.

Терменвокс – электроинструмент, посредством которого движения человеческих пальцев преобразуются вокруг специальной антенны в колебания звуковых волн.

Музыкальный инструмент позволяет:

  • исполнять мелодии классического, джазового, эстрадного жанра в отдельности и в составе концертного оркестра;
  • создавать звуковые эффекты (птичьи трели, дуновение ветра и прочие);
  • делать музыкальное и звуковое сопровождение кинофильмов, спектаклей, цирковых выступлений.

Терменвокс в популярной культуре

Хотя сам Лев Термен видел терменвокс классическим инструментом и всячески поддерживал воплощение этой идеи на родине, в Америке с 1940-х годов его ждала альтернативная история. В 1945 году звукорежиссер Миклос Рожа использовал терменвокс для записи саундтрека к триллеру Альфреда Хичкока «Завороженный». Зловещая композиция получила «Оскар» за лучший саундтрек, чем приумножила популярность советского инструмента среди создателей кинолент в жанре хоррора и научной фантастики. В 1960-ые терменвокс то и дело можно было услышать в фильмах про вампиров или пришельцев. Сегодня терменвокс звучит в диснеевском сериале «Локи» с Томом Хиддлстоном. Жуткий эффект, легко воспроизводимый терменвоксом, очень нравился и рок-музыкантам. Его активно использовали Led Zeppelin и Pink Floyd.

«Терменвокс принято считать точкой отсчета для истории мировой электронной музыки, он стал первым в мире концертным электромузыкальным инструментом и первым электромузыкальным инструментом, появившимся в массовой продаже. Лев Термен был избран почетным членом всемирной Ассоциации электроакустической музыки в 1980-е, это была своеобразная дань ему от мирового электроакустического сообщества. В 1989 году в Москве прошла встреча Термена с британским музыкантом-электронщиком Брайаном Ино. Как говорил Ино, для него встреча с Львом Сергеевичем была историческим событием. Он взял с собой небольшой аналоговый синтезатор, который, как ему казалось, должен был произвести большое впечатление на Льва Термена. По мнению Ино, в истории произошла своего рода музыкальная эволюция: от терменвокса к клавишному синтезатору. Лев Сергеевич подошел к этому инструменту, нажал несколько клавиш, вежливо сказал «очень хорошо» и больше не подходил. Брайан Ино вспоминает, что в этот момент он понял, это не та вещь, которая может произвести впечатление на изобретателя терменвокса. Сейчас мы видим, что несмотря на большую историю электронной музыки и технический прогресс, терменвокс остается уникальным инструментом, с которого, с одной стороны, началась электронная музыка, но, с другой стороны, к которому электронная музыка до сих пор только стремится. Терменвокс — это живое и непосредственное управление звуком, тончайшими его нюансами. Сегодня есть целый ряд современных контроллеров звука, которые стремятся к чему-то подобному, но пока что это только шаги в сторону терменвокса», — считает Пётр Термен. 

Основные сведения

Терменвокс (англ. theremin или thereminvox) — электронный музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.


Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Терменвокс предназначен для исполнения любых музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С.Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Какие бывают?

На сегодняшний день создано множество видов данного инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но так же продолжают делать и классические терменвоксы, стараясь не отходить от конструкций созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы берут за основу транзисторные осцилляторы. Но кое-что осталось неизменным: генератор звуков так же чувствителен к колебаниям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Несмотря на то, что до сих пор терменвокс включается в розетку, кажется что он производит что-то потустороннее, магическое, пришедшее к нам из другого мира. Термен создал несколько моделей инструмента, но классическая получила широкое распространение во всем мире. Изобретение открывала огромные перспективы своему создателю. Л.С.Термен благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, студию Термена посещали многие известные люди. Внук Льва Сергеевича, Петр, в настоящие время активно занимается популяризацией инструмента. Так же Петр проводит обучения игры на терменвоксе и выступает с концертами по всему миру.