Содержание
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
-
Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
- Рассверлить и выкручивать при помощи экстрактора небольшого диаметра.
- Взять зубило, обточить его по размерам шляпки. Поставить его на шляпку, пару раз хорошо стукнув молотком. Образуется новая шляпка и, одновременно, может осыпаться имеющаяся ржавчина (если саморез застрял в железе). При помощи того же зубила попробовать сдвинуть упрямый винт с места. Для облегчения процесса можно капнуть масло на дерево или смазку WD40 на металл.
-
Высверлить вокруг шляпки материал, взять трубку с внутренним диаметром чуть больше диаметра шляпки, надеть ее на шляпку. Внутрь залить клей. Когда клей застынет, выкрутить за трубку.
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
- Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
- Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.
Не самое элегантное, но действенное решение
Съемники для сорванных гаек
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
- Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
-
Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня. Не самое элегантное, но действенное решение
- Прогреть гайку. Металл расширится, что даст возможность ее открутить. Весь фокус в том, чтобы нагрелась гайка, а стержень болта остался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого используют строительный фен или открытый огонь (с этим осторожнее). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, потом быстро прогреть место соединения.
- Этот способ уничтожит (почти) гайку, поэтому его стоит применять только в безнадежных ситуациях. На гранях делают бороздки (при помощи пилы по металлу, болгарки, напильника). В эту бороздку упираются плоской отверткой, придавая ей направление в сторону откручивания. По ручке стучат молотком. Если есть хоть пара подвижек, может и получится открутить. Съемники для сорванных гаек
- Использовать специальный съемник (на фото выше). При помощи болта, штырь упирается в одну из граней, после чего можно пробовать сдвинуть ее с места. За счет того, что можно насадить рычаг, он может сработать даже в очень сложных ситуациях.
Болт под внутреннюю звездочку или шестигранник
Его можно выкрутить следующими методиками:
- Плоской отверткой, но в данном случае потребуется сделать засечку болгаркой или ножовкой. Делать это необходимо так, чтобы пропил был с четкими вертикальными стенками, так как в противном случае отвертка соскакивает.
- Звездочкой TORX, которая шлицами не должна проходить в отверстие, но и не должна быть больше данного размера. Она обязана прорубить шляпку и плотно в нее входить. Далее следует рывками открутить болт, потому как в противном случае может возникнуть срыв шлиц.
- С помощью сверла, дрели и экстракторов. Для осуществления процедуры откручивания потребуется просверлить в центре отверстие и забить туда экстрактор нужного размера. После этого с помощью плоскогубцев выкручивают элемент. Осуществить процедуру откручивания с помощью экстрактора очень просто, так как он имеет нарезку, которая противоположна резьбе.
- Дрелью со сверлом левого вращения или реверса, диаметр которого меньше, чем деформированный болт. Для осуществления этой процедуры потребуется просверлить тонким сверлом небольшое отверстие и только после этого вставить левостороннее сверло. Естественно, теперь дрель потребуется поставить на режим интенсивного вращения.
Альтернативные методы
Одним из таких методов является приваривание гайки на сломанную часть стержня. Он является достаточно эффективным, если часть болта расположена над поверхностью детали. Для реализации этого метода понадобиться молоток, сварочный аппарат, шлифовальный инструмент (ручной или механический), гайка необходимого размера.
На начальной стадии производят подготовительные работы. Они заключаются в обработке оставшейся части: зачистке, удалению следов коррозии и обезжириванию. С помощью инструмента фиксируют гайку по центру стержня. Сварочным аппаратом приваривают её к вершине. Собранную конструкцию аккуратно выкручивают из отверстия.
Это метод применяется в том случае, если причиной не выкручивания болта является накопившаяся коррозия или так называемое сваривание болта с корпусом детали. Для реализации этого метода используют различные растворы. Они состоят из кислоты (например, серной) и различных добавок. В последнее время широкую популярность приобрёл специальный состав WD-40. Во многих случаях он становиться хорошим помощником для решения задачи по выкручиванию «трудных» или сломанных болтов. Этот состав целесообразно применять со всеми рассмотренными методами, кроме термического, так как он достаточно горюч.
Способы выкручивания болта
Ниже приведены самые эффективные способы выкручивания поврежденных болтов и винтов.
С испорченными гранями
Определяясь с тем, как открутить болт с сорванными гранями, нужно учитывать, есть ли к нему доступ, месторасположение, а также какой инструмент вы можете использовать. Исходя из этих факторов, можно применить один из способов:
- Использование зубила. Метод подойдёт для больших болтов, к которым есть свободный доступ. Всё, что нужно — это молоток и зубило. Зубило прикладывают по касательной к головке и наносят по нему резкие удары. Способ простой, но он нечасто позволяет добиться желаемого результата. Применять его следует только тогда, когда под рукой нет другого инструмента.
- Если есть свободный доступ к месту расположения крепежа, можно использовать универсальный переставной ключ. Этот инструмент позволяет надёжно зажать даже круглую головку. Если использовать небольшие переставные ключи типа «кобра», у которых на рабочих поверхностях есть острые насечки, то можно открутить самые маленькие болтики. Такой инструмент может выручить во многих случаях, но он должен быть новым. У изношенного инструмента насечки уже не могут обеспечить надёжное сцепление с металлом, и ключ будет проскальзывать.
-
Если грани повреждены не сильно, то могут выручить головки для накидного ключа. Для этих целей профиль накидного ключа должен быть с 12 гранями (внутри головки звёздочка, а не шестигранник). Откручивание производят следующим образом. Выбирают головку на один размер меньше, чем размер болта, и с помощью молотка напрессовывают её на сорванные грани, затем откручивают обычным способом.
- Этот способ заключается в использовании ножовки по металлу, с помощью которой на головке болта делают пропил под плоскую отвёртку. Глубина пропила не должна быть больше 75% высоты головки болта, при большей глубине одна из половинок может обломиться.
- Если в вашем распоряжении есть напильник или болгарка, то можно восстановить грани под ключ меньшего размера. Если есть рожковый ключ, выпиливать шестигранник необязательно, достаточно сделать две параллельные грани.
- Если в месте расположения крепления можно пользоваться сваркой, то это значительно облегчит задачу. В этом случае можно на головку надеть гайку подходящего диаметра и сварить их вместе, а дальше использовать обычные ключи.
С сорванной головкой
Очень часто, разбирая старые резьбовые соединения, можно не только повредить грани болта, но и сорвать головку. Тогда встаёт вопрос: как открутить сорванный болт. Если вы разъединили детали, и сорванный болт выступает из тела детали, то вы можете использовать все вышеперечисленные способы.
А как выкрутить болт с сорванной головкой, если тело болта не выступает из детали? Есть несколько вариантов решения этой задачи.
- Лучше всего применять специальный инструмент — экстрактор. Экстрактор изготавливается из металлического прута цилиндрической формы, на одном конце которого расположена конусная резьба противоположной нарезки, а на другом — хвостовик квадратного сечения. Для того чтобы его можно было использовать, в центре болта нужно просверлить отверстие. Диаметр отверстия — на 2−3 мм меньше диаметра резьбы. После этого нужно взять подходящий по размеру экстрактор и лёгким ударом забить его в отверстие. Вращая экстрактор за хвостовик, выкрутить остатки болта.
- Если есть метчик с левой резьбой, вы с успехом можете применить его в качестве экстрактора. Разница лишь в том, что диаметр отверстия должен быть таким, как для нарезания резьбы. Точное значение можно найти в соответствующих таблицах.
- Если выкрутить обломок всё же не вышло, можно попробовать удалить его таким способом. В болте сверлите отверстие максимально возможного диаметра, стараясь не повредить резьбовое соединение. Затем берёте соответствующий метчик и нарезаете в отверстии резьбу. Во время этого процесса прочищается резьба и удаляются остатки болта.
Как отвернуть ступичную гайку — деликатный способ
Что нужно:
- Трубчатый торцевой гаечный ключ — «вороток». Инструмент должен быть изготовлен из высокопрочной стали.
- Мощная отвертка.
- Железная труба.
- WD-40.
- Металлическая щетка.
Процесс.
- Очищаем резьбу от загрязнений, используя щетку с металлической щетиной. Теперь следует пропитать ступичную гайку проникающей смазкой. Например, WD-40.
- Пропитываем проникающей смесью ступицу. На 10-15 минут можно передохнуть, а затем следует надеть на гайку головку от ключа и несколько раз ударяем по ней молотком, постепенно повышая силу удара. Только не переусердствуйте: смысл данного действия в том, чтобы произвести небольшую деформацию гайки, за счет этого снять ее будет легче. И сразу после ударов следует попытаться открутить ступичную гайку на ВАЗ или машине другой марки.
Причины срыва резьбы
Неприятности с крепежными элементами, как правило, встречаются при некачественном техническом обслуживании изделий. Шурупы нередко не имеют антикоррозионного покрытия, и со временем их поверхность ржавеет, ход резьбы нарушается. В результате выкручивание обычной отверткой становится затруднительным.
Болт с поврежденной резьбой
Проблемы с резьбой могут вызвать:
- прикипание – нарушение целостности крепежа под воздействием высоких температур;
- низкое качество самого изделия – в этом случае деформация может случиться уже в ходе вкручивания болта;
- естественный износ – происходит при слишком долгой эксплуатации или излишне высоких нагрузках;
- применение неподходящего инструмента для вкручивания и выкручивания.
Как открутить сорванный болт под шестигранник
Чтобы открутить выступающий болт под шестигранный ключ или «звездочку», можно воспользоваться следующими методами:
Ножовкой по металлу или при помощи болгарки делается аккуратный и четко вертикальный пропил поперек шляпки винта. После этих действий его можно открутить обычной плоской отверткой.
С помощью звездочки торкс: нужно забить ее в углубление для шестигранного ключа в шляпке метиза. Размер звездочки должен быть такой, чтобы ее шлицы не проходили в отверстие. Затем метиз резким рывком откручивается.
Не рекомендуется использовать торкс с отверстием по центру, звездочку можно отломить.
Перед тем, как открутить шестигранник с сорванными гранями, дрелью со сверлами и экстракторами по его центру просверливается отверстие. После этого в него забивается экстрактор, затем вытягивается плоскогубцами вместе с шестигранным винтом.
При помощи дрели с реверсным вращением просверливается тонкое отверстие, затем в него вставляется свело с левым вращением и крепеж выкручивается. При этом вращение дрели должно быть медленным, а надавливание сильным.
Как открутить внутренний шестигранник с сорванными гранями
Чтобы открутить болтовое соединение со сквозным отверстием, можно воспользоваться надфилем. С его помощью шестигранный метиз растачивается под следующий размер и выкручивается ключом.
Вторым способом является использование торкса. Им можно пробить новые шлицы, и использовать шестигранный метиз повторно, но откручивать впоследствии его можно будет только звездочкой торкс.
Звездочки торкс
Помимо этого, перед тем, как открутить сорванный шестигранник, можно пропилить внутреннюю ось шестигранного крепежа под отвертку, и открутить. При этом способе не всегда удобно подобраться к крепежу, иногда его расположение не позволяет использовать отвертку.
Если размеры болта не слишком маленькие, можно воспользоваться зубилом или обычным молотком: ими наносятся удары под углом в сторону откручивания крепежа.
Способ с применением накидного или газового ключа.
Если возникла проблема, как открутить «слизанный» шестигранник, можно воспользоваться гайковертом с насадкой. Болтовое соединение выкручивается при помощи ударного механизма.
Способ применения сварки: к крепежу приваривается небольшое количество металла с гайкой или любым куском арматуры, при помощи которого он затем выкручивается.
Болт под шестигранник
Грани оси удобны и для закручивания, и для откручивания. Четкие и ровные они дают надежный упор для ключа. Если болтик подходящего под руку и соответствующего размера, поначалу его можно комфортно крутить рукой, дотягивая позже с помощью инструмента. Однако нередки случаи, когда в силу чрезмерной эксплуатации самого шурупа, или больших нагрузок на соединение, грани оказываются сорванными и крепеж остается торчать в сочленении. Взяться за него неудобно, он выскальзывает из рук и инструментов. Давайте рассмотрим несколько вариантов решения этой проблемы, с соответствующими способами устранения.
Сделать на головке болтика насечку любым доступным способом. Однако при выполнении этой насечки есть один важный момент. Стенки этой насечки должны быть вертикальными, без уклона. Иначе инструмент, который вы потом будете упирать в выемку будет просто проскальзывать по шляпке. А в этом случае есть большая опасность повредить не только инструменты, но и руки мастера. Применить специальные так называемые экстракторы для шурупов с сорванными гранями. Экстракторы имеют резьбу, нарезанную в направлении, которое прямо противоположно резьбе самого болта. Таким образом, когда в болте высверливают отверстие и вставляют экстрактор, он фиксируется в болте плотно и не проворачивается при выкручивании такого болта плоскогубцами. Использовать сверло обратного левого вращения и дрель с реверсом. Идея в том, чтобы проделав обычным сверлом отверстие в крепеже, засунуть в него левое сверло и на реверсе дрели выкрутить прикипевший болт. Найти подходящую звездочку TORX. Идеальная звездочка должна не проходить шлицами в дырочку шестигранника, но при этом не быть слишком большой для него. Звездочка TORX прорубит своими шлицами шляпку болтика, зафиксировавшись плотно на шляпке. Теперь можно сильным движением открутить шуруп
Действуйте осторожно, поскольку в данном случае есть большая опасность сорвать шлицы у звездочки TORX. Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:
Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:
- Нужно взять надфиль и сделать им размер под шестигранный ключ. Сделав такой пропил, вы существенно сэкономите, поскольку сможете в будущем использовать этот крепеж еще не один раз.
- Сделать на шляпке насечку болгаркой или любым другим удобным способом, к примеру, ножовкой для металла. И использовать плоскую отвертку, упираясь в ее ручку, как в плечо вращения.
- Можно также использовать для откручивания шурупа одну из подходящих по размеру звездочек TORX .
Для болтов-шатунов, выполненных из стали, есть всего два способа:
- Воспользоваться экстрактором. Грамотно подобранный экстрактор и ваши осторожные действия помогут не только выкрутить шуруп, но и сделать это без существенных повреждений инструмента.
- Призвать на помощь электросварку. Электросваркой можно присоединить к сорванному крепежу любой шестигранный элемент, который вам уже не нужен. Приваренный таким образом, он станет новой шляпкой для шурупа. В него будет удобно упереться и выкрутить. Но к сожалению, этот способ может использоваться только и исключительно для деталей, сделанных из стали. С болтами из других материалов этот удобный способ, к сожалению, применить не получится.
Пошаговая инструкция по выкручиванию болта
Представленные ниже методики помогут решить проблему выкручивания крепежей при различном характере повреждений.
С испорченными гранями
Опыт специалистов подскажет, как откручивать болты с сорванными гранями. Для этого используют сразу несколько эффективных методов. На скорость работы влияет месторасположение крепежа, наличие необходимых инструментов и доступность метиза. Рекомендуется применять каждый из следующих методов по очереди до полного демонтажа поврежденного метиза:
- Задействование острого зубила. Такой способ применим только в том случае, когда сломался большой болт. Весомым аргументом будет доступ к крепежу. Чтобы удалить деталь со сломанной гранью, понадобится зубило и молоток. К головке болта по касательной нужно приложить зубило и наносить по нему удары молотком. Этот подход можно назвать наиболее простым. Но такие действия подойдут далеко не во всех случаях.
- Более эффективным является способ применения переставного ключа. Если к метизу есть свободный доступ, универсальный ключ с большой вероятностью сможет сорвать элемент с места. Принцип действия заключается в использовании специальных насечек, которые располагаются на рабочей поверхности. Ключ надежно зажимает головку и позволяет откручивать болтики наименьшего размера. Обязательное условие – переставной ключ должен быть новым.
- Накидной ключ также может оказаться необходимым приспособлением. Головки для откручивания болтов с сорванными гранями довольно часто справляются с самыми сложными случаями. Профиль ключа должен состоять из 12 граней, а внутри – гнездо звездочка. Головка должна быть на один размер меньше болта. Деталь аккуратно надевают на крепеж при помощи молотка и начинают выкручивание метиза.
- Ножовка по металлу. Приспособление позволяет пропилить углубление для дальнейшего откручивания метиза плоской отверткой. При этом глубина должна быть на 25% меньше высоты головки метиза.
- С помощью болгарки или напильника можно сделать новые грани под меньший размер ключа. Располагая рожковым ключом, можно сделать всего 2 грани параллельные друг другу.
- Запасной вариант – воспользоваться сварочным аппаратом. В этом случае к болту нужно приварить дополнительную гайку.
Повреждение резьбы
Распространенной проблемой является повреждение резьбы. В результате болт прокручивается в посадочном месте и не извлекается наружу. Существует проверенный способ, как можно выкрутить болт с сорванной резьбой. С помощью плоской отвертки необходимо поднять крепеж. Для этого отвертку помещают между головкой метиза и основанием, после чего крепежный элемент с усилием поднимают вверх. Затем нужно начать откручивание до момента полного извлечения из посадочного места.
Специалисты также рекомендуют толкать крепеж с обратной стороны при условии, что отверстие сквозного образца. Если нет возможности демонтировать гайку по причине сорванной резьбы, данное место срезают болгаркой.
Под звездочку и шестигранник
Большое распространение получили крепежные материалы с головками под звездочку, а также шестигранник. Такие метизы надежны и удобны в эксплуатации. Однако подобные детали также могут выходить из строя.
При повреждении граней нужно действовать таким же образом, как и в случае с простыми болтами. Разница заключается только в том, что демонтаж выполняется при помощи специальных ключей с гранями характерной формы – шестигранника или звездочки.
Под отвертку
При ограниченном доступе можно сделать насечку на болте. На помощь придет зубило или болгарка. Сделав пропил, пробуют выкрутить метиз отверткой. Если такой способ не приносит желаемого результата, отвертку ставят под углом и наносят по ручке удары молотком. Перед тем как откручивать сорванные болты, рекомендуется нанести смазывающую жидкость. Прикладываемое усилие должно иметь направление против часовой стрелки.
Подробное видео о способах откручивания поврежденных болтов:
Как открутить прикипевший болт
Ремонт различных элементов кузова и основных узлов авто не обходится без решения проблемы коррозии, окисления болтов. Как правило, на заводах мастера тщательно обрабатывают все крепежные элементы. Качественная смазка присутствует на резьбе всех посадочных мест. При дальнейшем ремонте такие составы не наносятся. После попадания воды на поверхность резьбы соединения прикипают, и закисшие болты становится слишком сложно демонтировать.
Мастера используют три эффективных метода решения данной проблемы. Выбирать подходящий вариант следует исходя из возможностей владельца авто.
Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием
Постукивание способствует постепенному разрушению накипи и ржавчины. Чтобы правильно демонтировать крепежные материалы, нужно взять небольшой молоток и наносить удары, стараясь провернуть метиз. Такой способ помогает быстро открутить соединение.
Усилие для выкручивания должно быть умеренным, чтобы не пришлось высверливать дополнительные отверстия. Если процесс выполнен правильно, необходимо тщательно зачистить болты от ржавчины и обработать графитной смазкой.
С помощью растворителей
Высококачественные составы против ржавчины и накипи стоят дорого и являются наиболее эффективными средствами. Однако на рынке можно найти немало бюджетных вариантов отечественного производства.
Самым популярным считается аэрозольный состав WD 40. Вещество быстро проникает в микрозазоры и постепенно растворяет коррозию. Помимо этого, каленые болты откручивают при помощи тормозной жидкости, керосина и уайт-спирита. Чтобы добиться максимального эффекта, следует намочить любую ткань веществом и обернуть ей метиз на некоторое время.
Термический способ
Если вышеперечисленные способы не дают нужного результата, остается один выход – огонь. Нагревание элементов и моментальное охлаждение позволяет быстро освободить резьбовое соединение от накипи. После нагрева газовой горелкой или другим приспособлением, метиз нужно остудить машинным маслом.
Практически в любой ситуации болты можно откручивать подручными средствами. Все, что понадобится – это плоская или крестовая отвертка, рожковые ключи, головки, смазывающий состав и немного усилий.
Удалось ли Вам решить свою проблему по рекомендациям из статьи?
Да!
48.03%
35.43%
16.54%
Проголосовало: 254
Как правильно демонтировать
Задача делится на две части – сохранить по возможности грани гайки и не позволить её срезаться, оставив обломок в теле ответной части.
Если целые грани
Пока грани гайки ещё не повреждены, следует воспользоваться правильным инструментом для откручивания. Применение накидного или тем более рожкового ключа тут неуместно.
Для тормозных трубок производятся специальные накидные ключи, имеющие значительную ширину, снабжённые прорезью под трубку и зажимом с силовым винтом. Ключ надевается на гайку с пропусканием трубки в прорезь и надёжно фиксируется резьбовым зажимом. Сорвать грани в таком случае уже не получится.
Остаётся опасность среза гайки излишним приложенным крутящим моментом. Деталь тонкостенная и слабая, повреждается при очень умеренном усилии на коротком рычаге ключа, поэтому закисшее соединение следует максимально ослабить.
Есть несколько способов, применять которые надо все последовательно, чтобы исключить неприятности:
- соединение надо пролить проникающим составом типа «жидкий ключ», обычно вполне достаточно универсальной смазки типа WD40 или ей подобной, потребуется около получаса на получение эффекта смачивания резьбы;
- гайку надо тщательно простучать в боковом и осевом направлениях, по оси это удобно делать через такой же спецключ, но меньшего размера, надетый на трубку и поставленный в упор на гайку, удары наносятся небольшим молотком близко к головке ключа, резко и отрывисто;
- сбоку бить следует через тупой бородок по граням гайки тем же молотком, важна не сила, а резкость и многократное повторение, между попытками надо пробовать гайку на отворачивание без приложения лишней силы, большую роль играют навык и чувство меры;
- крайней, но эффективной мерой станет неоднократное нагревание детали газовой горелкой с тонким точечным соплом, при нагреве и охлаждении распирающие пористые продукты будут обминаться, горячую гайку крутить не стоит, поскольку она расширена и зажата ещё сильнее, охлаждать можно той же проникающей жидкостью.
Разумеется, при работе с нагревом тормозная жидкость должна быть полностью слита, и приняты меры противопожарной безопасности.
Если сорваны грани
Случается, что неграмотные попытки отворачивания уже привели к порче граней. На определённом этапе это не помешает надёжно зацепиться тем же спецключом, он плотно охватит и зажмёт всё, что ещё осталось.
Как вариант, можно срезать трубку и воспользоваться торцевой головкой уменьшенного размера с захватом за середины граней. Но спецключ всё равно эффективнее.
Иногда для демонтажа применяют сварочный аппарат, приваривая к выступающей части гайки другую, большего диаметра. Основной эффект при таком способе даёт именно экстремальный нагрев детали, после чего она удивительно легко отворачивается от небольшого усилия.
Последним вариантом станет высверливание остатков гайки и удаление витков резьбы
Работать следует осторожно, чтобы не повредить ответную деталь
Даже если трубку удалось демонтировать, то лучше будет её заменить. После борьбы с закисшей резьбой соединение потеряет такие свойства, как прочность, надёжность и герметичность. Можно использовать штатные детали или самостоятельно изготовить новую медную трубку, применив ремонтные технологии развальцовки её со стороны контакта с суппортом или шлангом.
Медь гораздо меньше корродирует, что обеспечит повышенную безопасность в работе тормозной системы. Заводы не применяют её из экономии в серийном производстве.
Способы откручивания болтов, шурупов, винтов со слизанными гранями
Если привычным способом не получилось открутить крепёжные элементы, у которых слизались грани, можно использовать один из нескольких проверенных вариантов.
Газовый ключ
Этот метод применяют при откручивании болтов, так как у них выступает головка, за которую можно ухватиться. Для этого:
- Очищают головку болта.
- Смазывают место соединения керосином или соляркой, хорошо помогает жидкость типа WD-40, и оставляют на 15–20 минут.
-
Откручивают болт. Делают это газовым ключом. С его помощью создаётся большое усилие и удаётся хорошо захватить даже круглую головку.
Недостаток такого способа в том, что не всегда есть возможность подобраться газовым ключом к нужному болту.
Нарезка новых граней
Если болт крупный, то при помощи болгарки на нём можно нарезать новые грани. Достаточно сделать их всего 4 и при помощи уже меньшего ключа открутить болт. Можно нарезать новые грани на болте напильником, но это сложнее и дольше. На головке винта или шурупа можно сделать прорез при помощи ножовки по металлу или болгарки.
На головке шурупа или винта можно сделать более глубокий надрез для отвёртки
Молоток и зубило или ударная отвёртка
Этот вариант больше подходит для слизанных гаек или достаточно крупных винтов. Зубило упирают в головку крепёжного элемента и, ударяя по нему молотком, постепенно проворачивают винт или гайку. Небольшие винты или шурупы можно открутить при помощи ударной отвёртки и молотка. После ослабления крепления работа выполняется уже обычной отвёрткой.
Ударной отвёрткой можно открутить небольшие винты или шурупы со слизанными шлицами
Жгут или кусок резины
В этом случае используют небольшую часть медицинского жгута или кусочек плотной резины. Выбранный материал укладывают сверху на головку винта или шурупа, после чего надавливают отвёрткой и постепенно его проворачивают. Наличие резины поможет увеличить трение и решить проблему.
Жгут укладывают между отвёрткой и головкой винта или шурупа
Экстрактор
Экстрактор — специальный инструмент, который используется для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками.
Экстрактор — инструмент для откручивания винтов, болтов или шурупов со слизанными или сломанными головками
Порядок его применения:
- При помощи тонкого сверла в головке делают небольшое отверстие. В некоторых случаях экстрактор можно просто забивать в слизанный шлиц винта.
- Подбирают экстрактор необходимого диаметра. Вбивают или вкручивают его в подготовленное отверстие. Это зависит от того, применяется обычный или винтовой инструмент.
-
Выкручивают болт.
Видео: откручивание слизанного винта при помощи экстрактора
Обычное или левостороннее сверло
В продаже есть левосторонние свёрла с вращением против часовой стрелки. Они улучшают центрирование инструмента и снижают нагрузку на сверло, что даёт более высокую производительность и точность сверления. Вставив такой инструмент в дрель, можно открутить винт или шуруп со слизанной головкой. Если левостороннего сверла нет, можно попробовать высверлить застрявший крепёж при помощи обычного. В этом случае надо брать сверло, диаметр которого меньше диаметра болта или винта
Действовать необходимо осторожно, чтобы не пришлось потом нарезать резьбу для нового крепежа
Сверло должно иметь диаметр меньше, чем у проблемного болта
Клей
К головке проблемного винта или шурупа при помощи эпоксидного клея или клея под названием «холодная сварка» фиксируют гайку соответствующего диаметра. После того как клей надёжно её закрепит, при помощи ключа проворачивают гайку и вместе с ней откручивают винт или шуруп.
При помощи клея к слизанной головке фиксируют гайку, а затем вместе с ней откручивают винт
Сварка
Если рядом есть сварочный аппарат, то зафиксировать на головке болта или винта новую гайку можно путём её приваривания. После этого его можно будет сразу открутить.
К проблемному болту или винту можно приварить новую гайку
Припой и паяльник
Если надо открутить небольшой шуруп или винтик, используют паяльник и припой:
- Разогретый припой капают на головку крепёжного элемента со слизанными гранями.
-
Пока олово не застыло, в него вставляют отвёртку и ожидают несколько минут.
- Откручивают проблемный винт и чистят жало отвёртки от припоя.