«негитарный» усилитель на германиевых транзисторах или злоключения древней платы

Содержание

↑ Новая жизнь старой платы

Как-то довелось мне поработать монтёром линий связи в родной глухомани. Однажды делали уборку в одном из складов, точнее сарае, где веками накапливался никому не нужный хлам. Обломки от коммутаторов, старых АТС, трансляционных приёмников и прочие «предметы невыясненного назначения». Среди этих обломков наткнулся на «живописные развалины» какого-то магнитофона с более-менее сохранившейся платой усилителя мощности:

Прихватил с собой на всякий случай, иначе всё равно бы выбросили. Блок, оказался вполне рабочим. Cрисовал по плате схему. Получилось что-то такое:

Правда в ходе установки рабочей точки, подстроечный резистор R1 (тот, что был на плате, при замере показал 20 Ом) рассыпался. И до недавних времён периодически заменялся то на перемычку, то на другие не менее жидкие подстроечники, то на постоянный резистор. Сейчас поставил подстроечник, выпаянный из обломков какого-то ксерокса. Пока держится.

Как выяснилось впоследствии — весьма популярная у советских производителей магнитофонов схема. Долгое время с незначительными изменениями применялась в различных бобинниках, и даже в первых кассетниках. Вот пример схемы, найденный в журнале «Радио». То же самое, только с эмиттерным повторителем на входе. И другие транзисторы на «конце». И подключалось всё это к ламповому универсальному усилителю.

↑ Version 1.1 или «Дай вам Боже, что нам негоже»

А усилок снова вернулся ко мне. Начал думать, что же с ним делать. Не выбрасывать же? Тогда и решил использовать его в гитарных целях. Как раз молодое поколение родственников этим делом заразилось. И инструмент у них был, только подключали, как в старые добрые времена, к чему придётся. Вот и надумал немного переделать и отдать. Хоть какая-то польза. В принципе два честных советских Ватта (полтора на нагрузке 8 Ом), поданные на не менее честную, даже не обязательно советскую, акустику — мощность вполне достаточная, чтобы в обычной, не очень большой комнате, с достаточной громкостью подыгрывать акустической гитаре и не забивать «вокалиста», если таковой будет. А с учётом звукоизоляции наших квартир и соседей можно неслабо повеселить.

Обычный частотный диапазон усилителей большинства магнитофонов даже несколько шире, чем нужно для гитары. Но я на тот момент ещё не был ознакомлен с мнением «знатоков» насчёт его дополнительного искусственного сужения (откуда они в нашей, тогда ещё безинтернетной, глуши?) К тому же аппарат предназначался не для концертов с оркестрами и записей на студиях. И уж точно не для того чтобы меряться с фирмОй.

Зарождение нового мира

В то время как Бардин бросил Bell Labs, чтобы стать академиком (он продолжил изучение германиевых транзисторов и сверхпроводников в Иллинойском университете), Браттэйн поработал еще некоторое время, а после ушел в педагогику. Шокли основал свою собственную компанию по производству транзисторов и создал уникальное место — Силиконовую долину. Это процветающий район в Калифорнии вокруг Пало-Альто, где находятся крупные корпорации электроники. Двое из его сотрудников, Роберт Нойс и Гордон Мур, основали компанию Intel — крупнейшего в мире производителя микросхем.

Бардин, Браттэйн и Шокли ненадолго воссоединились в 1956 году: за свое открытие они получили высшую в мире научную награду — Нобелевскую премию по физике.

Регенеративный приемник коротковолновика-наблюдателя

Этот несложный КВ приемник перекрывает частоты от 3.5 до 10 МГц, то есть захватывает 4 любительских диапазона – 3.5, 5, 7 и 10 МГц. С его помощью можно вести как радионаблюдение (телефон и телеграф), так и принимать вещательные радиостанции, работающие между любительскими диапазонами. Единственный, пожалуй, его недостаток – достаточно сложная настройка на станцию, но этим грешат практически все регенеративные радиоприемники.

Схема регенеративного КВ приемника

Сердцем приемника является генератор ВЧ, собранный на транзисторе Т1 по схеме индуктивной трехточки. Частота его колебаний регулируется при помощи переменного конденсатора С3. Этот же конденсатор служит для настройки на станцию. Добротность контура можно регулировать переменным резистором R3, являющимся элементом положительной обратной связи.

Детектирование принятого НЧ сигнала осуществляется этим же транзистором. Продетектированный сигнал проходит через фильтр R2,C5 и через разделительный конденсатор С4 поступает на однокаскадный усилитель НЧ, собранный на транзисторе Т2. Далее через конденсатор С7 усиленный НЧ сигнал подается на внешний УНЧ.

Конденсаторы С8 и С9 – фильтр по питанию. Антенна подключается к катушке L1 через конденсатор С1, емкость которого зависит от длины антенны. Чем антенна короче, тем емкость должна быть больше. При указанных номиналах длина антенны должна составлять 7 метров.

Катушка L1 L2 наматывается на каркасе из изоляционного материала. Диаметр каркаса 15 мм. L1 и L2 наматываются проводом ПЭЛ диаметром 0.8 мм. Количество витков L1 – 20, а L2 – 3 витка. Антенной служит кусок провода длиной, как уже указывалось, 7 метров. Если длина антенны иная, придется подобрать емкость конденсатора С1 для лучшего согласования антенны с приемником. Делают это на слух по максимальной громкости принимаемого сигнала.

Конструкция катушки L1 L2

Работают с приемником так. Поворотом движка резистора R3 добиваются громкого свиста или шума. Затем постепенно уменьшая его сопротивление, добиваются пропадания свиста и появления тихого шума.

Важно! Чрезмерно выводить движок резистора, добиваясь тишины, не следует. Он должен поддерживать генератор на границе возбуждения

В противном случае чувствительность приемника сильно упадет, а высокая чувствительность – одно из главных достоинств регенеративных приемников.

При помощи конденсатора С3 настраивают приемник на станцию, которая проявит себя появлением искаженного сигнала или просто резким усилением шума. Снова подстраивают R3 до максимально качественного звука. При необходимости точнее отстраиваются на станцию конденсатором С3 и снова улучшают качество приема при помощи R3.

↑ Общая сборка усилителя

Делаю предварительную примерку и начинаю слесарные работы по закреплению всех деталей в корпусе.

Силовой трансформатор тороидальный. Со страшным названием БЫ5.702.010-02, которое призвано было запутать вероятного противника. Трансформатор выдает на выходе 20 Вольт. Параметры этой обмотки по току мне найти не удалось, но накал лампы ГМ-70 (а это 3.5 А) он держит, не напрягаясь и не перегреваясь. Так что для питания двух каналов этого усилителя ему мощности хватит даже с запасом.

Выпрямительные диоды я использовал тоже германиевые Д305 (10 А, 50 V). Таким образом, получилось собрать усилитель, в котором нет ни одной кремниевой детали. Все по «феншую».

Конденсаторы фильтра — 2 шт. по 10000 мкФ. Хватило бы и по одному, но, как я писал вначале, жадность обуяла, к тому же место в корпусе было.

На выход поставил по три соединенных параллельно конденсатора 1000 мкФ 63 В. Конденсаторы качественные, от японской Матсушиты.

После того как все комплектующие надежно закреплены в корпусе, остается только их соединить между собой проводами, ничего не напутав. Монтаж я делал, используя медную моножилу сечением 0.5 кв мм в силиконовой термостойкой изоляции. Этот провод я брал из кабеля, которым проводят пожарную сигнализацию. Рекомендую к использованию. За счет того что провод жесткий, без особых усилий получается его ровно и аккуратно уложить в корпусе.

Вот и все. Осталось только поставить верхнюю крышку на место, подключить колонки и выбрать любимую мелодию для прослушивания.

Хроника

История создания транзисторов начинается в 1947 году с компании Bell Laboratories, располагающейся в Нью-Джерси. В процессе участвовали трое блестящих американских физиков: Джон Бардин (1908–1991), Уолтер Браттэйн (1902–1987) и Уильям Шокли (1910–1989).

Команда, возглавляемая Шокли, пыталась разработать новый тип усилителя для телефонной системы США, но то, что они на самом деле изобрели, оказалось гораздо интереснее.

Бардин и Браттэйн соорудили первый транзистор во вторник 16 декабря 1947 года. Он известен как транзистор с точечным контактом. Шокли много работал над проектом, поэтому неудивительно, что он был взволнован и рассержен тем, что его отклонили. В скором времени он в одиночку сформировал теорию переходного транзистора. Это устройство по многим параметрам превосходит транзистор с точечным контактом.

Германий

В конце XIX века германий был впервые выделен и идентифицирован немецким химиком Клеменсом Винклером. Этот материал, названный в честь родины Винклера, долгое время считался малопроводящим металлом. Это утверждение было пересмотрено в период Второй мировой войны, так как именно тогда были обнаружены полупроводниковые свойства германия. Приборы, состоящие из германия, широко распространились в послевоенные годы. В это время нужно было удовлетворить потребность в производстве германиевых транзисторов и подобных устройств. Так, производство германия в США выросло с нескольких сотен килограммов в 1946 году до 45 тонн к 1960 году.

Аудио

Для получения качественного звука на аналоговом аудиооборудовании нужно определиться. Что выбрать: современные интегральные схемы (ИС) или УНЧ на германиевых транзисторах?

В первые дни появления транзисторов ученые и инженеры спорили относительно материала, который будет лежать в основе работы устройств. Среди элементов периодической таблицы одни являются проводниками, другие – изоляторами. Но у некоторых элементов есть интересное свойство, позволяющее им называться полупроводниками. Кремний является полупроводником и используется почти во всех транзисторах и интегральных схемах, изготовленных сегодня.

Но до того, как кремний стал использоваться в качестве подходящего материала для изготовления транзистора, его заменял германий. Преимущество кремния по сравнению с германием объяснялось в основном более высоким коэффициентом усиления, который мог быть достигнут.

Хотя германиевые транзисторы разных производителей часто обладают отличными друг от друга характеристиками, считается, что некоторые типы дают теплый, насыщенный и динамичный звук. Звуки могут варьироваться от хрустящих и неровных до приглушенных и ровных с промежуточными между ними. Несомненно, подобный транзистор заслуживает дальнейшего изучения как усилительного устройства.

Функции

Усилитель звука на транзисторах построен на функциях усиления и коммутации. Если рассматривать в качестве примера радио, то сигналы, которые радио получает из атмосферы, чрезвычайно слабы. Радио усиливает эти сигналы через выход динамика. Это функция «усиления». Так, например, германиевый транзистор гт806 предназначен для использования в импульсных устройствах, преобразователях и стабилизаторах тока и напряжения.

Для аналогового радио простое усиление сигнала заставит динамики воспроизводить звук. Однако для цифровых устройств форму входного сигнала необходимо изменить. Для цифрового устройства, такого как компьютер или MP3-плеер, транзистор должен переключать состояние сигнала в 0 или 1. Это «функция переключения»

Можно найти более сложные компоненты, называющиеся транзисторами. Речь об интегральных микросхемах, изготовленных из жидкостной кремниевой инфильтрации.

МОЩНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Новичкам очень советую собрать эту схему. Я и сам не мастер, а скорее начинающий радиолюбитель. Ну азы электроники, элементарные вещи уже знаю, так что решил попробовать свои силы на этой конструкции… Всё началось с того, что давно хотел собрать себе недорогой, но довольно мощный усилитель звука. Не на простейших 1555, которые играют не лучше обычных миниколоночек, а хотя-бы на полсотни ватт. Ну вот и достиг цели. Собрал усилитель на известной микросхеме TDA7294. С неё можно легко выжимать 100 Вт и более. Купил микросхему всего за 1.5$, а всё остальное вытащил с советского телевизора, там нашел практический всё.

Схема подключения микросхемы

Достоинство этого усилителя в том, что он настолько проверенный-перепроверенный тысячами радиолюбителей, что все начинающие смогут без проблем собрать данную схему — тут нет никаких сереьзных препятствии. Все детали можно найти дома (кроме самой микросхемы).


Силовой трансформаторТС-160 допустимо взять от того-же телевизора, разобрав его оставил первичку, вторичку мотал 172 витков провода с диаметром 1.5мм. Маломощные трансформаторы тут не подойдут (ведь надо 200 ватт только на звук). Минимальная мощность трансформатора должно быть свыше 100 ватт, если микросхема питается пониженным напряжением. Известно, что питание микросхемы 7294 двухполярное. Напряжение давал -+ 55 вольт. Ток 2-3 Ампера. Ток потребления честно скажу не замерял, то есть забыл. Вспомнил, когда всё припаяно было. Провода питания нужно ставить потолще. При высокой громкости тонкие провода греются и прилипают друг к другу, собственно происходит короткое замыкание.


Диодный мост взял с импортного телевизора, хотя во время воспроизведения звука диоды греелись ощутимо. Все остальные детали достал с советского ТВ.


Еще одно, усилитель снабжен кулером, так как радиатор был не очень большим. Схему собрал на куске картона. Текстолита я вообще не нашел. Многим радиолюбителям такая роскошь, как текстолит, купорос, лазерный принтер — недоступна. В этом списке и я тоже есть:( Зато вы можете видеть, что если захотеть что-то сделать, то можно обойтись и малым.


Детали соединял медными проводами. Светодиоды и прочие индикаторы вообще не ставил, так как мне сереьзность и работоспособность важна в первую очередь. Динамик на данный момент 20-30 Вт, 8 Ом. 100 ваттную головку еще не купил.


Фото готового усилителя выше. Да, аккуратность не в лучшем состоянии. Но на удивление всё получилось очень хорошо — нет никаких слышимых искажений. Входной сигнал подавал с телефона. Усилитель запустился с первого-же включения и это очень меня обрадовало! С ув. best.boy99 Форум по УМЗЧ

Обсудить статью МОЩНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

radioskot.ru

Усилитель на германиевых транзисторах

Доброго дня, товарищи самоделкины!

Как известно, первые массово выпускавшиеся электронные полупроводниковые компоненты были основаны на химическом элементе германии, поэтому в шкафу у любого бывалого радиолюбителя наверняка найдётся хотя бы горсть известных МП42, МП41 и им подобных германиевых транзисторов. Позже, ближе к 70-м годам прошлого века промышленность перешла на выпуск кремниевых полупроводников, ведь кремний — распространённый и недорогой материал. Кроме удешевления производства, кремниевые полупроводники обладали рядом других преимуществ — имели более совершенные электрические характеристики, обладали большей температурной стабильностью. Это позволило создавать более надёжные и производительные электронные схемы.

Сейчас германиевые полупроводники уже давно не выпускаются в промышленных масштабах, поэтому в ход идут в первую очередь оставшиеся с советских времён, благо советские заводы наштамповали их в огромных количествах. Но несколько десятков лет хранения не слишком хорошо отразились на транзисторах — многие из них даже будучи неиспользуемыми потеряли свою работоспособность, либо сильно деградировали. Поэтому перед использованием таких транзисторов обязательно нужно замерить им коэффициент усиления, он не должен быть равен нулю. Казалось бы, германий уже давно канул в лету, зачем его использовать, когда на дворе 21 век и изобретены и давно выпускаются качественные, доступные, недорогие кремниевые транзисторы и микросхемы? Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Для кого-то важна аутентичность и антуражность использования технологий прошлого века, кто-то считает, что звук германиевых усилителей обладает своей неповторимой уникальностью, а кому-то просто нравится, как выглядят такие винтажные грибочки-транзисторы. Схема представлена ниже.

Схема состоит всего из пяти транзисторов. Т2 и Т4 образуют оконечный каскад, они обеспечивают мощность на выходе около 2-3 ватт, Т2 и Т4 должны быть одинаковыми, не лишним будет также отобрать из по коэффициенту усиления. Такой мощности более чем достаточно для озвучивания целой комнаты «тёплым» германиевым звуком. Для воспроизведения стерео-музыки нужно собрать две штуки, по каждому усилителю на канал

Особое внимание стоит обратить на диод D1 — он тоже германиевый, задаёт ток покоя усилителя, но об этом более подробно будет в конце статьи, при настройке. Из особенностей схемы — она обладает достаточно низким входным сопротивлением, но это не должно быть помехой, так как современные устройства (компьютеры, плееры, телефоны) рассчитаны на подключение подобной нагрузки

Найти нужные германиевые транзисторы не всегда получается, поэтому схема допускает большой ряд вариаций. Ниже представлен список, какие транзисторы можно использовать.

Т1 – МП39, МП14, МП41, МП42 (PNP) Т2, Т4 – П217, П213, П210, П605, ГТ403 (PNP) Т3 – МП38, МП35, МП36 (NPN) Т5 – МП39, МП14, МП41, МП42 (PNP)

Особенно предпочтительно использовать Т2 и Т4 в больших массивных корпусах, потому как они при работе значительно нагреваются и могут потребовать радиатора. Кстати о нагреве — его германиевые полупроводники очень не любят, температура даже в 80 градусов может привести к их деградации, поэтому при пайке нужно быть особенно осторожным, чтоб не перегреть. В качестве D1 можно применить широко распространённые Д9, Д18, Д311 в любым буквенным индексом. Кстати, старые германиевые диоды и стеклянных корпусах также смотрятся весьма винтажно.


Переходим к сборке. Схема выполняется на небольшой печатной плате, которая рассчитана на установку выходных транзисторов. Но если вы используете мощные с креплением на радиатор — их без проблем можно вывести на проводах. Плата травится, сверлится, залуживается, некоторые фотографии этого процесса представлены ниже.

После этого запаиваем радиодетали. Сперва небольшие резисторы, затем массивные корпуса транзисторов

Хочу обратить внимание, что разные транзисторы из списка выше могут иметь разную распиновку, поэтому проверяйте посадочные места на плате, подойдут или нет, цоколёвка на плате подписана. Также нужно учитывать размеры корпусов — для особо крупных корпусов плату нужно будет чуть расширить

Когда все детали запаяны, припаиваем провода — пара для питания, пара для динамика, пара для аудиосигнала. Не забываем смыть с платы остатки флюса, они могут помешать нормальной работе схемы.

plata.zip (скачиваний: 137)

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Зарождение элемента

Германий был обнаружен Клеменсом и Винклером в немецком городе Фрайберг в 1886 году. Существование этого элемента предсказывал Менделеев, установив заранее его атомный вес, равный 71, и плотность 5,5 г/см3.

В начале осени 1885 года шахтер, работавший на серебряном руднике Химмельсфюрст близ Фрайберга, наткнулся на необычную руду. Она была передана Альбину Вейсбаху из близлежащей Горной академии, который подтвердил, что это новый минерал. Он в свою очередь попросил своего коллегу Винклера проанализировать добычу. Винклер обнаружил, что в составе найденного химического элемента находится 75 % серебра, 18 % серы, состав остального 7 %-ного объема находки ученый определить не смог.

К февралю 1886 года он понял, что это новый металлоподобный элемент. Когда были протестированы его свойства, стало ясно, что это недостающий элемент в таблице Менделеева, который располагается ниже кремния. Минерал, из которого он произошел, известен как аргиродит – Ag 8 GeS 6. Спустя несколько десятилетий этот элемент будет выступать основой германиевых транзисторов для звука.

↑ Version 1.2 или «Хотелось как лучше …»

Прошло время. Хоть и избитая, блин, фраза, но так оно и есть. Я перебрался жить туда, где на тот момент находился описываемый усилитель. Родственники-гитаристы отучились, отслужили, обзавелись семьями и как многие в этот период жизни «положили на музыку». Девайс снова достался мне и использовался по прямому назначению в свободное от работы время. То есть в перерывах между сезонами, вахтами и т. п.

И когда образовалось чуть больше свободного времени, решил подвергнуть усилитель очередной переработке. Ещё немного понизить шум предварительного усилителя, который прослушивался на максимальной громкости. Ну и фон питания побороть, который хоть и не слишком напрягал, но был.

Для начала переделал блок питания:

Прежний БП был самым простым и состоял из транса, диодного моста и конденсатора на 2000 мкф.

Потом внёс некоторые изменения в схему предусилителя. Заменил транзисторы на менее шумные и подогнал режимы. Боюсь, что в полном соответствии с пословицей про «заставь дурака богу молиться». Кроме тестера, ушей и гитары никаких измерительных приборов на тот момент под рукой не было. Ориентировался на слух по уменьшению уровня шума, отсутствию слышимых искажений и сохранению усиления блока в пределах допустимого.

Схема стала выглядеть так:

Схема микшера кривовата, но он делался, чтобы свести к минимуму ослабление сигнала, и обеспечить минимально возможное влияние регуляторов друг на друга. Обе цели в принципе оказались достигнутыми.

В то время усилитель использовался с китайской «типа трёхполосной» колонкой от погоревшей активной АС. Она засветилась на фото в одной из прежних статей. Несмотря на корпус из ДВП (оргалит или «картонка», не путать с ДСП) с давно отвалившимися и потерянными распорками и три разнокалиберных динамика, включённых с завода в параллель без каких либо фильтров, звук мне нравился. Но та колонка была не моя и впоследствии была возвращена владельцу.

Теперь звук издаёт ещё более негитарная колонка от старого проигрывателя, с одним динамиком 8ГДШ-2 (4 Ома).

Полностью согласен с отзывом о подобных АС в одной датагорской статье. Естественно, от такого акустического оформления чудес ждать не стоит. Так что если удастся раздобыть более подходящий динамик, или ещё одну или три 8ГДШ-2/4ГД-35 (что менее реально), буду подумывать об изготовлении новой колонки. Хоть последнее время групповые излучатели в гитарной акустике вроде не приветствуются. Как впрочем и в обычных АС «для музыки», хотя именно там вовсю используются. А пока для дома вполне и эта сойдёт.

Как-то ради интереса подключал к этому усилителю разные оказавшиеся под рукой колонки: 10МАС-1, 15АС-220, неопознанные, от музыкальных центров, так что в плане акустики простор для экспериментов всегда остаётся. Усилитель звучал вполне нормально. Свои честные два Ватта выдавал. Фон почти не прослушивался. Шум входного каскада хоть и был слышен на максимальной громкости, но на слух был сравним с уровнем шума многих магнитофонов второго-третьего класса. В общем, звук вполне меня устраивал, пока не освободилось время для очередного приступа экспериментаторства.

↑ Немного измерений

После установки режимов по постоянному току подключил к усилителю генератор и осциллограф. Подал сигнал. На выходе ограничение сигнала (синий цвет) наступает при амплитуде примерно 12 Вольт на 4-омной нагрузке, а это соответствует мощности на выходе в 18 Вт . Ура!!! :yahoo: Амплитуда сигнала на входе (желтый цвет) при этом примерно 1,5 Вольта. То есть усилитель имеет чувствительность порядка 1 Вольта RMS.

Полоса частот

тоже порадовала. Практически без завала от 15 Гц до 60 кГц. Если убрать конденсаторы на 100 пФ из цепи обратной связи и на входе, наверное была бы ещё шире.

То, что надо! Это как раз соответствует уровню выходного сигнала звуковой платы компьютера, которая и будет использоваться в качестве основного источника сигнала.

Проверил, какой максимальный ток потребляет усилитель. При подаче на вход прямоугольного сигнала частотой 10 кГц амплитудой 1,5 В усилитель тянет от БП чуть меньше 2 А тока.

Теперь пришло время «краштеста». Устанавливаю в держатели предохранители на 1,5 А, выставляю на БП максимально возможное ограничение по току (у меня 5 А) и подаю на вход синус частотой 10 кГц. Вывожу мощность на максимум, когда начинается уже ограничение сигнала. После этого отверткой делаю КЗ в нагрузке. Предохранитель сгорает. Меняю предохранитель на новый, снова включаю усилитель – выходные транзисторы целые! После того как я сжёг три предохранителя (два на одной плате усилителя и один на другой), я решил, что тест на надежность пройден и теперь можно переходить к окончательной сборке усилителя в корпус.

Советская «силиконовая долина»

В советское время, в начале 60-х годов, город Зеленоград стал плацдармом для организации в нем Центра микроэлектроники. Советский инженер Щиголь Ф. А. разрабатывает транзистор 2Т312 и его аналог 2Т319, который в последующем стал главным компонентом гибридных цепей. Именно этот человек заложил основу для выпуска в СССР германиевых транзисторов.

В 1964 году на базе Научно-исследовательского института точных технологий создал первую интегральную микросхему IC-Path с 20 элементами на кристалле, выполняющую задачу совокупности транзисторов с резистивными соединениями. В это же время появилась другая технология: были запущены первые плоские транзисторы «Плоскость».

В 1966 году в Пульсарском научно-исследовательском институте начала действовать первая экспериментальная станция по производству плоских интегральных микросхем. В NIIME группа доктора Валиева начала производство линейных резисторов с логическими интегральными схемами.

В 1968 году Исследовательский институт Пульсар произвел первую часть тонкопленочных гибридных ИС с плоскими транзисторами с открытой рамой типов KD910, KD911, KT318, которые предназначены для связи, телевидения, радиовещания.

Линейные транзисторы с цифровыми ИС массового использования (типа 155) были разработаны в Научно-исследовательском институте МЭ. В 1969 году советский физик Алферов Ж. И. открыл миру теорию по управлению электронными и световыми потоками в гетероструктурах на базе арсенид-галлиевой системы.

↑ Схема умощнённого усилителя

Вот так выглядит мой окончательный вариант схемы усилителя. Красным указаны изменённые номиналы.

Законы Ома и Джоуля-Ленца ещё ни одному адвокату объехать не удалось, и для того, чтобы поднять мощность на выходе УМЗЧ, надо поднимать напряжение его питания. Сделаем хотя бы в два раза, до 30 Вольт. Сразу сделать это не получится. Транзисторы П416 и МП39Б, которые используются в оригинальной схеме, имеют максимальное допустимое напряжение 15 Вольт.

Пришлось достать с полки старый Справочник радиолюбителя 1978 года издания и углубиться в изучение параметров германиевых транзисторов серий «МП» и «ГТ», одновременно проводя раскопки в коробках с деталями.

Я искал транзисторы близкие по параметрам к использованным в схеме, но имеющие максимально допустимое напряжение не менее 30 Вольт.

После проведения этой увлекательной изыскательской работы были найдены необходимые кандидаты. На вход, вместо П416, главным претендентом стал транзистор ГТ321Д. Пару МП39Б + МП37А было решено заменить аналогичной парой МП14А + МП10Б. Германиевые транзисторы серии МП с номерами от 9 до 16 – это «военка», транзисторы для аппаратуры специального назначения. В отличие от их аналогов с номерами от 35 до 42, которые предназначены для аппаратуры широкого применения.

На выходе я решил использовать высокочастотные транзисторы ГТ906А. Причин этому было несколько, главная из которых — это наличие запаса этих транзисторов в моей тумбочке. Вторая причина — это высокий коэффициент передачи тока. При работе транзисторы предварительного каскада будут меньше «напрягаться» на раскачку выходных транзисторов, что должно уменьшить их нагрев и положительно сказаться на уровне искажений усилителя.

Следующий шаг, который тоже немаловажен – это подбор транзисторов в пары по коэффициенту передачи тока h21э. Сначала я попробовал это сделать при помощи обычного китайского тестера, но результаты измерения мне показались несколько странными и явно завышенными. К тому же китайский тестер явно не смог справиться с измерением параметров мощных транзисторов.

Пришлось достать с полки старый добрый еще Советских времен прибор «ППТ».


С его помощью была выбрана пара транзисторов ГТ321Д с h21э = 120 и две пары МП10Б + МП14А с h21э около 40. Из десятка транзисторов 1Т906А удалось подобрать 3 шт. с бета 76 и пару с бета 78. Всё-таки серия 1Т проходила более серьезный отбор по параметрам при изготовлении.

После подбора транзисторов, сборка печатных плат согласно датагорской инструкции не заняла много времени

Надо ещё обратить внимание на напряжения электролитических конденсаторов. Оно должно быть не меньше чем выбранное напряжение питания усилителя

Я использовал конденсаторы на 35 Вольт.

Поскольку я планировал получить от усилителя бОльшую мощность, потребовалось увеличить емкость выходного разделительного конденсатора раза в два, как минимум. Конденсатор такого номинала на плату уже не вмещался. Вместо него я впаял пару винтовых зажимов, чтобы можно было подключать на проводах любой понравившийся конденсатор, не обращая внимания на его размеры.

Другой важной проблемой была организация охлаждения выходных транзисторов. У меня нашлась пара одинаковых, довольно крупных радиаторов, но они были рассчитаны на крепеж к ним современных транзисторов в корпусе ТО-220

Выход я нашел в старых горелых компьютерных блоках питания. Пара радиаторов из толстого алюминия 4 мм, на которые я закрепил через изолирующие прокладки транзисторы ГТ906, а уже сами эти радиаторы широким торцом через термопасту были прикручены винтами к большим радиаторам.

К этим же радиаторам при помощи металлических уголков были прикреплены и платы усилителя. Между ребер компьютерного радиатора, вблизи выходных транзисторов, удобно разместился диод Д310, который обеспечивает термостабильность усилителя. Его я не долго думая залил китайским термоклеем.

↑ Занимательные эксперименты над финальной версией

Ввиду появления в хозяйстве осциллографа (программы «Visual Analyser») не мог удержаться от того чтобы постотреть форму сигнала на выходе уже собранного усилка. Синусоида со встроенного в «аналайзер» генератора. Сигнал на выходе генератора (линейном выходе внешней звуковой карты):

Сигнал на нагрузке УМ (Uвых близко к максимальному):

В принципе ничего непредсказуемого. Сверхпоказателей от данного изделия я и не ожидал. Заметного искажения формы нет — и то хорошо. Разве что с блоком питания можно ещё «поколдовать».

Для проверок в ходе работ использовался самопальный генератор, спаянный на скорую руку. Он выдавал немного более оптимистичную картину:

В отличии от картинок выше, здесь использовалась встроенная звуковая карта. Более высокий уровень шумов заметен сразу. А выводы относительно её использования напрашиваются сами собой. Правда к теме статьи это не относится.

А так выглядит прямоугольный сигнал, точнее сигнал с выхода описанного в моей недавней статье инструмента «Фаэми».

Для проверки использовалась внешняя звуковая карта. Что делает с сигналом встроенная, показывать не буду, чтобы никого не напугать. Тоже ничего неожиданного. Обрезка по «низам» и «верхам». Для полноты картины можно было бы и АЧХ снять, только зачем. Усилитель не для «хайфая» делался, а под гитару.